Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Портфолио как новая форма оценки общих и профессиональных компетенций студентов

27.01.2015 684 1365
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, методист, преподаватель математики и информатики

Вятский колледж культуры

Слово «портфолио» возникло в эпоху Возрождения, так итальянские архитекторы называли папки, в которых приносили на суд заказчика свои строительные проекты. Начиная с 60-х годов в американской педагогике портфолио стали называть папки индивидуальных учебных достижений учащихся. Они могут содержать их рефераты, сочинения, эссе, решения задач – всё, что свидетельствует об уровне образования и духовной эволюции учащегося.

 

Сторонники идеи портфолио отмечают, что портфолио может быть чем – то гораздо большим, чем просто средством оценивания или собиранием учебных работ обучающихся. Это новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное понимание процесса преподавания, иную культуру учения. Портфолио предполагает выстраивание учебного процесса, в котором существенно меняется суть взаимодействия учителя и ученика.

 

Понятие портфолио может означать:

  • антологию работ учащегося, предполагающую его непосредственное участие в их выборе, а также их анализ и самооценку;
  • выставку учебных достижений учащегося по дисциплине (или нескольким дисциплинам) за определённый период;
  • коллекцию работ учащегося, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но усилия, приложенные к их достижению;
  • способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определённый период его обучения [2].

Новые образовательные стандарты потребовали от преподавателя пересмотра критериев оценки эффективности образовательного процесса.

 

Портфолио – это форма контроля, которая стала актуальна, распространена в среде СПО с введением новых ФГОС. В рамках КОСа (контрольно – оценочного средства) в профессиональных модулях – это один из этапов итоговой государственной аттестации, поэтому формировать его целесообразно уже 1 курса [1].

 

Основная цель формирования портфолио состоит в накоплении и сохранении документальных подтверждений студентов в процессе его обучения в образовательном учреждении [3].

 

Портфолио направлено на формирование и оценку следующих образовательных компетенций:

  • учебно-познавательная (организация целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности);
  • коммуникативных (умение представить себя);
  • личностного самосовершенствования (освоение способов самопознания и интеллектуального саморазвития, то есть развитие необходимых современному человеку личностных качеств);
  • социально-трудовых (владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения) и др.[4]

 

ФИРО предлагает следующую классификацию портфолио:

1. Портфолио документов – это папка с информацией о приобретённом опыте учебной и внеучебной работы. Включает:

свидетельства и отзывы:

  • почётные грамоты, благодарственные письма;
  • ксерокопии документов (дипломы, сертификаты об участии на конференциях, конкурсах и т. д.);
  • характеристики о прохождении практики;
  • копии рецензий на курсовую и дипломную работу (отзывы руководителей о её выполнении).

2. Портфолио творческих работ – это папка отражает усилия, прогресс и достижения студентов в определённой предметной области. Включает:

  • лучшие рефераты (презентации, проекты), выполненные по дисциплинам;
  • тезисы выступлений на конференциях;
  • публикации;
  • конспекты занятий по итогам прохождения практики;
  • оригинальные творческие работы (рисунки, поэзия и т.д.)

3. Рефлексивное портфолио – это папка, которая содержит результаты анализа и самоанализа, прогноз на перспективу.

4. Смешанное портфолио – это папка, которая содержит информацию о приобретённом опыте учебной и внеучебной работы, результаты творческой работы, самоанализ [1].


Оформление портфолио включает в себя обязательные элементы:

1. Титульный лист (профиль портфолио – рабочее или оценочное; коммуникационное или презентационное, учебное, научное, методическое, тематическое и др., ФИО студента, название предмета (дисциплины), период создания, ФИО научного руководителя).

2. Сопроводительное письмо автора с кратким описанием портфолио, определением цели и предназначения;

3. Содержание (оглавление) с перечислением основных элементов портфолио.

4. Разделы портфолио:

4.1. Мой портрет

1. Цель моего обучения в колледже.

2. Автобиография – анализ важнейших событий и эпизодов в жизни, основные этапы становления личности, факторы, события, люди, повлиявшие на это.

3. Самосовершенствование – это процесс осознанного, управляемого совершенствования личностью самой себя. Виды самосовершенствования:

  • физическое самосовершенствование – улучшение собственной внешности, здоровья;
  • самообразование – самостоятельное получение знаний, умений;
  • саморазвитие – самостоятельное развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, воли, способностей и т.д.
  • самовоспитание – избавление от плохих привычек, самостоятельное нравственное воспитание и т.д.

4. «Взгляд в будущее». Мои сильные стороны и перспективы роста – взгляд на свое «Я», сильные и слабые стороны.

4.2. Мои успехи в учебе

  1. Учебные достижения и компетенции студента 1 курса (II, III, IV).
  2. Участие в конкурсах, олимпиадах по учебным дисциплинам, специальностям.

4.3. Социальная активность студента

  1. Мое участие в студенческой жизни – свидетельствует о признании окружающими и осознании студентами своих достижений, жизненного учебного опыта.
  2. Я участвую в работе – отражает накопленный опыт социальной жизни, межличностные контакты, хобби, интересы.
  3. Портфолио достижений – список научных (учебно-исследовательских) работ.

4.4. Мои результаты

  1. Портфолио (отзывы).
  2. Презентация портфолио.
  3. Мое жизненное кредо.
  4. Резюме выпускника колледжа.
  5. Самоанализ и прогноз на будущее [4].

 

Ссылки на источники

  1. Дзюина, И.С. Контроль и оценка результатов усвоения учебной дисциплины «Русский язык» [Текст] / И.С. Дзюина // Среднее профессиональное образование. – 2012. - № 10. – С.147-155. – (Организационная работа).
  2. Методические рекомендации по формированию ФОС ОПОП НПО и СПО [Текст] / Сост. Ю. А.Федюнина. – ТО «Тульский промышленный техникум». – 2011. – 26 с.
  3. Новожилова, И.В. Формирование компетенций студентов в ситуации поиска работы [Текст] / И.В. Новожилова  // Среднее профессиональное образование. – 2011. - № 8. – С.18-23.
  4. Скачкова, Е.В. Портфолио как новая форма оценки общих и профессиональных компетенций студента [Текст] / Е.В. Скачкова // Среднее профессиональное образование. – 2011. - № 7. – С.83-89.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*