Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Конкурс «Преподаватель года» - эффективная форма повышения профессионализма педагогов

28.11.2014 1150 2051
Шевченко Раиса Леонидовна
Шевченко Раиса Леонидовна, старший методист

Бутурлиновский механико-технологический колледж
Существуют различные подходы в определении профессионализма преподавателя: его можно увидеть, услышать при посещении учебных занятий, проведении воспитательных мероприятий, предметных недель, а также в ходе участия в конкурсах профессионального мастерства. Практика показывает, что такие конкурсы являются одним из важных этапов в развитии профессионализма педагога, так как дают возможность самореализации в условиях состязания, морального и материального поощрения.

Трижды в колледже были организованы конкурсы «Преподаватель года» в соответствии с разрабатываемым положением (приведу пример).

 

Положение о проведении конкурса «Преподаватель года-2012»

Конкурс «Преподаватель года» проводится в рамках традиционных ежегодных мероприятий учебного заведения. В период модернизации образования он призван способствовать обновлению образовательного процесса, развитию профессионального мастерства, внедрению новых технологий, поддержке творчески работающих педагогов, утверждению приоритета образования в обществе.

Конкурс проводится среди преподавателей Бутурлиновского механико-технологического колледжа. В организации и проведении конкурса участвуют администрация колледжа и работники методического кабинета.

 

I. Цели и задачи конкурса

Основной целью конкурса является повышение результативности образовательного процесса.

Основные задачи конкурса:

  • повышение социальной активности преподавателя, формирование мотивации непрерывного профессионального роста педагогов;
  • распространение педагогического опыта, порождающего новое содержание, методы, формы организации образовательного процесса;
  • выявление талантливых педагогов, создание условий для их самореализации, повышения педагогического мастерства, поддержка и поощрение лучших:
  • повышение престижа и статуса преподавателя в обществе.

 

II. Участники конкурса

Принять участие в конкурсе могут преподаватели, реализующие образовательные программы по всем специальностям Бутурлиновского механико-технологического колледжа. Стаж работы и возраст участников конкурса не ограничиваются.

 

III. Организация конкурса

Конкурс проводится в два этапа:

1 этап – организация и проведение открытых уроков; разработка авторской педагогической концепции  в период сентябрь-апрель.

2 этап – публичное представление опыта работы в виде визитной карточки преподавателя, презентации по теме педагогической концепции в период с 21 по 30 мая.

Победитель конкурса определяется по сумме результатов каждого из этапов.

 

IV. Оргкомитет конкурса.

Для организационно-методического обеспечения проведения конкурса создается оргкомитет, который состоит из председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря и членов комитета.

Оргкомитет конкурса:

  • обеспечивает информацию об объявлении конкурса;
  • устанавливает процедуру проведения конкурса и критерии оценивания конкурсных заданий;
  • определяет требования к оформлению материалов, представленных на конкурс;
  • определяет порядок, форму, место и дату проведения конкурса;
  • определяет порядок финансирования конкурса.

 

V. Критерии оценки конкурсных материалов

  1. Грамотно сформулированная тема представленной системы работы.
  2. Обоснованность  актуальности проблемы педагогического опыта, умение выделить и сформулировать ведущую идею опыта, раскрытие путей ее реализации.
  3. Обоснование использования предлагаемых технологий, их описание, инновационность, показатели результативности (в сравнении с традиционными методиками обучения).
  4. Значимость ценностных ориентиров предлагаемой концепции.
  5. Опора на психолого-педагогические теории, культура использования научных источников.
  6. Визитная карточка представляется коллегами (членами ПЦК) в виде видеоролика, литературно-музыкальной композиции и др. Оценивается оригинальность и содержательность представления конкурсанта.
  7. В представлении презентации оценивается логичность и последовательность изложения, необходимость и достаточность оформления, ориентированность на конкретный практический результат, культура представления материалов.

 

VI. Поощрение победителей конкурса

По результатам конкурса определяется победитель и награждается дипломом и денежной премией. Остальные участники конкурса могут быть поощрены специальными призами на усмотрение членов жюри.

 

В организации конкурса 2009 г. использовались следующие критерии:

Открытый урок

Реализация целей, методическое оснащение, использование ИКТ, профессионализм педагога.

Педагогическая концепция

Научно-педагогическая обоснованность идеи, подхода, ценностная ориентация на профессиональную деятельность, индивидуальный стиль; эффективность, значимость, результативность,

актуальность, доступность, инновационность,  личностный аспект.

Имидж

 

Визуальный эффект, обаяние человека, умение подать себя с лучшей стороны, индивидуальность; коммуникации, манера и речевая культура общения; контекстуальный подход к имиджу преподавателя, социальные характеристики человека, отвечающие требованиям общества (статус, место, время).

Педагогические ситуации

 

Создайте мотивацию своего занятия (короткая и далекая, на успех и неудачу, позитивная и негативная).

«Я создаю ситуацию успеха». Алгоритм действий

Тестовое задание по компонентам педагогической культуры, мастерства, технологии.

 

Формулировка тестового задания:

Выделите компоненты педагогической культуры, педагогического мастерства, педагогической технологии. К каждой букве подберите соответствующий компонент. Обратите внимание на то, что в задании правильных ответов может быть больше, чем один.

Профессиональные умения

Педагогическая техника

Технология аргументации и речевого информационного воздействия

Педагогическая позиция

Педагогические способности

Педагогическое общение

Имидж педагога

Педагогический конфликт

Педагогическое требование

Педагогические знания

Положительное педагогическое подкрепление

Педагогическая оценка  

Индивидуальный педагогический стиль

Педагогическое мышление

Гуманистическая направленность педагога

А. Педагогическая культура

Б. Педагогическое  мастерство

В. Педагогическая технология


Ответы:

А. Профессиональные умения

     Педагогические знания

     Имидж педагога

     Педагогическая позиция

     Индивидуальный педагогический стиль   

     Педагогическое мышление

Б. Педагогические знания                                                              

    Педагогические способности

    Педагогическая техника

    Гуманистическая направленность педагога

В. Педагогическая оценка    

    Педагогическое требование                                                              

    Педагогическое общение

    Педагогический конфликт                                                         

    Технология аргументации и речевого информационного воздействия

    Положительное педагогическое подкрепление

    Педагогическая техника

 

При организации конкурса «Преподаватель года-2011» были предложены для решения следующие педагогические ситуации:

  1. Студентка пришла на занятия вызывающе одетой, с ярким макияжем, большим количеством бижутерии. Как вы отреагируете (что сделаете, что скажите и др.) в данной ситуации и почему? Подготовьте вариант ответа
  2. Вас попросили заменить заболевшего коллегу в параллельной группе. В ходе урока обнаружилось, что учащиеся плохо знают предыдущую тему, которую им объяснял ваш коллега.
  3. Во время контрольной работы обучающийся просит разрешения выйти в туалет. Педагог говорит: «Конечно, выйди, только телефон оставь». Обучающийся: «Нет, без телефона я не пойду, мне родители сказали всегда держать его при себе – мало ли что случиться?» Как вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажите и др.) в данной ситуации и почему? Подготовьте вариант ответа
  4. Если в классе проходит групповая работа, то лидерство всегда захватывает один и тот же ученик. Другие обучающиеся тоже готовы проявить лидерские способности, но он не позволяет им это делать, ведет себя агрессивно, перебивает их, высмеивает. Как вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажите и др.) в данной ситуации и почему? Подготовьте вариант ответа.
  5. Вы проводите урок по новой теме. Внезапно одна из произнесенных фраз вызывает у учеников нездоровый смех. Как вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажите и др.) в данной  ситуации и почему? Подготовьте вариант ответа.

 

По критерию «имидж» учитывались: деловой стиль одежды (цвет костюма, фактура ткани, стиль, аксессуары, сочетание, обувь, прическа); обоснование выбора имиджа, соответствие профессиональным требованиям, сильная коммуникативная позиция; умение презентовать себя, подать зрителю, понравиться, вызвать интерес на вербальном и невербальном уровне.

 

В организации конкурса 2012 г. использовались следующие критерии:

Открытый урок

Реализация целей, методическое оснащение, использование ИКТ, профессионализм педагога.

Педагогическая концепция (самопрезентация)

Грамотно сформулированная тема представленной системы; значимость ценностных ориентиров предлагаемой концепции; обоснованность актуальности проблемы педагогического опыта, умение выделить и формулировать ведущую идею опыта, раскрытие путей ее реализации; опора на психолого-педагогические теории; культура использования научных источников: обоснование использования предлагаемых технологий, их описание, инновационность; показатели результативности в сравнении с традиционными методами обучения.

Визитная карточка

Представляется коллегами (членами ПЦК) в виде видеоролика, презентации. Литературно-музыкальной композиции и других форм. Оценивается оригинальность и содержательность представления конкурсанта

 

Таким образом, организация конкурса предусматривает два этапа: проведение открытого урока, и собственно участие конкурсанта в предлагаемых формах, оговоренных в положении. Из года в год менялись подходы или критерии для того, чтобы заинтересовать участников, разнообразить формы, мотивировать преподавателей. Победители конкурсов награждаются денежной премией, получают диплом и переходящий символ конкурса – оригинальный подарочный звонок, как показатель преемственности учительства.

 

Не смотря на первоначальные трудности в подборе конкурсантов из-за заниженной самооценки, боязни что-то не так сделать, либо не компетентности в какой-то области, в целом преподаватели остаются довольными. Захватывает азарт, возможность реализовать и повысить самооценку, испытать и преодолеть себя, получить признание коллег. После участия педагоги увереннее идут на аттестацию, позиционируют себя как профессиональные и успешные преподаватели, выстраивают свой карьерный рост.

 

Следующий этап конкурса уже в этом году, теперь принимаем участие в региональном конкурсе «Молодой педагог» Воронежской области.

 

Литература:

  1. Н.А. Морева Основы педагогического мастерства М., Просвещение 2006
  2. П.И. Пидкасистый  Педагогика М., Педагогическое общество России, 2005



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*