Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Программа элективного курса для обучающихся 8-9 классов гимназий «Основы стилистики и культуры речи» (2 года обучения)

05.03.2011 1546 6916
Будачева Ольга Андреевна
Будачева Ольга Андреевна, учитель

БОУ Гимназия № 12, г. Омск

I.Пояснительная записка.

 

Актуальность курса.


       Современное общество ставит перед школой цель формирования развитых умений и навыков обучающихся, которые помогут их успешной социализации. Изучение основ стилистики и культуры речи диктуется социальной значимостью, практическими потребностями. Программа по русскому языку 5-9 классов ориентирована на овладение  основными умениями и навыками орфографического и пунктуационного письма. Изучению основ стилистики и культуры речи, а также глубокому умению работать с текстом уделяется недостаточно внимания.

     Практическое назначение предложенного курса “Основы стилистики и культуры речи” является приоритетным, так как у обучающихся формируются умения и навыки, востребованные за пределами школьной программы. Программа курса может рассматриваться в качестве элективных курсов гимназического образования для 8-9 классов.   Предложенная  программа  для обучающихся   8-9  классов  призвана способствовать формированию общей культуры личности и, в частности, таких умений и навыков в области общения, которые способствуют эффективному решению коммуникативных задач.

Цель и задачи.

Цель: развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование их языковой компетенции посредством овладения функциональными стилями речи.

Задачи:

-расширенное знание о предмете “стилистика”, понятие “текст”, ”функциональные стили   речи”, “культура речи”, 

- овладение основами стилистической   грамотности   обучающихся:  умение анализировать текст, умение “конструировать” (создавать) текст по образу и самостоятельно, выявлять и оценивать изобразительные приемы в тексте, умение вести диалог, полилог, умение оппонировать  и др.); -воспитание культурно-ценностного отношения к русской речи;

-  совершенствование речевой культуры;

- овладение системой норм русского литературного языка (основы);


II.Содержание курса.

Первый  год обучения. 8 класс.

Введение. Понятие о культуре речи и стилистике: Культура речи. Стилистика. Правильная речь. Литературный язык – основа культуры речи. Пять функциональных стилей современного литературного языка.

 Форма подведения итогов: Анализ текста (правильность, нормативность).

Культура речи и формы существования национального языка:  Диалекты. Жаргоны. Просторечье. Кодификация – закрепление языковых норм в грамматике. Понятие о языковой норме. Виды норм (языковая и речевая).

   Форма подведения итогов: Анализ текста (выявление ненормативных и речевых   недочетов и ошибок)

Секреты стилистики.      Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназмы. Речевая избыточность. Речевая недостаточность. Понятие о полисемии.

Форма подведения итогов: Контрольная работа (практическая).

В результате усвоения программы первого  года обучения обучающиеся должны

  знать: основные понятия курса, предметную терминологию; основные функциональные стили речи; виды языковой и речевой норм; основные приемы анализа текста   с позиций курса “Основы стилистики   и культуры речи”.

уметь: выявлять речевые и языковые ошибки и недочёты в тексте ;различать тексты разных жанров;составлять мини-тексты заданной стилистической направленности.

 

Второй год обучения. 9 класс. Второй год обучения предполагает совершенствование и развитие знаний и умений, приобретенных за 1 год обучения курсу “Основы стилистики и культуры речи”.

Коммуникативные качества речи:   Правильность, чистота, логичность, точность, выразительность, богатство, благозвучие, лаконичность. Уместность речи – регулятор коммуникативного процесса.

Форма подведения итогов: Контрольная работа.

Функциональные разновидности современного русского языка: Русский

литературный язык и его функциональные стили. Книжная и разговорная лексика. Функциональные стили: их особенности и области применения. Язык и стиль официально-деловой речи.

Форма подведения итогов:  Анализ текстов разной стилистической направленности.

Стилистический эксперимент:Стилистическая окраска слов, оценка диалектизмов жаргонизмов, использование историзмов и архаизмов, оценка новых, заимствованных слов.

Форма подведения итогов: Практическая работа (анализ текстов)

     В результате усвоения программы 2 года обучения обучающиеся должны знать:    основные  коммуникативные качества речи; особенности функциональных стилей речи и области применения стилей; стилистические разновидности окраски слов; основные приемы конструирования документа      

уметь: анализировать текст с точки зрения коммуникативных качеств речи (правильность, чистота, логичность и др.); анализировать текст, определять   стилистическую направленность; различать книжные и разговорный  стили по языковым и речевым признакам; создавать по образцу текста официально-делового стиля: заявление, анкета и др.; выделять, различать, исправлять в  тексте диалектизмы, жаргонизмы и  др.                                                                                                

 

III. Тематическое планирование.

 

 

  

Название раздела, темы

Количество часов

теория

практика

1 год обучения (144 часа) 4 часа в неделю

1

Введение. Понятие о культуре речи и стилистике.

4

­­­­        -----

2

Правила правильной речи.

6

2

3

Литературный язык – основа культуры речи

6

2

4

Функциональные стили русского литературного языка.

14

4

5

Языковая норма.

6

2

6

Кодификация.

4

2

7

Виды норм (языковая и речевая).

10

4

8

Диалект.

4

4

9

Жаргонная лексика. Виды.

2

  -----

10

Просторечие.

2

 -----

11

Лексическая сочетаемость.

12

6

12

Тавтология.

6

2

13

Плеоназмы.

4

2

14

Речевая избыточность.

10

4

15

Речевая недостаточность.

10

4

16

Полисемия.

4

2

 

Итого

104

40

Всего

144

2 год обучения (185 часов) 5 часов в неделю

1

Коммуникативные качества речи.

5

 -----

2

Правильность речи.

5

 -----

3

Чистота речи.

10

5

4

Логичность речи.

5

2,5

5

Точность речи.

5

7,5

6

Выразительность.

20

10

7

Речевое богатство.

10

2,5

8

Благозвучие.

5

5

9

Лаконичность.

5

5

10

Уместность.

10

 -----

11

Книжная лексика.

5

  -----

12

Разговорная лексика.

5

2,5

13

Функциональные стили: их особенности и области применения.

20

7,5

14

Официально-деловая речь. Язык и стиль.

5

 -----

15

Стилистическая окраска слов.

5

 -----

16

Оценка диалектов, жаргона, просторечия

5

 -----

17

Использование историзмов и архаизмов.

5

2,5

18

Оценка новых и заимствованных слов.

5

 -----                    

 

Итого

135

50

Всего

185

Итого на программу 2 лет обучения: 329 часов (из них теория – 239 часов, практика – 90 часов)


Результативность образовательной программы по годам обучения.


Основные критерии

Показатели

Способы отслеживания

1

Владение понятиями курса “стилистика”, “функциональные стили речи, языковая и речевая нормы, коммуникативные качества речи и др.

1 год обучения

Оперирует названными понятиями, использует в речи.

Выполнение практических заданий (устных и письменных).

2 год обучения

Анализирует текст с точки зрения коммуникативных качеств речи; выявляет стилистическую направленность текста.

Стилистический (первичный) анализ текста по образцу.

2

Работа с текстом.

1 год обучения

Выявляет речевые и языковые ошибки и недочеты с точки зрения нормы, логики, выразительности, уместности и др.

Анализ текста.

2 год обучения

Создание вторичного текста.

Редактирование первичного текста

3

Владение основными приемами конструирования (создания) текста.

1 год обучения

Создание (составление) текста заданной стилистической направленности (первичное).

Создание (конструирование) документа, статьи (эссе) и др.

2 год обучения

Создание текстов официально-делового стиля.

Заявления, анкета, объяснительная записка и т.п.

4

Культура устной и письменной речи.

1 год обучения

Соблюдает этические нормы поведения, общения, овладевает культурой речи в общении.

Стилистический эксперимент (ролевая игра).

2 год обучения

Владеет основными приемами культуры речи, выстраивает устную и письменную речь с точки зрения коммуникативных качеств речи и нормы.

Выступление

(сообщение, доклад, первичные оппонирование и защита, письмо)


Уровни результативности курса.


Уровни

1 год обучения

2 год обучения

Низкий (репро-дуктивный)

·         умение различать тексты разной стилистической направленности, выделять их основные признаки;

·         умение выделять ненормированную речь;

·         Определение стилистической окраски слов (диалекты, просторечие, жаргоны и др.);

·         Умение различать книжную и разговорную лексику.

·         Знание основных коммуникативные качеств речи, умение находить в тексте стилистические особенности;

·         Знание основных приемов конструирования документа.

Средний (стандартный)

·         Составление текста по образцу (алгоритму);

·         Умение различать языковую и речевую нормы;

·         Владение основными приемами создания документа, алгоритм конструирования текста.

·         Умение создавать стандартный документ (анкета заявление и др.).

·         Знание особенностей области применения и использования пяти основных функциональных стилей языка и речи

Высокий (творческий)

·          Оценка уместности в тексте стилистически окрашенным словам;

·         Анализ текста с точки зрения коммуникативных качеств речи.

·         Создание текстов заданной стилистической направленности (самостоятельно);

·         Редактирование текста

 

Список литературы.

  1. Солганик Г. Я. От слова к тексту. М., 1993
  2. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка. 10-11 кл.,М., 1996
  3. Солганик Г. Я. Стилистика текста. М., 1997
  4. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М: Высшая школа, 1988
  5. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. М., 2002
  6. Львов М. Р. Основы теории речи. М., 2003
  7. Рахматшаева В. А. Грамматика общения. М., 1995

Для учителя, педагога дополнительного образования:

  1. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963
  2. Гальперин И. П. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981
  3. Горелов И. Н., Селов К. Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие. М., 1997

Для ученика, воспитанника:

  1. Розенталь Д.Э., Голуб  И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., 1996
  2. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990
  3. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. М., 1993
  4. Головин Б.Н. Как говорить правильно. М., 1988
Учебно-тематическое планирование курса.

1 год обучения. Всего:144 часа (104-теория, 40- практика)

 

Дата

 

 

Тема занятия

Теория/

практика

Кол-во часов

 

1

Введение. Понятие о культуре речи.

Т.

2

 

2

Введение. Понятие о стилистике.

Т.

2

 

3

“Правильная” речь. Что это такое?

Т.

2

 

4

Правила “правильной” речи/

Т.

4

 

5

Наблюдаем, замечаем, оцениваем…

Пр.

2

 

6

Литературный язык. Понятие.

Т.

2

 

7

Составляющие литературного языка.

Т.

2

 

8

Литературный язык – основа культуры речи.

Т.

2

 

9

Анализ текстов разных стилей.

Пр.

2

 

10

Функциональные стили русского литературного языка

Т.

2

 

11

Язык художественной литературы.

Т.

2

 

12

Язык документов.

Т.

2

 

13

Публицистика.

Т.

2

 

14

Разговорный стиль.

Т.

2

 

15

Язык науки.

Т.

2

 

16

Обобщение: 5 функциональных стилей.

Т.

2

 

17

Наблюдаем, выделяем, различаем…

Пр.

2

 

18

Анализ текста (по выбору).

Пр.

2

 

19

Языковая норма. Признаки нормы. Виды норм.

Т.

6

 

20

Анализ эпизодов текстов с точки зрения нормативности.

Пр.

2

 

21

Кодифицированная речь. Понятие. Сфера применения.

Т.

4

 

22

Учимся различать. Разговорная и кодифицированная речь.

Пр.

2

 

23

Виды норм. Языковая и речевая.

Т.

4

 

24

Грамматическая норма.

Т.

2

 

25

Лексическая и орфоэпическая нормы.

Т.

2

 

26

Акцентологическая норма.

Т.

2

 

27

Практическая работа по теме: “Норма”.

Пр.

4

 

28

Диалект – говор. Диалектизмы.

Т.

4

 

29

Слушаем, наблюдаем, анализируем…

Пр.

4

 

30

Жаргон и жаргонизмы.

Т.

2

 

31

Просторечие. Разговорный стиль. Лексические и орфоэпические особенности.

Т.

2

 

32

Лексика – самая подвижная часть языка.

Т.

2

 

33

Активная лексика.

Т.

2

 

34

Пассивная лексика.

Т.

2

 

35

Демократизация или обеднение современного языка и речи?

Т.

2

 

36

Лексическая сочетаемость.

Т.

2

 

37

Речевая культура и нарушение лексической и стилистической сочетаемости.

Т.

2

 

38

Анализ текста публицистического стиля.

Пр.

2

 

39

Анализ текста научного и художественного стилей.

Пр.

4

 

40

Тавтология и чистота речи.

Т.

2

 

41

Тавтология и точность речи.

Т.

2

 

42

Смысловая неточность.

Т.

2

 

43

Практическая работа.

Пр.

2

 

44

Плеоназмы и чистота речи. Плеоназм и точность речи.

Т.

4

 

45

Практическая работа.

Пр.

2

 

46

Что такое “речевая избыточность”?

Т.

2

 

47

Предметная точность.

Т.

4

 

48

Понятийная точность.

Т.

2

 

49

Значение слова и его сочетаемость.

Т.

2

 

50

Практическая работа («Речевая избыточность»).

Пр.

4

 

51

Речевая недостаточность, паронимы

Т.

2

 

52

Ошибки в стилистической оценке слов.

Т.

2

 

53

Ошибки в сочетаемости слов.

Т.

2

 

54

Синтаксическая омонимия.

Т.

2

 

55

Речевая недостаточность и эффективность общения.

Т.

2

 

56

Практическая работа («Речевая недостаточность»).

 

4

 

57

Полисемия. Многозначность слова.

Т.

2

 

58

Полисемия. Разные значения слова. Разнообразные смысловые оттенки слова

Т.

2

 

59

Анализ текста с точки зрения чистоты и точности речи.

Пр.

2

2 год обучения. Всего:185 часов (135-теория, 50- практика)

 

Дата

 

 

Тема занятия

Теория/

практика

Кол-во часов

 

1

Коммуникативные качества речи.

Т.

2,5

 

2

Уместность речи – регулятор коммуникативного процесса.

Т.

2,5

 

3

Правильность речи.

Т.

2,5

 

4

Закономерность развития и функционирования языка.

Т.

2,5

 

5

Чистота речи.

Т.

2,5

 

6

Слова и выражения в речи, отвергаемые нормами нравственности.

Т.

2,5

 

7

Слова-паразиты и слова-сорняки.

Т.

2,5

 

8

Литературный язык и чистота речи.

Т.

2,5

 

9

Анализ текста. («Чистота речи»)

Пр.

2,5

 

10

Анализ статьи К.И. Чуковского «Живой как жизнь. Разговоры о русском языке».

Пр.

2,5

 

11

Логичность речи.

Т.

2,5

 

12

Логическое определение.

Т.

2,5

 

13

Алогичность речевых высказываний.

Пр.

2,5

 

14

Точность речи. Предметная точность.

Т.

2,5

 

15

Понятийная точность.

Т.

2,5

 

16

Точность словоупотребления.

Пр.

2,5

 

17

Правильное использование многозначных слов.

Пр.

2,5

 

18

Значение слова и его сочетаемость.

Пр.

2,5

 

19

Выразительность речи.

Т.

2,5

 

20

«Красноречие – искусство» (М.В. Ломоносов)

Т.

2,5

 

21

Образность, эмоциональность речи.

Т.

2,5

 

22

Невербальные средства общения и выразительности.

Т.

2,5

 

23

Выразительные средства языка.

Т.

10

 

24

Анализ текстов («Выразительные средства языка»)

Пр.

10

 

25

Речевое богатство.

Т.

5

 

26

Полисемия. Омонимия.

Т.

5

 

27

Практическая работа. («Омонимия»)

Пр.

2,5

 

28

Благозвучие.

Т.

5

 

29

Анализ поэтических текстов (конец XIX – начало XX вв.)

Пр.

5

 

30

Лаконичность речи. Основные признаки.

Т.

5




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*