Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Статья о А.Шнитке

23.12.2014 273 483
Пастушкова Виктория Львовна
Пастушкова Виктория Львовна, преподаватель высшей квалификационной категории отделения теории музыки, Заслуженный работник культуры Читинской области

Забайкальское краевое училище искусств

 

24 ноября мировая музыкальная общественность отмечает 80-летие со дня рождения Альфреда Шнитке.

 

Он родился в семье немцев Поволжья в городе Энгельс. Отец – переводчик, уроженец Франкфурта, был выходцем из литовско-еврейской семьи, который в 1926 году иммигрировал из Германии в СССР. Мать – Мария Фогель была волжской немкой католического вероисповедания, учительница немецкого языка, журналистка, переводчик; брат – Виктор, литератор, переводчик; сестра – Ирина, преподаватель немецкого языка. С детства Альфред знал немецкий язык, литературу, культуру.

 

Серьёзные занятия музыкой начались в 1946 году в Вене, куда на некоторое время был послан отец в качестве переводчика в советскую группу войск. В 1949 он продолжил образование по возвращении в Россию в Москве в музыкальном училище им. Октябрьской революции, затем в 1958 Московской государственной консерватории и аспирантуре. С 1961 Шнитке работал преподавателем в консерватории, вёл инструментовку, чтение партитур, полифонию, композицию. Некоторое время Шнитке был членом правления Союза Композиторов СССР.

 

С 1977 начинаются его поездки на Запад: ФРГ, Австрия, Франция. Приходит мировая известность. Он становится членом-корреспондентом Академии искусств ГДР, Западного Берлина, Гамбурга, изящных искусств Мюнхена, Шведской королевской музыкальной академии, Баварской академии изящных искусств, удостоен императорской премии Японии «Триумф». В 1986 году А. Шнитке была присуждена Государственная премия РСФСР. Год спустя он был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

 

В 1990 году Альфред Шнитке на год уехал работать в Берлин. Но вскоре ему предложили работу в Гамбурге, и его творческая командировка затянулась. В судьбу композитора вмешались непредвиденные обстоятельства: после четырёх инсультов Шнитке умер в 1998 году в Гамбурге. Похоронен в Москве.

 

Альфреда Гарриевича Шнитке можно отнести к плеяде ведущих отечественных композиторов второй половины ХХ века, которые жили и творили в несвободной стране и для которых единственной возможностью высказывания гражданской позиции был эзопов язык! Творчество Шнитке - апофеоз этой линии, он довел ее до кульминации и закрыл тему. Его творчество – это реакция на мир, в котором он жил и творил. В музыке Шнитке есть очень конкретные эмблемы его времени и политической ситуации. Но это не означает, что в музыке Шнитке нет достоинств чистого искусства, музыкальных новаций: в одном только Кончерто гроссо №1 - великое множество новых приемов. Например, знаменитые каноны с шагом в одну шестнадцатую - это было революционное переосмысление древнего, как мир, приема! И, как выяснилось, необычайно перспективное. Очередной революцией в советской музыке стал музыкальный театр его Первой симфонии! И этот перечень можно продолжить. Очень многие сочинения Шнитке переживут наше время. Вторая и Третья симфонии, Альтовый и Виолончельные концерты, Кончертигросси, многие камерные произведения (Серенада, Четыре афоризма, Гимны), кантата "История доктора Иоганна Фауста", Концерт для смешанного хора. Особенно важен пласт киномузыки Шнитке, аналогов которой нет в истории мирового кинематографа. Шнитке написал музыку к семи мультфильмам Андрея Хржановского, всего же в его наследии - более 60 работ для кино.

 

Его музыка программна. В Четвертой симфонии соединены разные культурные пласты, разные идеологии. В Третьей много символов немецких композиторов, немецких тем. Это рефлексия по поводу немецкого симфонизма и она открывается аллюзией на "Золото Рейна". В Первой симфонии есть связи с Пятой симфонией Бетховена и с "Прощальной" симфонией Гайдна.

 

80-летию А.Г. Шнитке посвящены концерты в Москве и в родном городе композитора – Саратове. С 23 ноября по 7 декабря в Московской консерватории пройдёт Фестиваль "На пересечении прошлого и будущего". В рамках этого фестиваля пройдёт двухдневная научная конференция и 6 концертов, среди которых следует выделить два. 27 ноября в Концертном зале МГИМ имени Шнитке - сценическая композиция для пантомимы, ансамбля, сопрано и хора "Желтый звук", написанная на либретто Василия Кандинского. Даже поклонники Шнитке едва ли слышали этот раритет в живом исполнении. В последний день фестиваля в Большом зале консерватории  прозвучат два более известных произведения: Четвертая симфония, соединяющая элементы культовой музыки нескольких религий, и Хоровой концерт, одно из лучших произведений Шнитке, которое уж точно пережило свое время и переживет наше.

 

В день юбилея, сочинения Шнитке прозвучат в трех залах Москвы. В зале Чайковского на закрытии фестиваля VivaCello - знаменитый Виолончельный концерт. В Большом зале консерватории прозвучит Альтовый концерт. В Рахманиновском – Первая скрипичная соната, Сюита в старинном стиле и визитная карточка Шнитке - Кончерто гроссо №1. Перед концертом будет представлена новая книга о Шнитке, составленная Андреем Хржановским.

 

Юбилейный фестиваль состоится также в Институте музыки (МГИМ) имени Альфреда Шнитке, который в эти дни отмечет своё двадцатилетие.

 

Имя Альфреда Шнитке носит Саратовская филармония. В честь его юбилея в Саратове впервые выступит хор Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского. Цикл концертов памяти Шнитке откроется 23 ноября выступлением Академического симфонического оркестра. Впервые в Саратове будет исполнено сочинение композитора «InMemoriam». В исполнении хора государственной академической симфонической капеллы России прозвучит знаменитая «История доктора Иоганна Фауста», кантата для солистов, хора и оркестра.

 

Наш «внештатный корреспондент» Павел Пастушков побывал на одном из таких концертов, который прошёл 23 ноября в Большом зале МГУ им. М. Ломоносова. Программа концерта была та же, что и в Большом зале консерватории. Как дирижер и солист на нём выступил Юрий Башмет. Наряду с драматическим Альтовым концертом, он представил гротескную увертюру "(Не) сон в летнюю ночь" и юмористическую "Moz-Art à laHaydn". Лично у меня были опасения по поводу: не будут ли произведения Шнитке слишком сложны для мало подготовленного слушателя. Но они оказались напрасными. Особенно понравилось произведение, в котором использовался приём аллюзии на темы Моцарта и Гайдна. Во время его исполнения в зале вдруг потух свет. Когда же вновь стало светло, на сцене никого уже не было. Это и есть тот приём, который получил название «театр Шнитке». Думал ли М.И. Глинка, что сцена похищения Людмилы в опере «Руслан и Людмила» будет возрождена в XX веке? А может быть в этом есть тайный смысл произведения? Вспомним подтекст оперы Глинки и тайное станет явным.

 

Мы можем только позавидовать москвичам, жителям Саратова и всем тем, кто имеет возможность «вживую» не только послушать музыку величайшего композитора ХХ века, но и посмотреть театральные постановки. Но аудиозаписи, компакт диски с его лучшими произведениями в училище искусств есть. Например, обратившись в кабинет звукозаписи, Вы можете послушать его симфонии с Первой по Четвёртую. Всего же Альфредом Гарриевичем написано сакральное количество симфоний – девять. Также у нас есть записи его «Сюиты в старинном стиле», ConchertiGrossi, «Жизнеописания». Другое название этого произведения – Концерт для четырёх метрономов, ударных и челесты и в записи, которая у нас есть, партию метрономов исполняет автор.

 

«Его трагическая жизнь, уникальная сила воли и стремление созидать подарили нам множество удивительных страниц, запечатлевших драму нашего существования в этом не лучшем из миров».


«Вслед за Шостаковичем, Шнитке воспринимался как летописец эпохи, однако его сочинения, как всякое подлинное искусство, с годами все более принадлежат не столько своему времени, сколько вечности! Музыка Шнитке –  это необычное, уникальное и глубокое явление».



В статье использованы высказывания Юрия Каспарова, композитора, профессора Московской консерватории, Льва Маркизова, дирижёра, скрипача, Владимира Тарнопольского, композитора, профессора Московской консерватории.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*