Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование педагогических технологий в преподавании физики

16.01.2015 373 656
Есакова Марина Николаевна
Есакова Марина Николаевна, преподаватель физики

Калачеевский аграрный техникум

В связи с введением ФГОС СПО третьего поколения главной целью является не столько формирование у студентов системы знаний и практических умений, нужных для будущей профессии, сколько развитие социально адаптированной, конкурентоспособной личности и ее творческой активности.

Физика – важнейшая из наук о природе. Она имеет фундаментальное значение для теории познания, формирования научного мировоззрения, понимания строения и свойств окружающего нас мира. Физика является  основой научно-технического прогресса  поэтому использование знаний и умений необходимы каждому учащемуся для решения практических задач повседневной жизни. Ежедневно в быту мы используем приборы и механизмы, устройство и принцип действия которых является  хорошей иллюстрацией к изучаемым разделам физики. Например: сотовый телефон- раздел электромагнитные колебания и волны, тепловые двигатели и ДВС – основы термодинамики, схема электропроводки, тепловое действие тока–основы электродинамики и т.д.Формирование компетентностей обучающихся, то есть способность применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования.

Выделяют три ключевые компетентности информационная, коммуникативная, и самоорганизационная или самообразовательная. Таким образом, компетентностный подход заключается в формировании трёх названных компетентностей и позволяет проверять не знания, а умения студента применить знания в незнакомой ситуации, решать проблемы, выражать мысли, работать с информацией, делать выводы.Мировая педагогическая практика показывает, что одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов – это некоторый способ достижения дидактической цели через детальную разработку обозначенной проблемы, которая должна завершиться реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Основные требования к использованию метода проектов описанные в сборнике “Методология учебного проекта” – М.: МИПКРО, 2000 год, автор Полат Е.С. ИОСО РАО, доктор педагогических наук, выглядят так:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, сообщение или доклад на уроке, выступление на научно-практических конференциях и т.д.).
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
  5. Использование исследовательских методов, что предполагает: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов; корректировка; выводы.

Меня, как преподавателя физики больше интересуют проекты исследовательские и творческого характера. Приведу примеры научно – исследовательских и творческих работ студентов:

  1. «Исследование зависимости коэффициента поверхностного натяжения воды с содержанием СМС», 2010 год.
  2. «Дорога во Вселенную» устный журнал, посвященный Году космонавтики в России, 2011год.
  3. «М.В. Ломоносов – гений земли русской» к 300-летию со дня рождения, 2011год
  4. «Развитие энергетики и культура экологии», 2013год.
  5. «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды», 2013год.

Данные проекты содержат проблему, цель, задачи, методы и способы исследования, результаты и выводы. Результатом (продуктом) проектной деятельности явилось следующее: реферат, мини-исследование, компьютерная демонстрация результатов в технологии слайд-шоу, все это используется как наглядное пособие для будущего поколения.

Преимущества метода проектов на лицо: студент вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний; самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде и в процессе общения, коммуникации; повышает мотивацию к изучению предмета; приобретает исследовательские навыки. Ребята учатся работать с информацией: находить, анализировать, выделять главное, логически мыслить, аргументировать, делать выводы.

Арсенал педагогических технологий постоянно обогащается, в практику образования внедряются гибкие модели организации учебного процесса, ориентированные на творческую самореализацию развивающейся личности в учебном процессе.

Одной из технологий, получивших глобальное распространение, является технология интегрированного обучения. Интеграция дает возможность показать учащимся “мир в целом”, преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам. Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют еще межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции и т.д. Так, например  урок-конференция  «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» сочетал в себе знания истории, физики, экологии. На таких занятиях сочетаются личности преподавателя и учащихся, их взаимодействие друг с другом. Студенты начинают осознавать взаимосвязь между предметами и понимать, что изучение физики идет в тесной интеграции не только математики и химии, но и остальных дисциплин.

Ученый физик, лауреат Нобелевской премии М.Т. Лауэ говорил, что образование - это то, что останется после того, как все выученное забудется. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается, поэтому знания, полученные учащимися, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Поэтому на сегодняшний день умение учиться становится всё более востребованным, этому способствует системно - деятельностный подход. Понятие системно - деятельностного подхода было введено в 1985 году. Соединились две системы обучения: системный подход, который разрабатывали Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, и деятельностный подход, который был всегда системным, его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов.

На лабораторных занятиях я использую в качестве эпиграфа слова Сократа: «скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай сделать мне, и я пойму». Если учащиеся на уроках не работают самостоятельно, а лишь являются пассивными слушателями, запоминающими материал, от этого страдает не только качество знаний, но и формирование личности учащихся. Наиболее эффективными методами организации самостоятельной творческой работы учащихся на моих уроках являются:

  • проблемное изложение;
  • частично поисковые методы;
  • частично исследовательские;
  • диалог.

Проблемное изложение заставляет учащихся искать истину, основываясь на уже полученных знаниях, тем самым логически рассуждая, учащийся может решить не только данную проблему, но и самостоятельно выдвинуть новую, что является мотивацией к дальнейшему обучению. Одним из примеров проблемного изложения является урок по теме: «Трансформаторы. Передача электрической энергии на расстояние». Это дает уникальную возможность для реализации частично поисковых и частично исследовательских методов, потому что учащиеся могут повторить опыт всего человечества в открытии законов, нахождении закономерностей. В качестве базовой формы реализации диалогического метода обучения я использую беседу. В беседе необходимо ставить требования обоснования и доказательства выдвигаемых предположений. В этом случае мысль учащихся в ходе изложения учебного материала работает напряженнее. Примером может служить формулировка определения "Термодинамика". Через метапредметные связи (морфемный разбор слова) и диалог можно выйти на определение этого раздела физики, понять какие понятия и законы будут изучаться в этом разделе.

На занятиях часто применяются технологии игровых форм обучения. В них дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. Дидактические игры позволяют пробуждать и поддерживать познавательные интересы студентов, улучшить наглядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным, а также интенсифицировать самостоятельную работу и вести ее в индивидуальном темпе. Это формирует компетенцию анализа и самооценки. Теорию игры, которую в отечественной педагогике и психологии разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин можно использовать в качестве подготовки к серьезной дальнейшей деятельности, поскольку в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности.Игра активизирует познавательные способности обучаемых, в ходе ее проведения повышается мотивации учения, возрастает уровень заинтересованности (эвристическая функция), вырабатываются и совершенствуются навыки и умения (обучающая функция), ибо получение новых знаний через игру идет одновременно с их закреплением, в ходе которого многократное повторение не “приедается”, безболезненно ведя к более прочному усвоению. В игре обучаемые активно взаимодействуют друг с другом, осваивая правила и способы этого взаимодействия, приобретают опыт взаимопонимания, согласования действий и намерений с другими игроками. Соблюдая правила игры, ее участники учатся сдерживать свои непосредственные желания ради совместных действий (коммуникативная функция). Через игру легче формируется культура восприятия человеческих ценностей (эстетическая функция).

При использовании технологии сотрудничества, на занятиях по физике, можно убедиться в том, что такой вид деятельности вполне успешно позволяет формировать необходимый перечень компетенций у студентов. Педагогическая технология сотрудничества совмещает индивидуальную и коллективную деятельность студентов, в процессе которой они продуцируют новые знания на практическую область применения. Технология сотрудничества позволяет участникам быть важным звеном в общем деле, чувствовать себя партнёрами и осознавать свою значимость и ответственность. В процессе изучения физики данная технология особенно хорошо зарекомендовала себя при выполнении лабораторного практикума.Ребята проявляют способность организовать собственную деятельность и работать в команде, в партнерстве, осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения задачи, использовать информационно – коммуникативные технологии, принимать решения и нести за них ответственность.

Идеальный специалист – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни.

Молодых специалистов, обладающих такими деловыми качествами, хотят видеть современные руководители на производстве.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*