Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПеремены не даются без хлопот,
даже если они к лучшему.
П. Друкер
Актуальность проведенного нами исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день в средних специальных учебных заведениях (ссузах) возникает острая необходимость в поиске и применении более современных инструментов, ориентированных на качество и постоянное совершенствование деятельности преподавателей и самого образовательного учреждения. Одним из таких инструментов является самооценка.
С целью объективной оценки деятельности колледжа, определения стратегии дальнейшего развития в 2011 учебном году в рамках магистерской диссертационной работы была проведена самооценка колледжа и кафедры иностранного языка (КИЯ) по модели системы менеджмента качества (СМК).
Теоретической основой явились труды, зарубежных
и отечественных ученых посвященные проблемам исследования «самооценки» личности
и организации: А.Д. Карнышева, Е. Ю.Уточкиной, И.Н. Липириди, И.С.Кона, А.А. Реана,
И.В. Цвигун, Т.А. Салимовой, Т. Конти, В.И. Галеева и др.
Существуют различные подходы к понятию «самооценка» личности. Мы разделяем точку зрения А.А. Реана, который определил самооценку как социальную адаптацию личности, регулятор поведения и деятельности.
Подход к содержанию самооценки личности, первоначально зародившийся в психологии, активно реализуется в настоящее время и применительно к деятельности организации.
ГОСТ Р ИСО 9004:2001
содержит следующее определение самооценки
организации: «Самооценка — это всестороннее оценивание, итогом которого является
мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне
зрелости системы менеджмента качества».
Нами проведен анализ существующей системы самооценки педагогов и колледжа в целом. В образовательном учреждении применяется отраслевая модель самооценки деятельности всех структурных подразделений для прохождения аттестации педагогов и государственной аккредитации.
Исследование проводилось
в два этапа.
На первом этапе был опрошен 51 работник, респондентам было предложено определить уровень личной самооценки на основе теста А.В. Морозова. Результаты экспресс тестирования представлены в процентном соотношении на круговой диаграмме рисунок 1.
Рис. 1. Уровень личной самооценки на основе теста А.В. Морозова
На втором этапе в исследовании приняло участие 45 респондентов, работа осуществлялась индивидуально с каждым. Были объяснены методики работы с анкетами по самооценке личности и самооценке колледжа на основе системы менеджмента качества.
Нами была использована методика С.А. Будасси, которая позволяет проводить количественное исследование самооценки личности.
Итоги проведения данной
методики представлены на рисунке 2.
Можно сделать вывод о том, что данные об уровне личностной самооценки педагогов колледжа были подтверждены, но с незначительным отклонением ввиду того, что в каждом исследовании приняло разное количество респондентов.
На основе анализа содержания наиболее распространенных моделей самооценки организации наиболее приемлемой по нашему мнению для колледжа, является модель самооценки, предложенная И.В. Цвигун Байкальского государственного университета экономики и права (БГУЭП), которая основана на диагностической модели самооценки «Совершенства деятельности вуза», разработанной Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом СПбГЭТУ «ЛЭТИ».
Результаты самооценки колледжа представлены в табл. 1. и в виде лепестковой диаграммы рис. 3.
Таблица 1
Результаты самооценки БГПК№1
№п/п |
Наименование критерия модели |
Вес критерия в баллах |
Критерии группы «Возможности» |
||
1. |
Лидирующая роль руководства |
7 |
2. |
Политика и стратегия |
6 |
3. |
Менеджмент персонала |
6,4 |
4. |
Ресурсы и партнеры |
6,6 |
5. |
Менеджмент процессов |
6,7 |
Критерии группы «Результаты» |
||
6. |
Удовлетворенность потребителей |
6,3 |
7. |
Удовлетворенность персонала |
5,6 |
8. |
Влияние ссуза на общество |
6,1 |
9. |
Результаты деятельности ссуза |
7,1 |
Данные, собранные в процессе самооценки кафедры иностранного языка представлены в табл. 2 и на рис. 4.
Таблица 2
Результаты самооценки для кафедры иностранного языка БГПК№1
№п/п |
Наименование критерия модели |
Вес критерия, в баллах |
Критерии группы «Возможности» |
||
1. |
Лидирующая роль руководства |
7,3 |
2. |
Политика и стратегия |
6,2 |
3. |
Менеджмент персонала |
6,7 |
4. |
Ресурсы и партнеры |
5,6 |
5. |
Менеджмент процессов |
6,6 |
Критерии группы «Результаты» |
||
6. |
Удовлетворенность потребителей |
6,5 |
7. |
Удовлетворенность персонала |
6,2 |
8. |
Влияние ссуза на общество |
6,1 |
9. |
Результаты деятельности ссуза |
6,1 |
Рис.4. Лепестковая диаграмма самооценки критериев модели СМК по кафедре иностранных языков
Все анкетируемые выше оценили возможности колледжа 6,6 балла, низкие оценки получили результаты6,3 балла, что свидетельствует о недостаточном использовании возможностей колледжа для достижения высоких результатов.
Изучая сетевые ресурсы, мы нашли исследование государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж» (КемГППК), учитывая специфику учреждений СПО, мы сравнили результаты самооценки двух учебных заведений между собой и с эталон БГУЭП.
На рисунке рис. 5 представлена интегральная «лепестковая» диаграмма самооценки критериев модели по двум учреждениям СПО.
Рис.5. Интегральная «лепестковая» диаграмма самооценки критериев модели СМК БГПК №1 и КемГППК
На рисунке рис. 6 представлена интегральная «лепестковая» диаграмма самооценки двух колледжей в сравнении с эталоном.
Рис.6. Интегральная «лепестковая» диаграмма самооценки критериев модели СМК БГПК №1 и КемГППК в сравнении с эталоном БГУЭП
По результатам
самооценки деятельности в БГПК №1 выявлен средний уровень СМК, проблемными
являются 2 и 7 области. Следовательно, низкий уровень самооценки в КемГППК и
проблемные зоны 7, 8.
В заключении магистерской диссертации делаются выводы из проведенного исследования направленные на совершенствование деятельности колледжа и показана эффективность управления при внедрении самооценки основанной на модели СМК в образовательное пространство учебного заведения среднего профессионального образования.
Полученные в процессе работы результаты исследования и сформулированные выводы позволяют внести ряд конкретных предложений, направленных на качественное совершенствование механизма проведения самооценки, стимулировать экономическую добропорядочность личности педагогов, и высоко отражаться на экономическом продвижении колледжа в рамках современного рынка услуг и системы менеджмента качества.
Основные из них включают:
1. Лидирующая роль руководства
2. Политика и стратегия
3. Менеджмент персонала
4. Ресурсы и партнеры
5. Менеджмент процессов
6. Удовлетворенность потребителей
7. Удовлетворенность персонала
8. Результаты деятельности колледжа
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.