Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Повышение роли методической службы в процессе реализации ФГОС

27.01.2015 1386 2174
Андрейченко Зинаида Михайловна
Андрейченко Зинаида Михайловна, заместитель директора по научно-методической работе

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

В соответствии с законодательством РФ федеральный государственный образовательный стандарт – главный нормативный документ, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любой образовательной организации.

 

Достаточно ли методического сопровождения для реализации ФГОС, которое мы сегодня осуществляем? Как и в чем мы должны обновляться? А должны ли мы обновляться, чтобы соответствовать требованиям ФГОС?  Как должна измениться деятельность наших методических служб? Проблемы стоящие перед учебными заведениями состоят в том, недостаточно полно и продуктивно преподаватели владеют теоретико–методической базой, чтобы осуществить практическую деятельность в соответствии с требованиями ФГОС; со стороны обучающихся – имеют базовые пробелы в знаниях; масштабность и многоуровневость изменений: от локальных документов, методических инструментариев, технологических шагов по формированию новых результатов, до системообразующих программ дисциплин, междисциплинарных курсов, реализуемых нами программ. И суть проблем заключается в том, что новые введения недостаточно обеспечены технологическими шагами: недостаточно спроектирована и на управленческом и на педагогическом уровне система оценки новых результатов.

 

Перед педагогом стоит задача – передавать не только знания умения. ФГОС дает новый посыл – формирование деятельности, практического опыта.  

 

Поэтому методическая работа является одной из важных составляющих в учебно-методическом сопровождении реализации ФГОС в образовательной деятельности, направленной на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя, совершенствование методик преподавания общепрофессиональных дисциплин, междисциплинарных курсов и разработку учебно-методических материалов.

 

Существующая методическая работа не соответствует велению времени, недостаточно разработаны и освоены механизмы той методической работы, которая направлена на решение новых поставленных профессиональных проблем. Конечно, речь идет о деятельностном характере, поэтому методическая работа должна находиться в постоянном совершенствовании, особенно в рамках обновления содержания

 

Методическое сопровождение реализации ФГОС нами рассматривается как система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации обучения по образовательным программам

 

Основная цель методического сопровождения ФГОС нами видится в:

–оказание методической поддержки педагогическим работникам и обучающимся;

– создание условий для реализации требований ФГОС и достижения необходимого качества подготовки специалистов, рабочих (служащих).

 

Какие проблемы возникают при реализации ФГОС СПО нового поколения? Это: формулирование прогнозируемого результата (цели) освоения ППССЗ, ППКРС; обеспечение соответствующих условий реализации ППССЗ, ППКРС; изменение характера деятельности преподавателей (профессиональный цикл) и мастеров производственного обучения; определение адекватных форм (способов) оценки учебных достижений на этапе промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации.

 

Для решения этих проблем нами определены основные направления методического сопровождения ФГОС СПО:реализация ФГОС / апробация разработанных ППССЗ, ППКРС и их корректировки; адаптация образовательного процесса к требованиям ФГОС; разработка рекомендаций по организации учебной и производственной практики, промежуточной и государственной (итоговой) аттестации; создание комплексного методического обеспечения реализуемых ППССЗ, ППКРС. Для реализации этих направлений нами разработана  модель целостного методического сопровождения процесса реализации ФГОС СПО, включающая: организационно-методическое, информационное, нормативно-правовое; учебно-методическое, научно-методическое, научно-исследовательское и инновационное сопровождение.

 

Организационно-методическое сопровождение состоит в изменении структуры и содержания методической работы; создании новой компетентностной модели методической службы.

 

Организационно-содержательной основой инновационной деятельности в колледже стала реализация Программы Краевой опытно-экспериментальной площадки по теме «Компетентностный подход в методической работе колледжа как условие повышения качества профессионального образования».

 

В результате разработана, апробирована и внедряется, основанная на компетентностном подходе модель методической системы колледжа, модель профессиональной компетентности педагогов колледжа, которая  внедряется в колледже и имеет положительные результаты.В ней выделены: коммуникативная, психолого-педагогическая, методическая, предметная, исследовательская компетенции, готовность к саморазвитию.

 

В нашей модели методическая служба колледжа обеспечивает действенную систему внутриколледжного управления в организации, совершенствовании, развитии методической работы по внедрению и реализации новых ФГОС через созданный информационно-методический центр колледжа (ИМЦК), направленность действий которого осуществляется в тесном контакте с кафедрами, организует координацию опытно-экспериментальной и инновационной деятельности педагогов; информационно-аналитическое, психолого-методическое сопровождение участников образовательного процесса; управление методической работой педагогов.

 

Информационно-методический центр проводит научно-методические советы, где рассматриваются вопросы реализации ФГОС, научно-практические конференции, организует работу постоянно действующего методического семинара по теме: «Развитие профессиональной компетентности педагога современного колледжа», обучающие проблемные семинары, семинары – практикумы, участие педагогов в конкурсах различного уровня, в том числе и на уровне колледжа,

 

Традиционно в колледже проводятся конкурсы педагогического мастерства: «Мастер года», «Самый классный классный», «Преподаватель года, «Мудрая сова». За 4 года проведено 8 конкурсов, в которых приняло участие 46 педагогов. что позволяет не только повысить их профессиональную компетентность, осуществить мониторинг реализации ФГОС, определить проблемы и найти пути решения.

 

Для решении проблем учебно-методического сопровождения организована работа Творческих проблемных групп деятельность которых направлена на решение проблем разработки рабочих программ, фонда оценочных средств, освоение новых форм организации занятий, повышение профессиональной компетентности педработников.

 

Проблемы учебно-методического сопровождения реализации ФГОС заслушиваются на педагогических советах, Совете колледжа, совещании при директоре.

 

ИМЦ организует проведение мониторинга хода реализации ФГОС, методического сопровождения. Результаты представляются на педсоветах.

 

Особые затруднения вызывает у педагогов разработка контрольно-оценочных материалов (КОСов и КИМов). Для оказания им помощи в колледже организована работа творческих групп по разработке ФОС. Мониторинг состояния разработки фондов оценочных средств каждым педагогом, каждой кафедрой по каждой специальности и профессии был представлен на педсовете, по результатам которого были своевременно приняты решения.

 

Реализация задачи по нормативно-правовому обеспечению профессиональной подготовки специалистов в условиях внедрения ФГОС планомерно осуществлялась через: разработку новых локальных актов и корректировку действующих в колледже; издание приказов. И в этом направлении методической службой проведена большая работа.

 

Сколько и какие нормативно-правовые акты должны быть разработаны в наших ОО? Однозначно никто нам не скажет.

 

В статье 30. П.2  Федерального «Закона об образовании в РФ» дан минимальный перечень локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.

 

Нами разработаны локальные акты, о необходимости разработки которых конкретно говорится в других статьях ФЗ № 273. И в каждой статье есть направления, по которым мы обязаны иметь локальные акты.

 

Предоставленная нам ФГОС, самостоятельность должна быть подтверждена локальными актами.

 

Создание оптимального научно-методического обеспечения образовательного процесса – весьма сложная и трудоемкая задача. Для ее успешного решения педагогам недостаточно только компетентности в области преподаваемых учебных дисциплин и мастерства в вопросах формирования ЗУН. Необходимы знания понятий и сущности УМК учебных дисциплин, его состава, структуры, содержания, требований к его разработке, технологий и методики его проектирования. В педагогической и методической литературе еще нет единого понимания учебно- методического обеспечения образовательного процесса.

 

Основной и главный документ, который мы самостоятельно разрабатываем, утверждаем и реализуем на основании утвержденного Положения по разработке и периодическом обновлении – это ППССЗ, ППКРС.

 

В колледже разработаны методические рекомендации по разработке и периодическом обновлении программ подготовки специалистов среднего звена, которые содержат практические рекомендации, предлагают логический пошаговый алгоритм действий, устанавливают требования к структуре, содержанию и оформлению, прописывается порядок согласования, экспертизы, утверждения, а также актуализации и внесения изменений.

 

Для обеспечения методического сопровождения реализации ППССЗ, ППКРС нами созданы сборники рабочих программ по специальностям и профессиям, методические рекомендации по разработке методических документов, необходимых для методической поддержки реализации ФГОС

 

ИМЦк разработаны и используются педагогами шаблоны унифицированных документов по созданию УМК студента по учебной дисциплине, профессиональному модулю, УМК по ЛП занятиям, УМК по курсовому проектированию, УМК по практикам и другие документы.

 

Это значительно повышает качество разработки документов и облегчает работу педагогов.

 

Одним из важных направлений методической работы является методическое обеспечение выполнения требований ФГОС К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ, ППКРС раздела VII, которые образовательная организация обязанавыполнять.

 

Разработка всех документов, входящих в состав ППССЗ, ППКРС проведена нами на основе локальных актов: Положений и рекомендаций по разработке ППССЗ и ППКРС. Согласно пункта 7.1 ФГОС мы обязаны ежегодно обновлять ППССЗ, ППКРС. Мы реализуем это требование следующим образом: нами внесены  изменения в ходе апробации в учебные планы, по распределению объема вариативных часов,  по проведению практик и другое.

 

В приложениях к ППССЗ, ППКРС ежегодно вносим изменения, касающиеся сведений об обновлении (изменении) условий реализации ППССЗ, ППКРС по:

– кадровому обеспечению образовательного процесса;

– учебно-методическому и информационнму обеспечению образовательного процесса;

– материально-техническому обеспечению образовательного процесса;

– сведения об обновлении (изменении) условий реализации ППССЗ - базам (учебных, производственных) практик.

 

По решению кафедр и НМС нами внесены изменения в части содержания рабочих программ.

 

С целью обновления содержания в рабочих программах учебных дисциплин и ПМ нами внесены в них ОК и ПК и в раздел оценка результатов включены не только сформированные умения, знания, но и ОК и ПК.

 

В соответствии с требованиями ФГОС обновляются и учебно-методические комплексы (УМК) по учебным дисциплинам и профессиональным модулям.

 

С целью мотивации создания инновационных учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и проведения мониторинга в колледже в 2013-2014 году проводились конкурсы на «Лучший инновационный учебно-методический комплекс» и «Лучшее учебно-методическое сопровождение самостоятельной работы», в которых участвовали все педагоги.

 

Конкурс позволил не только осуществить мониторинг методического обеспечения реализации ФГОС, но и оценить качество методического обеспечения.

 

Для выполнения требований ФГОС по эффективному обеспечению самостоятельной работы в каждой рабочей программе по УД и по ПМ наши педагоги указывают тематику и формы внеаудиторной самостоятельной работы. В колледже имеется Положение и рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы.

 

Каждый преподаватель разработал для студентов методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

 

В ФГОС СПО нового поколения разделе 7 п.7.1 отмечается, что педагоги должны использовать активные и интерактивные формы проведения занятий. Большинство преподавателей колледжа, да я не ошибусь, если скажу и не только нашего, в качестве инструментария реализации образовательных задач используют различные приемы, методы и технологии обучения, разработанные и описанные для школьной образовательной практики или для высшей школы, что объясняется на мой взгляд тем, что многие методы и педагогические технологии имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к использованию на разных уровнях образования, а с другой стороны – недостаточной разработанностью специфических методов обучения различным профессиям и специальностям СПО. Между тем компетентностный подход предполагает нацеленность на результат в виде не только знаний, умений, навыков, но и обязательного опыта практической деятельности, настоятельно требует переосмысления способов отбора и конструирования методов обучения в процессе профессиональной подготовки обучающихся. Отбор и конструирование методов обучения должны стать ведущими профессиональными компетенциями преподавателей реализующих ФГОС 3 поколения. Отправной точкой в этой работе являются требования к реализации ФГОС (раздел 7, п.7.1) и это требование в ФГОС носят не рекомендательный характер, а обязательный для исполнения. Во- вторых отличаются по уровням профессионального образования: в ППССЗ предусмотрена реализация активных и интерактивных форм проведения занятий, для ППКРС – активных. В третьих подчеркивается направленность указанных форм на развитие ОК и ПК.

 

По решению НМС колледжа педагогами внесен в рабочие программы раздел 3.3. Образовательные технологии, в котором определены и формы активных и интерактивных форм проведения занятий. Кроме того, в КТП преподаватели конкретно указывают формы занятий и реализуемые ОК и ПК. Эти формы организации обучения соответствуют требования компетентностного подхода, поэтому должны найти свое место в системе профессиональной подготовки обучающихся.

 

В рамках инновационной деятельности по теме «Использование компетентностно-ориентированных технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения» нами были определены наиболее эффективные технологии формирования общих и профессиональных компетенций студентов.

 

Для педагогов создавались условия для освоения современных продуктивных методов и приемов, их внедрению в образовательный процесс. Проводились фестиваль открытых уроков, мастер-классы.

 

Вопросы применения современных образовательных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения рассматривались на педсовете по теме «Методико-технологическая компетентность педагога в условиях реализации ФГОС третьего поколения».

 

Одним из направлений, которые коснулись совершенствования методической работы, стало проведение мониторинга реализации ФГОС. Нами проведен мониторинг внедрения компетентностно-ориентированных технологий педагогами колледжа в образовательный процесс. Итоговые результаты мониторинга дали возможность проверить, насколько педагоги колледжа освоили и применяют различные технологии; выявить не только положительные моменты, но и определить проблемы, которые нам необходимо решать для успешной реализации ФГОС нового поколения.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*