Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Экскурс преподавателя истории СПО по учебным пособиям (к постановке проблемы)

22.12.2014 300 677
Москвичева Надежда Владимировна
Москвичева Надежда Владимировна, преподаватель общественных дисциплин

Костромской машиностроительный техникум

Проблему духовно-нравственного формирования учащейся молодежи в современный образовательный процесс выделила сама жизнь.


В настоящее время прослеживается совершенно определенный недостаток в культурно-нравственной сфере, духовно-нравственном компоненте современного общества. Развитие внутренней культуры человека, его характерологических основ является на сегодняшний день одной из важнейших задач духовного становления нового поколения. Вставшую перед нами проблему следует решать в первую очередь с помощью образовательных учреждений.


Создание условий для формирования ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления процессов и явлений, восприятие идей гуманизма, уважения прав личности, демократических ценностей, приобщения к мировым культурным традициям - задача всего педагогического коллектива, но особенно учителей гуманитарных предметов. Важная роль в реализации данного процесса принадлежит историческому образованию, знанию культурно-национальных традиций народа. Приоритетное значение в этом контексте приобретает подготовка качественных учебников и пособий, изложенных на основе достижений современной исторической науки и гуманитарных завоеваний последних лет в духовно-нравственном воспитании человека. В настоящее время обучающимся предлагается достаточное количество учебной литературы по предмету "история". Но большинство ее в силу идеологии советского времени рассматривает исторические личности лишь через призму традиционно-классового подхода. Эта проблема активно обсуждается на страницах не только педагогической, но и исторической литературы и в педагогических кругах. Наука уже отмечает позитивное значение высказывания нравственно-оценочного суждения об исторической личности для нравственного развития студентов. По мнению Копелева Д.Н.оно состоит в том, что на его основе учащиеся приобретают один из основных опытов морального выбора, то есть выбора ценностей и я с этим согласна.


Ориентацию учебника на формирование духовно-нравственных суждений об исторической личности можно определить  по подаче материала о ней, по использованным в учебнике источникам, вопросам для учащихся по этой проблеме, а также по тому, как личность показана в контексте нравственных ценностей эпохи и это правильно.

Большинство учебников написаны в строгом хронологическом порядке и дают достаточно полное представление об изучаемой эпохе.


Долгое время такие учебники были единственным пособием, с помощью которого учащиеся знакомились с историей. Однако простой расклад сведений об исторических личностях, классифицирующий их по профилю деятельности, позволяет выявить явное превалирование имен политических и военных деятелей над именами выдающихся представителей религиозной, гуманитарной культуры.


Представленные в таком контексте типологические образы, как правило, претерпевают идейно-классовую интерпретацию, утрачивая национально-психологический колорит, личностную привлекательность. Именно личности, их поступки - это те критерии, на основе которых формируется нравственно-духовное воспитание учащейся молодежи сегодня.


Ярким подтверждением тому служит разработанная Н.И. Запорожец схема оценки и характеристики исторической личности, которая включает в себя такие компоненты, как:

  • деяния, которыми прославилось данное лицо;
  • классовые интересы исторической личности;
  • качества политического или военного деятеля.


Экспериментальный учебник для изучения истории средних веков, разработанный Бойцовым М. и Шукуровым Р., предлагает иной вариант изучения курса истории. В отличие от традиционной структуры подачи учебного материала в книгу включены отрывки из исторических источников, памятников права, литературных произведений изучаемого времени, большое внимание уделяется культуре изучаемого периода. Неординарность и универсальность учебника состоит в том, что материал в нем расположен по блокам. Разделы посвящены не отдельной стране, а определенной проблеме. Т.е. глава рассматривает не страну в какой-либо отрезок времени (Франция в 12 веке), а тему, имеющую общеевропейское значение (борьба империй и папства, крестовые походы, рост городов, ереси, нищенствующие монашеские ордена, знаменитых государей, первые университеты и т.п.). Таким образом, проблемный вопрос каждого параграфа охватывает разом все европейские страны. Это способствует тому, что учащиеся могут рассматривать поставленную проблему одновременно на материале истории всей Западной Европы, что способствует целостному восприятию и усвоению курса. Авторы учебника с особым вниманием относятся к проблеме религии. Они периодически включают в учебный материал жизнеописания духовных наставников христианства (Николай Угодник, Иоанн Златоуст, Евсевий Кесарийский и т.д.).


Таким образом, свою главную задачу Бойцов М и Шукуров Р. видят не в пересказе социально-экономической истории, которой в учебнике также уделяется достаточно внимания, а в воспитании у учащихся духовно-нравственной культуры в рамках гуманизации образования. Наличие учебной литературы такого характера, безусловно положительно скажется на всем учебном процессе.


Учебник Жаровой Л.Н. и Мишиной И.А. реализует новый подход к изучению истории в школе - цивилизационный. В своем пособии авторы преобладающее внимание уделяют личностям, являющимся носителями ценностей изучаемой эпохи. Они стараются показать, как постепенно менялся духовный мир средневекового человека и мир вокруг него. Такой подход к изложению исторического материала поможет учащимся более ярко и полно осмыслить изучаемую эпоху и, без сомнения, такие учебники несут ощутимый вклад в формирование нравственных идеалов у студентов учебных заведений СПО, формированию общих компетенций будущих специалистов. В контексте новой истории рассматриваются наиболее значимые исторические личности и их произведения, оказавшие наибольшее влияние на дальнейшее развитие общечеловеческой культуры. Главное внимание в этом учебнике уделяется культурному аспекту, духовному развитию общества. Относится это и к России, которую вместе с остальным славянским миром Н.Я. Данилевский; А. Тойнби и др. выделяли в отдельный культурно-исторический тип.


Теперь критерии оценки исторической личности вовлекают в свою сферу следующие вопросы:

  • К чему стремилась эта личность? Каковы черты ее мировоззрения?
  • Каковы особенности характера личности? Как он складывался?
  • В чем заключаются исторические заслуги, причины успеха или неуспеха этой личности? Данный учебник также необходим для более широкого освещения исторических событий и исторических личностей, а также воспитания личности студента в аспекте интереса и уважения к отдельному человеку и всему обществу.

И.Я. Лернером был сформулирован алгоритм нравственного воспитания на примере исторической личности: знание о личности должно пройти через эмоциональное восприятие и обрести личностный смысл.


Теперь в процессе изучения истории, в рамках гуманизации образования ставятся следующие задачи нравственного воспитания на примере исторической личности:

  • Осмысление роли человека в истории;
  • Признание роли среды, эпохи и этноса в жизни людей;
  • Раскрытие идеи преемственности в развитии всех проявлений культуры и социальной жизни.

Эти изменения способствовали расширению системы критериев оценки исторической личности, постановке альтернативы классовому подходу в виде личностного отношения, попыткам изучения исторической персоналии в контексте общечеловеческих ценностей.


В ходе анализа учебной литературы видно, что ряд авторов уделяет большое внимание менталитету эпохи, выработке представлений учащихся об исторической личности в контексте духовных ценностей изучаемого времени. В этом проявляется тенденция гуманизации современного российского образования, направленного на приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.


В заключение хотелось бы добавить, что определенные сдвиги в нравственно-духовном воспитании учащейся молодежи наметились и в других сферах среднего специального образования. Это художественное и поэтическое творчество, выставки, посвященные различной тематике, в том числе связанной с культурно-историческими корнями родного края, его истоками.


Хотелось бы думать, что ценностная направленность в духовно-нравственной сфере учащейся молодежи будет способствовать реализации личности молодого человека, моральному оздоровлению всего нашего общества.

 

Список литературы

  1. Копелев Д.Н. Личность исторического деятеля в преподавании истории // Преподавание истории в школе, 1989. - № 5. - С. 70-72.
  2. Боголюбов Л.Н. Идейное воспитание на уроках истории: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 208 с.
  3. Запорожец Н.И. Развитие мышления школьников (4-8 кл.) // Преподавание истории в школе, 1978. - № 1. - С. 72-74.
  4. Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков: экспериментальный учебник для 7 класса средних учебных заведений. - М.: МИРОС - Междунар. отношения, 1994. - 416 с. 
  5. Исторические исследования в России. Тенденции последних лет / Под ред. Бордюгова Г.А. - М.: АИРО-ХХ, 1996. - 464 с.
  6. Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.
  7. Лернер И.Я. О роли человека в истории // Преподавание истории в школе, 1990. - № 2. - С. 135-140.
  8. Лернер И.Я. О роли человека в истории // Преподавание истории в школе, 1990. - № 2. - С. 135-140.
  9. Жарова Л.Н., Мишина И.А. Новая история. - Ч. 1. - М.: ЦГО, 1999.- 432 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*