Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Математические методы в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала

24.12.2014 1638 2575
Подрясова С.Ф.
Подрясова С.Ф., преподаватель математики

Якутский медицинский колледж

Математика, как учебная дисциплина, входит в обязательную программу всех учебных заведений, как средних специальных, так и  высших. Таким образом, математику приходится учить всем студентам, даже выбравшим такие специальности как филолог, биолог, физкультурник, медик, художник и т.д.

 

В медицинском колледже математика занимает далеко не последнее место по количеству отведенных часов в учебном плане.

 

В последнее время, в медицинский колледж поступают в основном абитуриенты с гуманитарным складом ума и со слабой математической подготовкой, за редким исключением, и всех их надо научить применять математические методы в профессиональной деятельности медицинского персонала. К сожалению, у гуманитарно-ориентированных людей математика нередко вызывает отторжение, а то и отвращение. И в этом случае, трудности испытывает и студент, и преподаватель, который пытается привить интерес к учебному предмету. 

 

Это вечный вопрос, который не дает многим методистам, педагогам найти ответ на вопрос «Как заинтересовать гуманитарно-ориентированных детей таким непростым предметом - математика?».

 

Приведем трудности, с которыми сталкивается преподаватель математики в условиях работы с гуманитарно-ориентированными студентами. Это:

  • нехватка специализированного методического материала, дополнительной литературы;
  • нехватка учебного времени;
  • низкая мотивация изучения гуманитариями математики;
  • недостаточно развитое логическое и абстрактное мышление у гуманитариев;
  • необходимость постоянного поддерживания интереса студентов к изучению предмета.

 

А.В. Юрьева[1]выделяет в своих исследованиях следующие особенности гуманитариев, а именно:

  • у студентов гуманитарных классов преобладает наглядно-образное мышление;
  • восприятие красоты математики направлено у гуманитариев на ее проявление в живой природе, в произведениях искусства, в конкретных математических объектах;
  • на уроке у гуманитариев внимание может быть устойчивым в среднем не более 12 минут;
  • из форм работы на уроке гуманитарии предпочитают следующее: объяснение преподавателем нового материала, лабораторные работы, деловые игры, выполнение индивидуальных заданий с привлечением научно-популярной литературы;
  • из методов самостоятельной работы гуманитарии выбирают коллективные, они прибегают к дискуссиям, в ходе которых ищут способ решения. У гуманитариев богаче воображение, сильнее проявляются эмоции.

 

Из всего выше изложенного следует полагать, что гуманитарии впечатлительные, эмоциональные, с богатой фантазией, обладающие наглядно-образным мышлением. Восприятие красоты в математике у гуманитариев идет от живой природы, от конкретных математических объектов. Гуманитарии также отдают предпочтение активным коллективным методам работы. Например, при решении задач предпочитают дискуссии, в процессе которых происходит совместный с коллективом поиск решения задач.

 

Поэтому, учитывая особенности студентов с гуманитарно-ориентированным складом ума в преподавании математики уместно применение:

  • различных методов и способов обучения;
  • нетрадиционных форм уроков;
  • различных литературных минуток;
  • прикладного характера задачи связанные с медицинской деятельностью;
  • большого количества наглядности и т.п.

 

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам предмет математика состоит из следующих разделов: основы функционального анализа, дифференциального и интегрального исчисления, понятия дискретной математики, элементов теории вероятностей и математической статистики.

 

Специалист среднего медицинского персонала при выполнении своих профессиональных обязанностей будет производить различные математические вычисления, следовательно, от правильности проведенных расчетов будет зависеть здоровье, а иногда и жизнь пациентов. Поэтому при обучении математике эффективнее использовать задачи прикладного характера. Приведем несколько примеров по темам.

 

Тема «Определение процента. Составление и решение пропорций».

Пример 1. 26 человек поступили в травмпункт с переломом конечностей, что составило 13% от всех обратившихся. Сколько человек поступило в травмпункт?

Пример 2. 10 г. вещества растворены в 150 г воды. Вычислить процент растворенного вещества.

 

Тема: «Показатели сердечной деятельности».

Пример 3. Рассчитайте ударный объем кровотока, если минутный объем кровотока составляет 3900 мл, а частота сокращений сердца – 78 в минуту.

 

Тема: «Способы расчета питания грудных детей».

Пример 4. Рассчитайте количество молока, необходимое на сутки ребенку 3 месяца жизни, массой 4800 г, объемным методом и калорийным методом.

 

Из выше приведенных примеров видно, что нетрудно подобрать задачи медицинского содержания.

 

Абстрактный раздел математики «Дифференциальное и интегральное исчисление» помогает студентам развить аналитическое мышление, которое незаметно упорядочивает «хаос в голове». Решение примеров, задач: какое действие применить, какую формулу использовать все это по аналогии переходит в профессиональную жизнь, т.е. какую процедуру применить вначале, что использовать и т.п.

 

Из практики видно, что объяснения трудных, абстрактных тем через аналогии, которые встречаются в жизни, приведение разных интересных и занимательных фактов, связанные с именами ученых – математиков, студентами делаются заключения правдоподобного характера, тем самым поддерживается интерес к изучению математики, развивается творческое мышление, воображение.

 

Таким образом, в результате освоения дисциплины студент должен:

уметь:

  • решать прикладные задачи в области медицинской деятельности;

знать:

  • значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;
  • основные математические методы решения прикладных задач в области медицинской деятельности;
  • основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;
  • основы интегрального и дифференциального исчисления.

 

То есть, медицинский колледж должен выпустить такого специалиста, который бы отлично знал свою специализацию, а также умел применять математические методы в своей профессиональной деятельности.

 

Использованная литература

 

  1. Зайцев В.М., Лифляндский В.Г., Маринкин В.И. «Прикладная медицинская статистика» СПб ООО «Издательство Фоллиант», 2003г.;
  2. Морозов Ю.В. «Основы высшей математики и статистики: учебник» -М; Медицина, 1998г.;
  3. Омельченко В.П., Демидова А.А. «Математика: компьютерные технологии в медицине» 2-е издание, 2010г.;
  4. Омельченко В.П., Курбатова Э.В. «Математика», Феникс, 2005г.;
  5. Юрьева А.В. Особенности преподавания математики в гуманитарных классах // Искусство и образование.-1999.-№1.-64-67.

[1] Юрьева А.В. Особенности преподавания математики в гуманитарных классах // Искусство и образование.-1999.-№1.-64-67.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*