Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСтратегическая цель профессионального образования сегодня - формирование конкурентоспособного специалиста, обладающего не только определенными профессиональными характеристиками, но и личностными качествами. Требованием времени становятся духовное и физическое здоровье человека, его интеллект, широкая образованность, нравственные устои.
Отвечая запросам общества и государства, система образования постоянно наращивает объем и интенсивность информации, не принимая во внимание влияния увеличивающихся нагрузок на психическое и физическое состояние как обучающихся, так и педагогов. К причинам, негативно влияющим на состояние здоровья учащейся молодежи и педагогов, относят практически ненормированный учебный и рабочий день, организацию учебного процесса без учета физиологических принципов, чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе культуры здоровья, несоблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, что способствует распространению вредных привычек среди молодежи: увеличивается число курящих, употребляющих алкоголь, наркотики, имеющих избыточный или недостаточный вес.
Содержание образования в очень малой степени ориентировано на формирование у обучающихся приоритета здоровья, овладение ими теоретическими знаниями и практическими умениями, направленными на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих.
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)? Это комплексная, построенная на единой методологической основе, система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья. Следует подчеркнуть, что для достижения определенных результатов необходима именно комплексность и системный характер проводимой работы. Отдельные действия, конечно, могут дать положительный эффект, но, если ограничиться только ими, он будет недолгим.
По-разному понимают этот термин и преподаватели общеобразовательных учреждений. Некоторые считают, что ЗОТ - это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли, например, по технологиям С. Френе, В. Зайцева, М. Монтессори и т.д. или по "технологии здоровьесбережения".
Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику техникума высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Принципы здоровьесберегающей педагогики:
- принцип ненанесения вреда;
- принцип приоритета действенной заботы о здоровье обучающихся;
- принцип медико-психологической компетентности преподавателя;
- принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий;
- принцип формирования ответственности обучающихся за свое здоровье;
- принцип контроля за результатами;
- организация здоровьесберегающей деятельности в техникуме.
Основные «учебные» факторы, негативно воздействующие на здоровье обучающихся:
1) активно обсуждаемые и изучаемые:
- перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
- несовершенство учебных программ и технологий;
- авторитарный стиль преподавания;
- отсутствие индивидуального подхода к обучающихся;
- использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;
- недостаток двигательной активности обучающихся;
- неправильное питание обучающихся;
- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.
2) недостаточно обсуждаемые и изучаемые:
- недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса;
- недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;
- низкий уровень культуры здоровья обучающихся, их неграмотность в вопросах здоровья;
- слабое использование технологий, дающих обучающимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни;
- неблагополучное состояние здоровья преподавателей;
- недостаточное развитие у преподавателей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).
Внимательный преподаватель всегда заметит внешние признаки усталости студента: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, невосприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца занятия.
На занятиях я для каждого студента выдаю индивидуальное задание в соответствии принципом разноуровневого обучения.
Основополагающие принципы программы работы по здоровьесберегающей деятельности, которые я использую в своей работе:
- поддержание интереса к двигательной и познавательной активности;
- учёт познавательной активности в двигательной деятельности;
- единство физического и психического развития;
- наглядность;
- роль педагога в здоровьесберегающей педагогике.
Проблема здоровья обучающихся сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно преподаватель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного студента больше, чем врач. Эго не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто преподаватель должен работать так, чтобы обучение студентов в техникуме не наносило ущерба здоровью обучающихся.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемы и методы работы.
Оздоровительные моменты на уроке:
- физкультминутки, динамические паузы;
- минутки релаксации;
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- массаж активных точек.
Цель оздоровительных моментов:
- отдых центральной нервной системы;
- профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.
С 2011 года в нашем техникуме мною проводится мониторинг здоровья обучающихся.
Мониторинг здоровья использует методику расчёта индекса здоровья: соотношения числа обучающихся 1 и 2 групп здоровья (студенты, посещающих группу здоровья) к общему числу студентов. Сравнение индекса здоровья с 2011 по 2014 учебный год показало выраженную тенденцию к стабильности:
Учебный год |
Индекс здоровья |
2011-2012 |
0,89 |
2012-2013 |
0,89 |
2013-2014 |
0,90 |
По результатам мониторинга за три года, начиная с 2011по 2014 гг,. можно сделать следующие выводы:
- общие соотношения в показателях здоровья за последние два года стабильны;
- индекс здоровья за последний год увеличился на 0, 01.
Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.
Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание обучающихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.
Список использованных источников:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.