Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Учебно-методическое пособие для преподавателей специальности «Медицинский массаж» по программе дополнительного профессионального образования, с целью повышения квалификации (специализации) медицинских работников среднего звена по массажу, в том числе детскому

12.01.2015 1198 1966
Иванова Валентина Павловна
Иванова Валентина Павловна, преподаватель специальности «Медицинский массаж» дополнительного профессионального образования

Бердский медицинский колледж

Более двадцати лет я являюсь преподавателем дополнительных образовательных услуг в сфере профессионального образования медицинских работников среднего звена специальности «Медицинский массаж» в Бердском медицинском колледже. В деле повышения качества подготовки слушателей учебно-методическое оснащение учебного процесса является одной из основных задач преподавателя.

Представляю методическую разработку одной из основных тем специальности: «Массажные приемы, их физиологическое влияние, техника выполнения».

 

Методический паспорт

Дополнительное профессиональное образование: специализация медицинских работников, имеющих среднее профессиональное образование по специальностям 34.02.01. (060501) Сестринское дело, 31.02.01. (060101) Лечебное дело, 31.02.02. Акушерское дело.

Специальность: «Медицинский массаж»

Раздел: Общая методика и техника классического массажа

Тема: Массажные приёмы, их классификация, физиологическое влияние,

техника выполнения.

Рабочая программа специальности разработана на основе:

  1. Образовательного стандарта последипломной подготовки по специальности “Медицинский массаж” цикл «Медицинский массаж» должность: медицинская сестра\медицинский брат по  массажу, в том числе детскому, Минздрав РФ ВУМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, 1998 г.;
  2. Приказа Минздрава и социального развития РФ от 23 июля 2010 года № 541 Н «Об утверждении Единого классификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
  3. Приказа МОН РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ДПО».

Количество часов на тему по рабочему учебному плану:

Всего: 8 часов, из них – теоретические часы – 2; практические часы – 6.

Место проведения: кабинет «Основы реабилитации» на базе колледжа;

Оснащение занятия: массажные столы, индивидуальные простыни, средства личной гигиены (полотенце, мыло), массажный крем\ масло, профессиональная одежда (халат,  колпак, сменная обувь), раковина с подводкой холодной и горячей воды, медицинская аптечка.


Пояснительная записка

Основной задачей медицинской сестры по массажу, в том числе детскому, является овладение общими и частными методиками медицинского массажа и оказание на основе теоретических знаний и полученных практических навыков квалифицированной медицинской помощи пациентам с наиболее распространенными заболеваниями. Решение этой задачи требует от медицинской сестры по массажу, в том числе детскому, хорошей специальной и общемедицинской подготовки. Данная тема  является одной из основных дидактических единиц дополнительной профессиональной программы повышения квалификации.

Учебно-методическое пособие рекомендовано преподавателям курсов повышения квалификации по специальности «Медицинский массаж», по теме: «Массажные приёмы, их классификация, физиологическое влияние, техника выполнения».

 

В структуру пособия включены следующие разделы:

1. Методический паспорт.

2. Пояснительная записка.

3. Хронологическая карта занятия.

4. Теоретический материал по теме.

5. Вопросы для самоподготовки.

6. Тестовые задания в 2 вариантах с эталонами правильных ответов.

7. Список рекомендованной литературы.

 

Цель разработки учебно-методического пособия: оказание методической помощи преподавателям в организации самостоятельной работы слушателей курсов повышения квалификации по специальности «Медицинский массаж».

 

Цель реализации программы по данной теме:

Повышение квалификации по специальности «Медицинский массаж» цикла «Медицинский массаж», получение новых компетенций необходимых для данной профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.

ПК 1.1. Выполнять классический, гигиенический массаж и массаж отдельных анатомических областей, в целях укрепления сохранения здоровья и профилактики заболеваний;

ПК 1.2. Выполнять лечебный классический массаж по показаниям при определенной патологии;

 

Требования к результатам освоения по теме:

С целью овладения данным видом профессиональной деятельности в соответствии с указанными профессиональными компетенциями слушатель в результате освоения темы должен:

 

Иметь практический опыт:

Технически правильно выполнять основные и вспомогательные массажные приёмы и их разновидности.

уметь:

  1. Осуществлять контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к организации работы кабинета массажа и рабочего места массажиста.  
  2. Подготавливать пациентов к массажу, осуществлять контроль за состоянием пациентов во время проведения процедур. 
  3. Организовать рабочее место. 
  4. Организовывать свою профессиональную деятельность.
  5. Обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, выполнять требования инфекционного контроля в кабинете массажа. 

знать:

  1. Гигиенические основы массажа, оборудование кабинета массажа и рабочего места массажиста и гигиенические требования к  массажисту и к пациенту, нормы времени по массажу и другие нормативные документы;
  2. Анатомо-топографические данные областей массажа: головы, лица, шеи, груди, спины, живота, верхних конечностей, нижних конечностей;
  3. Классификацию основных и вспомогательных массажных приёмов, их разновидности;
  4. Физиологическое действие основных и вспомогательных массажных приёмов, их разновидности;
  5. Технику массажных приёмов, их сочетание, последовательность и ритм.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки по теме:

  1. Назовите основные приёмы поглаживания.
  2. Назовите приёмы массажа, которые всегда выполняются по ходу лимфотока.
  3. Назовите разновидности основных приёмов вибрации.
  4. Назовите физиологическое действие приёмов растирания.
  5. Назовите приём, являющийся подготовкой массируемого участка к следующим массажным приёмам.
  6. Перечислите особенности выполнения массажных приёмов при отёках и лимфостазе.
  7. Назовите физиологическое действие вибрации на нервную систему.
  8. Назовите влияние приёмов разминание на мышцы.
  9. Назовите влияние приема поглаживания на лимфатическую систему.
  10. Назовите  ритм и скорость выполнения приёма поглаживания.

 

Хронокарта занятия

 

Этап занятия

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Оснащение

1

2

3

4

5

1. Организационный момент

5 мин.

Приветствует обучающихся. Обращает внимание на внешний вид обучающихся (наличие халата, сменной обуви, колпака); санитарное состояние учебного кабинета, отмечает отсутствующих

Приветствуют преподавателя.

Занимают рабочие места за столами, слушают преподавателя

Журнал занятий

2. Подготовка к основному этапу

15 мин.

Сообщает тему занятия, план занятия, предлагает записать тему, план, цели. Отмечает значение (роль) данного занятия в системе подготовки специалиста. Подготовка рабочих мест (массажных столов), гигиенические мероприятия (мытье рук с мылом)

Обучающиеся готовятся к активной учебно-познавательной деятельности. Записывают  в дневнике дату, тему, план, цели занятия. Осмысливают план занятия. Ставят перед собой цели. Задают вопросы

Дневник практических занятий

 

3. Усвоение новых знаний и способов действий

45 мин.

Знакомит с теоретическими аспектами занятия.

Слушают, конспектируют, задают вопросы.

 

 

 

Студентам предоставляется информация по теоретическому этапу занятия и объяснения преподавателя по теоретическим вопросам

и демонстрация теоретического материала на экране телевизора

 

Телевизор в учебном кабинете, флешка с содержанием теоретической части занятия и классификация массажных приемов их физиологическое действие на организм

4. Самоподготовка слушателей по теоретическому этапу занятия

45 мин.

Оказывает помощь обучающимся в процессе самоподготовки. Консультирует слушателей на заданные вопросы

Работают с конспектами и предоставленными преподавателем вопросами для самоподготовки и информацией на экране телевизора

Информация по теоретическому этапу на экране телевизора

5. Выполнение тестового задания

15 мин.

Раздает тестовые задания по вариантам

Выполняют тестовые задания

Самостоятельно письменно

6. Контроль выполнения тестовых заданий

15 мин.

Слушает, поправляет, корректирует

Устно дают ответы на тестовое задание, сами корректируют ошибки

Контроль, практическая работа

7. Самоконтроль

15 мин.

Выдает эталоны ответов

Проверяют себя и оценивают

 

8. Практический этап занятий

45 мин.

Демонстрирует последовательно технику массажных приемов на области спины на массажном столе доступном обзору слушателей, объясняя при этом особенности их технического исполнения и физиологическое действие каждого приема на ткани организма

Студенты работают в парах и отрабатывают последовательно массажные приемы на анатомической области спины. Работают синхронно с преподавателем, демонстрирующим технику выполнения массажных приемов на области спины

Предлагается видео материал на экране телевизора «Техника выполнения массажных приемов» с флешносителя

9. Самостоятель

ная отработка приемов поглаживания и растирания, разминания и вибрация закрепление умений

50 мин.

Преподаватель следит за самостоятельной работой обучающихся и вносит коррективы при неточном выполнении.

Студенты самостоятельно выполняют тестовые задания по теме занятия. Слушатели выполняют приемы поглаживания и растирания, разминания и вибрация, самостоятельно попарно, сменяясь.

 

10. Подведение итогов занятия.

30 мин.

Подводит итоги занятия. Оценивает работу группы в целом, отмечает активных обучающихся. Проверяет тестовые задания, оценивает их и раздает слушателям с эталонами ответов

Слушают, участвуют в обсуждении, задают вопросы преподавателю и проводят  анализируют свои ошибки в тестах

 

11. Домашнее задание

15 мин.

Объясняет домашнее задание: отработать дополнительно технику массажных приемов дома, на взрослых родственниках учитывая показания и противопоказания к массажу

Записывают домашнее задание в дневник

 

12. Организация окончания занятия

10 мин.

Контролирует работу по уборке рабочих мест. Объявляет об окончании занятия

Приводят в порядок рабочие места. Помещают оснащение рабочих мест в шкаф в индивидуальные пластиковые пакеты

 

 

Список рекомендуемой литературы:

  1. Владимир Иванович Васичкин. Уроки великого мастера. Изд – во АСТ 2014 г.
  2. Владимир Иванович Васичкин. Всё про массаж. Изд – во АСТ 2014 г. стр. 304
  3. Ерёмушкин Михаил Анатольевич. Медицинский массаж «Базовый курс. Классическая техника массажа». Учебное пособие. Изд – во ГЭОТАР – Медиа, 2014 г., стр. 184
  4. Ирина Красикова. Классический массаж. Изд – во: Корона – Принт 2014 г., стр. 224



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*