Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Воспитание гражданственности – главный фактор формирования личности конкурентоспособного специалиста

14.01.2015 422 700
Васильченко Светлана Алексеевна
Васильченко Светлана Алексеевна, преподаватель

Калачеевский аграрный техникум

«Веком образования» объявлен ЮНЕСКО XXI век. Всесторонняя образованность, интеллект, внутренняя культура, интеллигентность должны стать главными в жизни каждого человека.

Данный приоритет века избран неслучайно: именно высоко эрудированные, физически здоровые, воспитанные люди могут работать в различных сферах жизнедеятельности, способны сформировать позитивные взгляды и убеждения, выработать определенные гражданские позиции, определиться в мнимых и подлинных ценностях. Особенно это важно в связи с изменениями государственно-политического и социально-экономического устройства, которые не могли не сказаться на процессе воспитания молодого поколения. В нашем обществе на протяжении длительного времени прослеживается тенденция значительного ослабления восприятия в сознании у молодежи культурно-духовных, нравственно-гуманистических, общественно-гражданских, исторических, интеллектуально-образовательных, профессиональных, конституционно-государственных, общечеловеческих ценностей или изменения в ориентирах на них.

Перемены, происходящие в обществе, все глубже затрагивают не только сознание и психологию людей, но и положение человека в нем. Поэтому появилась необходимость решать не отдельные вопросы, а всю совокупность проблем, относящихся к воспитанию. Перед системой образования в настоящее время встают принципиально новые задачи. В связи с этим, образование должно не только давать знание, но и изменить отношение молодежи к окружающей социальной, культурной среде, обеспечить подготовку студентов к профессиональной деятельности в рамках изменяющегося производства.

 

Социальное становление личности молодого человека является одной из главных задач нашего государства. Приобщение ее к основным ценностям, нормам, традициям, сложившихся в разных сферах жизни общества, рассматриваются как приоритетное направление воспитания, поскольку от позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований.

Бесспорно, в условиях глобализации, молодежь призвана выступать проводником идеологии толерантности, развития российской культуры, укрепления межнациональных отношений и преемственности поколений, здорового образа жизни и противостояния асоциальным проявлениям, самосовершенствования и самореализации. «Я, ты, он, она – вместе дружная страна, вместе дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч я!» - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в ней следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые несмотря на разновидность внешних данных, интересов, увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть единым целым, входя в различные социальные институты (страна, город, семья, техникум,группа).

Проживание в мире и согласии, предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, уступчивость, терпимость… Предметом терпимости в образовательных учреждениях может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность подростка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

 

Не секрет, что взаимоотношения в системе образования сегодня далеко не идеальны.

Администрация нашего учебного заведения направляет свою работу на создание психолого-педагогических условий формирования толерантности образовательной среды. К числу таких относятся: гуманизация отношений субъектов образовательного процесса, установка на толерантное отношение проявляющиеся в готовности студентов и преподавателей к взаимопониманию, диалогу и сотрудничеству, взаимодействие старшего и младшего поколений,направленное на выработку у студентов умения решать самостоятельно свои проблемы. Эта деятельность затрагивает такие формы работы как: консультации по проблеме толерантности, внедрение здоровьесберегающих технологий, психологические тренинги, групповые дискуссии, беседы.

 

В последнее время словосочетание «проблемы молодежи» утратило свою значимость и превратилось в такое же повседневное выражение, как стабильность, кризис, модернизация, оптимизация и т.д. А дело в том, что сейчас в стране, на мой взгляд, нет просто молодежи, так как нет единого пространства, в которое эта молодежь была бы включена (единые требования, единый социальный статус, единые СМИ, единой идеологии и т.д.).

В современной России молодые люди находятся в не сопоставимых условиях – это, прежде всего, жесткая конкуренция по отношению друг к другу. Экономические, социальные, имущественные и политические интересы разных групп молодежи зачастую не просто противоречивы, но прямо враждебны друг другу, как индивидуально, так и на уровне социальных групп.

Учитывая сегодняшние реалии Российского государства, следует признать, что нашим педагогам необходимо ориентироваться, прежде всего, на индивидуальную работу с подростками внутри отдельного образовательного заведения при тесном взаимодействии с родителями и общественностью. Особого внимания заслуживает подростковый возраст, потому что это период, когда молодые люди вступают в самостоятельную жизнь. В поисках своего пути и смысла жизни они нередко собираются вместе, объединяются в группы неформалов: так им легче адаптироваться, выстоять и решать свои проблемы. Подобные объединения возникают по интересам для совместного время препровождения или достижения конкретных целей.

 

В современных условиях при определении содержательных аспектов воспитания в техникуме, наряду с профессиональной подготовкой студентов, первостепенное значение имеют задачи развития такой системы, которая способствует определению социально-нравственных ориентиров личности обучающихся.


Воспитательная система нашего учебного заведения сочетает в себе традиции и инновации, она направлена на поиск такого содержания и форм работы, которые позволяют сформировать у студенческой молодежи необходимый уровень духовной, интеллектуальной, правовой, физической и другой культуры.

Важнейшей задачей педагогического коллектива является воспитание гражданина. Необходима целостная система работы как на уроках, так и в воспитательной и учебно-исследовательской деятельности, рассчитанная на поэтапное формирование необходимых знаний, качеств личности, развитие необходимых навыков и умений, компетентностный подход в освоении важнейших гражданских ролей личности. Юному гражданину необходимо:

  • во-первых, научиться самостоятельно находить и получать необходимую информацию, анализировать ее и оценивать;
  • во-вторых, попробовать деятельно освоить основные роли гражданского поведения;
  • в-третьих, осознать стоящие перед обществом проблемы, попытаться предложить способы решения или улучшения ситуации хотя бы одной из них.

Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах среднего профессионального образования и собственно жизнедеятельности, в рамках учебно-воспитательного процесса применяются активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, коммуникативную, познавательную, информационную и личностную активность студентов.

 

Вступая в дискуссии каждый ищет свою истину, свое решение проблемы. При этом обучающиеся овладевают важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важным приобретением для взрослой жизни. Проблемные вопросы и ситуации, подталкивают их высказывать свою точку зрения, вести диалог, рассуждать. Так же, формируется социальная компетенция, ребята получают представление о различных формах малых групп, о статусе человека в этих группах, представляют себя членами различных групп.

 

Одним из основных направлений в воспитательной работе нашего учебного заведения является гражданско-патриотическое, но нельзя воспитать достойного гражданина и патриота, если не касаться вопросов гражданско-правового воспитания и образования учащихся. Показателями формирования активной гражданской позиции будут являться:

  • интерес к общественно-политической жизни города, района, страны (просмотр информационно-политических программ, отношение к избирательному процессу, участие в социальных, патриотических, творческих проектах, волонтерство);
  • отношение к предметам обществоведческого цикла (уровень качества знаний по предметам, участие в предметных олимпиадах и конкурсах);
  • работа в органах ученического самоуправления;
  • успешная социализация студентов после окончания техникума.


В настоящее время обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать вопрос, возникающие в личной и профессиональной сфере жизни.

 

Юность – время становления индивидуальности молодого человека, время оценки его социального, личностного, интеллектуального потенциала и перспектив развития. Педагоги, работающие с данной возрастной категорией, находятся в двойственном положении. С одной стороны, совершенно понятно, что эффективность воспитательной работы зависит от глубины и степени доверительности отношений между педагогом и студентом, с другой стороны, это время внутреннего созревания личности молодого человека, требующего особого такта в построении взаимоотношений с ним. Следовательно, классный руководитель своей системой воспитательной работы, обращённой к индивидуальным интересам студентов, должен способствовать успешному началу процесса овладения своей личностью как инструментом построения своего экономического и просто человеческого благополучия.

 

Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Остаются не только нерешенные, но вовсе еще и не поставленные проблемы. К таким проблемам, в первую очередь, относится духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского общества, в результате которого происходит крушение многих нравственных принципов, в том числе жизненно важных: патриотизма, трудолюбия, честности, верности, уважения к старшим, забота о слабых и др. Ведь все эти черты можно назвать одним словом «гуманизм», человеколюбие. И все эти моральные нормы выработаны человечеством в течение тысячелетий, ценой больших, часто кровавых испытаний.

 

Современная духовная жизнь России характеризуется отсутствием идейного единства, несоблюдением выше указанных моральных норм у большей части населения. И это свидетельство глубокого духовного кризиса современного общества. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума. В условиях коренной ломки экономических, социально-политических, идеологических устоев российского общества, связанных с его реформированием, растет преступность, коррупция, образуются антисоциальные, порой откровенно фашистские формирования, учащаются межнациональные и межрелигиозные конфликты, углубляется кризис такого важного социального института как семьи. Он выражается и в росте так называемых гражданских браков, разводов, в учащающихся конфликтах «отцов и детей», в разрастании такой раковой опухоли как рост сиротства, бездомности детей при живых родителях. Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, невежество и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство. Многие молодые люди беззастенчиво уклоняются от службы в армии. И это в России, где воинская доблесть всегда обеспечивала победы в сражениях, с любыми противниками. Победы над кочевниками южных степей, над татаро-татарами, шведами, турками, Наполеоном, и над страшной «коричневой чумой», угрожающей в XX веке всему миру – немецким фашизмом, казалось бы, должны прочно осесть в генетической памяти россиян. Однако, в современных условиях призыв в ряды Российской армии превращается в очень сложную, конфликтную компанию.

В глазах многих людей, особенно молодых, перестало быть постыдным вести паразитический образ жизни, жить за счет родителей, супругов, дедушек и бабушек. Или добывать средства для «красивой жизни» асоциальными или откровенно криминальными путями.

Названые выше и многие другие подобные явления, говорят об углублении кризиса нравственности, требуют серьезной и безотлагательной активизации воспитательной работы в учебных заведениях, так как современное общество нуждается не только в профессионально подготовленных специалистах, но и высоконравственных гражданах.

 

Воспитание гражданственности, любви к Родине (большой и малой), трудолюбия, уважения к людям труда, это и есть формирование у студентов тех нравственных качеств, которые нашли отражение в нормах морали, традициях народа, его обычаях. Уже в таком древнем и очень важном документе духовной культуры как Библия сформированы нравственные заповеди человеку. Опыт движения человека к нравственному идеалу отражен и в«Моральном кодексе строителя коммунизма» и во многих других документах: философских трактатах, Конституциях, юридических законах, в нормах морали.

 

Задача тех, кто учит студентов – не просто расширить их знания моральных норм и правил, но и сделать их - убеждениями выпускников. Определенными, порой, специфическими методами, способствует решению указанных задач, наше учебное заведение. Опыт работы, которого позволяет говорить, о примере эффективного взаимодействия законодательной и исполнительной власти и общества в вопросах по совершенствованию системы мер, используемых в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Известно, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому необходимо внешнее воздействие преподавателей, родителей, священнослужителей, всей образовательной среды учебного заведения.

 

Контингент студентов нашего техникума – преимущественно жители сел, частично – небольших провинциальных городков (Калач, Богучар, Павловск, Урюпинск). Это ограничивает возможности приобщения их ко многим сокровищницам культуры, доступным жителям больших городов. Вот почему так важно использовать любые возможности для расширения культурного кругозора. В реализации этой работы активно участвуют преподаватели социально-экономических дисциплин, классные руководители, социальный педагог в тесном взаимодействии с музеем и библиотекой техникума, используя следующие формы работы:

  • организация встреч с творческими коллективами, поэтическим клубом «Орфей», отдельными работниками;
  • клуба интересных встреч;
  • экскурсии в краеведческий музей города Калача, в «Музей под открытым небом», в музеи города Воронежа и др.;
  • проведение викторин, конкурсов, творческих работ студентов на краеведческие, экологические, патриотические темы, темы здорового образа жизни;
  • проведение конкурсов стихов поэтов (преподавателей и студентов) нашего учебного заведения;
  • посещение выставочного зала и знакомство с работами художников, фотографов, мастеров прикладного искусства и многое другое.

 

Современная массовая культура часто является псевдокультурой, бизнесом, а не средством духовного развития личности. Вот почему так важно заботиться о том, чтобы нравственные принципы гуманизма стали убеждениями студентов, чтобы слова у них не расходились с делом. Многими мудрецами отмечено, что степень духовной зрелости общества определяется отношением к детям, к женщинам, к старикам. Почитание старости являлось доброй традицией русской культуры. Но это в прошлом. Сейчас шоу-бизнес взращивает культ вечной молодости. Старость преподносится как порок. И вырастают молодые Иванами, не помнящими родства, не уважают тех, кто подарил им жизнь, прекрасную незаменимую Родину.

 

Учитывая такую тенденцию, все структурные подразделения воспитательной системы нашего учебного заведения стараются вовлечь студентов в разнообразные формы работы, которые помогли бы им увидеть старшее поколение в истинном свете, свете беззаветного и бескорыстного служения Родине, своим детям, внукам. Этому служат встречи с ветеранами войны и труда, участниками локальных современных войн, это встречи в форме круглого стола, викторин по краеведению, поздравлений с юбилейными датами, государственными и религиозными праздниками.

 

Особенно убедительной и важной формой «связи» поколений является оказание помощи ветеранам войны и труда, их семьям волонтерами (акции «Ветеран», «Забытые хутора»). Участники художественной самодеятельности, актив музея готовят концерты для ветеранов и инвалидов, проживающих в Домах – интернатах города Калача и поселка Пригородный. Добрая традиция учебного заведения – вручение пасхальных подарков. Студенты сами охотно готовят эти подарки, вручают их, получая взамен самые искренние, добрые слова и чувства благодарности. Думается, что такая форма нравственного воспитания молодежи весьма доступна и очень эффективна. Интересно, что, в процессе проведения подобных акций, протягиваются незримые эмоционально-психологические нити связи не только представителей разных поколений, но крепнет коллективизм, спайка тех, кто готовит мероприятие все действуют в одном направлении – «пробуждают добрые чувства» даже у тех, кто любит играть роль скептика, даже циника.

 

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления. Это давало и дает русскому человеку возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем. Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

 

Подводя итог сказанного, хотелось бы подчеркнуть, что пройдет время, и сегодняшние молодые люди будут решать проблемы молодежи XXI столетия и, наверное, применять свой опыт, нелегко усвоенный ими на рубеже тысячелетий. А пока они продолжают жить, любить, и радоваться жизни, и решать насущные проблемы. И они решат их, ибо «дорогу осилит идущий». И в заключении хотелось бы отметить, что-то, каким будет подрастающее поколение, во многом зависит от отношения к молодежи, со стороны общества. Изменение этого отношения позволит сформировать более позитивное отношение молодежи к самой себе и даст ей возможность создать новый поведенческий стереотип, соответствующий социальным требованиям и нормам, принятым в нашем обществе.

 

Литература:

  1. Вырщиков А.В. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. - М.: Планета. 2010.
  2. Кузнецова А.В. Формирование патриотического сознания современной молодежи в условиях трансформации российского общества. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005.
  3. Микшин В.В. История России. Толерантность и патриотизм. Вологда. 2011.
  4. Торохтий В.С. Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования. - Москва. 2010.
  5. Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  6. Федеральный Закон от 01.12. 2007 № 309-ФЗ «ФГОС СПО 3-го поколения».



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*