Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Факторы, определяющие выбор технологии обучения

10.12.2014 1201 1804
Барабанова Надежда Фёдоровна
Барабанова Надежда Фёдоровна, преподаватель экономики

Калачеевский аграрный техникум

Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов заставляет учебные заведения пересмотреть как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса. Разработка новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения открывают богатейшие возможности для внедрения научно – технического прогресса в новые технологии обучения.

 

Термин «технология», имеющий технократическое значение, в течение длительного времени «пробивал себе дорогу» и признание применительно к педагогическому процессу. Он правомерно отторгался педагогами – сторонниками точки зрения, что педагогическая деятельность сродни искусству и поэтому не может быть жестко регламентирована.

 

Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, включающий в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение тех или иных поставленных целей.

 

Выбор или разработка технологии преподавания конкретного курса осуществляется преподавателем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Технологии обучения могут выступать и как самостоятельные  педагогические категории, связанные с реализацией тех или иных приоритетных целей образования. Поскольку технология направлена на эффективное достижение поставленной цели, то, следовательно, и процесс разработки технологии обучения начинается с определения (уточнения, выбора) цели (конечного результата) обучения, затем осуществляются организация в соответствии с конечной целью учебного материала, установленного учебной программой, и, наконец, выбор организационных форм, методов и средств обучения.

 

Выбор технологии обучения зависит от ряда факторов: приоритетности целей образования; специфики содержания обучения (учебного материала); состава студентов (возраст, уровень подготовленности, физическое состояние, количество обучающихся); уровня развития технической оснащенности учебного процесса. Рассмотрим эти основные факторы.

 

Приоритетность целей образования.

 

В процессе обучения реализуется несколько целей, однако на разных этапах развития систем образования тем или иным целям отдается предпочтение, что и обуславливает возникновение новых технологий обучения или модернизацию существующих. Назовем разные цели и соответствующие им технологии обучения.

  1. Подготовка эрудированного специалиста, владеющего стройной системой знаний, обладающего большим запасом информации. При разработке технологии ориентация – на формирование системы знаний, максимальное обогащение знаниями. Технологии: лекционно-семинарский метод; использование информационных технологий для самостоятельного пополнения знаний.
  2. Подготовка профессионала - специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи. При разработке технологии ориентация – на формирование профессиональных практических умений. Технологии: моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе; конкретное обучение; организация профессионально ориентированной научно-исследовательской работы в учебном заведении; погружение в профессиональную деятельность (в различных вариантах); деловые игры.
  3. Подготовка специалиста способного видеть, формулировать проблемы, выбирать способы и средства для их решения. Ориентация при разработке технологии – на формирование и развитие проблемного мышления, мыслительной активности. Технологии: проблемное обучение (в разных видах и в сочетания); проблемные лекции; проблемные семинары; учебные дискуссии; поисковые лабораторные работы, научно-исследовательская работа, направленная на поиск решений принципиально новых проблем; организационно-деятельностные игры; организация коллективной мыслительной деятельности в малых и больших группах.
  4. Формирование активной личности в процессе обучения, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную и профессиональную деятельность. Ориентация – на развитие активности личности в учебном процессе. Технологии:установление соотношения аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в пользу последней и выбор соответствующей организации учебного процесса, методов и средств обучения; установление соотношения обязательных и элективных курсов и работ в пользу вторых и выбор соответствующей организации учебного процесса; методов и средств обучения; опережающая самостоятельная работа (предшествующая лекциям и семинарам), основанная на использовании информационных технологий, индивидуализация обучения (более свободный выбор тем, работ, курсов; работа по индивидуальным учебным планам в своем темпе) индивидуализированные формы контроля знаний и умений (индивидуальные собеседования) программированное обучение; научно–исследовательская работа, организованная таким образом, чтобы студент испытывал потребность в изучении литературы для решения намеченных задач (применение информационных технологий).

 

Влияние содержания обучения на выбор технологии.

 

Существенно важным при выборе технологии является содержание учебной дисциплины. Все технологии обучения, основанные на моделировании профессиональной деятельности в учебном процессе, характерны только для учебных дисциплин специального цикла. Деятельностные технологии обучения применяются преимущественно в дисциплинах, связанных с формированием умений и навыков (иностранный язык, черчение, гуманитарные дисциплины и другие). Перенос технологий обучения из одной дисциплины в другую не всегда эффективен и целесообразен.

 

Влияние оснащенности учебного процесса на выбор технологии.

 

Уровень развития учебно-материальной базы влияет на выбор или разработку технологии. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе возможно только тогда, когда можно имитировать соответствующую производственную ситуацию. Программированное обучение возможно лишь при наличии соответствующего машинного и программного обеспечения. Применение информационных технологий в учебном процессе возможно лишь при наличии соответствующей базы данных или включении в общую систему информации регион, страны. Возникновение новых средств обучения побуждает к созданию новых технологий с учетом возможностей эффективного их использования.

 

Учет состава обучающихся при разработке технологии обучения.

 

Среди признаков, определяющих выбор технологии – особенности состава обучающихся: их возраст (степень самостоятельности в овладении содержанием и другие характеристики); их физическое состояние – здоровые люди или инвалиды, люди с ослабленным здоровьем (привлечение тех или иных средств с учетом физических возможностей); уровень подготовленности и развития (разные технологии обучения в средних специальных и высших учебных заведениях на первых этапах обучения, специфическая организация работы с одаренными студентами); количество обучающихся (различие в технологии индивидуального обучения, обучение малыми группами обучения в учебной группе; потоковое обучение, массовое обучение, дистанционное).

 

Нельзя принимать за новую технологию обучения разработку отдельных методов, приемов или средств обучения, которые могут быть применены как в разных технологиях, так и являются основой для создания новой технологии,ориентированной на достижение той или иной цели совокупностью форм, методов и средств обучения.

 

Как рождаются новые технологии?

 

Разработке новых технологий предшествуют новые потребности общества, научные открытия или результаты научных исследований. Так, возникновению программированного обучения предшествовали развитие кибернетики и информатики, создание электронной вычислительной техники. Возникновению и развитию проблемного обучения - исследование закономерностей развития мышления, учение Л.С. Выготовского "о ближайшей зоне развития". Предпосылкой к формированию деятельностного подхода в обучении и возникновению теоретических позиций о контекстном обучении, о моделировании профессиональной деятельности в учебном процессе послужило развитие философских и психологических исследований по проблемам человеческой деятельности.

 

Путь становления новой педагогической технологии обычно такой: потребности общества - фундаментальные исследования в области психологии - прикладные психолого-педагогические исследования - разработка новых технологий - отражение их в учебно-программной и учебно-методической документации.

 

Разработке технологии моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе предшествовала потребность в совершенствовании качества подготовки специалистов к выполнению профессиональных функций. Важным условием и предпосылкой были исследования в область человеческой деятельности как философского, так и психологического плана (А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, К.А. Абульханова-Славская, Э.Г. Юдин, М.С. Каган и др.). Работы об индивидуальном стиле деятельности, о психолого-педагогических основах профессиональной и учебной деятельности, о типах и месте задач в процессе обучения позволили вплотную приступить к разработке технологии моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе. Результаты исследований нашли документальное решение в виде квалификационных характеристик,введения новых учебных дисциплин,ориентированных на овладение профессиональной деятельностью ("Основы педагогического мастерства", "Основы инженерной деятельности", "Основы изобретательства"и др.).

 

Сейчас мы находимся на новом этапе развития потребности общества. Информационный бум, формирование рыночных отношений в мире труда, сложные экономические условия требуют подготовки человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, среди которых выбор образовательной траектории, выбор наиболее целесообразного для будущего трудоустройства содержания подготовки, способность самостоятельно ориентироваться в мире информации, быстро восполнять пробелы в знаниях.

 

Одним из эффективных условий формирования в процессе обучения профессиональных и общих компетенций является использование активных и интерактивных технологий обучения. Под интерактивной технологией обучения мы понимаем такую организацию процесса обучения, в которой определяющую роль играет активная позиция обучающегося в постоянном индивидуальном и групповом взаимодействии с другими субъектами и средствами обучения. Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами, между студентом и компьютерной обучающей или контролирующей программой, между студентом и информационно-образовательной средой учебного заведения.

 

Главное отличие интерактивных методов обучения состоит в том, что преподаватель отказывается от монологической формы общения и переходит к диалогу, что открывает для студентов самостоятельный путь к познанию. С точки зрения компьютерной обучающей программы, интерактивность - это способность информационно-коммуникационной системы активно и разнообразно реагировать на действия пользователя (обучающегося). С точки зрения образовательной системы интерактивность - это взаимодействие, нахождение в режиме диалога с кем-либо. От собственно активных методов обучения интерактивные отличаются тем, что они включают в себя более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, а также с обучающими компьютерными программами. Во время интерактивного обучения происходит многосторонний диалог. Роль преподавателя при интерактивном взаимодействии определяется как помощника в обучении. Он направляет процесс обмена информации, выявляет многообразие точек зрения, обращается к личному опыту студентов, поддерживает их активность, поощряет взаимопонимание и творчество студентов. При интерактивном взаимодействии студенты выступают полноправными участниками образовательного процесса, а преподаватель не столько дает готовые знания, сколько побуждает студентов к их самостоятельному поиску. Вместе с новыми технологиями современное обучение приносит в теоретическую педагогику и образовательную практику новые понятия и термины, к которым относятся виртуальная групп, виртуальная учебная фирма, сетевая поддержка обучения студентов, учебные телекоммуникационные проекты, обратная связь, диалоговая технология, компьютерная связь, компьютерные адаптивные тесты, телеконференция и др.

 

Время, потраченное на внедрение интерактивных технологий обучения компенсируется значительным повышением уровня подготовки студентов к реальной жизни в информационном обществе, без чего сегодня немыслима адаптация к нему и полная самореализация выпускников образовательных учреждений.

 

Литература

  1. Журнал № 9 «Среднее профессиональное образование». Сентябрь 2014 г.
  2. Семушкина Л.Г., Ярошенко Н.Г. «Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях». М.: Мастерство, 2001 г.
  3. Щепотин А.Ф., Федоров В.Д. –М., НПЦ «Профессионал-Ф», 2002 г.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*