Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Самооценка СУЗа как инструмент совершенствования деятельности образовательного учреждения (на примере ОГОУ СПО «Братский педагогический колледж №1»)

08.11.2011 1928 7218
Сизова Наталья Михайловна, заместитель директора по информационным технологиям

Братский педагогический колледж

 Перемены не даются без хлопот,

даже если они к лучшему.

П. Друкер

 

Актуальность проведенного нами исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день в средних специальных учебных заведениях (ссузах) возникает острая необходимость в поиске и применении более современных инструментов, ориентированных на качество и постоянное совершенствование деятельности преподавателей и самого образовательного учреждения. Одним из таких инструментов является самооценка.


С целью объективной оценки деятельности колледжа, определения стратегии дальнейшего развития в 2011 учебном году в рамках магистерской диссертационной работы была проведена самооценка колледжа и кафедры иностранного языка (КИЯ) по модели системы менеджмента качества (СМК).

Теоретической основой явились труды, зарубежных и отечественных ученых посвященные проблемам исследования «самооценки» личности и организации: А.Д. Карнышева, Е. Ю.Уточкиной, И.Н. Липириди, И.С.Кона, А.А. Реана, И.В. Цвигун, Т.А. Салимовой, Т. Конти, В.И. Галеева и др.


Существуют различные подходы к понятию «самооценка» личности. Мы разделяем точку зрения А.А. Реана, который определил самооценку как социальную адаптацию личности, регулятор поведения и деятельности.

Подход к содержанию самооценки личности, первоначально зародившийся в психологии, активно реализуется в настоящее время и применительно к деятельности организации.


ГОСТ Р ИСО 9004:2001 содержит следующее определение самооценки организации: «Самооценка — это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества».


Нами проведен анализ существующей системы самооценки педагогов и колледжа в целом. В образовательном учреждении применяется отраслевая модель самооценки деятельности всех структурных подразделений для прохождения аттестации педагогов и государственной аккредитации.


Исследование проводилось в два этапа.


На первом этапе был опрошен 51 работник, респондентам было предложено определить уровень личной самооценки на основе теста А.В. Морозова. Результаты экспресс тестирования представлены в процентном соотношении на круговой диаграмме рисунок 1.



Рис. 1. Уровень личной самооценки на основе теста А.В. Морозова


На втором этапе в исследовании приняло участие 45 респондентов, работа осуществлялась индивидуально с каждым. Были объяснены методики работы с анкетами по самооценке личности и самооценке колледжа на основе системы менеджмента качества.


Нами была использована методика С.А. Будасси, которая позволяет проводить количественное исследование самооценки личности.


Итоги проведения данной методики представлены на рисунке 2.

 

 

Рис.2. Уровень самооценки педагогов БГПК №1

Можно сделать вывод о том, что данные об уровне личностной самооценки педагогов колледжа были подтверждены, но с незначительным отклонением ввиду того, что в каждом исследовании приняло разное количество респондентов.


На основе анализа содержания наиболее распространенных моделей самооценки организации наиболее приемлемой по нашему мнению для колледжа, является модель самооценки, предложенная И.В. Цвигун Байкальского государственного университета экономики и права (БГУЭП), которая основана на диагностической модели самооценки «Совершенства деятельности вуза», разработанной Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом СПбГЭТУ «ЛЭТИ».


Результаты самооценки колледжа представлены в табл. 1. и в виде лепестковой диаграммы рис. 3.

Таблица 1

Результаты самооценки БГПК№1

№п/п

Наименование критерия модели

Вес критерия в баллах

Критерии группы «Возможности»

1.

Лидирующая роль руководства

7

2.

Политика и стратегия

6

3.

Менеджмент персонала

6,4

4.

Ресурсы и партнеры

6,6

5.

Менеджмент процессов

6,7

Критерии группы «Результаты»

6.

Удовлетворенность потребителей

6,3

7.

Удовлетворенность персонала

5,6

8.

Влияние ссуза на общество

6,1

9.

Результаты деятельности ссуза

7,1


 

Рис.3. Лепестковая диаграмма самооценки критериев модели СМК БГПК №1

Данные, собранные в процессе самооценки кафедры иностранного языка представлены в табл. 2 и на рис. 4.

Таблица 2

Результаты самооценки для кафедры иностранного языка БГПК№1

№п/п

Наименование критерия модели

Вес критерия, в баллах

Критерии группы «Возможности»

1.

Лидирующая роль руководства

7,3

2.

Политика и стратегия

6,2

3.

Менеджмент персонала

6,7

4.

Ресурсы и партнеры

5,6

5.

Менеджмент процессов

6,6

Критерии группы «Результаты»

6.

Удовлетворенность потребителей

6,5

7.

Удовлетворенность персонала

6,2

8.

Влияние ссуза на общество

6,1

9.

Результаты деятельности ссуза

6,1

 

 

Рис.4. Лепестковая диаграмма самооценки критериев модели СМК по кафедре иностранных языков


Все анкетируемые выше оценили возможности колледжа 6,6 балла, низкие оценки получили результаты6,3 балла, что свидетельствует о недостаточном использовании возможностей колледжа для достижения высоких результатов.

Изучая сетевые ресурсы, мы нашли исследование государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж» (КемГППК), учитывая специфику учреждений СПО, мы сравнили результаты самооценки двух учебных заведений между собой и с эталон БГУЭП.


На рисунке рис. 5 представлена интегральная «лепестковая» диаграмма самооценки критериев модели по двум учреждениям СПО.

 

 

Рис.5. Интегральная «лепестковая» диаграмма самооценки критериев модели СМК БГПК №1 и КемГППК


На рисунке рис. 6 представлена интегральная «лепестковая» диаграмма самооценки двух колледжей в сравнении с эталоном.

 


Рис.6. Интегральная «лепестковая» диаграмма самооценки критериев модели СМК БГПК №1 и КемГППК в сравнении с эталоном БГУЭП


По результатам самооценки деятельности в БГПК №1 выявлен средний уровень СМК, проблемными являются 2 и 7 области. Следовательно, низкий уровень самооценки в КемГППК и проблемные зоны 7, 8.


В заключении магистерской диссертации делаются выводы из проведенного исследования направленные на совершенствование деятельности колледжа и показана эффективность управления при внедрении самооценки основанной на модели СМК в образовательное пространство учебного заведения среднего профессионального образования.


Полученные в процессе работы результаты исследования и сформулированные выводы позволяют внести ряд конкретных предложений, направленных на качественное совершенствование механизма проведения самооценки, стимулировать экономическую добропорядочность личности педагогов, и высоко отражаться на экономическом продвижении колледжа в рамках современного рынка услуг и системы менеджмента качества.


Основные из них включают:

1. Лидирующая роль руководства

  • Личное участие руководства в обеспечении разработки, внедрения и постоянного совершенствования системы менеджмента качества колледжа.
  • Корректировка работы с внешними партнерами, оценка их удовлетворенности, анализ ожиданий потребителей.
  • Личное участие руководства в контроле проведения личностной самооценки соискателей работы и текущей проверке результатов исследований по самооценке педагогического персонала.

2. Политика и стратегия

  • Формирование единой стратегии развития колледжа и его политики в области качества.

3. Менеджмент персонала

  • Разработка единой кадровой политики и программы формирования кадрового резерва, системы оценки не только педагогических работников, но и административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала, разработка и внедрение системы постоянного повышения квалификации всех сотрудников колледжа, в том числе по СМК.
  • Проведение ежегодных исследований по личностной самооценке педагогического и административного состава колледжа и при приеме на работу.

4. Ресурсы и партнеры

  • Укрепление и развитие партнерских связей с другими образовательными учреждениями, предусмотрение данного вида деятельности в стратегическом и текущем планировании.

5. Менеджмент процессов

  • Разработка документационного обеспечения всех процессов СМК в колледже, определение критериев их оценки.
  • Внедрение процессного подхода в БГПК №1 и документирование процессов в соответствии с СМК.
  • Формирование структуры СМК, создание Совета по качеству, назначение ответственных за процессы, определение их обязанностей.
  • Обучение и повышение квалификации в области управления качеством, включение данного вопроса в программу развития колледжа.
  • Создание в колледже единой политики по рекламе и распространению информации.
  • Совершенствование системы информирования внутри колледжа и за его пределами, создание действенных источников информации, установление персональной ответственности руководителей структурных подразделений за достоверность и полноту информации об их деятельности, своевременность ее представления во всех утвержденных в колледже источниках и формах.

6. Удовлетворенность потребителей

  • Обеспечение высокого качества образовательной, научной и воспитательной деятельности колледжа в целях повышения удовлетворенности запросов потребителей.
  • Формирование комплексного подхода к подготовке специалистов на каждой кафедре колледжа.
  • Обеспечение регулярного взаимодействия выпускников с коллективом выпускающей кафедры.
  • Включение в состав рабочей группы, студентов выпускного курса специальности «Государственное и муниципальное управление», а также студентов всех специальностей желающих принять участие в проекте по СМК.

7. Удовлетворенность персонала

  • Проведение работы по изучению удовлетворенности персонала и принятию мер по ее повышению.

8. Результаты деятельности колледжа

  • Проведение SWOT-анализа по определению сильных и слабых сторон в деятельности колледжа.
  • Использование на достаточном уровне возможностей и потенциала колледжа для достижения высоких результатов.
  • Реализация на практике указанных предложений позволит повысить эффективность такого инструмента, как самооценка, которая по нашему мнению даст мощный стимул для дальнейшего экономического развития и совершенствования деятельности БГПК №1.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*