Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Разработка открытого урока по теории государства и права по теме: «Право в жизни человека. Правонарушения и юридическая ответственность»

16.01.2015 580 1014
Гостищева Лидия Васильевна
Гостищева Лидия Васильевна, преподаватель юридических дисциплин

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

Технологическая карта учебного занятия

 

Дисциплина: Теория государства и права

Дата: 12 декабря 2014г.

Группа: Ю-21

Тема занятия: «Право в жизни человека. Правонарушения и юридическая ответственность»

Тип занятий: Учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний и способов действий, умений, навыков с применением элементов кейс – метода.

Вид занятий: комбинированный урок

Время: 80 минут

Цель занятия: Обеспечить проверку и оценку полученных знаний и способов деятельности студентов

Задачи:

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к праву;
  • Формировать нравственные ценности на основе критического осмысления проблем;
  • Развивать умение работать в группах, парами и в коллективе;
  • Формировать умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • Формировать умение и навыки работы в сотрудничестве.

Образовательные:

  • Развить умение работать с источниками права, аргументировать ответ юридическими терминами, анализировать схемы и диаграммы, пользоваться правовой информацией, продолжить работу над формированием прочных знаний и представлений учащихся о необходимости соблюдения закона, неотвратимости наказания;
  • Закрепить полученные ранее знания о правомерном поведении, правонарушениях и юридической ответственности
  • Научить принимать самостоятельные решения при выполнении практических заданий и контролировать свои действия;

Развивающие:

  • Развивать нравственные качества, нравственно-эстетическую оценку предметов и явлений;
  • Развивать ораторские способности;
  • Развивать умение работать с источниками права, аргументировать ответ юридическими терминами, анализировать схемы и диаграммы, пользоваться правовой информацией,  продолжить работу над формированием представлений учащихся о необходимости соблюдения закона, неотвратимости наказания;
  • Познакомить с процедурой применения мер юридической ответственности за совершенное правонарушение
  • Формировать умение характеризовать понятия "правонарушение", "ответственность";

Методическая цель:

  1. Показать на учебном занятии применение продуктивных методов обучения (работа в творческих группах, проектная деятельность, метод критического мышления, использование ИКТ);
  2. Обеспечить проверку и оценку знаний и способ деятельности студентов, научить их коррекции своих знаний и способов деятельности.

Методы и приёмы:

  1. Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (приёмы: наблюдение, демонстрация опыта, презентация)
  2. Методы передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического его восприятия (исследовательская деятельность)
  3. Методы стимулирования и мотивации студентов (приёмы: создание проблемной ситуации, проблемное изложение, групповая исследовательская деятельность, выполнение творческого задания)
  4. Метод моделирования ситуации по заданным критериям, лидерства, умения анализировать большой объём информации, принимать решения в условиях недостатка информации.
  5. Методы контроля.

Принципы обучения:принцип научности, принцип наглядности, системный подход к изучению материала, доступность изложения, опора на интуицию.

Форма организационной работы на учебном занятии:фронтальная, индивидуальная, групповая.

Виды речевой деятельности: чтение, говорение.

Оснащение: компьютеры, проектор, раздаточный материал, презентация

 

Структура и методический инструментарий занятий

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Методические приемы

Деятельность студентов

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к занятию, создание рабочей обстановки

Техническая пятиминутка

Приветствие преподавателя, выполняют упражнение

Сообщение темы и плана занятия

Тема. Объяснение значения темы и сущность предстоящей работы. Постановка цели и задач урока, упражнение на концентрацию внимания путем логического обозначения темы

Концентрация внимания

Воспринимают информацию и путем подстановки нужных слов называют тему урока

Актуализация знаний необходимых для урока

Проводит фронтальный опрос на тему: «Мы и закон. Правонарушение и юридическая» ответственность Студентам заданы вопросы из ранее изученного раздела

Фронтальный опрос

Студенты отвечают на поставленные вопросы

Дебаты по заранее определенным проблемным темам

Из состава учащихся формируется 4 творческие проблемные группы численность по 5 человек, которые представят свою точку зрения на проблемные вопросы в обществе. На обсуждение выносятся 2 темы: «Возможно ли в РФ правовое государство» и «Гражданский брак - за и против»

Метод дебатов Взаимообучение

Создают 4 группы по5  человек в каждой путем жеребьевки выбирают тему и аргументировано излагают свою позицию. Две другие команды оценивают убедительность  доводов выступающих. После этого команды меняются местами

Закрепление материала

Преподаватель предлагает обучающимся выполнить участи в «Своей игре»

Метод игры

Каждая группа активно участвует в состязании.

Соведущий проводит игру, жюри оценивает результаты в рейтинг-листе

Контроль изученного материала

Преподаватель выдает задание каждой группе в виде опорных элементов ситуационных задач

Проблемный метод моделирования ситуаций по заданным критериям

Студенты развивают ситуацию по заданной проблеме

Конкурс красноречия

Преподаватель формулирует тему выступления: «Сила закона в его соблюдении?»

Словесный метод

Представитель каждой группы выступает со своими предложениями

Подведение итогов занятия

Преподаватель подводит итоги работы каждой команды, комментирует ответы, выступления и выставляет оценки. Награждает команду- победителя.

Метод стимулирования и создания ситуации успеха.

Обучающиеся воспринимают информацию на слух, поздравляют друг друга.

Рефлексия

Преподаватель предлагает каждому участнику оценить собственное состояние в ходе урока и отношение к нему

 

Обучающиеся раскладывают свои листочки участия в заранее приготовленные кармашки

 

Ход урока

1. Организационный момент.

Объявление целей и задачи  урока.

2. Актуализация прежних знаний.

Мир права предстает перед нами в виде различных прав и обязанностей, правил и законов, мыслей и переживаний о том, что справедливо и не совсем. Немудрено, что каждый человек переживает мир права по-своему. Поэтому споры о нем не затихают до сих пор и вряд ли когда - нибудь прекратятся.

1. Мотивация

– Давайте рассмотрим такой случай или, как говорят юристы, казус.

Первокурсник Макаров завязал драку в фойе колледжа, в ходе которой было разбито большое окно, и один из его одногрупников поранил лицо осколками стекла.

– Как вы думаете, что может грозить Макарову за это? (Ответы ребят)

Если бы на этот казус посмотрел юрист, то он, прежде всего, задал себе вопрос: а к каким видам правонарушений можно отнести поступок Макарова? Ведь именно от этого зависит и наказание.

Чтобы вы сами обозначили тему нашего занятия, предлагаю вам следующее задание:

Вставьте подходящие по смыслу слова:

СЛАЙД 1. А) Согласно Конституции я имею ………

Б) Самое ценное у человека - его ….., и никто не вправе ее лишать

В)…….  -   это звучит гордо

Г)…….. - противоправное деяние, влекущее меры государственного принуждения со стороны государства

Д)………………- санкции государства за совершенные проступки и преступления

2. Объявление темы, учебных результатов и хода занятия

СЛАЙД 2. Тема нашего занятия как раз и называется «Право в жизни человека. Правонарушения и юридическая ответственность».

СЛАЙД 3-5.

СЛАЙД 6-7. Существует 2 вида правонарушений – какие? (Проступки и преступления)

Предлагаю провести своеобразную разминку в форме фронтального опроса

Кража денег из банка (преступление)

Повреждение дерева (проступок)

Клевета на человека (проступок)

Убийство человека (преступление)

Азартные игры (проступок)

Ограбление прохожего (преступление)

Нарушение техники безопасности (проступок)

Террорист попытался угнать самолет (преступление)

Рабочий совершил прогул (проступок)

Девушка похитила чужого ребенка (преступление)

Дебош в общественном месте (проступок)

Ложное сообщение об акте терроризма (преступление)

Распитие спиртных напитков в общественном месте (проступок)

 Переход дороги на красный свет светофора (проступок)

Следующим этапом нашего урока является мини-дебатов. На обсуждение предлагаются 2 темы: «Возможно ли в России правовое государство?» и «Гражданский брак: за и против»

 Группа разбита на 4 команды. Ребята путем жеребьевки выбирают свой вариант проблемной темы. В ходе обсуждения команды сами оценивают убедительность доводов выступающих. После этого команды меняются местами. Оценки, выставленные командами, жюри заносит в рейтинг-лист.

Ну что ж, выступления завершены, оценки выставлены. Пришло время поиграть. Всем известна «Своя игра» и сегодня мы с вами постараемся воплотить ее в рамках нашего занятия. Вам предлагается шесть категорий знаний: армия, образование, география, правонарушение, юридическая ответственность, политика. В каждой категории стоимость вопроса колеблется от 1 до 5 в зависимости от сложности. Команды играют.

Жюри подводит и объявляет итоги

Вопросы для «Своей игры»

Категория «Армия»

  1. Кто является верховным главнокомандующим Вооруженных сил в РФ? (Президент РФ)
  2. Кто подписывает приказ о призыве и демобилизации в Вооруженных силах РФ? (Министр обороны)
  3. На каких трех китах держится любое государство? (Армия, полиция, суд)
  4. Кому принадлежит фраза «Кто откажется кормить свою армию, будет вынужден кормить чужую» (Наполеон)
  5. Среди указов Петра 1 был такой, в котором повелевалось пришивать пуговицы на лицевую сторону рукава солдатского мундира. Для чего? (Отучить солдат из крестьян вытирать рот рукавом после еды)

Категория «Образование»

  1. Что входит в понятие «образование» (воспитание и обучение)
  2. С какого возраста человек начинает получать образование? (с детского сада)
  3. Самый длительный период получения образования среди всех стран мира? (США)
  4. Сколько студентов обучаются в нашем колледже? (1650)
  5. Основной документ нашего колледжа? (Устав)

Категория «География»

  1. Самая высокая точка нашей планеты? (Эверест,8848м.)
  2. Самое глубокое место на нашей планете? (Марианская впадина,12 тыс.м.)
  3. Самое соленое море на планете? (Мертвое море)
  4. Самое глубокое озеро в РФ? (Байкал)
  5. Самое мелкое море в РФ? (Аральское море)

Категория «Правонарушение»

  1. На какие виды делятся правонарушения? (Проступки и преступления)
  2. Почему правонарушение называется деянием? (Оно может быть как в форме действия, так и бездействия)
  3. Виды проступков (Административные, дисциплинарные, гражданские)
  4. Правонарушения, несущее наивысшую общественную опасность? (преступления)
  5. Кто может быть субъектом правонарушения по законодательству РФ? (Физическое или юридическое лицо)

СЛАЙД 8-10. Категория «Юридическая ответственность»

  1. Что означает термин «юридическая ответственность»? (применение мер государственного принуждения к лицу, совершившему правонарушение)
  2. Самый суровый вид юридической ответственности? (смертная казнь)
  3. Самый «легкий» вид юридической ответственности? (замечание за совершение дисциплинарного проступка)
  4. Кто обладает иммунитетом при привлечении к юридической ответственности? (Президент, судьи, дипломаты)
  5. Что может смягчить меру юридической ответственности? (необходимая оборона, выполнение приказа)

СЛАЙД 11-14.

Категория «Политика»

  1. Кто был первым президентом России? (Борис Николаевич Ельцин)
  2. В каком году В.В.Путин впервые стал президентом? (2000г.)
  3. Сколько субъектов в современной России? (85)
  4. Согласно Конституции РФ наше государство является светским. Что это означает? (Церковь отделена от государства, а школа от церкви)
  5. Что означает интеграция России в мировую экономику? (внедрение)

Пока жюри подводит итоги, вспомните сказки. Мне поможет соведущий.

“Какое право нарушено?”

  1. Царь Салтан приказал сбросить в море жену с младенцем.
  2. Хоттабыч на тысячу лет заточен в кувшин.
  3. Буратино, схватив крысу за хвост.
  4. Иван Царевич, украв Жар-птицу у царя Берендея.
  5. Балда, нанявшись на работу к попу.
  6. В сказке Маршака “Двенадцать месяцев”.
  7. В сказке Ш. Перо нарушено право Золушки.
  8. В сказке Михалкова “Три поросёнка”.
  9. Колобок, колобок, я тебя съем.
  10. Доктор Айболит помогал зверям Африки осуществить.
  11. Несу косу на плечи, хочу лису посечи.

Объявление итогов

СЛАЙД 15-16.

А теперь новый этап нашего занятия – работа в группах.

В раздаточном материале на столах возьмите листочки

Это не просто практическая ситуация, которую нужно решить. Вам предстоит произвести моделирование ситуации на базе опорных элементов, изложенных в задании. Следует учесть, насколько прозрачна и условна грань между правонарушением и преступлением.

  1. Максим часто перебегал дорогу на красный свет светофора, даже любил лавировать между машинами. Но однажды…
  2. Сергей любил «пошутить» над первокурсниками: толкал, бил, ставил подножки, а заодно и вымогал деньги. Но однажды…
  3. Алексей был футбольным фанатом, дебоширил на стадионах, участвовал в потасовках. Но однажды…
  4. Михаил любил бросать в стекла булыжники, его привлекал громкий звук, паника, он быстро убегал, чувствуя себя победителем. Но однажды…

Следующим этапом нашего урока является традиционный конкурс красноречия. Его тема зафиксирована в кабинете № 222 и звучит так «Сила закона в его соблюдении?» Ораторы от каждой команды озвучат свое видение данной проблемы, их оценка пойдет в копилку команды и будет зависеть от умения убеждать аудиторию в собственной правоте, грамотно аргументировать собственные доводы и профессионально излагать свою точку зрения на проблему.

Мы завершаем свою работу. Спасибо за внимание

А всем участникам урока я предлагаю задать себе вопрос:

Было ли мне комфортно на уроке, удалось ли мне показать свои знания, смекалку, интуицию?

Если нет, опустите свой листок участника в кармашек скучного смайлика

Если урок оставил вас равнодушным, то равнодушному смайлику

Если вам было хорошо, то веселому смайлику




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*