Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка практического занятия по теме «Права человека»

27.11.2014 1457 2308
Пашковец Жанна Михайловна
Пашковец Жанна Михайловна, преподаватель

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Пояснительная записка


Права человека стали общепризнанной нормой человеческого общежития для всего цивилизованного мира. Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью.

Важным условием для реализации прав и их эффективной защиты является знание содержания прав человека. Естественно, одно только получение знаний о правах человека не может автоматически привести к их полной реализации. Но без знаний о правах человека, без осознания их ценностей, без сформированных установок на недопустимость нарушения прав других людей прогресса в этой сфере определенно не дождаться.

Обучение правам человека является неотъемлемой составляющей гражданского образования.

Под гражданским образованием понимается целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание подростков путем передачи системы знаний, развития у них чувства любви к Родине, истории своего народа, к Законам государства, воспитание ответственности за судьбу страны, свои поступки и готовность к гражданскому действию (гражданской активности).

Такой гражданин должен обладать знаниями (о правах человека, государстве), умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми и др.), ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромиссность и др.).

 

Методические рекомендации


Основная цель занятия: продвижение идей Конституции РФ.

Как показывает практика, содержание Конституции РФ является достаточно сложным для восприятия студентами. В связи с этим обращаем внимание на некоторые особенности изучения этого базового документа о правах человека.

При изучении Конституции следует представить историю создания документа. Рассказать о том, когда и почему возникло международное сотрудничество в защиту прав человека. Почему первым международным актом деятельности ООН в области утверждения всеобщего уважения к правам человека и основным свободам стала Декларация.

Практика преподавания и изучения прав человека в колледже показывает, что его усвоение студентами достигает наибольшей эффективности там, где широко используются активные формы и интерактивные методы проведения занятий, ведущее место среди которых занимает творческо-поисковый метод обучения, обращенный к эмоциональной сфере, а также такие методы и приемы работы, как диалоги, дискуссии, дебаты, деловые и ролевые игры.

Данное практическое занятие позволяет закрепить знания, полученные в результате изучения темы «Конституционное право как отрасль российского права».

Теоретические знания занятия  тесно связаны с жизнью, формируют навыки правового поведения, знания прав и обязанностей гражданина РФ.

На данном уроке используются следующие педагогические технологии: развивающее обучение, дифференцированное обучение, личностно-ориентированное, системно-деятельностный подход.

 

Цель: формирование правовой культуры на основе полученных знаний о правах человека для развития умения анализировать и находить правильный вариант поведения в повседневной жизни.

Задачи:

Образовательная:

  • помочь разобраться в многообразии отношений, урегулированных нормами права, убедить в необходимости уважать законы и умении отстаивать свои права;
  • дать представление о вариантах поведения при сложных ситуациях.

Развивающая:

  • совершенствовать умение работать в группе: выслушивать мнение других и излагать свои мысли;
  • развивать творческую, мыслительную деятельность и умения анализировать ситуации.

Воспитательная:

  • способствовать осознанию ценности каждого человека;
  • способствовать правовому воспитанию.

Форма проведения: практическая работа.

Методы и приемы:

  • методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (прием: показ компьютерной презентации);
  • методы получения информации с помощью практической деятельности студентов (самостоятельная, групповая, исследовательская работа);
  • рефлексивный метод.

Междисциплинарные связи:

  • обеспечивающие – Теория государства и права;
  • обеспечиваемые – Конституционное право.

Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, компьютер, материалы презентаций, видеоматериалы, наглядные пособия, раздаточный материал.

 

План урока:

I. Вступительная часть.

II. Основное содержание:

  1. Историческая справка.
  2. Беседа «Что мы знаем о правах?»
  3. Расширяем кругозор – знакомимся с правами человека.
  4. Анкетирование «Я и права других людей».

III. Заключительная часть.

  1. Игра «Волшебный сундучок».
  2. Подведение итогов.

 

Ход урока:

I. Вступительная часть

 

II. Основное содержание

1. Историческая справка (Рассказ сопровождается соответствующей презентацией).

Одновременно с появлением людей и первых государств возник и вопрос установления и защиты прав человека.

Люди задают вопросы: что они могут делать, что обязаны и на что имеют право? Ответы затруднительны.

И люди взялись за решение главных вопросов в беседах и спорах, в драках и, к сожалению, в войнах.

12 декабря – день принятия основного закона государства –Конституции Российской Федерации, но история развития прав человека в России восходит к XVIII веку.

В период правления Александра I возникла идея создания Конституции, гарантирующей подданным личную свободу и права.

Большим шагом к этому была и отмена крепостного права в 1861 году, во время правления Александра II.

Конституции СССР 1917–1991 гг.

(историческая справка)

В советский период конституции по-разному отражали права человека.Так, Конституция РСФСР 1918 года носила классовый характер, устанавливая привилегии для отдельных социальных групп.

В Конституции 1924 года такого деления общества не было.

В Конституции 1936 года был закреплён принцип равноправия граждан.

В середине XX века вопрос о правах человека приобрёл всемирную значимость. В 1948 году Генеральной Ассамблей ООН была принята Декларация прав человека, а 10 декабря признан Международным днём прав человека.

Конституцией СССР 1977 года перечень прав и свобод был значительно расширен, но за её за 15-летнюю историю существования законодательно внесли более 400 поправок, поэтому принятие новой Конституции РФ стало необходимостью.

12 декабря 1993 года всенародным голосованием принята ныне действующая Конституция, статья 2 которой гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанность государства».

Все мы разные, но есть общее – это наши права, которые мы получаем с рождения.

И если они будут неукоснительно соблюдаться, то на Земле будет порядок.

Но чтобы отстаивать свои права, их нужно, по крайней мере, знать.

2. Беседа «Что мы знаем о правах?» - так, я предлагаю ответить на следующие вопросы:

  • Какие права человека вы знаете?
  • Откуда или от кого вы о них узнали?
  • В каких документах закреплены права человека?
  • Кто является защитником наших прав?

(Студенты отвечают на вопросы)

Подведём итог. В основном мы знаем о праве на жизнь, образование, медицинское обслуживание, отдых.

Права человека закреплены: Декларацией прав человека, Декларацией прав ребёнка, Конституцией РФ, а их защитниками являются различные государственные органы.

- А как вы думаете, какое право самое ценное?

- Как вы думаете, существуют ли в нашем государстве нарушения прав человека, и какие примеры можете привести?

Мы с вами должны научиться защищать свои права, а для этого мы должны их знать, и я предлагаю расширить эти знания.

3. Расширяем кругозор – знакомимся с правами человека

Показ подготовленной студентами презентации на тему «Права человека».

- Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. Помогут нам в этом образцы народной мудрости – сказки. Это прекрасный учебник жизни, где добро побеждает зло. А у сказочных героев, как и у людей, имеются права.

Создаются команды. Им предлагается заполнить заранее заготовленные таблицы (Приложение 1), в которых соответствующим героям сказки, должны соответствовать определённые права из предложенного перечня.

- Но каждая сказка заканчивается хорошо. И мы осознаем, что нарушение прав человека наказуемо, всегда находится защитник или сам человек начинает защищать свои права. А это значит, что каждый из нас должен знать, какие права у нас есть, и что надо делать, если их нарушают, т. е. за их соблюдение нужно уметь бороться: защищать себя самому или обращаться за помощью к окружающим, искать защиты у более сильного, в нашем случае – это родители, профессиональная образовательная организация, органы опеки и различные государственные органы.

4. Анкетирование «Я и права других людей». (Приложение 2)

- Я предлагаю вам провести исследование на тему: «Я и права других людей», которое поможет нам понять, как мы относимся к окружающим людям и уважаем ли их права. (Раздать бланки анкеты).

Задание: Надо ответить на вопросы и подсчитать полученное количество баллов.

 

III. Заключительная часть

1. Игра «Волшебный сундучок»

- В заключение мы закрепим полученную информацию с помощью волшебного сундучка. Поочерёдно я буду доставать предметы, символизирующие наши права, а вы будете их называть. Ваша задача – определить, какое право обозначает каждый предмет.

Например, картинки или предметы:

  • Свидетельство о рождении – право на имя;
  • Обручальные кольца – право на заботу и любовь;
  • Картинка дома – право на имущество;
  • Конверт – право на тайную переписку;

- Все люди – маленькие и взрослые – имеют права, и никто не вправе их нарушать.

В процессе работы мы вспомнили сказки, где наших любимых героев обижают, нарушают их права. Но всегда находятся те, кто встаёт на защиту прав, так: Коза спасла козлят, Морозко приютил Настеньку, Петух вернул Зайке избушку. В сказках всё хорошо заканчивается, но и мы не одни в современном мире – у нас много защитников.

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

- Вы узнали что-то новое?

- Актуальна ли данная тема?

- Какие выводы вы сделали?

В заключение скажу, что защищая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть такие же права. Не нарушайте их, и не забывайте, что кроме прав у каждого есть и обязанности.

Желаю всем удачи. Спасибо за внимание.

 

Приложение 1

 

Сказки

Соблюдение прав

Нарушение прав

Дюймовочка

 

• Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

• У всех детей равные права независимо отнациональности, пола, религиозных и политических убеждений право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

• Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

• Право на сохранение своей индивидуальности.

• Право на доступ к информации.

• Право на защиту от всех форм насилия.

• Право на достойный уровень жизни

Сказка о рыбаке и рыбке

Право на доступ к информации

• Право на личную неприкосновенность,

жизнь и свободу.

• Право свободного передвижения и выбора местожительства.

• Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

• Право на защиту от всех форм насилия.

• Право на достойный уровень жизни.

• Право на отдых и досуг.

• Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы

Лягушка-путешественница

• Право свободного передвижения и выбора местожительства, право свободного волеизъявления

• Право свободно выражать свои взгляды и мнения

• Право на личную неприкосновенность, жизнь.

• Право на защиту от всех форм насилия

Колобок

• Право свободно выражать свои взгляды

и мнения

• Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

• Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.

• Посягательство на жизнь Колобка, угроза быть съеденным.

• Право на защиту от всех форм насилия

Волк и семеро козлят

 

• Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

• Право ребёнка на жизнь, выживание и свободное развитие.

• Неприкосновенность жилища.

• Право на общение с обоими родителями.

• Право на доступ к информации.

• Право на защиту от всех форм насилия

Маша и медведь

• Право для принятия

мер для борьбы с незаконным перемещением

и невозвращением детей из-за границы

• Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

• Право ребёнка на недопущение лишения

свободы незаконным или произвольным образом.

• Право на общение с обоими родителями.

• Право на доступ к информации

Красная Шапочка

Право на семью

• Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

• Право на неприкосновенность жилища.

• Право на личную неприкосновенность,

жизнь и свободу.

• Право на имя, т. к. Красная Шапочка – не имя, а прозвище.

• Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

• Право на безопасность.

• Право на защиту от всех форм насилия

Кот в сапогах

• Право на беспрепятственное выражение

своих мнений и убеждений, свобода передвижения.

• Право на сохранение

своей индивидуальности.

• Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

• Право на доступ к информации

• Право на защиту от всех форм насилия

Гуси-лебеди

• Баба Яга пользуется

правом на свободное

перемещение на метле, право владеть имуществом

• Право для принятия

мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

• Право на доступ к информации

• Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

• Право ребёнка на жизнь, выживание и свободное развитие.

• Государство обязуется защищать ребёнка от

всех форм эксплуатации, предотвращать похищение, торговлю детьми. Похищение ребёнка – уголовно наказуемое преступление.

• Право на защиту от всех форм насилия

 

Приложение 2

 

Анкета «Я и права других людей»

 

1. Участвуя в споре, как правило, я стараюсь:

а) одержать верх – 3 балла;

б) понять другую точку зрения – 10 баллов;

в) переубедить партнёра – 5 баллов.

 

2. Видя, что кто-то старается учиться лучше других, я испытываю:

а) зависть – 5 баллов;

б) раздражение – 3 балла;

в) желание учиться лучше – 10 баллов.

 

3. Когда я узнаю, что люди не участвуют в голосовании на выборах, то:

а) мне всё равно – 5 баллов;

б) соглашаюсь с ними – 3 балла;

в) не согласен, т. к. голосовать необходимо – 10 баллов.

 

4. Когда говорят, что насильников нужно расстреливать на месте, то:

а) я соглашаюсь – 3 балла;

б) не соглашаюсь – 5 баллов;

в) мне всё равно – 10 баллов.

 

5. Если бы мне пообещали, что моя жизнь в стране станет лучше, но для этого нужно воевать с другой страной и победить её, то я бы:

а) согласился – 3 балла;40

б) мне всё равно – 5 баллов;

в) не согласился, т. к. война только разрушает – 10 баллов.

 

Результаты

До 20 баллов. Вам необходимо пересмотреть свое отношение к правам другихлюдей.

От 21 до 30 баллов. Для вас главное – собственное благополучие и спокойствие.

От 31 до 50 баллов. Вы достаточно демократичны и уважаете права других людей. Люди замечают ваше умение и уважают вас за это.

 

Анкета с результатам должна быть только у ведущего. Участники подсчитывают баллы, а ведущий сообщает им потом свои выводы.

 

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

  1. Афанасьев А.Н. Русские детские сказки. – М.: Детская литература, 1986.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.- 8-е изд.- М., 2011.
  3. Знатоки права: внеклассное мероприятие с применением ИКТ // Открытый урок: фестиваль педагогических идей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/502414.
  4. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.constitution.ru.
  5. Маньшина Н.А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребёнка. – Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Основы права/ М. Б. Смоленский.- Ростов н/Д: Феникс, 2013.
  7. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб.: Санкт-Петербургский университет, 1996.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*