Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогических качеств педагога как фактора повышения качества образовательного процесса

11.12.2014 758 1243
Вохминцева Анна Владимировна
Вохминцева Анна Владимировна, преподаватель, методист

Панина  Людмила Сергеевна
Панина Людмила Сергеевна, преподаватель

Миасский медицинский колледж

Современное общество предъявляет все более высокие требования к каждой личности в связи с прогрессом техники, науки, изменением характера социальных отношений. Это вызывает необходимость постоянно развивать и совершенствовать профессионально-педагогические качества педагога.

 

Современные достижения науки в этой области дают основание определить образовательный процесс в следующих аспектах:

  1. Динамическом: образовательный процесс как процесс движения от постановки цели к результату, характеризующийся непрерывностью, последовательностью, оперативностью в решении общих и частных задач.
  2. Содержательном: образовательный процесс как совокупность элементов и форм человеческой культуры, выраженная в знаниях о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, воплощенная в умениях и навыках личности; в опыте творческой, поисковой деятельности по решению новых, возникающих перед обществом и каждой личностью проблем. Нормы волевой, моральной, эстетической, эмоциональной воспитанности также является выражением содержательной стороны образовательного процесса.
  3. Технологическом: образовательный процесс как система его инструментов и оптимизации, обеспечивающая подбор и реализацию гуманистически ориентированных принципов, форм и методов.

В качестве важнейшей системной характеристики образовательного процесса следует назвать его целостность как внутреннее единство его компонентов.

 

В системе профессионального образования последние десять лет вопрос управления качеством образования стоит очень остро. Сегодня качество образования выступает важнейшим показателем конкурентных преимуществ образовательного учреждения, и все более насущным становится вопрос управления качеством.

 

Качество — категория системная, и его следует рассматривать с точки зрения его сущности как целого, которое состоит из частностей:

  • качества педагогического персонала;
  • качества наших программ и средств обучения;
  • качества абитуриентов и студентов;
  • качества инфраструктуры;
  • качества нравственно-психологической атмосферы;
  • качества отношений с внешней социальной средой;
  • качества управления вузом как единым целым и его частями.

Качество образования – сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам). Раскрывается в таких понятиях, как:

  • качество преподавания (учебного процесса, педагогической деятельности);
  • качество научно-педагогических кадров;
  • качество образовательных программ;
  • качество материально-технической базы, информационно-образовательной среды;
  • качество студентов, учащихся, абитуриентов;
  • качество управления образованием;
  • качество научных исследований и др.

Требование к качеству – выражение отдельных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки. К качеству образования выдвигаются, например, следующие требования:

  • соответствие уровню научно-технического прогресса, а также различным потребностям общества (социальным, экономическим, культурным);
  • междисциплинарный, компетентностный и деятельностный характер обучения;
  • ориентация на интересы, желания, возможности и индивидуальные особенности обучающихся;
  • широкое использование информационных технологий в процессе обучения;
  • поликультурный характер образования в целях духовного обогащения и формирования готовности жить в полиэтнической среде;
  • независимый характер оценивания результатов учебного труда и степени развития личности.

 

В процессе организации и реализации образовательного процесса формируется система воздействия на коллектив и педагогов; ее цель – эффективное управление деятельностью коллектива, совершенствование педагогического мастерства. Эта система мер планируется, организуется, контролируется, регулируется как в плановом, так и в оперативном режиме.

 

Управленческое воздействие определяет деятельность педагогического коллектива и сознание его участников, влияет на восприятие, осмысление и решение различных задач.

 

Следующий этап в достижении управленческой цели – самосовершенствование, самоанализ, выявление слабых сторон и самообразование, изменение работы методических объединений, производственных совещаний, что обеспечивает более эффективное функционирование педагогического коллектива и положительно сказывается на всех сторонах педагогического процесса.

 

Важным элементов управленческой деятельности является анализ результатов и прогноз.

 

Управление и воздействие на образовательный процесс как на педагогическую систему обеспечивает не только сохранение его целостности и возможность влияния на компонентные составляющие, но и обеспечивает функционирование образовательной организации в целом, показателем чего является достижение целей образовательного процесса.

 

Актуальность обращения к проблеме формирования профессионально-педагогических качеств педагога компетентности педагогов в процессе методической работы, выявление условий ее совершенствования и развития связана с тем, что данная категория может выступать в качестве цели и средства достижения результата методической работы, а содержание профессиональной компетентности - в качестве критерия диагностики уровня профессиональной деятельности.

 

Методическая работа – это комплекс практических мероприятий, направленных на совершенствование педагогического мастерства преподавателей, оптимизацию подготовки и проведения учебно-воспитательного процесса.

 

Рассмотрим формы повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных организаций, наиболее распространенные и значимые, содействующие формированию профессионально-компетентного педагога, способного исследовать результаты своего труда.

 

Основной формой научно-теоретической подготовки педагогов является проблемный теоретический семинар. Он проводится не реже одного раза в семестр. На этих семинарах рассматриваются вопросы внедрения психолого-педагогической теории в учебную деятельность, заслушиваются выступления участников семинара, происходит обмен мнениями по проблемам современной педагогической науки и передового педагогического опыта, а также путей внедрения педагогических идей в практику. Семинар используется как для повышения квалификации коллектива, так и в проблемных группах.

 

Актуальной формой повышения квалификации педагогических кадров также являются психолого-педагогические консилиумы. Впервые методика педагогического консилиума была апробирована Ю. К. Бабанским [3, с. 482]. Речь идет о коллективном обсуждении результатов обучения и воспитания студентов, выявлении причин отставания в развитии и выработке рекомендаций по преодолению недостатков. Могут обсуждаться вопросы:

1) обученность, обучаемость, реальные учебные возможности каждого обучающегося в процессе его развития;

2) адаптация студентов нового набора;

3) адаптация студентов при переходе от теоретического обучения к практическому и др.

 

В процессе обсуждения на консилиуме вопросов, связанных с оптимизацией процесса обучения, рассматриваются не только констатация и прогноз успеваемости, но и причины неуспеваемости, а также выработка системы мер по ликвидации указанных недостатков. Важно при этом определить «…зону  ближайшего развития, с тем чтобы обучение опиралось не только на вчерашний и сегодняшний день, а было направлено в завтрашний день коллектива, что, как известно, обеспечивает наибольший эффект в развитии» [3, с. 484].

 

Участники консилиума — преподаватели, психолог, социальный педагог, медицинский работник, кураторы групп, зав. практикой, зам. директора по УВР. Консилиум собирается один-два раза в год по каждой группе. Он позволяет перенести достижения педагогической науки в практику решения задач управления учебно-воспитательным процессом.

 

Стимулом на пути к самообразованию, росту профессионального мастерства преподавателя являются теоретические конференции, на которых обсуждается научная литература по проблемам деятельности образовательных учреждений. С учетом специфики работы педагога, уровня его творчества подбирается необходимая литература и распределяется между членами коллектива. Как правило, организаторами теоретической конференции являются заместитель директора по УВР или методист, и обязательно психолог.

 

Все это помогает каждому педагогу объективно оценить роль педагогической науки и практики, соотнести качественные результаты своей деятельности с научными выводами, глубже осмыслить свою профессиональную деятельность.

 

С целью популяризации передового педагогического опыта проводятся научно–практические конференции. Это синтез науки и практики, способ проверки  эффективности реализации прогностической модели деятельности преподавателей. Материалы научно–практических конференций становятся достоянием всех колледжей  области и каждого преподавателя.

 

Проблемой внедрения науки в практику занимаются колледжные, областные, региональные, всероссийские методические семинары–практикумы. На таких семинарах можно получить определенные теоретические знания, узнать пути выявления, обобщения и распространения передового педагогического опыта, научиться оценивать его эффективность. Эти семинары обычно бывают краткосрочными (1-3 дня). Ограничивается и круг участвующих в них специалистов.

 

Пропаганде и внедрению науки и передового опыта в практику работы колледжа служат педагогические советы, методические совещания, где педагоги знакомятся с новинками психолого-педагогической теории, анализируют опыт работы, демонстрируют систему открытых уроков по определенной тематике, организуют выставку студенческих творческих работ.

 

Курсовая подготовка и повышение квалификации педагогических кадров на базе колледжа предусматривает обучение целого педагогического коллектива по одному из перспективных направлений развития образования в соответствии с потребностями и проблемами учреждения. Данная форма обладает высокой эффективностью, поскольку обеспечивает быстрое внедрение науки в практику, согласование индивидуальных целей деятельности, способствует формированию коллективной профессиональной компетентности.

 

Профессиональное объединение педагогов— самопроизвольно возникшая или целенаправленно созданная группа преподавателей, психологов, руководителей учреждения, возможно, и каких-то приглашенных специалистов, определенным образом оформленная или неоформленная, призванная решать те или иные задачи учреждения и самих членов объединения [5, с. 11]. Профессиональные объединения преподавателей создаются не только для повышения профессиональной компетентности, но и для разработки программ развития колледжа, для подготовки программ исследовательской деятельности педагогов, реализации программ экспериментальной деятельности и т. п.

 

М.М. Поташник подчеркивает: «Все профессиональные объединения педагогов — это формы их совместной деятельности, это организационные формы включения учителей в принятие управленческих решений, в управлении школой» [5, с. 14].

 

Обращаясь к формам педагогических сообществ российской, белорусской, некоторых зарубежных школ, следует выделить различные объединения: предметные методические объединения, школа профессионального мастерства, школа передового опыта, педагогическая студия, педагогическая мастерская, мастер-класс, творческие микрогруппы, кружки качества, временные творческие коллективы, школа исследователя, временные научно-исследовательские коллективы, лаборатории, кафедры, авторский экспертный совет [5, с. 31]; в системе межшкольных профессиональных объединений педагогов — учительские клубы, досуговые объединения, ассоциации учителей, «невидимые колледжи", творческие союзы, электронные конференции, центры педагогического изобретательства, консалтинговый центр [5, с. 68]. В целях более глубокого осмысления названных форм и объединений рассмотрим фрагментарно содержание их деятельности.

 

Методические объединения. Как традиционно существующий вид учительского сообщества одного предмета имеет следующее содержание деятельности:

  • разработка и обсуждение приемов, методов, методик, технологий обучения по тем или иным темам;
  • обзор новинок литературы, публикуемых в предметом журнале;
  • обсуждение проблем преемственности обучения, проведение предметных олимпиад, предметных недель;
  • открытые уроки;
  • работа учителей по самообразованию.

 

Школа профессионального мастерства. В любом педагогическом коллективе существует «Школа педагогического мастерства», содержание деятельности которой заключается в:

  • реализации научно-исследовательского подхода к обучению, воспитанию и развитию студента;
  • освоении новых для педагогов областей научных знаний (педология, аксиология, акмеология и др.);
  • создании нового содержания образования и соответствующих ему технологий обучения, новых способов диагностики развития личностных качеств студента, пособий, учебников и т. п.

 

Школа передового опыта организуется в двух вариантах: многочисленная и индивидуального наставничества.

 

В первом случае опытный педагог проводит занятия с коллегами по возможным вариантам проведения уроков по какой-то теме, разделу или курсу. Занятия могут проводиться в виде бесед, семинаров, открытых уроков.

 

Во втором случае опытный педагог дает опережающие уроки для молодых специалистов с целью демонстрации образцов педагогической деятельности.

 

Педагогическая студия выступает как разновидность школы передового опыта — школы одного учителя, в которой рассматриваются:

  • «сценарии» уроков;
  • комментированный показ интересных методических приемов;
  • передача достижений своего профессионального опыта и т. п.

 

В студии царит творческая атмосфера, безбоязненно излагаются и апробируются самые парадоксальные идеи.

 

Мастер-класс — форма передачи собственного педагогического опыта путем прямого и комментированного показа приемов работы.

 

Творческие микрогруппы основываются на единстве интереса к какой-либо проблеме, например, психологической совместимости. Содержание деятельности заключается во взаимообучении преподавателей, внедрении методик, технологий, реализации новых учебных программ, разработке планов уроков, дидактического материала и т. д.

 

Временные творческие коллективы (ВТК) создаются в случае необходимости срочного решения какой-то проблемы или задачи. К примеру: требуется срочно разработать сценарии праздников «Первое сентября», «День медицинского работника» и т. п.

Методом «мозгового штурма» обсуждаются ситуации, формируется цель, пакет предложений, идей.

 

Временные научно-исследовательские коллективы (ВНИКи), проектные группы, команды создаются на определенное время с целью разработки программы локальных, модульных экспериментов, создания новых моделей школы, предполагающих изменение миссии, статуса, содержания образования и его организации, технологий обучения, воспитания и развития студентов.

 

Лаборатории создаются с целью внедрения педагогической теории в практику.

Преподаватели занимаются лонгитюдными исследованиями, т. е. кропотливой научно-исследовательской работой, результатом которой является исследовательский и практический опыт. Деятельность в таких лабораториях приводит к рождению нового типа специалистов, педагогов – исследователей. В нашем случае лаборатории были созданы для внедрения НПМ, направленных на развитие аналитических способностей педагога и студентов, обеспечение умственной самостоятельности и развития познавательного интереса обучающихся.

 

Кафедры — профессиональные объединения, представляющие собой творческие сообщества преподавателей одного или смежных дисциплин.

Основной деятельностью на кафедрах является проведение всеми преподавателями, кроме собственно педагогической, еще и заранее спланированной научно-исследовательской работы по профилю собственной профессиональной деятельности.

 

Консалтинговый центр— профессиональное объединение опытных педагогов, управленцев, ученых, основной деятельностью которых является консультирование педагогов, групп педагогов, руководителей образовательных учреждений по различным вопросам образования.

 

Образовательные возможности перечисленных форм повышения квалификации обусловлены рядом причин, в первую очередь, это содержание, методы, реализуемые через них, уровень профессиональной компетентности андрогога (педагог в системе образования взрослых), в качестве которого в колледже выступает наиболее квалифицированный сотрудник. Возможно приглашение педагогов вузов.

 

Вся методическая работа в колледже направляется на повышение научно-теоретической, методической, психолого-педагогической подготовки педагога, достижения оптимальных результатов. Разумеется, новое направление в методической работе заключается в становлении педагога-исследователя, способного управлять собственной деятельностью и деятельностью студентов, создавать условия для развития обучающих, осуществлять целенаправленное самообразование, преобразование собственной профессиональной деятельности.

 

Список литературы

  1. Актуальные вопросы подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования: материалы Международной заочной научно-практической конференции [Текст] / Науч. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2012. – 252 с.
  2. Актуальные вопросы подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования: материалы II Международной заочной научно-практической конференции [Текст] / Науч. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики  и психологии, 2012. – 312 с.
  3. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст]/Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
  4. Белогурова, В.А. Научная организация учебного процесса: учебное пособие [Текст] /В.А. Белогурова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 511 с.
  5. Поташник, М.М. Профессиональные объединения педагогов [Текст] / М.М. Поташник. – М.: Новая школа, 1997. – 118 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*