Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая рекомендация оказания помощи начинающим мастерам производственного обучения и классным руководителям на тему: «Формирование и воспитание ученического коллектива в колледже»

28.11.2014 2495 4135
Филатенко Наталья Ивановна
Филатенко Наталья Ивановна, мастер производственного обучения

Минераловодский колледж железнодорожного транспорта

Содержание:

Пояснительная записка

1. Коллектив учащихся: сущность и основные характеристики

2. Способы изучения коллектива

3. Работа с родителями

4. Планирующая документация

Список используемой литературы

 

Пояснительная записка

В основу методических рекомендаций положен материал работы мастера производственного обучения по формированию и воспитанию ученического коллектива.

Воспитательный процесс должен сочетать в себе индивидуальный подход к подростку совместно с коллективной, творческой деятельностью, которая проявляется в различных формах и имеет общественную и личную значимость.

Для того чтобы воспитать коллектив, нужно найти способы управления интересами обучающихся, в условиях возможно более свободного их выявления. Общественные отношения развиваются на основе – содружества, соучастия сопереживания, взаимопонимания педагога и ученика.

Задачи воспитания подростков реализуется через систему коллективного творческого воспитания в совместной деятельности педагогического и ученического и коллективов на принципах со управления, в течения, в тесной взаимосвязи с родителями и общественностью.

Целью данных мелодических рекомендаций является оказание помощи начинающим мастерам производственного обучения и классным руководителям в формировании ученического коллектива с использованием всех форм методов в воспитательной работе.

В современной психолого-педагогической литературе употребляются значения понятий «Коллектив».

Под коллективом понимается любая организация, группа людей (на заводе, в бригаде, колледже, студенческой группе и т.д.). И под коллективом понимается высокий уровень развития группы. В этом случае речь идет о её качественны характеристиках: целеустремленности, сплоченности, духовном, единстве и т.д.

В условиях колледжа организация учащихся в коллектив осуществляется целенаправленно и последовательно, сообразно задачам воспитания. В этом смысле коллектив является объектом воспитательного воздействия и управления со стороны педагогов. Изучение воспитательных возможностей ученического коллектива, личности каждого воспитанника, их взаимодействия, основанного на постоянном духовном обогащении друг друга и коллектива в целом, все это позволяет мастеру рассматривать коллектив как явление педагогическое.

Вместе с тем следует учитывать, что в ученической среде возникают различные объединения (по увлеченности, совместной деятельности, взаимным симпатиям, по интересам, соседству и другим признакам). В процессе общения развиваются межличностные отношения. Мастер должен внимательно следить, чтобы внутри коллектива не было различных группировок, разрозненности, разобщенности и тем более вражды, любых форм антагонизма между этими группами или отдельными учащимися. Группы не должны не только раскалывать коллектив, но и просто замыкаться в кругу своих (пусть даже общественно направленных) интересов. Это следует иметь в виду при организации ученических бригад и соревнованиях между ними. Мастер не должен, не имеет права допускать, чтобы интересы бригады становились выше интересов коллектива группы в целом.

 

1. Коллектив учащихся: сущность и основные характеристики.

Следует добиваться, чтобы конкретная цель, которая ставиться перед коллективом, воспринималась учащимися не как изолированная и обособленная, а включалась в систему взаимосвязанных и подчиненных друг другу целей. В своей деятельности учащийся должен руководствоваться системой перспективных целей

(А. С. Макаренко это называл «перспективными линиями»). Учащийся должен понимать, а мастер должен помочь ему это понять. Сформировать у коллектива умение применять правильные формы воздействия на членов коллектива, проявлять индивидуальный подход, такт, чувство меры, с одной стороны, и высокий уровень требовательности, с другой. В этом огромную роль играет наличие авторитетного для всех учащихся актива группы.

Коллектив обретает свою внутреннюю, субъективную сторону жизнедеятельности и функционирует как явление социальное.

Ученический коллектив является своеобразной формой общности подростков, юношей и девушек. От других объединений он отличается целым рядом признаков. Прежде всего, это объединение учащихся, устремленных к единым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе. Отношение учащихся к учебной деятельности может складываться по-разному, в зависимости от успеха, способностей к тому или иному виду учебного труда, сложившегося опыта учебной деятельности, а также от некоторых объективных условий педагогического мастерства мастера, характера взаимоотношений с ними. Вот почему первый признак - совместная устремленность к социально значимым целям деятельности (основной для учащихся) предполагает высокий уровень сознательности членов коллектива.

Вторым признаком коллектива является совместная деятельность его членов, направленная на достижение поставленных целей. Характер деятельности, её содержание формы сотрудничества, результаты также обусловлены особенностями ученической позиции учащихся.

Деятельность учащихся в коллективе оценивается по индивидуальным достижениям в учебном процессе и интенсивности обмена накапливаемыми знаниями в различных формах внеурочного сотрудничества.

Третий признак коллектива - наличие в нём отношений ответственной зависимости в коллективах имеет своеобразие, заключающегося в том, что ответственная зависимость учащихся в коллективе устанавливается при постоянном направляющем воздействие мастера

Исследователи коллектива (Л. И. Новикова, А. Т. Куракин и другие) показали, что ученический коллектив как социальную общность характеризует не только единство цели и деятельности, но и единства связанных с ними переживаний и оценочных суждений учащихся.

Процесс функционирования ученического коллектива осуществляется неравномерно: для него характерны чередования подъёма и относительной стабильности, постоянное усложнение перспективы превращения части их в традиции коллектива.

 

Таким образом, формирование коллектива группы является для мастера основной задачей потому что:

Коллектив является своеобразной формой, общности подростков, юношей и девушек, объединённых единой целью и совместной общественно полезной деятельностью, и единством связанных сними переживаний и оценочных суждений.

 

2. Способы изучения коллектива.

«Главное - новое отношение к человеку, новая позиция человека в коллективе, новая о нём забота...» А. С. Макаренко

Мастер выступает как психолог, изучает контингент группы и готовит рабочий дневник индивидуальных наблюдений (этот дневник ведется до окончания учащихся учебного заведения). В дневнике записываются проведенные беседы, посещения на дому, сообщения родителям (писем), встреч с учащимися и родителями, то есть личное по отношению к данному учащемуся.

Выдающийся русский педагог К. Г. Ушинский писал: « Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Встреча с группой происходит непосредственно на первом классном часе «День знаний» 1 сентября, где о выбранной профессии, рассказывают об истории и классный руководитель и мастер ведут беседу с учащимися о традициях колледжа, о правах и обязанностях учащихся о формировании дружного и сплоченного коллектива. Классный час завершает посещением музея колледжа.

Последующая работа мастера строиться на наблюдениях и индивидуальной работе с учащимися. Итогом этой работы являются выборы актива группы, который руководит в группе и помогает мастеру во всех делах по обучению и воспитанию учащихся группы: командира (старосты), физорга, трудового сектора, учебного сектора, редколлегии, культмассового сектора.

Актив- это ядро, основа коллектива группы.

Командир (староста) группы - первый помощник мастера и классного руководителя в организации производственного обучения и воспитания учащихся группы, привлечения их к активному участию в общественной жизни, в привитии ответственности перед обществом и государством. Физорг - организатор спортивно-массовой работы в группе, ее представитель на общеколледжных соревнованиях, физкультпауз, спортивных и туристических походах. Трудовой сектор - уборка территорий, субботники и т. д. Учебный сектор - следит за успеваемостью учащихся группы, помогает им в обучении. Редколлегия - оформляет стенгазеты, выпускает плакаты, т.д. Культмассовый сектор - принимает участие в культурно массовых мероприятиях группы и колледжа.

Действенную роль играет анкетирование на предмет выявления в группе активных помощников мастера.

Возможны выборы основного актива и через временные обязанности В.С. Филиппов такой подход называет «не от титула, а к титулу».

При подборе и рекомендации группе членов актива для выбора важно иметь в виду, что среди ребят в процессе их общения выделяются и ими признаются лидеры ­«фактические лидеры», которые пользуются у ребят авторитетом и уважением, которым они доверяют. Предложенный мастером и избранный группой актив - это лидеры «формальные».

Для правильной жизнедеятельности ученического коллектива очень важно, чтобы лидеры «формальные», выборные, были лидерами фактическими.

Важно, чтобы учащиеся, входящие в актив, были, прежде всего, хорошими организаторами.

Конечно, очень хорошо, если ядро коллектива - это лучшие учащиеся и в учебе, хотя это и не должно быть главным и единственным качеством активиста.

Активисты - это «маяки» во всем, на которых должны ровняться и к уровню которых должны подтягиваться все учащиеся группы. Задача мастера - обеспечить, чтобы все активисты именно так понимали свое место в коллективе.

Но, предъявляя к активу большие требования, нужно постоянно проявлять заботу о нем, поддерживать его авторитет, оказывать ему всестороннюю помощь. Добросовестное выполнение своих обязанностей, высокая принципиальность, глубокое чувство коллективизма - вот что делает учащегося авторитетным и позволяет влиять на товарищей, передавать им свое отношение к обязанностям, долгу. Такими следует воспитывать активистов.

Вместе с тем было бы не правильно ограничиться только индивидуальной работой с активом. Актив группы в полной мере оправдывает, свое назначение лишь тогда когда с ним ведется, коллективная работа. Он привлекается к составлению плана воспитательной работы, к подготовке групповых мероприятий, к обсуждению хода и результатов производственного обучения группы, к обсуждению учебы и поведения отдельных учащихся.

С активом, прежде всего мастер советуется о делах группы, продумывает меры по улучшению воспитательной работы. Рекомендуемые ниже мероприятия по работе с этими детьми могут быть использованы мастером производственного обучения и классным руководителем при составлении плана.

Индивидуальная или коллективная работа с активом должна развивать у каждого члена актив инициативу, общительность, самостоятельность, деловитость, организованность, навыки организаторской работы.

Наличие работоспособного и деятельного актива группы важное условие формирования здорового ученического коллектива. Но актив группы - это еще не коллектив группы.  

Главную задачу мастер должен видеть в формировании именно коллектива группы в целом.

Мастеру нужно добиваться, чтобы коллектив был дружным и сплоченным, со здоровым общественным мнением, критикой и самокритикой, с высокой требовательностью к каждому его члену.

Следует добиваться, чтобы конкретная цель, которая ставиться перед коллективом воспринималась учащимися не как изолированная, а включалась в систему взаимосвязанных и подчиненных друг другу целей.

Успех мастера в формировании ученического коллектива в решающей степени зависит от его личных качеств от умения устанавливать и поддерживать с учащимися правильные взаимоотношения. Правильные взаимоотношения мастера с учащимися базируется на его авторитете. Мастер, не пользующейся авторитетом, не только не способствует нравственному становлению личности учащегося, но и мешает ему, так как его методы воздействия зачастую вызывают у учащихся реакцию, противоположную желаемой: похвала - иронию, замечание - ответную реплику, наказание ­неподчинение, замкнутость, упрямство.

Авторитет мастера завоевывается глубоким знанием своего дела, личным примером, культурой поведения, эрудицией, простотой, доступностью, человечностью, принципиальностью, справедливостью, высокой требовательностью к себе и воспитанникам.

Однако авторитет - это не раз навсегда данное качество. Мастеру порой бывает труднее сохранить авторитет, чем завоевать его. Авторитет теряется, если у мастера слова расходятся с делом, и если требования, предъявляемые к учащимся, он не считает обязательными для себя, если характер требований, стиль руководство, тон перестают соответствовать уровню воспитанности учащихся, самосознанию коллектива, если мастер перестает удовлетворять интеллектуальные и профессиональные запросы учащихся.

Мастер всегда должен помнить и правильно применять высказывание А.С. Макаренко: «Как можно больше требовательности к человеку, как можно больше уважения к нему», в котором заложен важнейший принцип воспитания.

Сформированный и развитый ученический коллектив одно из главных условий эффективной деятельности ученического самоуправления, что является важнейшей стадией становления коллектива. В свою очередь, деятельность органа ученического самоуправления является важным средством дальнейшего укрепления и развития ученического коллектива.

Очень важно в организации самоуправления правильно всё эмоционально обставить, чтобы учащиеся «загорелись», чтобы это была их инициатива (а не только выполнение задания мастера, классного руководителя), чтобы они отчитывались, прежде всего, перед активом группы, перед своими товарищами, чтобы им была предоставлена возможность проявлять подлинную самостоятельность и инициативу. Конечно, всё это делается под наблюдением мастера или классного руководителя, но учащиеся не должны это явно чувствовать, мелочная опека здесь категорически противопоказана. Именно в этом смысл самоуправления.

Основой развития ученического самоуправления является создание вокруг каждого его органа, каждого из ответственных лиц широкого актива, с помощью которого командир (староста), физорг могут выполнить поставленные перед ними задачи, оказать помощь мастеру в лучшей организации учебно-воспитательного процесса.

При этом важно подобрать общественное поручение для каждого учащегося в зависимости от его характера, особенностей, организаторских способностей. Общественные поручения при этом могут быть различными, но главный смысл их в том, что каждый учащийся по - настоящему приобщается к жизни коллектива. У них развивается чувство коллективизма, чувство личной ответственности за общие дела.

Всю работу по формированию и развитию ученического коллектива мастер проводит в тесном сотрудничестве с классным руководителем группы.

От того, как мастер профессионально грамотно будет подходить к каждому подростку, зависит успех сплочения их в единый ученический коллектив. Чем необходимо руководствоваться при изучении учащихся? Одним из основных методов изучения является наблюдение. Это своего рода взгляд со стороны, когда мастер не вмешивается в процессы и явления, которые происходят. Наблюдать и изучать учащихся следует в естественных условиях обучения и воспитания. Такое изучение должно производиться в тесном единстве с учебно-воспитательным процессом, т. е. изучать учащихся, воспитывая их и воспитывать изучая наблюдать учащихся следует исходя из принципа целостности человеческой личности. Недопустимо, например, анализировать такие черты, как честность, добросовестность, умение строить взаимоотношения с товарищами, отвлекаясь от других качеств. Следует находить и выявлять лучшие стороны личности учащихся, находить то положительное, что нужно развивать и на что можно опереться при обучении и воспитании ученика. Вместе с тем мастер обязан увидеть также и то, что надо искоренить, изжить, перевоспитать.

Мастер должен анализировать поведение подростка и его ошибки не в присутствии группы, а наедине с ним. Вместе с подростком найти методы искоренения этих ошибок. Индивидуальная беседа должна носить доверительный характер, в обстановке максимальной естественности, живо и не принужденно, с соблюдением высокого педагогического такта, чтобы подросток поделился с ним своими сомнениями, сокровенным. Искусство беседовать с учащимися важнейшее проявление педагогического мастерства, их сплоченности и эффективности деятельности в целом. Мастер должен проявить участие в решении проблемы учащегося, дать ему совет, чтобы тот в дальнейшем не повторил своей ошибки. Особое внимание следует уделить индивидуальной работе с «трудными» подростками. Как правило, в категорию «трудных» попадают дети из неполных семей. Большая часть этих ребят после окончания 9-11-х классов стремятся получить специальность в колледжах, где их обучение и воспитание будет зависеть от правильно спланированной работы с группой в целом и учащимися в отдельности.

 

3. Работа с родителями.

Семья является доминирующей основой материально этического и психологического воспитания. Подросток попадает в систему профессионального образования, где на его становление, как личность, влияют уже не только члены его семьи.

И от отношения педагогов к учащимся и группе в целом зависит успех работы педагогического и ученического коллектива, его морально-психологический аспект.

Каждый мастер и классный руководитель планирует работу с родителями в плане на год и на каждый месяц в группе:

  1. Обследование условий жизни учащихся
  2. Индивидуальные беседы, встречи с родителями
  3. Связь через родительский комитет
  4. Вовлечение родителей в проведение групповых и внутриколледжных мероприятий.

Всю свою деятельность с родителями мастер организует через родительский комитет группы. Функции родительского комитета группы в основном те же, что и общеколледжного, но здесь особое внимание уделяется индивидуальному подходу к родителям и учащимся, изучению учеников, осуществлению мер по устранению причин неуспеваемости и недостатков в поведении, развитию творческой активности учащихся.

Мастер совместно с родительским комитетом планирует и осуществляет план работы, знакомя их с формами и методами воспитания подростков в семье, с передовым опытом этой работы. На родительских собраниях в группе полезно провести лекции - беседы: задачи, формы и методы семейного воспитания, психофизиологические особенности учащихся данного возраста, отдельные направления воспитания (нравственное, трудовое, правовое, эстетическое, физическое и пр.), роль родителей в организации учебной деятельности  их детей, значение примера в воспитание сознательной дисциплины, долга и ответственности, типичные затруднения и недостатки в семейном воспитании и пути их устранения, в организации самовоспитания студентов.

На родительских собраниях важно не просто информировать родителей об итогах успеваемости и посещаемости, а превратить эти собрания во вдумчивые беседы с родителями о типичных особенностях данной группы, о конкретных путях дальнейшего улучшения обучения и воспитания учащихся; можно организовать творческие отчеты об общественной и внеклассной работе с выставкой творчества их детей,  наглядных пособий, презентаций, с концертами художественной самодеятельности, с чтением собственных стихов. После таких отчетов намечаются меры совместной работы мастера, куратора, классного руководителя, родителей и ученического актива по развитию общественной активности и творчества.

Предметом обсуждения на родительских собраниях должен стать опыт воспитательной работы родителей данной группы, причём очень важно не свести этот опыт к докладу родителя одного из отличников учёбы. Необходимо найти у каждого из родителей те или иные ценные стороны, чтобы, с одной стороны, поощрить иx, а с другой - активизировать использование опыта по широкому кругу проблем воспитания.

Родительские собрания, таким образом, будут активно влиять на жизнь группы, объединяя усилия родителей с действиями мастера и преподавателей. В этом состоит их специфическая особенность по сравнению с родительскими лекториями, где больше внимания уделяется общим вопросам теории и практики воспитания.

Мастер периодически посещает родителей на дому, выясняет не только бытовые условия, но и сам характер организации совместного воспитания, даёт индивидуальные советы родителям по воспитанию учащегося. Исключительно важно соблюдать  при посещении определенные правила: проявлять высокий такт в беседе с родителями, не переходить на стиль жалоб на учащегося и претензий к родителям, а стремиться совместно, разобраться в причинах отставания в учёбе или недостатках поведения ученика. В таком случае родители будут стремиться к последующим контактам с мастером, активируют свою помощь в работе с группой.

 

4. Планирующая документация.

Составление всей планирующей документации по воспитательной работе в группе идет с учетом интересов учащихся. Так по инициативе учащихся включая поездки, походы, экскурсии, развлекательные мероприятия. Необходимо работу строить так, чтобы учащиеся сами проявляли инициативу и организовывали мероприятия непосредственно под контролем мастера. Возникают новые задачи. Всё сложнее становиться процесс воспитания, процесс формирования коллективистов. Но всё смелее и увереннее мы проникаем в его глубины: с нами надёжный опыт и надёжная теория. С нами рождённая нашими великими учителями педагогика будущего в настоящем.

Таким образом, в результате решены все поставленные задачи. И можно сделать вывод о том, что на эффективную работу ученического коллектива оказывают влияние: ведущая роль мастера производственного обучения, не только его личные высоко нравственные и моральные качества, профессиональное мастерство и опыт, но и умение быть педагогом.

Следовательно, мастер производственного обучения (куратор), классный руководитель, должен постоянно изучать накопленный педагогический опыт. Владеть педагогическим мастерством, умело использовать его в воспитательном процессе и формировании здорового ученического коллектива.

Правильно организованная работа мастера в группе на протяжении четырех лет обучения обучающихся в колледже дает положительные результаты: 100% сохранения континента, отсутствие правонарушений, создание творческого коллектива единомышленников (мастер, классный руководитель, обучающиеся), подготовка квалифицированных специалистов востребованных на рынке труда.

 

Список используемой литературы

  1. Григорова А.Л. Поговорим о наших детях. М., 2002
  2. Игнатенко Ж.В. Модель информационного обеспечения методической службы профколледжа. Журнал Профессионального образования № 9. 2013.
  3. Макаренко А.с. Выбор профессии. М., 1958.
  4. Панков Л.М. У порога семейной жизни. М., 2000.
  5. Сластенин В.А. Педагогика. М.2002.
  6. Щепотин А. Ф., Шеховцов А.П. Совершенствование содержания и технологии воспитательной деятельности в средних специальных заведениях. М.,2004.
  7. Щуркова Н.Е., И.Ю. Питюков, А.П. Савеченко, Е. А. Осипова. Новые технологии воспитательного процесса. М.,2003.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*