Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка профессионального интеграционного конкурса по дисциплине «Здоровый человек и его окружение» специальность: 31.02.01. Лечебное дело

30.12.2014 1106 1886
Букина Татьяна Николаевна
Букина Татьяна Николаевна, преподаватель дисциплины «Здоровый человек и его окружение»

Куницына Людмила Григорьевна
Куницына Людмила Григорьевна, преподаватель

Бердский медицинский колледж

В условиях модернизации системы Здравоохранения, реализации программы «Развитие сестринского дела в Российской Федерации на период 2010-2020 годы» подготовка высококвалифицированных работников среднего звена напрямую зависит от формирования профессиональной компетентности в стенах образовательного учреждения. Новые условия порождают новые требования, которые в свою очередь моделируют новые средства, методики и технологии педагогического взаимодействия, позволяющие решать поставленные цели.

В соответствии с ФГОС СПО оценка качества подготовки обучающихся и выпускников включает оценку уровня сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся. Поэтому, профессиональную компетентность необходимо рассматривать через такие категории как развитие и саморазвитие, совершенствование и самосовершенствование. Условиями формирования профессиональной компетенции у студента являются:

  • умственные действия (процессы, функции);
  • практические умения и навыки;
  • личностные качества человека;
  • мотивационные тенденции, ценностные ориентации.

В соответствии с требованиями ФГОС СПО применение практико-ориентированного подхода для формирования профессиональных компетенций подразумевает так же проверку уровня сформированности ОК и ПК на всех этапах обучения. Оптимальной формой организации учебного процесса для формирования и контроля уровня сформированности ОК и ПК является профессиональный конкурс по итогам освоения УД или ПМ.

В ходе выполнения заданий конкурса студенты учатся планировать, осуществлять, корректировать и оценивать свою деятельность. Конкурс повышает мотивацию к обучению, так как является  не традиционной формой организации образовательного процесса, а также создаются условия для реализации интеллектуальных и творческих способностей студентов. Конкурс дает студентам возможность проверить уровень своей профессиональной подготовки, способность и готовность осуществлять будущую профессиональную деятельность. Позволяет выявить преподавателям и студентам пробелы и недостатки в обучении.


В своей статье представляем Вашему вниманию сокращённый вариант методической разработки интегрированного профессионального конкурса «Внебольничные роды» для студентов 3-го курса специальности: 31.02.01. Лечебное дело в рамках общепрофессиональной дисциплины «Здоровый человек и его окружение», раздел 1: «Здоровый ребенок», раздел 2: «Здоровые мужчины и женщины. Планирование семьи».

 

Методический паспорт

Дисциплина: «Здоровый человек и его окружение»

Специальность: 31.02.01. Лечебное дело

Преподаватели: Куницына Людмила Григорьевна и Букина Татьяна Николаевна

Квалификационная категория: высшая

Вид занятия: профессиональный конкурс

Продолжительность: 2 часа

Курс: 3

Место проведения:актовый зал

Цели конкурса:

Учебная:

  • закрепить, расширить и углубить знания и умения, полученные на теоретических и практических занятиях;
  • формирование ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

Воспитательная:

  • формирование ОК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Реализуемые требования к результатам обучения:

Студент должен уметь:

  • оценивать параметры физического развития человека в различные возрастные периоды;
  • обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды и вопросам планирования семьи.

Студент должен знать:

  • основные факторы риска развития болезней в период новорожденности;
  • анатомо-физиологические и психические особенности новорожденного ребёнка;
  • основные закономерности и правила оценки физического, нервно-психического и социального развития.

 

Актуальность темы

Нет более важной цели для акушерки, чем оказание помощи матери на протяжении беременности и в родах, создание условий для рождения  здорового ребенка.

Именно для осуществления этих философских, гуманистических задач, способов предотвращения неблагоприятных исходов для матери и новорожденного, посвящен наш профессиональный конкурс: «Внебольничные роды». Выпускники - фельдшера нашего колледжа часто оказываются работниками станций скорой помощи, фельдшерско-акушерских пунктов, поэтому сталкиваются с ситуацией родов вне акушерского стационара, то есть на дому, в пути и т.д. Данный конкурс позволяет студентам продемонстрировать приобретенный опыт во время обучения по оказанию акушерского пособия при физиологических родах и первичного туалета новорожденного.

           

Пояснительная записка

Профессиональный конкурс – это один из активных методов учебно-воспитательной работы во внеаудиторное время. Конкурсные задания ориентированы на будущую практическую профессиональную деятельность фельдшера. Конкурс построен на интегрированных связях по дисциплине «Здоровый человек и его окружение», раздел 1: «Здоровый ребенок»; раздел 2: «Здоровые мужчины и женщины. Планирование семьи».

 

Перечень дидактических единиц

  1. Параметры физического развития новорожденного ребенка и уход за ним.
  2. Физиология и диагностика беременности.
  3. Физиологические роды.
  4. Послеродовой период.
  5. Туалет пупочной ранки.
  6. Первичный туалет новорожденного.
  7. Физиологические состояния новорожденных.

 

Оснащение конкурса

  1. Спиртовой раствор 1% бриллиантового зеленого (20 мл).
  2. Пипетки, лоток.
  3. 3% раствор перекиси водорода.
  4. Вазелиновое масло.
  5. Бутылочки для кормления.
  6. Две куклы.
  7. Распашонки (2 шт.), пеленка теплая (2 шт.), пеленка тонкая (2 шт.), памперс (2 шт.).
  8. Альбуцид.
  9. Вата, бинты.
  10. Настойка 2% йода.
  11. Спирт 70%.
  12. Резиновая груша (клизма).
  13. Хирургические перчатки.
  14. Фантом акушерский для принятия родов.
  15. Куклы акушерские.
  16. Два зажима для пережатия пуповины.
  17. Корнцанг.
  18. Ножницы.
  19. Простынь.
  20. Пеленки.

 

Хронокарта конкурса

№ п/п

Время

Ход конкурса

Действия ведущего

Действия членов команд

Точки контроля

1.

5 минут

Организационный момент

Знакомит с ходом конкурса, целями, задачами, критериями оценивания конкурсов

слушают

 

2.

5 минут

Домашнее задание

 

Представление и приветствие команд

Творческие способности

3.

10 минут

Решение тестовых заданий открытой формы

Раздаёт тестовые задания

Письменно решают свой вариант тестовых заданий

Знание теоретического материала

4.

5 минут

Конкурс болельщиков

Начинает поговорку на тему здорового образа жизни

Заканчивают поговорку

Знание пословиц и поговорок на тему здорового образа жизни

5.

15 минут

Ответы на вопросы

 

По очереди задают вопросы соперникам, отвечают устно на вопросы соперников.

Знание теоретического материала

6.

7 минут

Восстановить в хронологическом порядке алгоритм выполнения манипуляции «Утренний туалет новорожденного»

Раздаёт неправильный вариант алгоритма манипуляции

Восстанавливают на скорость и правильность хронологический порядок выполнения манипуляции

Знание хронологического порядка выполнения манипуляции по теме

7.

10 минут

Выполнение манипуляции «Пеленание новорожденного»

 

Выполняют на скорость и на правильность манипуляцию

Умение  выполнить манипуляцию

8.

30 минут

Моделирование рабочей ситуации «Внебольничные роды»

 

Моделируют рабочую ситуацию

Умение организовывать и выполнять профессиональные действия в экстремальной ситуации

9.

5 минут

Подведение итогов, награждение победителей

Оглашает результаты конкурса, называет победителей, проводит награждение

 

 

 

Задание для конкурса «Внебольничные роды»

 

Условие задания № 1

Дорожные роды (в поезде). Вас пригласил проводник для оказания помощи роженице во II-м периоде физиологических родов. Роженице 28 лет, роды вторые. Первые 3 года назад протекали без осложнений. Со слов беременность доношенная. Абортов не было. Со слов соматически и гинекологически пациентка  здорова. Схватки начались 6 часов назад. 10 минут назад отошли светлые околоплодные воды и начались потуги. До ближайшей станции 2 часа пути. При наружном осмотре головка врезывается в половую щель. У проводника есть аптечка, в которой имеются следующие предметы:

1. Йод

2. Перчатки

3. Стерильные бинты

4. Вата

5. Спирт

6. Анальгин, аспирин

Задание:

1. Ваши действия в данной ситуации.

2. Показать на фантоме акушерское пособие при физиологических родах.

 

Условие задания № 2

Домашние рода. Вы фельдшер ФАПа. Вас пригласили для оказания помощи роженице, у которой на дому начались физиологические срочные роды. Удаленность родильного отделения к ближайшей районной больнице 60 км. При осмотре роженицы Вы узнаете, что схватки начались 5 часов назад, а при вашем приходе отошли светлые околоплодные воды и начались потуги. При осмотре головка врезывается в половую щель. Роженице 18 лет, женщина соматически здорова. У Вас есть укладка для принятия родов, в которой имеются следующие препараты и инструменты.

1. Стерильный разовый пакет для принятия родов

2. Ножницы

3. Йод, спирт, стерильные вата и бинты

4. Резиновый баллончик

5. Резиновые перчатки

6. Два зажима, пинцет

7. Катетер для выведения мочи

8. Медикаменты: окситонин, метилэргобревин, глюкоза 40%

9. Разовые шприцы

Задание:

1. Ваши действия в данной ситуации.

2. Показать на фантоме акушерское пособие при физиологических родах.

 

Тестовые задания открытой формы

Вариант № 1

№ п/п

Вопросы

Ответы

1.

Для туалета ранки новорожденного необходимы следующие медикаменты…..

 

2.

Желтушное окрашивание кожных покровов, возникшие на 2-5 день жизни, называется…..

 

3.

Перечислите маточные сокращающие средства, усиливающие родовую деятельность

 

4.

В каком сроке беременности и на сколько дней выдается декретный отпуск при одноплодной беременности?

 

5.

Перечислите признаки доношенности новорожденного ребёнка

 

6.

Назовите предположительный срок родов, если последняя менструация  была 17/V.

 

7.

Что такое предлежание плода

 

8.

Определите предварительный вес плода, если ОЖ = 95 см, а ВДМ – 32 см

 

9.

Перечислите вероятные признаки беременности

 

10.

Оцените размеры таза роженицы  26-28-21 см

 

11.

Определите срок предполагаемой беременности, если дно матки расположено на уровне реберных дуг.

 


Вариант № 2

№ п/п

Вопросы

Ответы

1.

Физиологическая потеря веса новорожденного в норме составляет……..

 

2.

Перечислите профилактические мероприятия  гонобленореи у новорожденного

 

3.

Для туалета кожи новорожденного необходимы ……

 

4.

Перечислите маточные сокращающие средства (медикаменты), использующиеся для профилактики кровотечений в III и послеродовом периодах:

 

5.

Перечислите признаки доношенности новорожденного ребёнка

 

6.

В каком сроке беременности и на сколько дней выдается декретный отпуск при многоплодной беременности

 

7.

Определите предположительный срок родов, если последняя менструация была  2/VIII

 

8.

Что такое поперечное предлежание плода?

 

9.

Назовите допустимую кровопотерю в родах при массе роженицы 70 кг.

 

10.

Перечислите достоверные признаки беременности

 

11.

Оцените размеры таза роженицы  24-26-28-18 см

 

 

Конкурс болельщиков

Народная мудрость всегда восставала против вредных привычек. Сейчас мы проверим знание болельщиками русских пословиц и поговорок о здоровом образе жизни:

  1. Потянешься за водкой, будет жизнь короткой.
  2. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
  3. Вино входи, ум выходит.
  4. Дали вина, так стал без ума.
  5. Болезнь легче избежать, чем лечить.
  6. Кто вино любит – тот себя губит.
  7. От  водки, век короткий.
  8. Хмель не вода, человеку беда.
  9. Кто не курит и пьет, тот здоровье бережёт.
  10. Бутылки полны, карманы пусты.
  11. Так напился, что с ног свалился.
  12. Полно пить, пора ум копить.
  13. Вода живит, а водка губит.
  14. Кто курит табак, тот сам себе враг.
  15. Не доверяй вину, оно заведет в беду.
  16. Пить до дна, не видеть добра.
  17. Хмель шумит, ум молчит.


Список литературы

  1. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 514 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело (Зарегистрировано в Минюсте России 11.06.2014 N 32673).
  2. Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины «Здоровый человек и его окружение» ГАОУ СПО НСО «Бердский медицинский колледж».
  3. Кожин А.А. Здоровый человек и его окружение:  учебник для студ. сред. мед. учеб. заведений / А.А. Кожин, В.Р. Кучма и др. – М.: «Академия», 2006. – 400 с.
  4. А.М. Запруднов. Детские болезни. Москва, «Медицина», 1997.
  5. Пропедевтика детских болезней, под редакцией академика РАМН А.А. Барановой, М.: «Медицина», - 2010 г.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*