Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

15.01.2015 1268 3 2599
Пащенко Наталья Алексеевна
Пащенко Наталья Алексеевна, Преподаватель

Бердский медицинский колледж

«… знания можно предложить,

но овладеть ими может и

должен каждый самостоятельно.

А. Дистервег

 

Приоритетной образовательной технологией в системе профессионального образования на сегодняшний день является реализация практикориентированного подхода в обучении, что позволяет обеспечить подготовку квалифицированных, конкурентоспособных на рынке труда специалистов. Для этого необходимо создать условия по формированию механизмов саморазвития, самосовершенствования, самообразования, одним из таких условий является организация самостоятельной работы. 

 

Объём учебного времени, отводимого на организацию самостоятельной работы, значительно возрастает с введением ФГОС СПО третьего поколения. В пункте 7.1. ФГОС СПО специальности 34.02.01. Сестринское дело говорится: «Образовательная организация обязана обеспечить эффективной самостоятельной работой студента в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей».

 

Главная задача самостоятельной работы – это развитие умений, приобретение знаний путем личного поиска информации, формирования активного интереса к учебной деятельности.

 

Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию общих и социальных компетенций:

  1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели.
  3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  4. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  5. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.


Из всех видов учебно-методического оснащения самостоятельной работы студентов по преподаваемому мной ПМ.04. я выбрала рабочую тетрадь. Рабочая тетрадь помогает мне реализовывать требования ФГОС СПО к уровню подготовки выпускника: уметь, знать, иметь практический опыт, ОК и ПК. А также помогает мне решить ряд педагогических задач: развивать учебно - познавательную активность у студентов, прививать интерес к изучаемой дисциплине, к будущей профессии, воспитывать у студентов такие профессионально значимые личностные качества как: самостоятельность, ответственность, творческая активность, умение организовывать собственную деятельность, осуществлять внутримодульную и междисциплинарную интеграцию.

 

Рабочая тетрадь является учебно-методическим пособием, направленным на организацию аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, целью которой является: систематизация и закрепление учебного материала в рамках освоения профессионального модуля ПМ.04. «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», который изучается на втором курсе по специальности 34.02.01 Сестринское дело. Рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности подготовки, содержанием рабочей программы профессионального модуля и с учетом требований работодателей.

 

Профессиональный модуль ПМ.04. состоит из междисциплинарных курсов:

МДК 04.01. «Теория и практика сестринского дела»;

МДК 04.02. «Безопасная среда для пациентов и персонала»;

МДК 04.03. «Технология оказания медицинских услуг»

и заканчивается экзаменом (квалификационным).

 

Рабочая тетрадь состоит из методических указаний, регламентирующих деятельность студентов, и включает следующие формы учебной деятельности:

  • Ответы на теоретические вопросы по темам для самопроверки;
  • Выполнение заданий в виде тестов, схем, рисунков, проблемно-ситуационных задач;
  • Заполнение дифференциально-диагностических таблиц;
  • Решение кроссвордов.

 

При подборе вопросов и заданий в рабочей тетради реализуется дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определенной известной информации, до заданий, требующих установить междисциплинарные связи, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения.

 

Разнообразие заданий позволяет поддерживать у студентов интерес и закреплять учебный материал. Так в рабочей тетради я использую тестовые задания с выбором одного правильного ответа из числа предложенных, на альтернативный ответ: верно\неверно, на установление соответствия или хронологической последовательности.

 

На практическом занятии мной проверяется правильность выполнения домашней работы, выставляю оценку и вместе со студентами провожу работу над ошибками. Систематическая проверка домашнего задания дает возможность проконтролировать усвоение учебного материала: преподаватель имеет возможность отследить, как усвоен материал студентами и какие наиболее часто встречаются ошибки. Студенты могут использовать данное пособие в качестве своеобразного «путеводителя» при отработке и закреплении алгоритмов практических манипуляций при подготовке домашнего задания. Это помогает студентам систематически и более качественно готовиться к каждому занятию, а в итоге - лучше усвоить учебный материал по теме, уметь применять полученные знания и умения на практике, более качественно подготовиться к будущей профессиональной деятельности. Рабочая тетрадь может использоваться как справочное пособие так как содержит алгоритмы манипуляций, инструктаж по технике безопасности и необходимый по теме краткий теоретический материал.

 

Функции рабочей тетради в учебном процессе следующие:

  1. Обучающая функция – предполагается формирование у студентов необходимых знаний и умений.
  2. Развивающая функция – рабочая тетрадь способствует развитию устойчивого внимания на уроке. Благодаря рабочей тетради учебный материал легче воспринимается. Рабочая тетрадь может быть инструментом в развитии мышления через специально разработанные задания и упражнения творческого характера.
  3. Воспитывающая функция – воспитание аккуратности в ведении конспекта.
  4. Формирующая функция – рабочая тетрадь формирует у студентов навыки самоконтроля при условии систематического заполнения листов рабочей тетради.
  5. Рационализирующая функция – рациональная организация учебного времени и  учебной работы студентов. При работе с тетрадью основное время студентов затрачивается на познание смысла изучаемых понятий.
  6. Контролирующая функция – рабочая тетрадь может быть использована для контроля знаний и умений студентов. (Рабочая тетрадь представляет собой тест второго уровня усвоения понятий). При этом у преподавателя появляется возможность осуществлять этот контроль постоянно, на определенных этапах урока, так как учебный материал в рабочей тетради разбит на темы.

 

Студенты, систематически включающиеся в самостоятельную работу, имеют более высокую подготовку, прочные и систематизированные знания и умения. Регулярное выполнение задания в срок, приучает к ответственности, исполнительности, аккуратности и воспитывает трудолюбие.

 

Самостоятельная работа – это важнейшее звено индивидуализации обучения, где основная задача преподавателя – создание комфортных условий.

Кроме того, разработка рабочей тетради является вполне современным способом организации самостоятельной работы студентов, который помогает реализовать принцип равной ответственности всех участников учебного процесса за результаты обучения.

 

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в целом повышение эффективности обучения, достигается  через комплексное учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и продуманную организацию данной области учебного процесса. Рабочая тетрадь является многофункциональным методическим средством для решения данной педагогической проблемы.

 

Список используемой литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 502 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело”.
  2. Локальный акт ГАОУ СПО НСО «Бердский медицинский колледж» Положение «О самостоятельной работе студентов».
  3. Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: методическое пособие / М.А. Измайлова. – М.: «Дашков и К», 2008. – 62 с.
  4. Павлов, Н.Е. Организация самостоятельной работы студентов - http://www.pavlov-ne.ru/orgsamostoyatrabot/index.html



Назад к списку

Комментарии
У Вас допущена техническая ошибка в публикации. В ФГОС СПО по специальности 34. 02. 01. Сестринское дело предусмотрено формирование общих и профессиональных компетенций у обучающихся
Людмила Исааковна Сарсон
Не понятно Ваше указание на техническую ошибку. Уточните - в чём состоит ошибка? В тексте нет, указанного Вами фрагмента.
Ирина
На мой взгляд нет никаких ошибок в работе, все хорошо!!!
Перманова Юлия

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*