Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка на тему: «Оперативное определение профессиональной направленности студентов I-го курса»

16.12.2014 271 543
Кашкаров Александр Иванович
Кашкаров Александр Иванович, преподаватель

Калачеевский аграрный техникум

Методическая рекомендация для классных руководителей и преподавателей

Цель разработки: Главной целью данной работы является определение профессиональной направленности студентов I-го курса, что позволит дать научно обоснованную объективную профессиональную рекомендацию, как студентам, так и их родителям. Кроме того, зная профессиональную направленность данного студента, преподаватели различных дисциплин могут учитывать её при индивидуальном подходе к каждому студенту.

Задачей разработки является выявление уровня сформированности у студентов умственных и физических способностей, определить их отношение к различным видам труда и установить сферу их профессиональной направленности.

 

Введение

Одной из важнейших задач современной профессиональной школы является подготовка молодежи к жизни и труду. Обычно это понимается большинством преподавателей, как коллективная подготовка студентов по основам наук и формирования у них определенных профессионально-трудовых умений и навыков. Жизнь показывает явную недостаточность такого подхода. Очевидной и требующей обязательного решения становится задача совмещения собственных возможностей, способностей, интересов, склонностей с требованиями избранной профессии, а также с профессиональными потребностями данного экономического района. Не секрет, что в данное время выбор профессии и пути их приобретения носит вынужденный, случайный или необдуманный характер. Благодаря ориентации молодежи на бесплатность обучения, близость учебы к месту проживания и т.п., оказалось, что от 40% до 70% студентов колледжа в случае возможности избрали бы другую профессию и другой путь её приобретения. Ежегодная проблема формирования и учета, так называемых “сильных” групп студентов, решается в основном по показателям успеваемости и дисциплины. Неучтенными оказываются такие факторы, как профессиональный интерес, информированность о будущей профессии, профессиональная пригодность и профессиональная направленность. В результате частенько сильные “сильные” выпускники колледжа являются далеко не сильными специалистами на производстве и наоборот, студенты удовлетворительно закончившие колледж являются хорошими специалистами, успешно работающие на производстве.

В работе по формированию профессиональной направленности преподаватели руководствуются только своими наблюдениями за студентами, своим, далеко не всегда беспристрастным личным мнением об их возможностях и способностях.

Учитывая то, что возрастной ценз  профессионального выбора в колледже составляет 15 лет, и большинство выпускников неполной средней школы, поступающие в колледж, завышено и необъективно оценивают свои профессиональные возможности. Возникает необходимость умелого и тактичного педагогического вмешательства в этот процесс.

Поскольку большинство классных руководителей не располагают достаточным временем, необходимым для длительного изучения личности студента, и не имеют специальной подготовки к этой работе, предлагается методика, позволяющая с достаточной степенью точности выявить уровень их профессиональной направленности.

 

I. Методы исследования:

Основу методов исследования составляют широко известные методы профдиагностики: обобщение независимых характеристик по данным бесед с преподавателями и мастерами производственного обучения всех циклов и карта интересов (лист вопросов и ответов). Кроме этого в исследование входят также методы беседы, анкетирования и анализа результатов студентов; завершается исследование обобщением результатов и прогнозированием профессиональной направленности.

 

II. Использование результатов исследования:

Полученные данные представляют возможность не только составить зачастую неясную для самих первокурсников картину их профессиональных возможностей и интересов, но и убедительно доказать родителям способность или неспособность их детей к продолжению учебы в колледже по данной специальности. Кроме этого данные исследования позволяют преподавателям ведущих дисциплин скорректировать требования, предъявленные к студентам в процессе учебы и во время экзаменационной сессии.

 

III. Этапы исследования и организация его проведения:

Для проведения обследования классный руководитель беседует о каждом студенте по приведенной ниже форме с ведущими преподавателями естественно-математического цикла, гуманитарного цикла и с активом группы.

Вопросы для беседы:

1. Отношение к умственному труду:

      1 а) творчески активное;

      2 б) очень активное;

      3 в) заинтересованное;

      4 г) равнодушное;

      5 д) отрицательное.

2. Усталость при умственной работе:

      1 а) устает очень мало;

      2 б) устает мало;

      3 в) устает средне;

      4 г) устает быстро;

      5 д) устает очень быстро.

3. Отношение к общественно – организаторской  деятельности:

      1 а) инициативный организатор;

      2 б) способен увлечь товарищей;

      3 в) скорее исполнитель, чем организатор;

      4 г) пассивен;

      5 д) очень пассивен.

4. Увлечения – в карту вписывается одно увлечение каким-либо предметом отмеченное опрашиваемым.

5. Специальные способности: технические, математические, литературные, музыкальные – одна, наиболее ярко выраженная.

6. Наклонности: к теоретической деятельности, к художественной, к организационной, к физическому труду и т.п. – одна наиболее ярко выраженная.

7. Интересы к типам профессиональной деятельности:

человек – живая природа (ЖП), человек – неживая природа (НЖП), человек – техника промышленная (ТП), сельскохозяйственная (ТСХ), бытовая (ТБ), механические системы (ТМС), человек – человек (ЧЧ), человек – знаковая система (ЗС), человек – художественный образ (ХО).

Полученные данные заносятся в карту независимых характеристик следующим образом:

Ответы опрашиваемых по пунктам 1, 2, 3 – баллами в соответствии с порядком упоминания. Например, при ответе на первый вопрос: “Отношение к умственному труду”, классный руководитель сам оценивает его, как “творчески активное” – в карту (графа “классный руководитель”) вносится “1”. А преподаватели естественно – математического цикла отмечают “заинтересованное отношение” – в следующую графу вносится цифра “3”  и т.д.

В последнюю графу вносится средний балл – сумма всех показателей разделенная на четыре. Чем ближе балл к единице, тем выше характеристика.

Ответы на вопросы пунктов 4, 5, 6 обозначают доминирующий признак словом: например, по пункту 4 – “химия”, по 5-му – “технические”, по 6-му – “теоретические” и т.д.

В пункт 7 вносятся буквы начальные: например, человек – “техника промышленная” – обозначается как “ТП” и т.д.

Заполненная карта располагается на первом листе отчета по обследованию студента, в верхней его части.

На втором этапе проводится беседа с мастерами трудового обучения, а её результаты вписываются в “Характеристику трудовой деятельности”, расположенную в нижней части первого листа отчета.

Вопросы для беседы:

1. Каково отношение студента к физическому труду?

(творчески активное, активное, заинтересованное, равнодушное, отрицательное);

2. Каков темп работы студента?

      (очень быстрый, быстрый, средний, медленный, очень медленный);

3. Какова точность работы?

      (очень точно, точно, средняя точность, неточно, совсем неточно);

4. Устает ли студент при физической работе?

      (устает очень мало, устает средне, устает быстро, устает очень быстро);

На третьем этапе заполняется “карта интересов”, позволяющая выявить профессиональные интересы студента, на основе обнаружения и фиксации неофишируемых читательских и творческих интересов.

На классном часе раздают каждому студенту листок, на котором обозначена фамилия студента и группа, а также написаны цифры в следующем порядке:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

Студентам разъясняется, что они должны отметить то, что им нравится (знаком “+”) или не нравится (знаком “–”) делать. Эти знаки должны быть поставлены рядом с той цифрой, которая соответствует номеру задаваемого вопроса. Например №1. Нравится ли всем читать книги по занимательной физике или математике? Если да, то рядом с цифрой “1” ставится “+”, если нет, то на этом же месте ставится “–”. Знак располагают справа от цифры. Следует обратить внимание опрашиваемых на то, что рядом с каждой из 78 цифр обязательно должен стоять один из знаков. Номера вопросов произносятся четко и повторяются, чтобы не было пропусков, а сами вопросы задаются только один раз и ответы на них следует ставить спонтанно, без размышлений – это способствует отражению реального отношения к вопросу.

Вопросы для карты интересов

Нравится ли тебе?

  1. Читать книги по занимательной математике или физике;
  2. Читать об открытиях в химии;
  3. Выяснить устройство электроприборов;
  4. Читать технические журналы;
  5. Заботиться об уюте в классе, дома;
  6. Знакомиться с жизнью растений и животных;
  7. Читать классиков мировой литературы;
  8. Обсуждать политические события в стране и за рубежом;
  9. Читать книги об учебных заведениях и школе;
  10. Знакомиться с работой врачей;
  11. Работать на свежем воздухе;
  12. Посещать театр, музей, выставку;
  13. Читать книги о войнах и сражениях;
  14. Читать научную литературу о физических (математических) открытиях;
  15. Выполнять домашнее задание по химии с использованием дополнительной литературы.
  16. Исправлять бытовые электроприборы;
  17. Смотреть телепередачи о новинках техники;
  18. Самостоятельно готовить еду;
  19. Использовать научно – популярную литературу при изучении ботаники, зоологии, анатомии, биологии;
  20. Писать различные заметки в стенгазету.
  21. Участвовать в общественной работе;
  22. Давать объяснения товарищам, как выполнять учебное задание;
  23. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями;
  24. Управлять транспортно – грузовыми средствами;
  25. Читать об искусстве;
  26. Знакомиться с военной техникой;
  27. Проводить опыты по физике;
  28. Проводить опыты по химии;
  29. Читать о новинках радиотехники;
  30. Собирать и ремонтировать велосипед, мопед, мотоцикл, автомобиль;
  31. Отвечать за питание товарищей в походе;
  32. Работать в саду;
  33. Вести дневник наблюдений;
  34. Читать книги по истории;
  35. Читать, рассказывать детям сказки, играть с ними;
  36. Ухаживать за больными;
  37. Оформлять выставки, стенды, делать наглядные пособия;
  38. Заниматься в кружке художественной самодеятельности»
  39. Участвовать в военно–спортивных играх;
  40. Заниматься в математическом (физическом) кружке;
  41. Готовить растворы для опытов по химии.
  42. Собирать телевизор, радиоприемник, магнитофон;
  43. Делать модели самолетов;
  44. Выбирать самостоятельно продукты в магазине, на рынке;
  45. Наблюдать за жизнью птиц и зверей;
  46. Самостоятельно узнавать значения слов;
  47. Выступать с докладами на исторические темы;
  48. Выполнять работу старосты группы;
  49. Ухаживать за больными животными;
  50. Красить, расписывать стены;
  51. Обсуждать с товарищами вопросы искусства;
  52. Заниматься в спортивных секциях;
  53. Участвовать в физических (математических) олимпиадах;
  54. Участвовать в олимпиадах по химии;
  55. Выполнять работу с измерительными приборами;
  56. Выполнять практические расчеты по механике с простыми расчетами;
  57. Помогать родителям в приготовлении пищи;
  58. Проводить опыты по ботанике, биологии;
  59. Обсуждать с товарищами фильмы и прочитанные книги;
  60. Изучать политические течения в своей стране;
  61. Обсуждать вопросы воспитания;
  62. Знакомиться с работой человеческого организма;
  63. Наблюдать за работой строителей;
  64. Знакомиться с историей искусства;
  65. Быть организатором в походах и играх;
  66. Производить математические действия по формулам;
  67. Находить химические явления в природе;
  68. Разбираться в радиосхемах;
  69. Выполнять чертежи;
  70. Оказывать услуги сверстникам и взрослым;
  71. Ухаживать за животными;
  72. Выступать с докладами по литературе;
  73. Знакомиться с историей культуры;
  74. Давать объяснение младшим товарищам;
  75. Изучать причины возникновения болезней;
  76. Читать книги, смотреть фильмы о строительстве новых городов;
  77. Принимать участие в смотрах художественной самодеятельности или выставках изобразительного искусства;
  78. Жить по режиму дня.

В заполненных картах подсчитывается количество положительных и отрицательных оценок по каждой из 13-ти колонок. Например, если в 1-ной колонке плюсами отмечены цифры 1, 27, 40, 53, а минусами 14, 66, то внизу колонки пишется: 4+, 2 – . Из всей карты выбираются колонки, отмеченные наибольшим количеством положительных оценок, которые обводятся карандашом. Эти оценки соответствуют возможной сфере будущей профессиональной деятельности, профессиональным интересам студента:

1 колонка – физико – математическому направлению; 2 – химии;

3 – электро и радиотехнике; 4 – технике и механике;

5 – кулинарной и торговой деятельности; 6 – биологии и сельскому хозяйству; 7 – филологии и журналистике; 8 – истории и общественной деятельности; 9 – педагогической работе;

10 – медицине; 11 – строительной деятельности; 12 – искусству;

13 – военному делу.

Карта наклеивается на второй лист отчета.

 

Четвертый этап – анкетирование родителей.

Проводится на родительском собрании в форме блиц – интервью: каждый присутствующий подписывает своей фамилией листок и обозначает цифрами от 1 до 11 по вертикали предлагаемые вопросы. Рядом с цифрой записывается только ответ.

Анкета для родителей:

1. Настойчив ли ваш ребенок в достижении поставленной цели?

2. Какое настроение у него преобладает дома?

(бодрое, унылое, агрессивное, подавленное, затрудняюсь ответить)

3. Как относится к труду в домашних условиях?

(творчески, активно, безразлично, отрицательно)

4. Какие самые любимые предметы из школьной программы?

5. Чем особенно любит заниматься в свободное время?

(читать, конструировать, помогать по дому, играть на музыкальных инструментах, спать, нечего не делать или др.)

6. Хорошая ли память у вашего ребенка?

7. Сообразителен ли он по вашему мнению?

8. Сосредотачивается ли на выполнении домашнего задания?

9. Какую профессию хочет избрать?

10. Ваше отношение к этому выбору?

(согласен, не согласен, все равно)

11. Кем вы хотите, чтобы стал ваш ребенок?

Листок с ответами родителей наклеивается на третий лист отчета.

 

Пятый этап – анализ успеваемости по предметам.

На четвертом листе отчета выписываются учебные предметы со средней оценкой на момент заполнения.

На этом же листе отчета помещаются профессиональные рекомендации, составленные на основе анализа всех результатов обследования. 

В заполненных картах подсчитывается количество положительных и отрицательных оценок по каждой из 13-ти колонок. Например, если в 1-ной колонке плюсами отмечены цифры 1, 27, 40, 53, а минусами 14, 66, то внизу колонки пишется: 4+, 2 – . Из всей карты выбираются колонки, отмеченные наибольшим количеством положительных оценок, которые обводятся карандашом. Эти оценки соответствуют возможной сфере будущей профессиональной деятельности, профессиональным интересам студента:

1 колонка – физико–математическому направлению; 2 – химии; 3 – электро и радиотехнике; 4 – технике и механике; 5 – кулинарной и торговой деятельности; 6 – биологии и сельскому хозяйству; 7 – филологии и журналистике; 8 – истории и общественной деятельности; 9 – педагогической работе; 10 – медицине; 11 – строительной деятельности; 12 – искусству;

13 – военному делу.

Карта наклеивается на второй лист отчета.

 

Заключение

Данную методику определения профессиональной направленности студентов первых курсов мы с успехом применяем уже несколько лет. Она позволяет грамотно и целенаправленно проводить воспитательную у учебную работы со студентами первых курсов. Анкетирование студентов I-го курса показывает, что выбор профессии и путь её приобретения носит зачастую случайный, необдуманный характер. Преподаватели в своей работе по формированию профессиональной направленности в основном руководствуются только своими наблюдениями за студентами, своим далеко не всегда беспристрастным личным мнением об их возможностях и способностях.

Предлагаемая методика позволит с достаточной степенью точности выявить уровень их профессиональной направленности. Целесообразно сочетать данную методику с педагогической диагностикой, которая позволит получить данные о состоянии педагогического процесса, обученности и воспитанности студента, обрабатывает, анализирует и оценивает эти данные с целью корректировки и последующего прогнозирования развития педагогического процесса.

Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Нужно отметить, что изучение студентов не самоцель, а средство для улучшения учебно-воспитательной работы.

 

Список используемой литературы

  1. Журнал “Специалист” №3 2001 г;
  2. Журнал “Воспитание школьников” №2 2000 г.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*