Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методические рекомендации по проведению внутриколледжной олимпиады по русскому языку

27.11.2014 636 1061
Сологубова Ольга Викторовна
Сологубова Ольга Викторовна, методист, преподаватель

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Пояснительная записка

 

В современном обществе знание русского язык становится необходимой частью личной и профессиональной жизни человека. Это показатель грамотности, образованности, культуры человека, живущего в России. Знание русского языка превращается в новой ситуации развития общества в категорию, реально востребуемую в практической и интеллектуальной деятельности человека. Участие в олимпиаде по русскому языку вызывает большой интерес у студентов.

Основной целью проведения олимпиады является выявление студентов не только хорошо подготовленных по предмету, но и творчески одаренных, достигших значительных успехов в овладении русским языком, проявивших особый интерес к изучаемому предмету и культуре.

К основным задачам олимпиады по русскому языку можно отнести следующие:

1) определение уровня развития способностей студентов к изучению русского языка;

2) выявление студентов с языковой одаренностью, их дальнейшее развитие;

3) повышение мотивации, интереса к изучению русского языка;

5) приобщение к русской культуре.

Олимпиада по русскому языку среди студентов колледжа проводится согласно «Положению о внутриколледжной олимпиаде профессионального мастерства обучающихся в ГБОУ СПО «Курсавский региональный колледж «Интеграл». На выполнение заданий Олимпиады отводится 2 часа.

 

I. Фонетика

1. Выпишите слово, в котором произносится звук [т']: отголосок, тишина, молотьба, подкоп.

2. Сколько звуков [ц] в следующей фразе?

Путешественницы скоро отправятся в Петропавловск-Камчатский.

3. Из приведённого ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены.

Вот мчится тройка удалая

Вдоль по дороге столбовой,

И колокольчик, дар Валдая,

Гудит уныло под дугой.   

 

II. Морфемика

1. Выпишите слово, которое состоит из приставки, корня, суффикса, окончания: победный, размешивая, засорение,пропитанный.

2. Выпишите слова с нулевым окончанием: багаж, неуклюж, невтерпёж, уж, беж, замуж, муж, похож.

3. Выпишите пары слов с одинаковыми приставками:польёт - полёт,полезет -полезный, пробовать - пробивать, прошла - прошила,подышать -подшить, вскоре - вскроет,вслух - вслед,всемерно - всемеро, взрыв - вздор, взлёт - вздох.

 

III. Орфоэпия

1. Выпишите слова, в которых ударение падает на первый слог: кулинария, звонит, тефтели, туфля.

2. Выпишите слова, в которых ударение падает на последний слог: позвонит, жалюзи, поняла, рефери, свёкла, асимметрия.

3. Назовите слово, ударение в котором возможно только на одном слоге: замок, статуя, орган, творог.

 

IV. Орфография

1. Перепишите слова и вставьте в них пропущенные буквы: прин..ровиться, погл..щённый, неизгл..димы, благов..ление.

2. Перепишите слова и раскройте скобки: (полным) полно, (красно) лицый, откуда(то), (по)генералъски, на(лево), (пол)ложки, (по)французски, чей(либо).

3. Подберите и запишите слова, в которых есть три гласные о,например:молоко.

 

V. Пунктуация

1. Выпишите предложение, в котором знаки препинания пропущены при вводном слове.

Дворец казался островом печальным.

Казалось он никогда не сможет прочитать эту книгу.

Казалось мне что это скоро кончится.

2. Выпишите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания.

Люди, птицы, травы — все слушают песню соловья.

Ехать надо было на собаках, или на оленях.

Мал золотник, да дорог.

Человека воспитывают и искусство, и наука.

3. Выпишите предложение, в котором пропущена запятая между однородными членами предложения.

Я увидел на одном из обломков странные непонятные знаки.

Я увидел в дверях большую белую фигуру.

Перед школой раскинулся большой цветущий сад.

 

VI. Морфология

1. Какими частями речи является слово грустно в нижеприведённых предложениях?

Мать грустно посмотрела на детей.

Ожидание было грустно.

Нам грустно расставаться.

2. Сколько слов из списка можно понять и как существительное, и как глагол:бой, вой,пой, рой,стой, лечь, печь,речь.

3. Поспорили две ученицы:

- Глагол говорите изъявительного наклонения,- утверждала одна.

- Нет, повелительного наклонения,- не соглашалась вторая.

Каков правильный ответ?

 

VII. Речевые нормы

1. Выпишите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении формы слова.

На улице было холодно, поэтому ему пришлось вернуться за пальто.

Он не захватил с собой спортивных туфлей.

После вчерашнего дождя вновь стояла сухая погода.

2. Выпишите предложение, в построении которого допущена ошибка.

Произведя ряд расчётов, задача была решена правильно.

Полмесяца прошло с этого злополучного вечера.

Большое внимание он уделил тесной связи между качеством работы и дисциплиной.

3. Выпишите предложение, в котором есть грамматическая ошибка, исправьте её.

За вход в музей мы заплатили 20 рублей.

Водителю пришлось уплатить штраф за превышение скорости.

Граждане, оплачивайте за проезд своевременно.

Пользование сауной и бассейном оплачивается отдельно.

 

VIII. Стилистика.

Четыре следующих предложения перепишите, чтобы получился связный текст, и выполните нижеприведённые задания.

1. Дом был весь увит зеленью, а из окна кабинета открывался великолепный вид на долину Сены.

2. Летом семья Виардо и Тургенев, как правило, жили в поместье Буживаль на Сене, где писатель выстроил себе шале - дом в швейцарском стиле.

3. Нижний этаж в нём занимали гостиная и столовая, второй - кабинет, спальня была на третьем.

4. Последние свои дни Тургенев провёл именно здесь, окружённый заботой и вниманием друзей и близких.

Задания.

1) Определите стиль текста.

2) Определите тип текста.

 

IX. Вспомните и запишите известные вам пословицы, пого­ворки, афоризмы, крылатые выражения со словом язык.

 

X. ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ. Расставьте паузы в этой фразе. Сколько вариантов у вас получилось?

 

Ключи и критерии оценивания

I. Фонетика

  1. Тишина (1 балл)
  2. 3 (1 балл)
  3. Мчится, тройка, удалая, вдоль, дороге, столбовой, колокольчик, Валдая, гудит, дугой. (Всё задание – 3 балла, частично – 1,5 балла)

II. Морфемика

  1. Засорение (1 балл)
  2. Багаж, неуклюж, похож, муж, уж (сущ.) (По 0,5 балла за каждое слово)
  3. Польёт – полёт, прошла — прошила, вслух - вслед, взлёт - вздох (По 0,5 балла за каждую пару)

III. Орфоэпия

  1. Тефтели, туфля (1 балл)
  2. Позвонит, жалюзи, поняла (1,5 балла)
  3. Статуя (1 балл)

IV. Орфография

  1. принОровиться, поглОщённый, неизглАдимы, благовОление (1 балл)
  2. полным- полно, краснолицый, откуда-то, по-генералъски, налево, пол-ложки,по-французски, чей-либо (1 балл)
  3. Долото, золото, болото и т. д. (По 0,5 балла за каждое слово)

V. Пунктуация

  1. Казалось он никогда не сможет прочитать эту книгу (1 балл)
  2. Ехать надо было на собаках, или на оленях(1 балл)
  3. Я увидел на одном из обломков странные непонятные знаки (1 балл)

VI. Морфология

  1. Наречие, краткое прилагательное, категория состояния (3 балла)
  2. Вой, рой, печь (1,5 балла)
  3. Обе ученицы правы. Вне текста глагол «говорите» можно рассматривать как глагол изъявительного наклонения, 2 лица, множественного числа, -ите- личное окончание глагола 2 спряжения- (вы говорите) и как глагол повелительного наклонения (говорите громче), где -и- суффикс повелительного наклонения, те - окончание 2 лица множественного числа (3 балла)

VII. Речевые нормы

  1. Он не захватил с собой спортивных туфлей (1 балл)
  2. Произведя ряд расчётов, задача была решена правильно (1 балл)
  3. Граждане, оплачивайте за проезд своевременно (1 балл)

VIII. Стилистика.

2, 1, 3, 4. Художественный стиль, повествование (3 балла)

 

IX. Язык мой - враг мой. Язык до Киева доведёт. Не торопись языком, торопись делом. Длинный язык. Язык без костей. Суконный язык. Язык на плече. Высунув язык. Язык не повернётся. Найти общий язык. Держать язык за зубами. Придержать язык. Проглотить язык. Прикусить язык. Язык развязался. Распустил язык. Чесать языком. Ломать язык. Говорить на разных языках. Тянуть за язык. Вертится на языке. Чтоб у тебя язык отсох. Притча во языцех и т.д. (По 1 баллу за каждое высказывание)

 

Х. (По 1 баллу за каждый вариант)

  1. Те перья поднимите тоже.
  2. Те перья подними, те тоже.
  3. Те перья под ними, те тоже.
  4. Теперь я под ними, те тоже.
  5. Теперь я, поднимите тоже.
  6. Теперь я, подними те тоже.
  7. Теперь я, под ними те тоже.


 

Учебно-методическое обеспечение

  1. Социальная сеть работников образования - nsportal.ru
  2. Русский язык - moirus.ru
  3. Тесты - samsdam.net
  4. Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку «Светозар» - svetozar.ru



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*