Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Обучение в сестринском деле

27.11.2014 37598 73468
Абдуллина Галина Валериановна
Абдуллина Галина Валериановна, преподаватель

Белебеевский медицинский колледж

В настоящее время все большее значение приобретает медицинское просвещение, воспитание ответственности за свое здоровье. Важная роль в использовании современных технологий профилактики и санитарного просвещения населения отводится сестринскому персоналу. Сестринский персонал активно участвует в обучении населения приемам оказания неотложной помощи, ухода за больными, нетрудоспособными лицами, а также успешно реализуются программы обучения больных сахарным диабетом, сердечно сосудистыми заболеваниями, бронхиальной астмой.

 

Обучение в сестринском деле – это обоюдный процесс целенаправленной деятельности медсестры и пациента, состоящий в передаче знаний, умений и навыков от медсестры пациенту или его родственникам и близким  в процессе обучения. В результате пациент или его родственники усваивают и формируют определенные навыки для удовлетворения основных жизненно важных человеческих потребностей.

 

Обучение является неотъемлемой функцией в деятельности медицинской сестры.

 

Сферы обучения:

  1. Познавательная - пациент узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, выделяет приоритетную информацию от второстепенной.
  2. Психомоторная - пациент обладает умением, благодаря умственной и мышечной деятельности, обучается новым движениям, способен изменить двигательную реакцию в необычной ситуации, уверенно выполняет необходимые действия. Обучающийся готов выполнить часть действий эмоционально, психологически и физически.
  3. Эмоциональная - пациент, получив информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких либо факторов, обучающийся активно слушает, реагирует на новую информацию вербальным, так и невербальным способом.
  4. Сестринская педагогика - это часть сестринской деятельности, в которой медицинская сестра сможет проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм.

Сестринская педагогика имеет следующие цели:

  • коррекция существующего образа жизни;
  • адаптация пациента к хронической болезни.

Медицинской сестре приходится работать с разными категориями пациентов, сталкиваться с рядом проблем, требующих терпения, тактики и специальных знаний. Медсестра должна владеть приемами и методами обучения, консультирования.

 

К методам обучения в сестринском деле относится:

  • словесный (устное изложение, инструктаж, убеждение в проведении медицинского обследования, консультирование и т.д.);
  • наглядный (демонстрация различных видов шприцев, иллюстраций, атласов, видеофильмов, презентаций и т. д.);
  • практический (отработка самих манипуляций: измерение температуры тела, измерение артериального давления, правила пользования карманным ингалятором, небулайзером и т.д.).

В процессе обучения новую информацию пациенту необходимо излагать от простого к сложному, но при этом четко выделять самое главное – что подлежит обязательному усвоению.

 

Обучение пациента, его родственников включается в сестринский процесс. Сестринский процесс дает возможность систематизировать работу медсестры, выбирать приоритетные направления, планировать и выполнять действия, оценивать их результат вместе с пациентом. Вместе с тем выполнение функции обучения во многом определяется умением медсестры осуществить этапы учебного процесса от предварительного определения уровня знаний и умений пациента до оценки результатов обучения. Процесс обучения должен быть правильно построен, цели и задачи определены заранее. Таким образом, реализация  обучающей функции медсестры требует от нее специальных знаний и умений в области медицинской педагогики и психологии.

 

Итак, рассмотрим этапы сестринского процесса.

 

Осуществляя процесс обучения на первом этапе сестринского процесса, медсестра, собрав необходимую информацию о пациенте, должна: заручиться поддержкой пациента, определить, чему и как учить. Это возможно только в том случае, если медсестра правильно определила, удовлетворение каких жизненно важных потребностей нарушено у пациента.

 

Второй этап сестринского процесса - это определение проблем пациента (физические, психологические, социальные, духовные).

 

Этот этап подразумевает документирование и анализ полученной информации. Итогом анализа является формулировка сестринских проблем:

1) существующие (первичные, промежуточные, вторичные);

2) потенциальные.

 

Например: дефицит знаний о рациональном питании, о приеме лекарственных средств и т.д. В педиатрической практике часто сестринская проблема относится не только к пациенту, но и к родственникам (например: неэффективное кормление грудью, дефицит знаний по вскармливанию, массажу, закаливанию грудного ребенка).

 

Третий этап сестринского процесса - определение целей и планирование сестринских вмешательств.

 

Цели различают: краткосрочные и долгосрочные. Они должны быть конкретными, реальными, достижимыми, соответствовать поставленной проблеме, сформулированы в пределах сестринской компетенции, сосредоточены на пациенте. Медсестре необходимо разработать индивидуальный план обучения для каждого пациента, обязательно составлять его вместе с пациентом, давать советы, инструкции больным и их семье, сотрудничать с пациентом.

 

Постановка целей дает направление в деятельности медсестры и пациента в процессе обучения и используется для определения результатов обучения.

 

Четвертый этап сестринского процесса - реализация сестринских вмешательств. Приступая к реализации составленного плана, медсестра должна учитывать окружающую обстановку - это важное условие для успешного обучения, имеет значение комфорт во время обучения. Сотрудничество медсестры и пациента - залог успеха в обучении.

 

Из-за отсутствия обучающих программ, методических материалов, наглядных пособий при обучении можно использовать памятки, специальную медицинскую  литературу, медицинские атласы и т.д. Печатные материалы должны быть доступны, написаны понятным языком, иметь небольшие объемы, не содержать непонятных медицинских терминов.

 

В процессе обучения медсестра должна задавать больше конкретных вопросов, наблюдать, как пациент осваивает и выполняет новые навыки, обучить пациента вести дневник наблюдений.

 

Важно заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений, навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов усвоить новую информацию. Пациент усваивает новую информацию лишь тогда, когда она ему нужна, близка ему, персонально важна для дальнейшего выздоровления.

 

Пятый этап сестринского процесса - оценка и коррекция ухода.

 

На этом этапе следует соотнести полученный результат с поставленной целью. Завершая процесс обучения по конкретной проблеме, медицинская сестра сообщает пациенту результат сестринской оценки. Кроме того важна и самооценка пациента.

 

Обучающая функция медицинской сестры в учреждениях здравоохранения имеет огромное значение, так как она ближе всех к страданиям больного, и сегодня на нее ложится часть функций, которые раньше выполнял врач.

 

Использованная литература

  1. С.А. Мухина, И.И. Тарновская “Теоретические основы сестринского дела”, учебник, 2-е издание, исправленное и дополненное, г. Москва, “ГЭОТАР-Медия”, 2014 г.
  2. И.Х. Аббясов, С.И. Двойников, Л.А. Карасева “Основы сестринского дела”, под редакцией С.И. Двойникова, учебник, г. Москва, “Академия”, 2012г.
  3. Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова “Основы сестринского дела”, издание 10, дополненное и переработанное, г. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2011 г.
  4. В.Р. Вебер, Г.И. Чуваков, В.А. Лапотников, М.Н. Копина “Основы сестринского дела”, учебное пособие, серия “Медицина”, г. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2013 г.
  5. Медицинский журнал “Сестринское дело”, издатель ООО “Современное сестринское дело”, г. Москва, №4, 2014 г.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*