Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Повышение эффективности преподавания экономических дисциплин в процессе формирования конкурентоспособного специалиста

14.01.2015 1061 1878
Юдаева Галина Анатольевна
Юдаева Галина Анатольевна, преподаватель

Калачеевский аграрный техникум

Важнейшей задачей при изучении экономических дисциплин: «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» и «Основы бизнеса и предпринимательства» я считаю подготовку специалистов высокого уровня, способных работать творчески, проявлять инициативу, готовность к самосовершенствованию. Сегодня в стремительно меняющемся мире новых технологий специалист должен обладать экономическим мышлением, навыками расчетно-аналитической работы. За последние годы выявился заметный рост предприятий малого бизнеса, и в особенности в сельском хозяйстве. Динамика развития этих предприятий зависит, в том числе и от уровня подготовки предпринимателей. Предприниматель, он же собственник, должен быть одновременно менеджером, экономистом, маркетологом,  производственником. Одновременно с этим я ставлю своей целью воспитать у будущих механиков, а возможно и фермеров, любовь к земле, внимательное отношение к экологии и природопользованию. В связи с этим процесс обучения экономическим дисциплинам я рассматриваю как целенаправленную систематическую деятельность преподавателя и студентов с помощью методики преподавания. Специфика преподаваемых предметов такова, что требует и от самого преподавателя постоянного улучшения своей профессиональной подготовки.

 

Учу, учась - этот девиз подходит к преподавателям экономических дисциплин как никому другому. Страна перешла к социально ориентированной рыночной экономике, а это требует от всех умения самостоятельно решать деловые проблемы. Учитывая все вышесказанное, преподаватель экономических дисциплин не только должен сам добиваться максимальной широты, актуальности своих знаний, но и качественно изменять методику преподавания, делая упор на развитие самостоятельного творческого мышления.

 

Порядок изучения данных дисциплин определяется требованиями ФГОС, учебным планом, типовыми программами и разработанными на их основе рабочими программами, календарно-тематическими планами и поурочными планами Четкое планирование-необходимое условие повышения качества учебного процесса и реализации общих и профессиональных компетенций. В планах содержится система конкретных мероприятий, направленных на обучение, воспитание, и развитие студентов. Естественно, при составлении последних учитываются особенности теоретического и практического материала, число студентов в группе, цели и задачи занятий. При поурочном планировании я стараюсь максимально разнообразить типологию уроков, не допускать шаблонов. Так по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» мной был разработан и проведен интегративно-понятийный урок, который объединяет и обобщение полученных знаний, и их систематизацию, и их применение для решения производственно-ситуационных задач.

 

Главный и незаменимый помощник преподавателя - учебно-методический комплекс предмета, который постоянно обновляется и совершенствуется. Такие комплексы разработаны мной и по дисциплинам,  по курсовому и по дипломному проектированию. Они состоят из планово-нормативной документации, учебно-методических и иллюстративных материалов, в т. ч. и в электронном виде. Также целесообразным я считаю систематизацию материалов для каждой темы предмета, куда входят и поурочные планы-конспекты, и дидактический материал, и презентации.

 

В современных условиях кроме печатного слова, наглядные пособия в электронном виде существенно увеличивают возможности преподавателя, повышают интерес и усвоение знаний студентами, поэтому я стремлюсь активно использовать данные средства обучения на всех видах занятий.

 

Мой многолетний опыт показывает, насколько эффективно упор делать не на объем передаваемых знаний, а на совершенствование методов и приемов, вовлекающих студентов в учебный процесс. Мной широко применяются инновационные образовательные технологии: метод проектов, диалогические беседы, «мозговые атаки», «кейс» метод, деловые игры. Деловые игры построены на данных конкретных хозяйств и условий, имитирующих реальную производственную обстановку. По дисциплине «Основы бизнеса и предпринимательства» это «Бизнес-планирование», по «Основам экономики, менеджмента и маркетинга» - «Управленческие решения», «Этика делового общения», «Позиционирование товара». В них каждый участник ответствен не только за себя, но и за своих товарищей, использует разнообразные формы и методы сотрудничества и взаимодействия. Это воспитывает в участниках ответственность и самодисциплину. Реализуются общие и профессиональные компетенции. Так, с большим энтузиазмом студенты отнеслись к подготовке и участию в проведении урока - пресс-конференции: «Фермерские хозяйства - опыт и перспективы развития» Каждый из них представлял или прессу, или фермеров, или информбюро. В финале игры каждой группой студентов, представляющих прессу, были выпущены экспресс - газеты. Конечно, руководство игрой требует от преподавателей высокого мастерства и тщательной подготовки. Однако результат, как правило, оправдывает все ожидания.

 

Широко применяю и лекционно-семинарскую форму занятий с применением вводных, тематических, обзорных лекций и постановкой проблемных вопросов, ситуаций и демонстрацией презентаций. Тематические лекции освещают наиболее сложные в научном и практическом отношении вопросы.

 

Для активизации творческой активности и во время контроля знаний я использую «аудиторский» контроль – когда студенты в роли аудиторов проверяют качество и оценивают знания своих товарищей.

 

Практические занятия по предмету являются начальной стадией практического обучения. Они проводятся для формирования умений  и закрепления  теоретических знаний в выполнении расчетов по отдельным темам предмета. Связующее начало практических занятий между теоретическим курсом и учебной практикой – в их целях и структуре.

 

Успех выполнения студентами практических заданий во многом зависит от того, насколько логично и доходчиво составлены инструкционные карты. Грамотно разработанная карта, выполняя функции методического пособия,  позволяет увеличить время на самостоятельную работу студентов за счет сокращения времени на проведение инструктажа. Данные для расчетов распределяются индивидуально и по вариантам. Оценка знаний по итогам работы может производиться путем индивидуальной беседы или тестирования.

 

Самой же решающей формой проверки знаний, умений и навыков, безусловно, является курсовая работа.

 

Курсовая работа по предмету предусмотрена учебным планом и является обязательной для каждого студента как дневных, так и заочных форм обучения. Она представляет собой самостоятельно выполненную работу расчетного характера по тому или иному вопросу программы с использованием данных конкретного хозяйства. Руководство выполнением курсовых работ начинается с разработки тематики. Большинство тем представлены в типовой программе, но некоторые разработаны преподавателем. Индивидуальные задания и темы рассматриваются цикловой комиссией и одобряются ее решением. Темы  работ, как правило, выбирают сами студенты. Задания выдаются студентам перед уходом на практику. В задании я указываю не только план работы и литературу, но и даются макеты таблиц для сбора данных и формы годового отчета для облегчения сбора данных. На каждую тему разработаны подробнейшие методические указания по структуре и содержанию всех разделов курсовой работы с таблицами, формулами и пояснениями, как  на бумажных носителях, так и в электронном виде. При обработке собранного материала, для написания курсовой работы пользуются научными приемами и методами экономического анализа. В установленный графиком срок осуществляется прием курсовых работ. Наиболее содержательные работы я назначаю на открытую защиту – презентацию в присутствии всей группы и ведущих преподавателей.

 

Говоря об организации преподавания экономических дисциплин, нельзя не  упомянуть  о специфике подготовки специалистов без отрыва от производства. Большую часть учебного материала студенты заочного отделения изучают самостоятельно.

 

Следовательно, преподаватель должен максимально облегчить студентам доступ к необходимой информации по предмету. Этого, на мой взгляд, можно достичь путем создания консультационных курсов в электронном виде по наиболее сложным вопросам.

 

Особо упомяну рецензирование контрольных работ: рецензия не должна быть формальной, а действенной, направленной на оказание методической помощи студентам в самостоятельной работе над учебными материалами.

 

Итак, очевидна роль преподавания экономических дисциплин в проведении в жизнь новой аграрной политики  и формирования конкурентоспособного специалиста. Эта наука требует постоянного глубокого и вдумчивого освоения.

 

Таким образом, подводя итог всего вышесказанного, надеюсь, что весь наш труд будет способствовать профессиональному успеху выпускников, который немыслим без укрепления уверенности в собственных силах и активного стремления к своей цели.

 

Список литературы:

  1. А. Заиченко, Е. Стрельченко, Л. Безуглая «Методика преподавания экономических дисциплин»; изд. «Содействие 21 век»; 2011г.
  2. Мухина Светлана, Алина Соловьева «Современные инновационные технологии обучения» изд. «ГЭОТАР - Медиа» 2008г.
  3. Осмоловская Ирина «Наглядные методы обучения» изд. Академия; 2009г.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*