Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование метода проектов в исследовательской работе студентов

29.12.2014 196 434
Арнольд Галина Ивановна
Арнольд Галина Ивановна, преподаватель ПМ.02. специальности 31.02.01. Лечебное дело

Бердский медицинский колледж

Учебный проектодна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности студентов, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

 

Поэтому я выбрала метод проектов для организации учебно-исследовательской работы студентов.

 

В основе проблемного обучения лежит особый вид взаимодействия преподавателя и обучающегося. В отличие от традиционных форм обучения проектный метод позволяет студентам  проявить свои способности и возможности, лучшие личные качества, самостоятельно планировать, осуществлять  и корректировать свою учебно-познавательную деятельность, иметь больше свободы в выборе средств и способов обучения, например, могут самостоятельно выбирать тему, цели, виды деятельности, источники информации, методы исследования.

 

Данный метод предполагает этапность и контроль на всех этапах разработки проекта.

 

Несколько лет в колледже под моим руководством ведётся учебно-исследовательская работа по теме «Артериальная гипертензия. Изучение информированности населения города Бердска».

 

Данная тема интересна студентам, потому что она посвящена изучениюсоциально-значимого заболевания, которое имеет широкое распространение, а также высокий риск осложнений и летальности, по данным ВОЗ Россия на 1 месте в списке неблагополучных стран. Ещё одной значимой проблемой является то, что артериальная гипертензия «молодеет».


Цель проекта:

  • изучить статистические данные заболеваемости по г. Бердску;
  • сравнить с результатами по России;
  • изучить степень информированности о причинах возникновения, осложнениях и способах профилактики данного заболевания у студентов колледжа и населения.


В проекте участвовала группа студентов из 6 человек разного уровня подготовки, но заинтересованные в изучении данной проблемы: 5 человек специальности «Сестринское дело» и 1 человек – «Лечебное дело».


I этап: подготовительный – выбор темы проекта, формирование группы студентов, выработка плана действий, распределение обязанностей.


II этап: Оценка объема работы и времени её выполнения, определение методов исследования, выбор источников информации (что, где, в каком направлении). В ходе обсуждения все 6 человек решили, что данное количество студентов достаточно для реализации проекта (оценка своих возможностей и сил).


На данном этапе студенты составили анкету для опроса и определили количество респондентов (200 человек). Было решено взять небольшое количество вопросов, но самых необходимых для определения уровня информированности населения по данному заболеванию.


Мне, как преподавателю «Терапии», в ходе данной работы удалось проверить уровень сформированности знаний и умений, полученных на занятиях по теме «Артериальная гипертензия»: нормальные цифры АД, факторы риска, симптомы, осложнения, лечение, профилактика, а также  владение общими компетенциями в соответствии с ФГОС СПО по специальности подготовки:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.


На этом этапе студентами были подготовлены опросные листы с указанием возраста, пола и самих вопросов. Между участниками было распределено количество опрашиваемых и места, где будет проводится опрос населения, определены сроки сбора и обработки информации. Некоторые студенты пожелали опросить большее количество человек и заверили, что справятся с работой (инициатива, лидерство). Все студенты отметили, что было интересно проводить опрос, не смотря на то, что некоторые опрашиваемые уходили от ответа.


В ходе опроса респондентов у студентов формировались такие навыки как умение вызвать доверие, расположить к себе, вызвать интерес к теме, желание предоставить информацию (коммуникативная компетентность). Для себя, как для педагога, я сделала вывод, что студентов необходимо учить как расположить к себе.


III этап: Обработка полученной информации, подведение итогов, оформление результатов исследования, создание мультимедийной презентации для конференции. На данном этапе студенты не только производили подсчет, обработку информации, выводы, но и работами творчески, так как полученный материал необходимо было оформить мультимедийно и участники проекта предлагали как это лучше сделать (составление диаграмм, таблиц, иллюстраций и т.д.) – формирование умения представить результаты своего труда.


IV этап: Защита проекта на ежегодной общеколледжной научно-практической конференции. Подготовка и выступление с проектом на конференциях:

  • внутриколледжной «Хочешь быть здоровым? Будь им!»;
  • областной конференции.

 

Данный этап формирует профессиональные компетенции:

  • Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
  • Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

Общие компетенции:

  • умение представить свою работу,
  • умение держаться на сцене и говорить, отвечать на вопросы слушателей.

 

В завершении данного проекта были сделаны не только выводы, но и внесены предложения по восполнению дефицита знаний у населения по данному заболеванию. Как продолжение данной исследовательской работы студентами было реализовано одно из предложений в виде акции «Узнай свое АД» в аптеках города с распространением санбюллетеней (листовок), подготовленными студентами.

 

Выводы:

 

Таким образом исследовательский тип проектного метода позволяет решить ряд педагогических задач:

  1. Повышение мотивации к обучению.
  2. Создание условий для раскрытия интеллектуальных, исследовательских и творческих способностей  студентов.
  3. Выведение полученных на занятиях умений и знаний на продуктивный уровень усвоения.
  4. Развитие личностных качеств: самостоятельность, ответственность, умение планировать, осуществлять, анализировать и корректировать свою деятельность.
  5. Создание условий для осуществления контроля уровня сформированности общих и профессиональных компетенций.

 

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 502 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело”.
  2. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 514 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело".
  3. Локальный акт ГАОУ СПО НСО «Бердский медицинский колледж» Положение «О самостоятельной работе студентов».
  4. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2010. — 112 с. 
  5. Педагогический проект Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность Александрова Н.В.
  6. http://wiki.iteach.ru/ Полат_Е.С._-_Метод_проектов



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*