Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

О необходимости формирования опыта профессиональной деятельности в процессе обучения будущих техников

19.12.2014 1118 2656
Филатенко Наталья Ивановна
Филатенко Наталья Ивановна, мастер производственного обучения

Минераловодский колледж железнодорожного транспорта

Развитие в России новых экономических отношений предъявляет к каждому человеку более жесткие требования в отношении уровня образования, умения «вписаться» в окружающую среду, умение общаться с людьми. Если ранее задачей российской системы образования была подготовка специалистов для массового стабильного производства с редко меняющей технологией и постоянной номенклатурой выпускаемой продукции, то сегодня ситуация изменилась: меняются технологии и само производство. Оно требует специалиста для своего предприятия, по конкретной профессии, способного проявлять активность в меняющихся условиях.  Такой специалист получив, профессиональное образование - это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объёма, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретной профессии или специальности. В настоящее время одной  из важных задач колледжа является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Профессиональная компетентность — это характеристика личности специалиста, определяющая не только степень освоения знаний, умений и навыков в той или иной области профессиональной деятельности, но и совокупность личностных качеств, отражающих умение эффективно действовать в обществе, т. е. результат профессионального образования выражающий в готовности специалиста и реализации определенных профессиональных функций на основе  использования им внутренних и внешних ресурсов, формирование специалистов нового типа, обладающих способностью к творческой самостоятельной деятельности и развитие аналитического, творческого мышления студентов, умение применять полученные знания в практических ситуациях, имеющих высокую профессиональную квалификацию. Опыт приходит с практикой, а компетентность (в том числе и навыки) студент должен получить в процессе обучения. Для качественного обучения студентов требуется огромный объём времени и средств, год от года возрастает объём знаний, которыми должен владеть выпускник железнодорожного колледжа, однако время для аудиторного обучения студентов строго регламентировано, поэтому особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, которая требует всестороннего и творческого подхода. На уроках производственного обучения проверяя самостоятельную работу проводится контроль результатов, актуально используется тестирование, которое позволяет проверить группу студентов в течении 15 минут, такой вид контроля экономит время и дает первичное представление об уровне форсированности его компетенций, как мастеру так и самому тестируемому.

 

Важным показателем конкурентоспособности выпускников колледжа является уровень адаптации в профессиональной деятельности на рабочем месте. Потенциальные работодатели рассматривают опыт работы студентов, как высокую мотивацию и профессионализм выпускника. Работодатели предпочитают оценивать соискателей сначала по наличию опыта работы, а затем по оценкам в дипломе. Активное взаимодействие с социальными партнерами и работодателями позволяет сделать учебный процесс пратико-ориентированным, осуществлять мониторинг трудоустройства и карьерный рост выпускников колледжа. Современный и будущий работодатель, общество в целом заинтересованы в таком работнике, который не только умеет самостоятельно добывать знания, решать разнообразные проблемы, оценивать, принимать решения в нестандартных ситуациях и обладать определенными знаниями, и умениями по своей профессии, но также обладать определенными личностными качествами.

 

Получить специалиста высокого уровня, применяя только традиционные методы обучения, не представляется возможным. Выполнить социальный заказ общества учебное заведение сможет, реализовать современные тенденции в образовании, а сегодня это новые технологии. Личность студента стоит в центре внимания педагога, обучение обращается к развитию интеллектуально-практической стороны. Все применяемые технологии на уроках теоретического обучения создают необходимые условия, студент получает возможность развивать в себе определенные качества и свойства. А также понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, осуществлять поиск, анализ и оценку информации необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личного развития. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. Профессиональная подготовка призвана обеспечить становление механизмов саморазвития будущих технических специалистов, вооружая необходимым опытом для полноценного существования в профессии в режиме развития.

 

Несомненно, что именно при обучении на предприятии окончательно формируется профессиональная самостоятельность, которая выразиться в правильном понимании требований производства, важности строгого соблюдения технической дисциплины и в способности справиться с порученной работой. Вместе с тем обучающиеся должны быть подготовлены к ситуациям, когда может проявиться их неумение организовать и правильно спланировать свою работу, когда могут наглядно выявиться проблемы в полученных знаниях или неспособность применять их на практике, потребуется подсказка и помощь наставника. Следует также отметить, что цель образования состоит еще и в том, чтобы дать индивиду возможность справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями. Реализация новых требований к профессиональной деятельности определяется множеством условий, среди которых особое место занимает его личностное развитие в профессии. Профессиональное развитие есть активное, качественное преобразование своего внутреннего мира, приводящая к новому способу жизнедеятельности. Для этого и необходимо формирование опыта профессиональной деятельности будущих специалистов на производстве. Общепризнанно, что деятельность связана с затратами энергии, времени и осуществляется при наличии источников энергии. Она проявляется в действиях преимущественно планируемых и целенаправленных. Эти действия требуют навыков, умений и техники подготовки. Следовательно, деятельность программируется и порождается субъектом, который должен обладать определенными способностями и навыками, то есть быть к ней подготовленным — быть профессионально образованным, иметь позитивную мотивацию и быть способным к преодолению усталости, постороннего давления.

 

Одним из основных критериев оптимальности в современном среднем профессиональном образовании является требования, которые предъявляются к выпускникам предприятиями — работодателями. Как правило, колледжи при подготовке студентов опираются на государственные образовательные стандарты. Меняются технологии, производство становиться более гибким. Оно требует специалиста, способного проявлять активность в меняющихся условиях. Одним из ярких примеров этого изменения могут служить железнодорожные и транспортные предприятия, подготовка специалистов для этих предприятий весьма важная и своевременная задача. После обучения в колледже на производство должен прийти компетентный, квалифицированный специалист, обладающий знаниями, умениями и навыками определенного уровня, способностью и готовностью реализовать их в работе. Это означает, что еще в процессе обучения студенты получают не только теоретические знания, но и возможность для формирования профессионального опыта для более качественного осуществления дальнейшей профессиональной деятельности. Практические знания, умения и навыки полученные при изучении (модулей) специальных дисциплин, т.е. теоритических знаний связаны со всеми видами дисциплин, отрабатываются на производстве при прохождении практики, после чего студенты сдают отчеты и дневники практики преподавателю или мастеру п/о по данной дисциплине. Студенты колледжа в течении трех лет реализуют свои знания и опыт при прохождении учебной, производственной практики, и на четвертом курсе преддипломной (стажировке), решают поставленные перед ними задачи, познавая новое (инновационное) в своей профессии: новые методы, приемы, технологии с использованием  ИКТ, нового оборудования, новых технологий производства. Они получают широкую специализацию: это экскурсии на производство, работа на предприятиях-партнерах, получают рабочую специальность. Окончив колледж, выпускники имеют не только средне специальное профессиональное образование, но и два - три года практики по специальности, что в дальнейшем облегчает им трудоустройство. Предприятия имеют выгоду от такого сотрудничества, поскольку не просто пользуются низкооплачиваемым трудом студентов во время практики, но и получают грамотного, а главное, уже знакомого им специалиста после окончания колледжа. В современном обществе актуальным становиться выбор СПО как прекрасного шанса за относительно короткий период времени получить и престижную профессию, и базовое образование, предусматривая в дальнейшем получение высшего образования для карьерного роста.

 

Профессиональная подготовка студентов колледжа по программам СПО выступает как процесс формирования теоретических - практических знаний, умений и навыков, осознание личностью своих знаний профессии анализа своих проблем и ошибок. Для этого является необходимым формирование опыта профессиональной деятельности в процессе обучения будущих техников, которые смогут обеспечить развитие производства и личных способностей, достижения высокого уровня квалификации, позволяющего выпускникам быть востребованными на рынке труда.

 

А.С. Макаренко считал труд является существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств. «Мы хорошо знаем, писал он, что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными. Но в жизни одни умеют работать лучше, другие - хуже, одни способны только к самому простому труду, другие — к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы. Они воспитываются в нем в течение его жизни и в особенности в молодости».

 

Список литературы

  1. Бизяева Е.И. О необходимости формирования опыта профессиональной деятельности в процессе обучения будущих инженеров. г. Сызрань  изд. Академия 2008.
  2. Гоберидзе Г.М., Бружукова Н.М. Педагогические коммуникации. Невинномысск 2002.
  3. Митина Л.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения // Вестник образования России. 2005.№ 7
  4. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. М. Изд. «Академия» 2007.
  5. Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования: монография./под ред. А.В. Золоторевой.-Ярославль. Изд. ЯГПУ 2012.
  6. Цирульников А.М. Социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети/ А. М. Цирурьников// Вопросы образования. 2010.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*