Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Метод проектов в обучении иностранному языку

09.11.2011 667 3755
Алексеева Наталья Викторовна, преподаватель иностранных языков

Опочецкий индустриально-педагогический колледж
В настоящее время метод проектов имеет широкое распространение в обучении иностранному языку. Благодаря проектной методике в технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность и изобретательность студентов, а преподаватель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя и координатора. Целью метода проектов является устранение зависимости студента  от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной  проблемы, взятой из реальной жизни.


В основе любого проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, студентам требуется не только знание языка, но и владение определенными умениями, например: работать с информацией, разнообразным справочным материалом; находить несколько вариантов решения проблемы, прогнозировать последствия того или иного решения проблемы, вести дискуссию, слушать и слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения и т.п.


Метод проектов применяется мною  более десяти лет. Начав работать со студентами  колледжа, я почувствовала, что отработанный по темам языковой материал как бы «повисает в воздухе» и требует какого-то дополнительного выхода. В поисках путей наиболее эффективного использования полученных знаний и умений  я пришла к  методу проектов. Планирование работы начинается с отбора страноведческого и языкового материала. Каждый проект соотносится с определенной темой устной речи. Для организации проектной работы отбирается только тот материал, который вызывает интерес у студентов.  К таким проблемам можно отнести следующие: исследование истории возникновения различных праздников страны изучаемого языка, проблема свободного времени молодежи, проблема взаимоотношений между поколениями и т. п. Решаемая проблема должна иметь  практическую, теоретическую и познавательную значимость.


Например, при подготовке проекта «Система образования России и страныизучаемого языка» обсуждается следующая проблема: какая система эффективней? Что положительного можно взять в системе образования России и Великобритании или Германии, чтобы построить  школу будущего? Какой вы эту школу представляете?


В проектах доминирует творчески-информационная направленность, так как они имеют своей целью сбор информации по какой-либо проблеме, затем ознакомление с этой информацией, облекаемой в определенную форму - газету, коллаж, реферат, альбом, презентацию. Подготовка и защита проектов проводится на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации языкового материала на репродуктивном уровне. Проект по теме «Система образования России и страны изучаемого языка»носил название «Школа моей мечты». Студенты представляли свои проекты, рассказывая о всевозможных достоинствах разработанной ими школе будущего.


В прошлом учебном году вместе со студентами было разработано несколько проектов. Например, изучение разговорной темы «Взаимоотношения в семье» мы завершили проектом «Мое генеалогическое дерево», поскольку большинство студентов предпочли работать индивидуально по этой теме. Экспертная группа из нескольких человек готовила вопросы участникам проекта. При подведении итогов члены экспертной группы вручили каждому участнику памятные дипломы с надписью: «Самая большая семья», «Самая спортивная семья», «Самая веселая семья», прокомментировав свое решение.


Работая над темой «Страна изучаемого языка», студенты выполняли проектное задание «Выдающиеся люди Великобритании». Им была предложена следующая проблемная ситуация: если бы вы составляли некое справочное пособие о выдающихся людях Великобритании, то о ком вы написали бы в первую очередь? Кто, на ваш взгляд, внес значительный вклад в развитие мирового искусства и культуры? Каждый студент выбрал одного представителя искусства и культуры Англии, готовил сообщение о нем на иностранном языке и оформлял материал для совместного альбома «Выдающиеся люди Великобритании», который теперь можно использовать в работе и в других группах.


Изучая тему «Города Великобритании», студенты разрабатывали маршрут экскурсии по стране изучаемого языка (проект «Путешествие по городам Англии»). Каждая группа, состоящая из трех человек, представляла один город, рассказывала об его истории, достопримечательностях и известных людях, родившихся в этом городе. Таким образом, был представлен один туристический маршрут по Великобритании, включивший в себя пять самых интересных для группы  городов таких, как Лондон, Кентербери, Кембридж, Оксфорд, Ливерпуль. Благодаря этому путешествию, мы познакомились так же с биографией и творчеством  Д. Чосера, В.  Шекспира и группы «Битлз».


В рамках работы над темой «Традиции и обычаи страны изучаемого языка» студенты проводили сравнительный анализ истории и традиций различных праздников двух стран. Результаты своей исследовательской работы по теме «Праздники России и Англии/Германии» студенты представили в  компьютерных презентациях об этих праздниках. Они выявили общее и различия в традициях таких праздников, как рождество, новый год, пасха, день матери и других.


В работе со слабыми студентами и с целью экономии учебного времени можно  использовать и  малые проекты (на 1-2 урока). В своей работе я довольно часто прибегаю к работе с  синквейнами, коллажами и различными плакатами. Студенты  составляют синквейны  на последних занятиях по учебной теме. Это форма позволяет им систематизировать изученный материал и  выразить свое отношение к изучаемой проблеме. Синквейны имеют строгую структуру и правила составления:

 1 строка - одно существительное (название темы/проблемы),

 2 строка – два прилагательных (описание  темы/проблемы),

 3 строка – три глагола (описание своих действий по теме/проблеме),

 4 строка - четыре-пять слов любой части речи (свое отношение к теме/проблеме),

 5 строка - одно существительное (синоним изучаемой темы/проблемы).


Приведу несколько  примеров  синквейнов , составленных студентами на английском языке:

Generation gap

Difficult and serious

Understand, explain , forgive

Part of my daily life

Problem

 

Friendship

Important and necessary

Help, support and understand

Themostimportantthing

Happiness

 

Студенты не только составляют свои синквейны на иностранном языке по всем правилам, но и оформляют их для выставки  своих творческих работ (отпечатывают на компьютере  и добавляют иллюстрации,  необходимые для раскрытия темы).


По теме «Жизнь молодых людей» студенты  любят работать с коллажами. Им предлагается   закончить предложение «Быть молодым для меня значит…» и раскрыть  свое мнение  через подбор словосочетаний на иностранном языке, своих рисунков и иллюстраций. Подобные коллажи можно составить по теме «Проблемы молодых людей», «Первая любовь/дружба». Как правило, работы получаются очень интересными и разнообразными.


Изучая тему «Экология»,  мы разрабатываем  плакаты на самые актуальные экологические проблемы с соответствующими подписями на иностранном языке. Студентам можно предложить составить антитеррористические плакаты в рамках работы над темой «Политическая система страны изучаемого языка».


Работа над данными проектами позволяет сделать вывод о том, что если целенаправленно и систематически использовать их в работе при обучении иностранным языкам, то эффективность будет высокой. Например, увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода текста, работы со словарем и другими справочными материалами. Совершенствуются умения устной и письменной речи, расширяется кругозор студентов, развиваются коммуникативные  навыки.   Метод проектов дает большие  возможности для активной устной практики студентов. Наличие элементов поисковой деятельности создает условия для их билингвального и бикультурного развития. Кроме того, процесс работы над проектом развивает интерес к иностранному языку как к предмету.


Следует отметить, что работа по методу проектов наряду с многочисленными преимуществами имеет и определенные трудности. К этим трудностям можно отнести недостаточный уровень языковой подготовки в отдельных группах, нехватку времени (по учебному плану на изучение темы отводится в среднем 10 уроков), недостаточную подготовленность студентов к проектным формам работы и сложность вовлечения слабых студентов в данную работу. Но чем вдумчивей преподаватель готовится к занятию, прогнозируя  возможные речевые и языковые действия студентов, планируя уровень опор, необходимых для каждой группы или студентов в отдельности, тем продуктивнее проходит занятие.


Не нужно слишком часто обращаться к проектам, так как это ведет к быстрому утомлению студентов и нежеланию принимать активное участие в них. Целесообразно включать студентов в проектную работу 1-2 раза в учебный семестр, если это средние по продолжительности проекты, 2-3 раза, если это малые проекты. При соблюдении данных рекомендаций и умелом сочетании с другими методами проектная методика оказывает положительное обучающее воздействие на студентов и способствует их всестороннему развитию.


Таким образом, использование метода проектов дает возможность студентам больше работать самостоятельно и на занятиях, и во внеурочное время, развивать их творческие способности,  проявлять свои лидерские качества, совершенствует  умение работать в команде. Благодаря данному методу можно решить такие задачи, как преодоление инертности студентов на занятиях, боязни говорить и писать на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. У них появляется личная ответственность за свои знания и умения, возможность включить их в реальную деятельность.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*