Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВажнейшей задачей при изучении экономических дисциплин: «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» и «Основы бизнеса и предпринимательства» я считаю подготовку специалистов высокого уровня, способных работать творчески, проявлять инициативу, готовность к самосовершенствованию. Сегодня в стремительно меняющемся мире новых технологий специалист должен обладать экономическим мышлением, навыками расчетно-аналитической работы. За последние годы выявился заметный рост предприятий малого бизнеса, и в особенности в сельском хозяйстве. Динамика развития этих предприятий зависит, в том числе и от уровня подготовки предпринимателей. Предприниматель, он же собственник, должен быть одновременно менеджером, экономистом, маркетологом, производственником. Одновременно с этим я ставлю своей целью воспитать у будущих механиков, а возможно и фермеров, любовь к земле, внимательное отношение к экологии и природопользованию. В связи с этим процесс обучения экономическим дисциплинам я рассматриваю как целенаправленную систематическую деятельность преподавателя и студентов с помощью методики преподавания. Специфика преподаваемых предметов такова, что требует и от самого преподавателя постоянного улучшения своей профессиональной подготовки.
Учу, учась - этот девиз подходит к преподавателям экономических дисциплин как никому другому. Страна перешла к социально ориентированной рыночной экономике, а это требует от всех умения самостоятельно решать деловые проблемы. Учитывая все вышесказанное, преподаватель экономических дисциплин не только должен сам добиваться максимальной широты, актуальности своих знаний, но и качественно изменять методику преподавания, делая упор на развитие самостоятельного творческого мышления.
Порядок изучения данных дисциплин определяется требованиями ФГОС, учебным планом, типовыми программами и разработанными на их основе рабочими программами, календарно-тематическими планами и поурочными планами Четкое планирование-необходимое условие повышения качества учебного процесса и реализации общих и профессиональных компетенций. В планах содержится система конкретных мероприятий, направленных на обучение, воспитание, и развитие студентов. Естественно, при составлении последних учитываются особенности теоретического и практического материала, число студентов в группе, цели и задачи занятий. При поурочном планировании я стараюсь максимально разнообразить типологию уроков, не допускать шаблонов. Так по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» мной был разработан и проведен интегративно-понятийный урок, который объединяет и обобщение полученных знаний, и их систематизацию, и их применение для решения производственно-ситуационных задач.
Главный и незаменимый помощник преподавателя - учебно-методический комплекс предмета, который постоянно обновляется и совершенствуется. Такие комплексы разработаны мной и по дисциплинам, по курсовому и по дипломному проектированию. Они состоят из планово-нормативной документации, учебно-методических и иллюстративных материалов, в т. ч. и в электронном виде. Также целесообразным я считаю систематизацию материалов для каждой темы предмета, куда входят и поурочные планы-конспекты, и дидактический материал, и презентации.
В современных условиях кроме печатного слова, наглядные пособия в электронном виде существенно увеличивают возможности преподавателя, повышают интерес и усвоение знаний студентами, поэтому я стремлюсь активно использовать данные средства обучения на всех видах занятий.
Мой многолетний опыт показывает, насколько эффективно упор делать не на объем передаваемых знаний, а на совершенствование методов и приемов, вовлекающих студентов в учебный процесс. Мной широко применяются инновационные образовательные технологии: метод проектов, диалогические беседы, «мозговые атаки», «кейс» метод, деловые игры. Деловые игры построены на данных конкретных хозяйств и условий, имитирующих реальную производственную обстановку. По дисциплине «Основы бизнеса и предпринимательства» это «Бизнес-планирование», по «Основам экономики, менеджмента и маркетинга» - «Управленческие решения», «Этика делового общения», «Позиционирование товара». В них каждый участник ответствен не только за себя, но и за своих товарищей, использует разнообразные формы и методы сотрудничества и взаимодействия. Это воспитывает в участниках ответственность и самодисциплину. Реализуются общие и профессиональные компетенции. Так, с большим энтузиазмом студенты отнеслись к подготовке и участию в проведении урока - пресс-конференции: «Фермерские хозяйства - опыт и перспективы развития» Каждый из них представлял или прессу, или фермеров, или информбюро. В финале игры каждой группой студентов, представляющих прессу, были выпущены экспресс - газеты. Конечно, руководство игрой требует от преподавателей высокого мастерства и тщательной подготовки. Однако результат, как правило, оправдывает все ожидания.
Широко применяю и лекционно-семинарскую форму занятий с применением вводных, тематических, обзорных лекций и постановкой проблемных вопросов, ситуаций и демонстрацией презентаций. Тематические лекции освещают наиболее сложные в научном и практическом отношении вопросы.
Для активизации творческой активности и во время контроля знаний я использую «аудиторский» контроль – когда студенты в роли аудиторов проверяют качество и оценивают знания своих товарищей.
Практические занятия по предмету являются начальной стадией практического обучения. Они проводятся для формирования умений и закрепления теоретических знаний в выполнении расчетов по отдельным темам предмета. Связующее начало практических занятий между теоретическим курсом и учебной практикой – в их целях и структуре.
Успех выполнения студентами практических заданий во многом зависит от того, насколько логично и доходчиво составлены инструкционные карты. Грамотно разработанная карта, выполняя функции методического пособия, позволяет увеличить время на самостоятельную работу студентов за счет сокращения времени на проведение инструктажа. Данные для расчетов распределяются индивидуально и по вариантам. Оценка знаний по итогам работы может производиться путем индивидуальной беседы или тестирования.
Самой же решающей формой проверки знаний, умений и навыков, безусловно, является курсовая работа.
Курсовая работа по предмету предусмотрена учебным планом и является обязательной для каждого студента как дневных, так и заочных форм обучения. Она представляет собой самостоятельно выполненную работу расчетного характера по тому или иному вопросу программы с использованием данных конкретного хозяйства. Руководство выполнением курсовых работ начинается с разработки тематики. Большинство тем представлены в типовой программе, но некоторые разработаны преподавателем. Индивидуальные задания и темы рассматриваются цикловой комиссией и одобряются ее решением. Темы работ, как правило, выбирают сами студенты. Задания выдаются студентам перед уходом на практику. В задании я указываю не только план работы и литературу, но и даются макеты таблиц для сбора данных и формы годового отчета для облегчения сбора данных. На каждую тему разработаны подробнейшие методические указания по структуре и содержанию всех разделов курсовой работы с таблицами, формулами и пояснениями, как на бумажных носителях, так и в электронном виде. При обработке собранного материала, для написания курсовой работы пользуются научными приемами и методами экономического анализа. В установленный графиком срок осуществляется прием курсовых работ. Наиболее содержательные работы я назначаю на открытую защиту – презентацию в присутствии всей группы и ведущих преподавателей.
Говоря об организации преподавания экономических дисциплин, нельзя не упомянуть о специфике подготовки специалистов без отрыва от производства. Большую часть учебного материала студенты заочного отделения изучают самостоятельно.
Следовательно, преподаватель должен максимально облегчить студентам доступ к необходимой информации по предмету. Этого, на мой взгляд, можно достичь путем создания консультационных курсов в электронном виде по наиболее сложным вопросам.
Особо упомяну рецензирование контрольных работ: рецензия не должна быть формальной, а действенной, направленной на оказание методической помощи студентам в самостоятельной работе над учебными материалами.
Итак, очевидна роль преподавания экономических дисциплин в проведении в жизнь новой аграрной политики и формирования конкурентоспособного специалиста. Эта наука требует постоянного глубокого и вдумчивого освоения.
Таким образом, подводя итог всего вышесказанного, надеюсь, что весь наш труд будет способствовать профессиональному успеху выпускников, который немыслим без укрепления уверенности в собственных силах и активного стремления к своей цели.
Список литературы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.