Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Здоровьесберегающее образовательное пространство техникума как условие подготовки конкурентоспособных специалистов

22.12.2014 472 773
Костина Татьяна Викторовна
Костина Татьяна Викторовна, преподаватель общепрофессиональных и спецдисциплин

Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум

Стратегическая цель профессионального образования сегодня - формирование конкурентоспособного специалиста, обладающего не только определенными профессиональными характеристиками, но и личностными качествами. Требованием времени становятся духовное и физическое здоровье человека, его интеллект, широкая образованность, нравственные устои.

 

Отвечая запросам общества и государства, система образования постоянно наращивает объем и интенсивность информации, не принимая во внимание влияния увеличивающихся нагрузок на психическое и физическое состояние как обучающихся, так и педагогов. К причинам, негативно влияющим на состояние здоровья учащейся молодежи и педагогов, относят практически ненормированный учебный и рабочий день, организацию учебного процесса без учета физиологических принципов, чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе культуры здоровья, несоблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, что способствует распространению вредных привычек среди молодежи: увеличивается число курящих, употребляющих алкоголь, наркотики, имеющих избыточный или недостаточный вес.

 

Содержание образования в очень малой степени ориентировано на формирование у обучающихся приоритета здоровья, овладение ими теоретическими знаниями и практическими умениями, направленными на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих.

 

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)? Это комплексная, построенная на единой методологической основе, система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья. Следует подчеркнуть, что для достижения определенных результатов необходима именно комплексность и системный характер проводимой работы. Отдельные действия, конечно, могут дать положительный эффект, но, если ограничиться только ими, он будет недолгим.

 

По-разному понимают этот термин и преподаватели общеобразовательных учреждений. Некоторые считают, что ЗОТ - это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли, например, по технологиям С. Френе, В. Зайцева, М. Монтессори и т.д. или по "технологии здоровьесбережения".

 

Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику техникума высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

 

Принципы здоровьесберегающей педагогики:

- принцип ненанесения вреда;

- принцип приоритета действенной заботы о здоровье обучающихся;

- принцип медико-психологической компетентности преподавателя;

- принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий;

- принцип формирования ответственности обучающихся за свое здоровье;

- принцип контроля за результатами;

- организация здоровьесберегающей деятельности в техникуме.

 

Основные «учебные» факторы, негативно воздействующие на здоровье обучающихся:

1) активно обсуждаемые и изучаемые:

- перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;

- несовершенство учебных программ и технологий;

- авторитарный стиль преподавания;

- отсутствие индивидуального подхода к обучающихся;

- использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;

- недостаток двигательной активности обучающихся;

- неправильное питание обучающихся;

- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.

2) недостаточно обсуждаемые и изучаемые:

- недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса;

- недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;

- низкий уровень культуры здоровья обучающихся, их неграмотность в вопросах здоровья;

- слабое использование технологий, дающих обучающимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни;

- неблагополучное состояние здоровья преподавателей;

- недостаточное развитие у преподавателей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).

 

Внимательный преподаватель всегда заметит внешние признаки усталости студента: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, невосприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца занятия.

 

На занятиях я для каждого студента выдаю индивидуальное задание в соответствии принципом разноуровневого обучения.

 

Основополагающие принципы программы работы по здоровьесберегающей деятельности, которые я использую в своей работе:

- поддержание интереса к двигательной и познавательной активности;

- учёт познавательной активности в двигательной деятельности;

- единство физического и психического развития;

- наглядность;

- роль педагога в здоровьесберегающей педагогике.

 

Проблема здоровья обучающихся сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно преподаватель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного студента больше, чем врач. Эго не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто преподаватель должен работать так, чтобы обучение студентов в техникуме не наносило ущерба здоровью обучающихся.

 

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемы и методы работы.

 

Оздоровительные моменты на уроке:

- физкультминутки, динамические паузы;

- минутки релаксации;

- дыхательная гимнастика;

- гимнастика для глаз;

- массаж активных точек.

 

Цель оздоровительных моментов:

- отдых центральной нервной системы;

- профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.

 

С 2011 года в нашем техникуме мною проводится мониторинг здоровья обучающихся.

 

Мониторинг здоровья использует методику расчёта индекса здоровья: соотношения числа обучающихся 1 и 2 групп здоровья (студенты, посещающих группу здоровья) к общему числу студентов. Сравнение индекса здоровья с 2011 по 2014 учебный год показало выраженную тенденцию к стабильности:

Учебный год

Индекс здоровья

2011-2012

0,89

2012-2013

0,89

2013-2014

0,90

 

По результатам мониторинга за три года, начиная с 2011по 2014 гг,. можно сделать следующие выводы:

- общие соотношения в показателях здоровья за последние два года стабильны;

- индекс здоровья за последний год увеличился на 0, 01.

Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

 

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание обучающихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.

 

Список использованных источников:

  1. Абасов 3.А. Подготовка к инновационной педагогической деятельности. Педагогика. 2002. 3. 106-
  2. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980.-197с. Артюхов М.В., Качан Л.Г. Здоровьеформирующее образование в крупном промышленном городе Валеология. 2001. 2. 77-
  3. Астапов В.А., Еле П.Г. и др. Профессиональные страхи учителей Народное образование. 2000.№ 1. 128-
  4. Ахияров К.Ш. Профессиональное становление молодежи и рынок труда. Профессиональное образование. 2000. 4. 9-10.
  5. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000. Т. 7. 2. С 21-27.
  6. Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. Сергиев Посад, 1995. 32с.
  7. Новиков A.M. Профессиональное образование России: Перспективы развития. М.: ИСП НПО РАО. 1997. 254 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*