Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование навыков исследования и рецензирования в процессе написания курсовых работ

09.11.2011 256 1465
Тазетдинова Елена Николаевна, преподаватель юридических дисциплин

Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма
Одним из наиболее эффективных методов обучения является исследовательский метод, который лежит в основе проектной деятельности учащихся. Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи. Работа учащихся в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования, так как используются все методы и приемы научного исследования, характерные для деятельности ученых.


Исследовательский метод применяется студентами при изучении ряда специальных дисциплин учебного плана по специальности «Правоведение», «Право и организация социального обеспечения», а так же при выполнении рефератов, курсовых работ, дипломных работ.


Исследовательский метод позволяет развить навыки самостоятельной работы с материалами действующего законодательства и судебной практики; развивает логическое мышление, которое позволяет выработать умения делать однозначные умозаключения. Перечисленные навыки и умения лежат в основе компетентности будущего  юриста в толковании нормативно-правовых актов, то есть по осознанию им действительного содержания норм.


В качестве примера можно привести ситуацию: когда граждане, обращаясь за  юридической консультацией, сталкиваются с отсутствием конкретики толкования законодательства, а это  приводит к мнению, что категория данных специалистов некто иные как демагоги «сколько юристов столько и мнений». Решать эту проблему необходимо еще на уровне обучения.


Практическая значимость использования исследовательского метода заключается в том что, выводы полученные  в результате проведенного исследования должны быть подтверждены  актом возможного внедрения в практическую деятельность.


Подготовка студентом–правоведом исследовательского проекта (курсовая работа) преследует следующие цели:

  1. развитие и закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы;
  2. систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний;
  3. применение этих знаний в решении конкретных задач по анализу действующего законодательства и правоприменительной практики;
  4. выявление пробелов в праве и поиск возможных способов их устранения.


В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:

  1. развитие  умения выявлять и ставить проблемные вопросы.
  2. изучение, обобщение опыта, накопленного в отечественной и зарубежной юридической практике;
  3. подготовка обоснованных предложений по реализации выявленных в процессе исследования возможностей совершенствования законодательства;
  4. оформление в соответствии с ГОСТом научно-справочного аппарата (план работы, сноски и ссылки на источники, списка нормативно- правовых актов и литературы).
  5. формулировка выводов и конкретных рекомендации.

Исследовательский проект (курсовая работа) представляет собой письменное изложение материала по избранной теме. В нем должен непременно присутствовать самостоятельный творческий подход к проблеме, выражающийся в частности, в самостоятельном анализе материала с учетом точек зрения исследователей и изложения собственного взгляда на исследуемую проблему.


Защита курсовых работ проходит с использованием студентами метода рецензий, который заключается в умение критически взглянуть на собственный образовательный продукт и на образовательный продукт товарища, его устный ответ,  проанализировать  содержание ответа, выделить главные моменты и т.д.


Для составления рецензий используется схема следующего типа:

 



Использование  метода рецензий позволяет установить обратную связь с учениками, дает возможность оперативно осуществить диагностику их знаний и скорректировать учебный процесс. Более того, этот метод развивает навыки ораторского мастерства т.к. проходит открытая защита курсовых работ.

Оценки и суждения учеников поощряются, закрепляется положительное отношение к рецензиям. Рецензии учащихся оцениваются наравне с другими продуктами их творческой деятельности.

 

Список использованной литературы:

  1. Гузеев, В.В. Эффективные образовательные технологии [Текст]/ В.В. Гузеев. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.208.
  2. Камынин, В.Л. Методическое пособие для преподавателей вузов, ведущих занятие по обучению работе с СПС Консультант Плюс [Текст] / В.Л. Камынин.М.: ЗАО «Консультант Плюс», 2006. С. 264.
  3. Крупенин А.Л. Крохина И.А. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. [Текст] / А.Л. Крупенин, И.А. Крохина. Ростов н/ Д.: Издательство «Феникс», 2007. С. 480.
  4. Лакоценина, Т.П. Современный урок. Научно- практическое пособие для учителей. [Текст] / Т.П. Лакоцетина Ростов н/ Д.: Издательство «Учитель», 2007. С. 208.
  5. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии. [Текст] / Г.К. Селевко.М.: НИИ школьных технологий, 2008. С. 224.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*