Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка семинара – деловой игры по теме «Микробы и внешняя среда, инфекция и инфекционный процесс»

15.12.2014 677 1340
Корниенко Валентина Васильевна
Корниенко Валентина Васильевна, преподаватель

Миасский медицинский колледж

I. Структура методической разработки занятия для преподавателей

 

1. Методическое пояснение.

Теоретическое занятие «Микробиоциноз почвы, воды, воздуха; учение об инфекционном и эпидемическом процессе» является деловой игрой при изучении дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии».

Учебные игры используются для подготовки и тренировки обучающихся, формирования узких знаний и развития умения и навыков.

Главное назначение деловой игры — уменьшить для обучающихся степень новизны и неожиданности вероятных учебных ситуаций по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии».

Для подготовки к данному занятию используется лекционный материал по двум темам: «Микробиоциноз почвы, воды, воздуха, влияние физических факторов», «Учение об инфекционном и эпидемическом процессе»

В начале деловой игры «Микробиоциноз почвы, воды, воздуха, учение об инфекционном и эпидемическом процессе» отмечаются отсутствующие, проверяется внешний вид студентов, готовность их к уроку. Затем преподаватель представляет тему, даёт характеристику игры, общий обзор её хода и правил.

Преподаватель распределяет задания по бригадам из 3-х человек. Одного студента определяет в роли ассистента - помощника. В течение 30 минут студенты выполняют свои задания.

Деловая игра проходит с применением компьютера. На экране появляются задания, которые должны быть выполнены. Студенты заранее готовят дополнительные вопросы по темам урока. После выполнения задания каждая бригада защищает  его. Защита происходит перед всей группой. Для зрительного восприятия студентов при защите, используется доска и экран компьютера. Каждая бригада отвечает на дополнительные вопросы, заранее подготовленные студентами. В конце деловой игры - заключительное  слово преподавателя об усвоении знаний студентами по теме «Учение об инфекционном и эпидемическом процессе». С помощью ассистента-помощника выставляются оценки с обязательным комментированием их.

Деловая игра, проведенная на данном занятии, является односторонней. Все играющие стремятся к достижению единой определенной цели- выполнению своего задания так, чтобы в игровой форме раскрыть полностью свой вопрос.

В игре человек полностью раскрывается и материал, который ему нужно усвоить, становится интереснее и легче. В процессе игры педагог учит студентов быть добрее, слушать других людей, уважать чужое мнение, стремиться к знаниям - к постижению нового. Это всё так необходимо во взрослой жизни.

С помощью игры преподавателю легче войти в контакт с обучающимися, установить с ними хорошие отношения, научить их уважать друг друга.

В игру внесен дидактический материал из других дисциплин: некоторые знания по русскому языку, гигиене, математике.

2. Цели:

Образовательная:

Способствовать формированию у обучающихся системы научных знаний, профессиональных качеств личности по теме «Микробиоциноз почвы, воды, воздуха. Учение об инфекционном и эпидемическом процессе»

Развивающая:

Развивать познавательную активность, творческую самостоятельность, память, внимание, способность к воображению, образному мышлению

Воспитательная:

Содействовать воспитанию коллективизма, доброжелательности, настойчивости в достижении цели.Обучать управление собой, соблюдение правил игры, сдерживание своих непосредственных желаний ради поддержания совместной игры.

3. Тип занятия: Семинар – деловая игра.

4. Место проведения: г. Миасс, Романенко 48, кабинет № 301.

5. Количество часов: 2

6. Методы обучения:

  • игровой
  • исследовательский
  • частично - поисковый

7. Методические приемы:

  • рассказ студентов
  • работа в бригадах
  • составление кроссвордов
  • сочинение стихов
  • выполнение иллюстраций, схем
  • слайды

8. Межпредметные связи.

Дисциплины: математика, русский язык, гигиена и экология человека.

9. Внутрипредметные связи:

Морфология и физиология бактерий. Типы взаимоотношений микро- и макроорганизмов.

10. Требования к подготовке студентов:

Студент должен знать:

  • микрофлору почвы, воды, воздуха.
  • типы взаимоотношений микро- и макроорганизмов
  • механизм передачи инфекции
  • периоды развития инфекционного заболевания
  • факторы развития эпидемии

Студент должен уметь:

  • стерилизовать инструменты, лабораторную посуду, работать с сухожаровым шкафом.

11. Оснащение (ТСО): компьютер, иллюстрации, карточки с заданиями

12. Хронокарта – этапы занятия.

I. Вводная часть.

1. Организационный момент – 2 мин.

2. Постановка целей и задач, темы; формулировка характеристики игры, общий обзор её хода и правил.- 3 мин

II. Основная часть.

1. Выдача заданий – 5 минут.

2. Выполнение заданий студентами – 19 мин.

3. Защита заданий:

Задание № 1 Биоценоз почвы -7 мин.

Изобразить микроорганизмы почвы в виде схемы.

Задание № 2 Биоценоз воды и воздуха -7 мин.

С помощью рисунков и схем изобразить микрофлору воды и воздуха.

Задание № 3 Влияние температуры на микроорганизмы - 7 мин.

С помощью существительных, прилагательных и глаголов дать характеристику микроорганизмам. Психрофилы (существительное) мезофиллы (прилагательное), термофилы (глагол).

Задание № 4 Инфекция, инфекционный процесс – 9 мин.

Составить кроссворды; используя данную тему, сочинить стихотворение.

Задание № 5 Инфекция и инфекционный процесс.

В тексте найти ошибки, пропуски

Задание № 6 Эпидемия и эпидемический процесс -9 мин.

В тексте дописать недостающие слова. Из недостающих слов составить связный текст.

Задание № 7 Эпидемия и эпидемический процесс.- 9 мин.

Составить план ответа по теме и рассказать по плану.

 

4. Вопросы группы к участникам игры -7 мин

III. Заключительная часть.

Обобщение и оценка результатов работы студентов – 3 мин.

Домашнее задание – 3 мин.

13. Этапы планирования занятий (основы ориентировочных действий)

Название этапа

Описание деятельности

Методическое обоснование

Время

преподавателя

студента

1

2

3

4

5

I. Вводная часть

1. Организационный момент.

1. Проверить внешний вид студентов.

2. Отметить отсутствующих, выяснить причину отсутствия.

1. Подготовить аудиторию, доску, мел.

2. Привести в порядок внешний вид.

Создание рабочей атмосферы.

2 мин.

2. Постановка целей, задач, плана занятия.

Объявить тему, формулировка характеристики игры (слайд).

Записать в тетради тему, цели занятия.

Мотивация изучения темы.

3 мин.

II. Основная часть

1. Выдача заданий

Объяснить выполнение задания (слайд).

1. Разбиться на бригады (7 бригад)

2. Определиться с выполнением задания.

Активизация мыслительной деятельности студентов.

5 мин.

2. Выполнение заданий студентами

Контроль за выполнением

заданий

Выполнить задание на отдельных листах

Активизация мыслительной деятельности студентов.

19 мин.

3. Защита заданий.

На экране компьютера: задания: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Бригады № 1, 2 на доске - схемы, рисунки, всей бригадой – защита заданий.

Бригадой № 3 –дается характеристика микроорганизмам.

Бригада № 4

на доске – кроссворд, при участии группы - решение кроссворда

Бригады № 5, 6, 7 с помощью компьютера выполняют защиту заданий.

Воспроизведение пройденного материала в игровой форме.

55 мин.

4. Вопросы группы к участникам игры -7 мин

 

Давать четкие ответы

 Активизация мыслительной деятельности студентов.

7 мин.

III. Заключение:

1. Обобщение и оценка результатов деловой игры

Подведение итогов деловой игры, при участии ассистента выставление оценок

Сдать оформленные задания

Подведение итогов занятия.

3 мин.

2. Домашнее задание.

Прокомментировать подробно домашнее задание.

Записать домашнее задание в тетради.

Подготовка к практическому заданию

3 мин.

14. Приложение: презентация семинара - деловой игры.

 

II. Методические указания для студентов


Тема: Микробы и внешняя среда, инфекция и инфекционный процесс

Мотивация: Обобщение и систематизация материала по теме «Микробы и внешняя среда, инфекция и инфекционный процесс»

Цели:

Образовательная: Способствовать формированию у обучающихся системы научных знаний, профессиональных качеств личности по теме «Микробиоциноз почвы, воды, воздуха. Учение об инфекционном и эпидемическом процессе»

Развивающая: Развивать познавательную активность, творческую самостоятельность, память, внимание, способность к воображению, образному мышлению.

Воспитательная: Содействовать воспитанию коллективизма, доброжелательности, настойчивости в достижении цели.Обучать управление собой, соблюдение правил игры, сдерживание своих непосредственных желаний ради поддержания совместной игры.

Должны знать:

- микрофлору почвы, воды, воздуха.

- типы взаимоотношений микро- и макроорганизмов

- механизм передачи инфекции

- периоды развития инфекционного заболевания

- факторы развития эпидемии

Должны уметь:

 - стерилизовать инструменты, лабораторную посуду, работать с сухожаровым шкафом.

 Ход самостоятельной аудиторной работы (ООД студента)

Последовательность действий

Способ действия

Чем воспользоваться

1. Выполнение заданий

№ 1. На отдельном листе изобразить микрофлору почвы в виде схемы и рисунка.

Лекционный материал «Микробиоциноз почвы, воды, воздуха»

№ 2 На отдельном листе изобразить микрофлору воздуха и воды в виде схемы и рисунка.

Лекционный материал «Микробиоциноз почвы, воды, воздуха.

№ 3 Подобрать существительные к психрофилам, прилагательные к мезофиллам, глаголы к термофилам.

Лекционный материал «Микробиоциноз почвы, воды, воздуха»

№ 4 Составить кроссворды, сочинить стихотворение

Лекционный материал «Учение об инфекционном и эпидемическом процесса»

№ 5. В тексте найти ошибки, пропуски

Лекционный материал «Учение об инфекционном и эпидемическом процесса»

№ 6 Составить подробный план ответа, по разделу: эпидемия и эпидемический процесс.

Лекционный материал «Учение об инфекционном и эпидемическом процесса»

№ 7 Дописать недостающие слова. Из недостающих слов составить. самостоятельно связный текст по теме

Лекционный материал «Учение об инфекционном и эпидемическом процесса»

2. Защита заданий.

Выполненные задания № 1 и № 2 изобразить на доске. Рассказать про биоценоз почвы, воды и воздуха. Ответить на дополнительные вопросы. Участвует вся бригада.

 

№ 3 Охарактеризовать микроорганизмы по отношению к температуре. Ответить на дополнительные вопросы. Участвует вся бригада

 

№ 4 С помощью всей группы решить кроссворд. Прочитать стихотворение.

 

№ 5 Воспроизвести текст без ошибок. Ответить на дополнительные вопросы. Участвует вся бригада.

 

№ 6 Воспроизвести материал, используя подробный план ответа. Ответить на дополнительные вопросы. Участвует вся бригада.

 

№ 7. Прочитать связный текст. Ответить на дополнительные вопросы. Участвует вся бригада.

 

 

Задания к деловой игре:

Задание 1

Биоценоз почвы

Изобразить микроорганизмы почвы в виде схемы.

Задание 2

Биоценоз воды и воздуха

С помощью рисунков и схем изобразить микрофлору воды и воздуха.

Задание 3

Влияние температуры на микроорганизмы

С помощью существительных, прилагательных и глаголов дать характеристику микроорганизмам.

Психрофилы (существительные) мезофиллы (прилагательные) Термофилы (глагол)

Задание 4

Инфекция, инфекционный процесс

Составить кроссворды, сочинить стихотворение

Задание 5

Инфекция и инфекционный процесс

В тексте найти ошибки, пропуски

  1. Инфекция совокупность явлений, возникающих и развивающихся при внедрении опасных микроорганизмов.
  2. Холеру вызывает кишечная палочка
  3. Антропонозы - источник возбудителей животных.
  4. Воздушно-капельный путь передачи инфекции возбудители локализуются в кишечнике.
  5. Возбудители брюшного тифа вызывают заболевание через кожу, коньюктиву глаз
  6. Инкубационный период у кори-2-3 дня, у гриппа-10-11 дней.
  7. Продромальный период. Развитие заболевания: лихорадка, нарушение функций органов дыхания, пищеварения, появление сыпи, изменение картины крови.

Задание 6 (на внимательность).

Эпидемия и эпидемический процесс

Дописать недостающие слова. Из недостающих слов составить связный текст по теме. (своими словами)

1) Эпидемиологию определяют как медицинскую науку, которая изучает причины возникновения и распространения ……………… в человеческом обществе

2) Эпидемиология разрабатывает ………, предупреждения и полного искоренения этих болезней

3) Возникновение и распространение инфекционной болезни среди людей называют ……….

4) Д.С. Самойлович впервые применил …………….. в поисках чумного возбудителя

5) В России эпидемии вызывали в прошлые века такие заболевания как……………..

6)…………………….. – это зараженный человек или животное

7) Передача возбудителя от зараженного к восприимчивому организму происходит посредством ……………

8) ……..к данному заболеванию населения

9) зараженный человек или животное, организм которого является естественной средой обитания ………………..

10) антропонозы -……….. человек

11) зоонозы -………….. животное

12) Под руководством Мечникова и Гамалеи была создана первая в России научно-исследовательская станция, занимавшаяся ………

13) Ведутся исследования по изучения вируса……..

14) Эпидемический процесс возникает и поддерживается только при взаимодействии ……..

15) Клиническое выздоровление не всегда совпадает с очищением организма от………

Задание 7

Эпидемия и эпидемический процесс.

Составить план ответа по теме.

 

IV Домашнее задание: подготовиться к практическому занятию Стерилизация. Дезинфекция.

Литература: Прозоркина Н.В., Рубашкина Л.А Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

 

Литература:

  1. Прозоркина Н.В., Рубашкина Л.А Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
  2. Воробьев А.А. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. М.: АКАДЕМИЯ, 2002.
  3. Черкес Ф.К. Микробиология. М.: Медицина, 1987.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*