Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности воспитания личности одаренного ребенка в специализированном учебном заведении

22.01.2015 305 485
Антипина Светлана Афанасьевна
Антипина Светлана Афанасьевна, воспитатель

Якутский хореографический колледж им. А. и Н. Посельских

В настоящее время хореографическое воспитание становится всё более актуальным и приобретает системный характер, так как посредством танца можно осуществить как эстетическое, так в равной степени, и физическое воспитание, а также организовать досуг детей, что немаловажно для социальной сферы современного общества. Но каждый ребёнок обладает своим набором способностей и возможностей, необходимых для занятий хореографией. Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития. Это в сою очередь подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности

Проблема развития одаренных детей и подростков в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано  с потребностью общества в неординарной творческой личности. Выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

Среди детей, которые выбирают свой профессиональный  путь уже в десять лет, особую категорию составляют будущие артисты балета.

В 2013-2014 учебном году в Якутском хореографическом колледже имени Аксении и Натальи Посельских обучаются 104 учащихся из разных улусов республики.

Для иногородних детей предоставляются места в уютном общежитии, где созданы все условия, необходимые для полноценного обучения и дальнейшего развития. Заведующей общежитием является Аммосова Екатерина Макаровна, заслуженный работник культуры РС (Я). В интернате проживают 43 воспитанника из 8 улусов, в том числе мальчиков - 21, девочек – 22. Из полных семей - 23 (53,5%), неполных семей - 14 (32,6%), дети-сироты  и  дети, оставшиеся без попечения родителей-6 (14%), из всего количества многодетных семей – 18 (42%).

Социальный статус по образованию родителей, воспитывающихся в интернате: среднее образование - 10, средне-специальное образование - 20, высшее образование - 11.

Воспитательная работа в колледже и общежитии является частью комплексной воспитательной системы колледжа. Воспитательным коллективом, родительским комитетом и студенческим советом общежития решаются задачи по созданию благоприятных условий для проживания и занятий, творческого самовыражения и раскрытия потенциальных способностей воспитанников и формированию навыков самодисциплины и гармонизации межличностных отношений. Все эти условия помогают воспитанникам добиваться успехов в обучении, умению жить в коллективе, и при этом сохранить свою индивидуальность и независимость. Одним из основных направлений работы воспитателей является создание условий, в которых ребенок смог бы всесторонне развиваться, несмотря на отрыв от семьи.

В общежитии дети в течение учебного года живут вдали от своих родителей, от семьи. Чтобы как- то восполнить это в нашей работе применяется принцип «семьи»: воспитатель-мама, имеет 5-6 детей разного возраста, также дети постарше-малышам приходятся старшей сестрой, старшим братом. Каждая «мама», приходя на работу, полностью погружается в жизнь семьи и помогает решать насущные каждодневные проблемы детей, и радуется и огорчается вместе с ними. И именно к ней они обращаются за помощью, выполняют домашнее задание, празднуют дни рождения, строят планы, тем самым осуществляется искреннее свободное общение, близкое к модели семейного. У каждой семьи своя секция, где проживают дети. Отрадно и то, что дети с удовольствием вступают в «семью», принимая все правила и требования общежития. Таких семей в нашем общежитии 8. У каждой «семьи» свои достижения, которые бережно собираются всеми членами семьи в семейное портфолио.

Главной задачей воспитательной работы в семьях - это адаптация воспитанников интерната к новым условиям жизни, в новой разновозрастной семье, установление психологического контакта с каждым членом семьи, изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка, его наклонности, найти индивидуальный подход к каждому, создать благоприятный климат в семье. Также научить детей жить в коллективе семьи, воспитывать чувство заботы, ответственности, взаимопомощи.

Доброй традицией стала ежемесячное проведение различных тематических открытых мероприятий, в которые вовлекаются все члены «семьи». Дети сами являются сценаристами, режиссерами и ведущими проводимых мероприятий. Ежегодно к началу учебного года проводятся «Осенний калейдоскоп», тематические вечера по здоровому образу жизни, новогодние праздничные вечера, День Матери и «Портрет семьи», направленный на изучение своей родословной. «Тереебут  туелбэм» - защита работ по истории своей малой родины, выход в Дом Арчы, на обряд очищения, ставшей традицией. Ценны они тем, что всю информацию ребята черпают из бесед со своими родителями, родственниками, изучают семейные архивы. Следует отметить, что по итогам учебного года, в колледже проводится конкурс «Лучшие из лучших», где в номинации «Лучший праздник в общежитии» не раз побеждает наш опытный воспитатель Попова Евдокия Алексеевна. Она провела такие мероприятия, как «Гавайская вечеринка», «Восточный новый год», «Вечер ретро» и др. Каждое ее мероприятие отличается своеобразностью и обилием красок, которое ждут все дети и воспитатели.

Познавательными и интересными являются мероприятия, проводимые опытным воспитателем Петровой Марией Валентиновной, такие как «Остуол оонньуулара» (настольные игры) и «Ебугэлэр оонньуулара» (национальные игры)

Особое внимание уделяется занятости ребят в свободное от учебы время, хотя их бывает очень редко, так как нагрузка каждого учащегося нашего колледжа сопоставимы с нагрузкой взрослого артиста. Каждый воспитатель ведет запланированную работу кружков по интересам воспитанников, такие как: вязание, игра на хомусе, настольные национальные игры, настольный теннис, школа «Этикета» и др.

Для ознакомления со спецификой учебного процесса в колледже организуются дни открытых дверей, где родители посещают уроки специальных предметов, экзаменационные уроки, лично встречаются с педагогами, получают консультацию психолога. Так как половина родителей из улусов и у них нет возможности посещать уроки, поэтому с ними работают непосредственно воспитатели «мамы», которые также не пропускают открытые уроки и постоянно извещают родителей об успехах и порой неудачах их детей.

Вопросы трудового воспитания находятся постоянно в центре внимания воспитателей. Система трудового воспитания состоит из кружков, хозяйственных работ, уборке своих комнат, территории колледжа и общежития. В общежитии установлено самообслуживание. Дети под присмотром воспитателей, старших детей «семьи» стирают одежду, поддерживают порядок в комнатах. Гигиеническими навыками и навыками уборки комнат владеют все воспитанники интерната. Воспитателями постоянно контролируется качество выполнения операция по самообслуживанию.

Необходимо помнить, что семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой интернат, никакие педагоги, никакие специально создаваемые условия. Поэтому  каждая семья,  за каждый короткий каникулярный летний период должна привить ребенку семейные ценности, культуру семейных отношений и традиций, научить навыкам ведения домашнего хозяйства, основам семейной экономики.

Самое сложное в работе воспитателей с родителями детей, проживающих в интернате, на данном этапе является отдаленность проживания самих родителей или лиц их заменяющих. Практически с некоторыми ведется общение только по телефону, и сами родители не имеют возможности приезжать и знакомиться с их учебой, не имеют каждодневного контакта со своим ребенком. И дети растут без внимания и проявления живого интереса родителей к их успехам, к тому, к чему они учатся ежечасно, ежеминутно отдавая всю свою растущую энергию для самого любимого занятия под названием – Балет. Но, несмотря на все проблемы, наши дети постигают азы балетного искусства, продвигаясь все дальше и дальше усилиями всех педагогов, знающих свое дело.

Следует всегда помнить, что становления профессионализма в воспитании будущего артиста, является роль родителя. Она особо важна и необходима. Потому что семья была, есть и будет всегда важнейшей средой формирования личности. Психологически благоприятная семейная атмосфера, личный интерес родителя к выбранной профессии ребенка, его активное участие в образовании создают позитивные предпосылки для профессионального роста и результата воспитания ребенка. Мы ставим в пример наших активных и заинтересованных в детях родителей: Шин Айхон Самхуловну, Гузенко Николая Васильевича, Уваровскую Наталью Николаевну, Попову Елену Александровну. Уровень нравственности таких родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социального общения имели, имеют и будут иметь решающее значение в совместном формировании моральных и профессиональных качеств ребенка.


Использованная литература

  1. Аммосова Е.М. «Мы вместе - дружная семья» Вестник. Якутск: 2011 г.  
  2. Данилова С.С. «О социально-педагогической деятельности в колледже» Вестник: Якутск: 2013 г.
  3. Данилова С.С. «Воспитание человека одна из приоритетных задач образовательной системы училища», Вестник. Якутск: 2009 г.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*