Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка открытого занятия в форме групповой работы по теме «Социальная адаптация личности. Знакомство с локальными актами колледжа»

17.12.2014 1397 2735
Аксенова Ирина Юрьевна
Аксенова Ирина Юрьевна, преподаватель

Бердский филиал Новосибирский медицинский колледж

Более семи лет я являюсь преподавателем учебной дисциплины «Методика учёбы». Считаю эту дисциплину важной в оказании помощи студентам, которые нуждаются в адаптации к новым условиям обучения при переходе из общеобразовательной школы в образовательную организацию среднего профессионального образования.

Несмотря на то, что дисциплина содержит нужный и полезный для студентов учебный материал, чтение учебных текстов и документов, регламентирующих правила поведения обучающихся, не вызывает у них энтузиазма, а скорее скуку, поэтому моя основная задача подобрать интересные и эффективные формы организации учебного процесса и способы подачи информации. Также в ходе обучения важно не «скатиться» к простому предъявлению теоретического материала, нужно не просто рассказать студентам «Как правильно организовать свою учебную деятельность», но и создать условия для отработки практических умений.

Нетрадиционные формы и методы организации учебного процесса нужны мне не только для повышения мотивации к обучению, но и для определения уровня сформированности практических навыков и умений у студентов. Наиболее эффективным методом, помогающим мне решить эти и многие другие задачи, является групповая работа.

В данной статье я хочу представить Вашему вниманию сокращённый вариант методической разработки открытого занятия с использованием групповой формы работы.

 

Методический паспорт открытого занятия

Дисциплина: Методика учёбы

Специальность: 34.02.01. Сестринское дело

Преподаватель: Аксенова Ирина Юрьевна

Квалификационная категория: высшая

Дата проведения: 08.12.2014 года

Курс: 2

Группа: 314

Кол-во студентов: 30

Присутствуют: 26

Отсутствуют по уважительной причине: 4

Опоздали: 0

Место проведения: актовый зал

Оснащение: листы ватмана, фломастеры, черновики, выдержки из локального акта «Правила внутреннего распорядка обучающихся ГАОУ СПО НСО «Бердский медицинский колледж»» на каждую подгруппу по 8 экземпляров, цветные стикеры, инструкция по организации групповой работы, образец рефлексии.

Вид занятия: практическая работа

Продолжительность занятия: 2 часа

Тема занятия: Социальная адаптация личности.

Цели:

Учебная:

  1. Ознакомить обучающихся с содержанием локального акта «Правила внутреннего распорядка».

Воспитательная:

  1. Формирование ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями через применение метода групповой работы;
  2. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество;
  3. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, человеку и обществу.
  4. Нести ответственность за коллективный труд.

Развивающие:

  1. Развитие ответственности, самостоятельности.
  2. Формирование коммуникативной компетентности.

Используемые методы и технологии: групповая работа, организация самостоятельной работы, проблемный метод.

Реализуемые требования к результатам обучения:

Студент должен уметь:

  • организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения учебных задач, оценивать их эффективность и качество;
  • выполнять основные виды аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности;
  • владеть навыками работы с учебным текстом;
  • составлять реферат, готовить устное выступление или доклад по теме, мультимедийную презентацию;
  • работать в коллективе или команде, эффективно общаться

Студент должен знать:

  • основные виды учебной деятельности;
  • виды работ с учебным текстом;
  • основные требования к реферату, устному выступлению, мультимедийной презентации;
  • бесконфликтные способы эффективного общения

Формируемые ОК:

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество;
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями через применение метода групповой работы;
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

 

Пояснительная записка

Данная методическая разработка посвящена занятию, цель которого познакомить студентов с локальным актом «Правила внутреннего распорядка обучающихся ГАОУ СПО НСО «Бердский медицинский колледж». Занятие проводится в форме групповой работы. Каждая группа получает выдержку из рассматриваемого документа, знакомится с её содержанием, обсуждает полученную информацию и готовит выступление по данному вопросу.

Содержание фрагментов документа:

  1. Права обучающихся;
  2. Обязанности обучающихся;
  3. Обучающимся запрещается;
  4. Меры дисциплинарного воздействия.

Для организации групповой работы студенты делятся на четыре  группы, состав групп определяется преподавателем, так как  в каждой группе должен быть «командир», «генератор идей», «критик», «оформитель» и «выступающий».

Попытка позволить студентам самостоятельно разделиться на группы может привести к негативному результату: если в одну группу попадают несколько лидеров – начинается ненужная борьба за лидерство, если собираются слабые, пассивные студенты с низкой мотивацией и среди них нет ни одного лидера, то идёт откровенный саботаж, если собираются подружки – начинаются разговоры на отвлечённые темы.

Основные этапы работы:

1 этап: Каждая группа получает задание и раздаточный материал: выдержку из локального акта, лист ватмана, черновики, фломастеры, инструкцию по организации групповой работы и образец проведения рефлексии.

2 этап: обсуждение прочитанного, определение важности информации, выработка (при необходимости и желании) добавлений, изменений, рекомендаций, критических замечаний к содержанию локального акта.

3 этап: подготовка сообщения о содержании данного локального акта и своих замечаниях, комментариях, дополнениях  к нему для других 3 групп.

4 этап: выступления групп.

5 этап: оценка и обсуждение выступлений.

6 этап: подведение итогов, рефлексия.

Наиболее активные студенты за свою работу помимо оценки в журнал получают «Лист подтверждения» для пополнения своего индивидуального портфолио, в котором перечисляются сформированные ОК и уровень владения ими.

 

Актуальность темы

Основным признаком социально адаптивной личности является знание основных законов социума (общества) и соблюдение этих норм, правил и законов.

Законы бывают «писанные» и «не писанные». К первым относятся: Конституция, Кодексы, Уставы, Инструкции, локальные акты. К последним относится соблюдение морально-этических норм, принятых в обществе.

Незнание законов не освобождает от ответственности. Нарушение общепринятых норм и законов является проявлением антисоциального поведения и карается обществом. Таким образом: все правовые документы содержат не только перечень прав и обязанностей граждан, но и меры воздействия на них в случае не соблюдения правовых норм.

Документом, определяющим права, обязанности и ответственность обучающихся в Бердском медицинском колледже является локальный акт «Правила внутреннего распорядка обучающихся».

 

Инструктаж для студентов по организации групповой работы

Уважаемые студенты!

При организации групповой работы на занятиях обратите внимание на следующие моменты:

  1. Не всегда деление на группы проводится по желанию обучающихся, на это у преподавателя могут быть веские причины.
  2. Все члены группы имеют равные права.
  3. Между членами группы распределяются обязанности, выполнение которых обязательно. Обязанности распределяются с учётом способностей, возможностей и желания членов группы.
  4. При групповой работе проявляйте уважение к чужому мнению, воздержитесь от грубых критических замечаний, умейте аргументировать свою точку зрения. Помните, что критика должна быть конструктивной: если вы отклоняете чьё-либо предложение, выдвигайте взамен своё.
  5. Решение в группе принимается большинством голосов, меньшинство должно подчиниться.
  6. Каждый член группы несёт ответственность за результат групповой работы, поэтому должен принимать в ней активное участие.
  7. Обсуждение в группе проводится в полголоса, чтобы не мешать работе других групп.
  8. При работе в группе не допускаются разговоры на отвлечённые темы.
  9. Помните, что цель групповой работы – обмен информацией между группами, а не просто подготовка информации по определённой теме, поэтому не допускается продолжать работу внутри группы в то время, когда другие группы уже демонстрируют результаты своей работы.
  10. Оценка работы других групп должна быть объективной.
  11. Во время групповой работы можно обращаться за помощью к преподавателю, для этого достаточно поднять руку, а не кричать на всю аудиторию.

 

Критерии оценивания выступлений

  1. Полнота, логичность и доступность изложения материала.
  2. Владение навыками устного выступления. Докладчик рассказывает, а не читает по бумажке.
  3. Наличие собственной оценки излагаемого материала.
  4. Интересная визуализация материала.
  5. Соблюдение регламента.

 

Образец проведения рефлексии

  1. Занятие понравилось \ не понравилось
  2. Было скучно \ интересно
  3. Тема для меня полезна \ бесполезна
  4. Узнал(а) много нового \ информация мне была известна, не узнал(а) ничего нового
  5. Чувствовал себя на занятии комфортно \ некомфортно
  6. Во время занятия смог себя проявить \ не смог себя проявить
  7. Работал на занятии активно \ был пассивен
  8. Считаю групповую работу эффективной \ мало эффективной формой организации занятия.
  9. Доволен \ не доволен оценкой своей работы со стороны преподавателя, одногруппников.

 

Этапы работы

№ п\п

Этап

Время

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Результат

1.

Организационный

15

Делятся на группы, распределяют обязанности, получают задание.

Проводит перекличку;

Объявляет тему, актуальность темы, цели и задачи занятия.

Рассаживает студентов по группам.

Проводит инструктаж по работе в группах.

Объясняет задание.

Введение в ход занятия, формирование мотивации.

2.

Основной этап

30

Знакомятся с выдержками из локального акта, обсуждают, готовят доклад, вносят предложения и замечания по содержанию локального акта.

Оказывает консультационную помощь.

Подготовка докладов.

3.

Презентация результатов совместной деятельности.

5-7

Знакомят  с содержанием своего раздела локального акта, дают ему оценку, вносят рекомендации, замечания, дополнения, изменения и т.д.

Наблюдает

Раскрытие содержания локального акта, объективная оценка данного документа

4.

Обсуждение фрагментов локального акта после каждого доклада

3-5

Высказывают своё мнение по поводу услышанного

Координирует работу

Критические замечания, дополнения к локальному акту

5.

Оценивание докладов

1-2

Наклеивают цветной стикер на ватман с наиболее понравившимся выступлением

Раздаёт цветные стикеры. Производит подсчёт голосов. Определяет победителя по количеству голосов.

Оценка работы групп.

6.

Подведение итогов, рефлексия

3

Высказывают своё мнение по поводу организации занятия

Мотивирует студентов к оценке занятия и полученных знаний.

Объективная оценка организации учебного процесса и своего участия в нём.

 

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 502 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело”.
  2. Inge C. Schwerdthagen. Gruppenarbeit und innere Differenzierung, München: Langenscheidt, 2001.
  3. Положение ГАОУ СПО НСО «Бердский медицинский колледж» «Правила внутреннего распорядка обучающихся».
  4. Рабочая программа учебной дисциплины «Методика учёбы» ГАОУ СПО НСО «Бердский медицинский колледж».



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*