Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие самостоятельности и активности студента – залог успешной трудовой деятельности и конкурентоспособности молодого специалиста

28.11.2014 948 2421
Стонога Юлия Валентиновна
Стонога Юлия Валентиновна, преподаватель

Губернаторский авиастроительный колледж в г. Комсомольск-на-Амуре (Межрегиональный центр компетенций)
«Знать необходимо не затем, чтобы знать, но для того, чтоб научиться делать»

М. Горький

 

Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.

 

Современный выпускник среднего профессионального учебного заведения должен обладать не только отличным багажом полученных знаний, но и определенными качествами личности, в частности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; уметь разрабатывать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией, т.е. уметь собирать необходимые для исследования факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления, устанавливать закономерности, формулировать выводы;
  • быть коммуникабельным; уметь работать в коллективе, предотвращать конфликтные ситуации или умело выходить из них.

 

Имея такой багаж личностных качеств, молодому специалисту легче будет повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться, приобрести  любые необходимые дополнительные знания, что часто  и нужно в жизни.

«…человек не ценится теперь только как носитель знаний, а важно, чтобы он был деятель…» Экс-президент РФ Д.А. Медведев

 

Традиционная подготовка молодых специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, все больше отстает от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений.

 

В связи с этим сегодня изменяются характер и функции профессионального образования: оно должно не только передать знания, сформировать умения, но и развить способности к самоопределению, подготовить будущих специалистов к самостоятельным действиям, научить нести ответственность за себя и свои поступки. Качественно меняется и характер взаимодействия преподавателя и студентов. Студент становится не столько объектом обучения, сколько субъектом этого процесса, а преподаватель - его организатором. Происходит переход от обучения фактическим знаниям к осмыслению событий, обретению навыков и применения в жизни того, что накоплено при обучении. Ставятся задачи по осуществлению поворота от массового обучения к индивидуальному подходу, развитию творческих способностей будущих специалистов, совершенствованию навыков самостоятельной работы, которые опираются, прежде всего, на активные формы и методы обучения.

 

Еще недавно достичь этих целей представлялось крайне сложно при традиционном подходе, традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий.

 

Добиться обозначенных целей можно через современные личностно-ориентированные образовательные технологии, которые достигают наибольший активизирующий эффект во время урока и побуждают студентов:

  • отстаивать свое мнение;
  • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
  • рецензировать ответы товарищей;
  • оценивать ответы и письменные работы товарищей;
  • заниматься обучением отстающих студентов;
  • самостоятельно выбирать посильное задание;
  • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;
  • создавать ситуации самопроверки, анализа познавательных и практических действий;
  • решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

 

Итак, современное постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества, гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

 

Среди множества современных направлений педагогических технологий обучения, наиболее качественными являются проблемное обучения, обучение в сотрудничестве и метод проектов. Эти новые технологии обучения имеют в виду, прежде всего повышение самостоятельности и активности будущего молодого специалиста: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

 

Проблемное обучение. Умение решать проблемы является важнейшей ключевой компетенцией, необходимой человеку в любой сфере его деятельности и повседневной жизни. Если студент овладеет умениями решать проблемы, его ценность для организаций, где он будет работать, многократно возрастет, кроме того, он приобретет компетенцию, которая пригодится ему в течение всей жизни.

 

В ходе решения обучающей проблемы студенты: углубляют свои знания по конкретному вопросу; развивают умения решать проблемы, применяя теоретические и практические знания; развивают социальные и коммуникативные умения.

 

На уроке проблемного характера студенты находятся в постоянном процессе «сомышления» с преподавателем, и в конечном итоге становятся соавторами в решении проблемных задач. Все это приводит к положительным результатам, так как, во-первых, знания, усвоенные активно, глубже запоминаются и легко актуализируются, более гибки и обладают свойством переноса в другие ситуации. Во-вторых, решение проблемных задач выступает своеобразным тренажером в развитии интеллекта. В-третьих, подобного рода занятия повышают интерес к содержанию и усиливают профессиональную подготовку.

 

Обучение в сотрудничестве. Главная идея данной технологии – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Она предусматривает совокупность некоторых приемов, объединенных общей логикой познавательной и организационной деятельности студентов. Целью обучения в данном случае является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым студентом, на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития.  Очень важен здесь эффект социализации, формирование коммуникативных умений: студенты учатся работать вместе и всегда готовы придти друг другу на помощь.

 

При использовании технологии сотрудничества можно пользоваться методом разноуровневого (дифференцированного) обучения. Под данным методом обучения понимается такая организация учебного процесса, при которой каждый студент имеет возможность овладевать учебным материалом на разных уровнях («А, «В», «С»), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. При этом за критерий оценки деятельности студента принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

 

Роль преподавателя, при использовании технологии сотрудничества, - роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности. Он должен помочь студентам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами.

 

Метод проектов. Данный метод предлагает строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность. Это позволяет показать студентам их собственную заинтересованность  в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. В основе метода лежит развитие не только познавательного интереса, но и познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Говоря о методе проектов, мы говорим о способе достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, грамотно оформленным практическим результатом (конкретное решение или конкретный результат, готовый к внедрению).

 

Чтобы добиться конечного результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели порой знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, умение устанавливать причинно-следственные связи. Таким образом, этот метод включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.

Недаром данный метод проектов относится к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

 

Литература

  1. Жуков, Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов, С.Л. Каплан / Под общеё ред. проф. Г.П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2005. – 382 с.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. посоте для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 272 с.
  3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 368 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*