Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Бригадная форма организации производственного обучения как средство повышения эффективности профессиональной подготовки будущего специалиста железнодорожного транспорта

08.11.2011 1406 4880
Ковальчук Сергей Васильевич
Ковальчук Сергей Васильевич, преподаватель

Тайгинский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВО "Омский государственный университет путей сообщения"
Великая цель образования –
 

это не знания, а действия.

 

Гербер Спенсер

 

Формирование будущего специалиста железнодорожного транспорта высокой квалификации и широкого профиля, владеющего профессиональным мастерством, начинается на занятиях дисциплины «Учебная практика на производстве». Эффективность таких занятий о зависит от того, насколько полно преподаватель реализует современные требования к организации производственного обучения в целом.


Для качественной подготовки студентов, обучающихся по специальности «Установки и электрические аппараты вагонов», эффективно применение разнообразных форм организации учебной деятельности: фронтальной, индивидуальной, бригадной.


Так как на предприятиях железнодорожного транспорта широко используются комплексные бригады, то бригадная форма организации обучения помогает студентам подготовиться к работе в производственных бригадах, способствует развитию умения работать в коллективе, воспитанию чувства собственной ответственности за результаты труда коллектива в целом, формированию таких черт характера, как стремление к взаимопомощи, товарищеской выручке.

В учебных кабинетах спецдисциплин, действующем полигоне «Подвижного состава» института, непосредственно на производстве будущий специалист проходит большой путь овладения комплексом знаний, умений и навыков профессионального мастерства: от первого прикосновения к рабочему инструменту до сознательного овладения им, от первого знакомства с рабочим коллективом до полноправного его члена.


При организации учебного процесса в бригадной форме каждый студент выполняет часть производственного задания самостоятельно. Для рациональной организации  труда используется внутрибригадный график (технологические карты) перемещения по видам выполняемых работ на каждом этапе. Студенты выполняют задание по инструкционно-технологическим картам, а мастера вагонного эксплуатационного депо проверяют правильность и качество выполнения работы по оценочным листам.


Опыт работы показал, что наиболее эффективно работает бригада в составе 3-5 человек с разным уровнем подготовки. Комплектование бригад осуществляю с учетом психологической совместимости студентов. Работа по бригадному методу требует согласованности и ритмичности действий всех членов бригады, качественного и своевременного выполнения каждой технологической операции, поэтому каждый член бригады выполняет 1-2 определенных операции технологического процесса ремонтных работ. Например: выбить шплинты,  валики и подвески - одному, другому - выбить чеку и снять тормозную колодку и т.д. В этом случае принимается и оценивается каждая операция перед выполнением следующего вида работ.


В каждой бригаде есть бригадир, который осуществляет руководство, контроль, оказывает помощь членам бригады, по окончании работ докладывает о выполнении бригадой учебно-производственных заданий.


Таким образом, применяя бригадную форму обучения как средство повышения эффективности профессиональной подготовки будущего специалиста железнодорожного транспорта, студенты готовятся не только к прохождению производственно-технологической практики, но и приобретают первый производственный опыт.


Учебное занятие, разработка которого прилагается, проводилось в вагонном ремонтном депо с привлечением высококвалифицированных специалистов железнодорожного транспорта.

 

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

Раздел:Смена тормозных башмаков.

Тема учебного занятия: Осмотр, очистка и снятие тормозных башмаков с тележки модели 18-100.

Продолжительность учебного занятия:  90 мин.

Место проведения  Учебный кабинет вагонного эксплуатационного депо Тайга, пункт текущего бесперебойного ремонта

Тип учебного занятия: Комбинированный.

Преподаватель: Ковальчук Сергей Васильевич.

Ведущие методы: Практико-ориентированный метод

Формы организации деятельности студентов: бригадная форма организации производственного обучения, контроль знаний студентов в системе online.

Методическая цель: Формирование профессиональных и общих компетенций студентов.

Цели урока:

Обучающая цель:Закрепление знаний студентов по осмотру, очистке и снятию тормозных башмаков с тележки модели 18-100.

Развивающая цель:Формирование у студентов умений применять теоретические знания на практике.

Воспитательная цель:Воспитание внимательности, собранности, дисциплинированности и чувства ответственности  за порученное дело, интереса к избранной профессии.

Межпредметные связи: Конструкция подвижного состава, Технология ремонта подвижного состава, Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения, Автоматические тормоза подвижного состава.

Средства обучения: Мультимедийное оборудование, сеть Internet, инструкционно-технологические карты, оценочные листы, башмак тормозной рычажной передачи тележки модели 18-100.

 

Критерии уровня формируемых знаний, умений, навыков

Знать

Уметь

Назначение башмака тормозной рычажной передачи тележки модели 18-100

Снимать и устанавливать башмак на тележку модели 18-100 в условиях производства

 

Структура учебного занятия

№ п/п

Наименование этапа

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

1

Организационный момент

- Проверяет внешний вид студентов; готовность кабинета к учебному занятию;

- Проводит перекличку; объявляет тему и цели занятия

-Приветствуют преподавателя;

-Слушают тему и цели занятия

2 Повторение изученного материала

2.1

Устный фронтальный  и индивидуальный опрос

Четко и ясно формулирует вопрос. Выставляет оценку с рецензией

Отвечают на поставленные вопросы

2.2

Фронтальный опрос в режиме online-тестирования

Создает ситуацию, когда  решение на поставленные вопросы  дают  сами студенты

Отвечают на поставленные вопросы online теста - сайт Тайгинского института железнодорожного транспорта

3 Изучение нового материала

3.1

Порядок снятия тормозного башмака

Объясняет порядок с использованием натуральных образцов (макет)

Слушают, отвечают на поставленные вопросы

3.2

Анализ по безопасности движения на сети железных дорог за текущий год

Инженер по подготовке кадров вагонного эксплуатационного депоТайга  знакомит студентов с анализом по безопасности движения и руководящими документами по безопасности движения

Слушают, отмечают в конспекте случаи событий, происшествий, крушений и аварий на сети железных дорог

 

3.3

Организация работ ремонтных бригад в пункте текущего бесперебойного ремонта 

Проводит деление группы студентов на ремонтные бригады, назначает бригадиров. Знакомит с обязанностями бригадира. Выдает инструкционно-технологические карты.

Распределяются по ремонтным бригадам.

 

3.4

Инструктаж по технике безопасности

Инженер по охране труда вагонного эксплуатационного депо Тайга  проводит инструктаж по технике безопасности

Расписываются в журнале по технике безопасности (ТБ), получают спецодежду. Для выполнения задания идут в пункт технического бесперебойного ремонта вагонного эксплуатационного депо

3.5

Выполнение работ в пункте текущего бесперебойного ремонта 

Озвучивает задания каждой ремонтной бригаде. Совместно с руководящим составом вагонного эксплуатационного депо Тайга контролирует технологию снятия и установки башмака на тележку модели 18-100 в условиях производства. Задает дополнительные вопросы

В условиях  производства  каждая ремонтная бригада представляет технологию работы снятия и установки башмака на тележку модели 18-100

3.6

Оценочная деятельность студентов и подведение итогов занятия

Проводит оценочную деятельность каждого члена бригады совместно с руководящим составом вагонного эксплуатационного депо. Подводит итоги учебного занятия.

Отчет студентов и выполнении производственного задания и бригадиров о работе бригады.

4

Домашнее задание

Повторить изученный материал: учебник В.И. Крылов

«Тормозное оборудование»

стр. 159-161

Записывают домашнее задание в тетрадь

 

 

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

«Снятие триангеля с тележки»


Цель -научиться снимать триангель с кронштейна тормозной рычажной передачи

№ п/п

Последовательность операций

Инструменты,

инвентарь

Способ производства работ

1

Выбить шплинты валика подвески

колик,

молоток

-Согнуть шплинты;

-В проушину шплинта установить острый конец колика и по колику ударить молотком;

-То же самое сделать со шплинтом предскобы.

2

Выбить шплинты и валики распорной тяги, которая соединяет две вертикальные тяги

колик,

молоток

-Согнуть шплинты;

-В проушину шплинта установить острый конец колика и по колику ударить молотком;

-Установить в торец валика колик и при помощи молотка выбить валик распорной тяги.

3

Выбить валик подвески с кронштейна боковой рамы

колик,

молоток

Через технологическое отверстие в боковой раме выбиваем валик подвески при помощи колика и молотка.

4

Снять триангель и уложить на полочку

-

-При выбивании валика необходимо придерживать рукой триангель;

-После удаления валика триангель уложить на полочку.

Выполнив задание, привести в порядок рабочее место

 

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

«Снятие тормозного башмака»


Цель- научиться снимать тормозной башмак с цапфы триангеля

№ п/п

Последовательность операций

Инструменты,

инвентарь

Способ производства работ

1

Снять триангель с полочки боковых рам

-

Взять руками триангель за швеллерную балку и струну и снять с полочки

2

Выбить чеку, снять тормозные колодки и вывести подвеску тормозной рычажной передачи с паза тормозного башмака

колик,

молоток

-Выбить чеку;

-Снять тормозную колодку;

-Вывести из паза тормозного башмака подвеску;

-То же самое произвести с противоположной стороны.

3

Выбить шплинт с цапфы

колик,

молоток

-Согнуть шплинты;

-В проушину шплинта установить острый конец колика и по колику ударить молотком.

4

Открутить корончатую гайку и снять предохранительный наконечник

гаечный ключ

-Открутить корончатую гайку, поворачивая гаечный ключ против часовой стрелки;

-Снять с цапфы предохранительный наконечник

5

Снять башмак и закладку с прямоугольной цапфы

-

Взять руками тормозной башмак и снять с цапфы триангеля, затем закладку.

Выполнив задание, привести в порядок рабочее место

 

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

«Установка тормозного башмака»


Цель - закрепить знания и получить навыки по установке тормозного башмака

№ п/п

Последовательность операций

Инструменты,

инвентарь

Способ производства работ

1

Установить прямоугольную закладку на цапфу

-

Насаживаем закладку на цапфу триангеля.

2

Установить тормозной башмак

-

Квадратной частью тормозного башмака навесить на цапфу триангеля.

3

Установить предохранительный наконечник

-

Установит таким образом, чтобы полочка предохранителя была внизу

 

4

Закрутить корончатую гайку и установить шплинт

гаечный ключ

-Закрутить при помощи гаечного ключа гайку;

-Установить шплинт и загнуть его

5

Установить тормозную колодку и забить чеку

молоток

-Завести в паз башмака подвеску;

-Установить тормозную колодку;

-Забить чеку.

6

Установить на полочку триангеля

-

Взять триангель руками и уложить на полочку тележки.

Выполнив задание, привести в порядок рабочее место

 

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

«Установка триангеля на тележку»


Цель - закрепить знания и получить навыки по установке триангеля на тележку

№ п/п

Последовательность операций

Инструменты,

инвентарь

Способ производства работ

1

Поднять триангель с полочки и установить валик

-

При помощи колика поднять триангель и установить валик через проушины подвески в кронштейн.

2

Установить шайбы и шплинты на валики подвески

колик,

молоток

Навесить шайбы на валик подвески; установить шплинты и разогнуть на угол 900.

3

Установить распорную тягу

колик,

молоток

-Установить валик в отверстия вертикальной и распорной тяг;

-Установить шайбы; 

-Установить шплинты и разогнуть на 900.

Выполнив задание, привести в порядок рабочее место

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ

«Снятие триангеля с тележки»

№ п/п

Последовательность операций

Инструменты,

инвентарь

Способ производства работ

1

Выбить шплинты валика подвески

колик,

молоток

-Согнуть шплинты;

-В проушину шплинта установить острый конец колика и по колику ударить молотком;

-То же самое сделать со шплинтом предскобы.

2

Выбить шплинты и валики распорной тяги, которая соединяет две вертикальные тяги

колик,

молоток

-Согнуть шплинты;

-В проушину шплинта установить острый конец колика и по колику ударить молотком;

-Установить в торец валика колик и при помощи молотка выбить валик распорной тяги.

3

Выбить валик подвески с кронштейна боковой рамы

колик,

молоток

Через технологическое отверстие в боковой раме выбиваем валик подвески при помощи колика и молотка.

4

Снять триангель и уложить на полочку

-

-При выбивании валика необходимо придерживать рукой триангель;

-После удаления валика триангель уложить на полочку.

ОЦЕНКА:

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ

 «Снятие тормозного башмака»

№ п/п

Последовательность операций

Инструменты,

инвентарь

Способ производства работ

1

Снять триангель с полочки боковых рам

-

Взять руками триангель за швеллерную балку и струну и снять с полочки

2

Выбить чеку, снять тормозные колодки и вывести подвеску тормозной рычажной передачи с паза тормозного башмака

колик,

молоток

-Выбить чеку;

-Снять тормозную колодку;

-Вывести из паза тормозного башмака подвеску;

-То же самое произвести с противоположной стороны.

3

Выбить шплинт с цапфы

колик,

молоток

-Согнуть шплинты;

-В проушину шплинта установить острый конец колика и по колику ударить молотком.

4

Открутить корончатую гайку и снять предохранительный наконечник

гаечный ключ

-Открутить корончатую гайку, поворачивая гаечный ключ против часовой стрелки;

-Снять с цапфы предохранительный наконечник

5

Снять башмак и закладку с прямоугольной цапфы

-

Взять руками тормозной башмак и снять с цапфы триангеля, затем закладку.

ОЦЕНКА:

 

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ

«Установка тормозного башмака»

№ п/п

Последовательность операций

Инструменты,

инвентарь

Способ производства работ

1

Установить прямоугольную закладку на цапфу

-

Насаживаем закладку на цапфу триангеля.

2

Установить тормозной башмак

-

Квадратной частью тормозного башмака навесить на цапфу триангеля.

3

Установить предохранительный наконечник

-

Установит таким образом, чтобы полочка предохранителя была внизу

 

4

Закрутить корончатую гайку и установить шплинт

гаечный ключ

-Закрутить при помощи гаечного ключа гайку;

-Установить шплинт и загнуть его

5

Установить тормозную колодку и забить чеку

молоток

-Завести в паз башмака подвеску;

-Установить тормозную колодку;

-Забить чеку.

6

Установить на полочку триангеля

-

Взять триангель руками и уложить на полочку тележки.

ОЦЕНКА:

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ

 «Установка триангеля на тележку»

№ п/п

Последовательность операций

Инструменты,

инвентарь

Способ производства работ

1

Поднять триангель с полочки и установить валик

-

При помощи колика поднять триангель и установить валик через проушины подвески в кронштейн.

2

Установить шайбы и шплинты на валики подвески

колик,

молоток

Навесить шайбы на валик подвески; установить шплинты и разогнуть на угол 900.

3

Установить распорную тягу

колик,

молоток

-Установить валик в отверстия вертикальной и распорной тяг;

-Установить шайбы; 

-Установить шплинты и разогнуть на 900.

ОЦЕНКА:

 

Список литературы

  1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Просвещение, 2004
  2. Батышев А. Я. Теория и методика бригадного обучения. – М.: Просвещение, 2005



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*