Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация самостоятельной работы студентов по инженерной графике

02.12.2014 621 1050
Куренкова Вероника Васильевна
Куренкова Вероника Васильевна, преподаватель

Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум

Основной задачей дисциплины «Инженерная графика» является фундаментальная подготовка будущих специалистов в области формирования общих и профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по специальностям технического профиля. Общие компетенции включают в себя способность организовывать собственную деятельность, оценивать её эффективность и качество, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, работать в коллективе и команде, нести ответственность за результат выполнения заданий.

 

У выпускника техникума должны по окончанию обучения сформироваться такие профессиональные компетенции, как способность проектировать технологические процессы производства, умение выполнять расчеты и конструировать детали, их соединения и конструкции, оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию, осуществлять разработку и оформление графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно-компьютерных технологий.

 

Формирование профессиональных компетенций невозможно без знаний чтения и оформления чертежей, технической документации, понимания условных обозначений, применяемых на чертежах и схемах.

 

Для успешного освоения курса «Инженерная графика», а, следовательно, для сформированности заявленных компетенций, преподавателю необходимо продумать и организовать самостоятельную работу студентов.

 

Решение этой задачи требует новых подходов к преподаванию дисциплины и поиска путей передачи знаний. Необходимо перенастроить студента: из состояния пассивного получателя информации вывести в состояние активного поиска новых знаний и возможностей их получения. Это является условием формирования умений формулировать проблему, анализировать пути ее решения, находить оптимальный результат. И, поскольку самостоятельная работа студентов становится основой образовательного процесса, перед преподавателем стоит задача грамотно организовать, определить цели и задачи самостоятельного поиска знаний для студента и разработать соответствующее методическое обеспечение.

 

Самостоятельная работа реализуется непосредственно как в процессе аудиторных занятий - на лекциях, так и при выполнении практических работ по инженерной графике.

 

Самостоятельную работу на занятиях по инженерной графике можно разделить на аудиторную и внеаудиторную.

 

К аудиторным видам самостоятельной работы можно отнести:

  • работа с учебником в рабочих тетрадях;
  • решение расчетно-графических задач;
  • вычерчивание графических работ;
  • работа в любом графическом редакторе, например «AutoCAD»;
  • тестирование;
  • работа с мультимедийными презентациями с последовательным ходом построений.

К внеаудиторным видам работы относятся:

  • работа с учебной и справочной литературой, интернетом, с электронным учебником;
  • оформление графических работ;
  • создание презентаций по наиболее сложным разделам предмета;
  • написание рефератов;
  • составление кроссвордов и выпуск технических бюллетеней;
  • изготовление моделей и макетов.


Самостоятельная работа может проводиться в контакте с преподавателем и вне рамок расписания - на консультациях по исправлению ошибок, допущенных на чертежах, при ликвидации задолженностей,  при выполнении индивидуальных заданий (изготовлении макетов, моделей), при подготовке и реализации творческих проектов (рефератов, презентаций, сообщений) и т.д.

 

Также реализация самостоятельной работы студента может проходить в библиотеке, дома, в общежитии, в Интернете при выполнении студентом учебных и творческих задач.

 

Таким образом, самостоятельная работа студентов может проводиться как в аудитории, так и вне ее стен. Тем не менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу.

 

Самостоятельная работа, ее планирование, организационные формы и методы, система оценивания результатов являются одним из наиболее важных моментов организации самостоятельной работы студентов. Следует отметить, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его восприятие. Весь поиск информации должен происходить под контролем преподавателя, чтобы своевременно направить его в нужное русло, скорректировать допущенные ошибки и устранить неточности. По завершении всех этапов самостоятельной работы, студент, видя конечный результат своей деятельности, ощущает гордость за достигнутые успехи, происходит внутренний подъем самооценки своих способностей, усиливается мотивация на изучение предмета.

 

Обязательно должны быть согласованы по времени сроки представления домашних заданий по дисциплине, иначе неясность по срокам может привести к неравномерности распределения времени на самостоятельную работу. Все эти факторы подталкивают студентов к формальному отношению к выполнению работы, к списыванию и, как это ни парадоксально, к уменьшению времени, реально затрачиваемого студентом на эту работу. Довольно распространенным стало несамостоятельное выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях,  и практических работ (иногда за плату), а так же списывание на тестировании. Чтобы предотвратить подобные ситуации, практические работы стали выполнять только в аудитории или студенты приглашаются на да дополнительные консультации после занятий, где они могут практическую работу доделать, сделать построения в рабочей тетради, выполнить необходимые расчеты и т.д. 

 

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей профессиональной деятельности. На уроках инженерной графики постоянно развивается мысль о том, что без знаний построения чертежа и проектирования невозможно воплотить в жизнь ни одно изделие. Полученные знания при изучении инженерной графики нужны при выполнении курсовых и дипломных работ по специальности и в дальнейшей  деятельности выпускника техникума как специалиста.

 

Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

 

Список использованных источников

  1. Семушина, Л.Г.Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях [Текст]: Учебн. Пособие для преп. Учреждений сред.проф. образования/ Л.Г.Семушина, Н.Г.Ярошенко.- М.: Мастерство, 2001.- 272 с.
  2. Игнатов, В.Г., Белолипецкий, В.К.Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. Учебное пособие. - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. - 256 с.
  3. Кукушкин, В.С.Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие /. - Ростов н/Д: МарТ, 2002. - 217 с.
  4. Соколова, Г.Н.Труд и профессиональная культура (опыт социологического исследования) / Науч. ред. Е.М. Бабосов. - Мн.: Изд-во БГУ, 1980. - 144 с.
  5. Фаустова, Э.Н.Студент нового времени: социокультурный профиль. - М., 2004. - 72 с. - (Система воспитания в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 4).
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под редакцией Е.С. Полат, и др. - М.: «Академия», 2005. – 272 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*