Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Интерактивное методическое пособие для изучения темы «Векторы на плоскости и в пространстве

18.12.2014 461 822
Касаткина Любовь Анатольевна
Касаткина Любовь Анатольевна, преподаватель математики

Костромской энергетический техникум имени Ф.В. Чижова

При изучении математики возникает сложность восприятия теоретического материала, сопровождающегося статическими рисунками, чертежами, иллюстрациями. Современные ИКТ - технологии позволяют «оживить» материал, сделать его не только более доступным, но и технологически привлекательным.

Тема «Векторы на плоскости и в пространстве» оказалась благодатным материалом для преобразования информации в интерактивный вид и создания методического пособия для изучения этой темы.

Во-первых, основным понятием темы является «вектор или параллельный перенос», который сам по себе предполагает «движение».

Во-вторых, по словам Пифагора, «геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и даёт нам возможность правильно мыслить и рассуждать». Это активизирует мыслительную деятельность студентов и способствует лучшему усвоению учебной информации.

В-третьих, материал одной дисциплины (математики) транслируется через материал другой (информатики).

В-четвертых, пособие можно использовать не только на уроке, но и при подготовке дома (выполнение стандартного домашнего задания, решения индивидуальных задач, использование элементов опережающего обучения).

Основой интерактивного пособия стали «Конспекты лекций по математике по теме «Векторы на плоскости и в пространстве»», допущенные Ученым советом Института проблем развития среднего профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, разработанный мной ранее.

Поставив перед собой цель – создание обучающего компьютерного продукта, учитывающего социально-психологические особенности современного студента, я предполагала одновременно решение следующих задач:

  • повышение качества знаний студентов по данной теме;
  • активизация познавательной деятельности студентов;
  • эффективное использование информационных технологий в обучении;
  • формирование творческого отношения к процессу обучения.

Современный уровень развития информационных технологий предполагает использование для создания обучающих компьютерных продуктов различные программы. Моя работа выполнена с помощью программы «Microsoft Office PowerPoint». Выбор программы «Microsoft Office PowerPoint» обусловлен следующими причинами:

  • простота действий при работе с пособием (не требует затрат времени на усвоение принципа работы, программа «Microsoft Office PowerPoint» знакома студенту);
  • простота самой программы «Microsoft Office PowerPoint», которая позволяет студенту попробовать свои силы в создании подобной визуальной поддержки при изучении новых тем курса математики, других дисциплин (подобная работа как нельзя лучше способствует закреплению изучаемого материала).

Новизна работы заключается в том, что это первая попытка визуальной поддержки целого учебного пособия по конкретной теме курса математики среднего профессионального учреждения.

При создании обучающей программы я попыталась учесть некоторые особенности современного студента с позиций здоровье сберегающих технологий. Прежде всего, я учитывала социальный, психологический и экологический аспекты.

У современного молодого поколения преобладает визуальный тип восприятия информации, обусловленный социальной средой (мультимедийная и телевизионная реклама, компьютерные игры, плазменные экраны на улицах, в кафе). Возрастные особенности не противоречат восприятию интерактивной информации.

Обучающая программа учитывает эти особенности, так как в её основе лежит видеоэкология.

Видеоэкология – научное направление, изучающее визуальную среду как экологический фактор, помогает понять, почему в современном мире уделяется огромное внимание формированию визуального типа восприятия информации человеком. Теоретической основой видеоэкологии является концепция об автоматии саккад. Это можно объяснить следующим образом: глаз работает в активном режиме, он постоянно сканирует окружающую среду, т.е. ищет объект для выделения. Поэтому для обеспечения фиксации взора после очередного перемещения глаз (саккады) в ней должно находиться достаточное разнообразие зрительных элементов.

Было бы нелогично не воспользоваться научными фактами и не убедиться на собственном опыте, что активная работа глаза провоцирует мозг на активную деятельность.

Интерактивное методическое пособие представляет собой 65 слайдов. В нашем случае разнообразие зрительных элементов, необходимое для фиксации взора после очередного перемещения глаз, обеспечивается:

  • цветовой гаммой;
  • движением элементов;
  • постоянной сменой числа элементов на слайде;
  • наличием символов, знаков, иконок, рисунков.

С целью повышения эффективности восприятия информации для её классификации по различным признакам в работе используется смена цвета.

Цвет фона: розовая  тиснёная бумага – введение, основные понятия; голубая  тиснёная бумага – основной теоретический материал; белый – справочный материал.

Цвет шрифта: синий – определения, обозначения; зелёный – теоремы; красный – заголовки слайдов, выводы, правила.

Цвет линий: красный – основные, результирующие; синий, зелёный – данные; остальные – вспомогательные.


 

Кроме того, с помощью цвета удаётся решать проблему изображения на плоскости пространственных фигур. Графические объекты появляются в той последовательности, в которой студент должен, а главное, может воспроизвести их при решении конкретных задач. Последовательное появление сложных пространственных объектов позволяет развивать пространственное мышление, необходимое в дальнейшем для изучения стереометрии.




Слайды имеют разный характер: слайд как законченная информационная страница прост при изучении благодаря компактности, лаконичности изложенного материала; слайд как незаконченная информационная страница интересен тем, что предоставляет возможность додумать информацию, сделать вывод, проверить своё предположение, прежде чем перейти к следующему слайду.

              

С целью разнообразия деятельности студента пособие предлагает различные формы работы со слайдами: чтение материала, озвучивание решения задачи, ответы на поставленные вопросы. Слайды, предполагающие особую форму работы, имеют соответствующую картинку (эмблему). Все эмблемы собраны на слайде «Условные обозначения». Кнопки управления «Вперёд», «Назад», «Содержание» позволяют осуществить переход от слайда к слайду, вернуться к содержанию. На слайдах, содержащих основные теоремы (разложение вектора на плоскости по двум неколлинеарным векторам, разложение вектора в пространстве по трём некомпланарным векторам) используется гиперссылка на «Конспекты лекций по математике по теме «Векторы на плоскости и в пространстве»».

Работа с компьютерным продуктом предполагает урочную и внеурочную деятельность, которую можно осуществлять как в аудитории, так и дома. Привычный режим и место работы, безусловно, являются стимулом для познавательной деятельности. Программа позволяет работать в индивидуальном режиме: вернуться к непонятой информации, дозировать информацию (остановить работу на определённом слайде). В процессе многократного обзора учебного материала за счёт непроизвольного внимания происходит неосознанное запоминание повторяющихся фактов, что облегчает процесс учения.

В процессе работы я постаралась преодолеть такие технические трудности, как:

  • определение объёма информации в слайде,
  • оптимальное сочетание шрифта, графики,
  • расчёт скорости появления информации с учётом быстроты её восприятия.

Уверена, что применение интерактивного пособия при изучении темы позитивно скажется на результатах, подтверждая активизацию познавательной деятельности студентов. 

По окончании работы я пришла к выводу, что создание подобной  активной визуальной поддержки возможно и при изучении такого важнейшего математического понятия как функция.

 

Литература

 

  1. Альтман Р. «Microsoft Office PowerPoint 2003 для Windows» - 2004
  2. Филина В.А. "Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что - плохо"- 2001



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*