Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Открытое внеучебное мероприятие «Этикет как этикетка, или встречают по одёжке»

25.11.2014 1327 2394
Тихонова Анна Николаевна
Тихонова Анна Николаевна, преподаватель

Тотемский политехнический колледж

Тема: Этикет как этикетка, или встречают по одёжке

Цель: формирование у студентов этической культуры, нравственных ценностей и норм, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.

Форма проведения: обучающая игра.

Оборудование и материалы: оформление эпиграфов, галстуки, конверты, презентация, карточки с названиями групп, презентация.

 

Ход занятия

Содержание занятия

Примечания

1. Приветствие. Здравствуйте! Давайте знакомиться. Мы по очереди назовем себя. У нас уже есть бейджи. Потом каждый из вас по очереди делает шаг вперед, называет себя (фамилию, имя, отчество) и получает свой бейдж.

Знакомство состоялось. И мы готовы объявить вам тему нашей сегодняшней встречи. Сегодня мы играем в этикет.

2. Погружение в игровую ситуацию и целеполагание. Давайте позволим себе заглянуть в наше с вами не очень далекое будущее. Представьте себе, что вы уже закончили колледж, юноши уже отслужили в армии, вы работаете в школе учителями физкультуры, и вы успешные учителя – коллеги вас уважают, дети любят, руководство ценит. Но! Вы сами чувствуете, что вам в школе становится тесно: вам хочется чего-то нового, чего-то большего. У вас появилась мечта-цель: открыть собственный фитнес-центр. У каждого из вас есть единомышленники – ваши бывшие однокурсники. Вы настроены очень решительно, поэтому собираете все необходимые документы и отправляете их в специальную комиссию, чтобы получить лицензию на открытие фитнес-центра.

Вам отвечает Председатель лицензионной комиссии: Уважаемые коллеги! Лицензионная комиссия и я лично ознакомились с вашими документами. Мы нисколько не сомневаемся в вашем профессионализме и готовы выдать вам лицензию. Но при условии, что вы пройдете ряд испытаний. Как показывает наш опыт, тем, кто открывает свое дело, очень часто не хватает знаний и умений в области этикета делового общения. Поэтому вам предстоит пройти испытания этикетом!

Любые испытания легче проходить вместе, а не одному, поэтому я объявляю состав групп: (объявляется состав групп) …

Я желаю вам успеха!

Ведущие. Итак, цель каждой группы – успешно пройти приготовленные Председателем испытания и получить лицензию на открытие фитнес-центра.

Мы начинаем! Удачи!

3. Разминка. Каждой группе соискателей Председатель прислал шифровку (Приложение 1) и вопрос (Приложение 2). В шифровке обозначены три качества, которые, по мнению Председателя, обязательно должны быть у тех, кто открывает фитнес-центр. Ваша задача – расшифровать сообщение и сказать, что это за качества. Ищите русские буквы среди английских. И из русских букв последовательно сложится слово. Подготовьте также ответ на вопрос, предложенный вашей группе.

Вы готовы доказать, что эти качества у вас есть?

Испытания начинаются!

4. Основная часть. Испытание 1. Анаграммы». Анаграммы – это слова, в которых переставлены буквы. Например: окс - это анаграмма для какого слова? (сок). Каждая группа получает вторую часть шифровки от Председателя. Там три анаграммы (Приложение 3), которые надо прочитать.

 

Анаграммы прочитаны. Общение, дело, этикет.

Сейчас составьте такую связную фразу (предложение), в которую обязательно бы вошли все эти три слова.

В своих фразах вы отразили ту связь, которая существует между этикетом и делом, этикетом и общением.

А что такое этикет? Зачем он нужен?

 

 

Итак, вы прочитали анаграммы, составили фразу, на наши вопросы ответили.

Давайте спросим Председателя: нам удалось доказать, что мы интеллектуалы? что мы можем и умеем мыслить? Мы можем переходить к следующему испытанию?

Испытание 2. Ваша задача – придумать название и девиз вашего фитнесс-центра. Название и девиз должны быть такими, чтобы привлекали как можно больше клиентов.

Давайте опять спросим Председателя: нам удалось доказать, что у нас есть творческие способности? Что мы креативны?

Мы можем переходить к следующему испытанию?

Испытание 3. Сейчас нам предстоит самое серьезное испытание – показывать, что мы не просто знаем этикет, а умеем себя вести в соответствии с ним.

Представьте себе, что у вас возникла необходимость лично встретиться с Председателем. Чтобы договориться о встрече, нужно позвонить в лицензионную комиссию. Вы набираете номер. Вам отвечают. Что вы говорите? Что вы спрашиваете? Продумайте и представьте самое начало телефонного разговора.

 

Вы договорились с Председателем. Один из вас пойдет на ответственную встречу с ним. Председатель хочет видеть не девушку, а юношу. В каком костюме ваш представитель пойдете на эту встречу, чтобы произвести на Председателя наилучшее впечатление?

Сейчас вам предстоит решить эту проблему.

У всех есть мужской гардероб. Соберите, пожалуйста, костюм для деловой встречи.

Рекомендация. Классические элегантные сочетания: Тёмно-серый костюм – белая или светло-розовая сорочка с длинными рукавами – полосатый красно-чёрный галстук – чёрные носки – чёрные ботинки; Тёмно-синий костюм - белая сорочка с длинными рукавами – бордовый галстук – чёрные носки – чёрные ботинки; Галстук – обязательная составляющая мужского делового костюма.

 

Докажите, что вы умеете красиво его завязывать!

Рекомендация. Когда надеваете галстук, помните, что в завязанном состоянии он должен касаться пряжки ремня.

 

 

“Сокровищница народной мудрости”

На доске размещены два столбца. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перемещая фразы в правой части в соответствующие строки.

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения (Приложение 5): У себя как хочешь – по делам гляди; Не дорог подарок – молчание золото; О пустяках спорить – а в гостях – как велят; По одежде не суди – дорога любовь; Слово серебро – дело упустить; Хоть не богат – и от слова погибель; От слова спасенье – не припасена и ложка; На незваного гостя – а гостям рад; От одного слова – да навек ссора.

Ваш представитель успешно встретился с Председателем и принес вот какую весть. Все приглашаются на деловой обед, во время которого Председатель объявит свое решение. Но деловой обед – это еще одно испытание: во время его Председатель будет внимательно следить за тем, как вы нарушаете простейшие этикетные правила.

Чтобы подготовиться к этому испытанию, давайте ответим на вопросы (Приложение 6).

Давайте спросим Председателя: мы готовы к деловому обеду?

 

5. Рефлексия. Председатель. Вы готовы. Я не готов пока устроить для вас такой обед. Зато я готов услышать ваше мнение о том, как вы прошли испытания. Что у вас получилось, а что нет. И как вы думаете, получите ли вы лицензию из моих рук. Я даю вам 2 минуты на подготовку вашей финальной речи, от которой зависит многое.

6. Завершение. Председатель высказывает свое мнение о том, как группы прошли испытания. Группы получают лицензии (Приложение 7, слайд 17). Ведущие благодарят студентов за работу и высказывают свои пожелания.

Прощание – АПЛОДИСМЕНТЫ друг другу.

Все стоят в общем кругу.

Ведущие подходят к игрокам и отдают им их бейджи.

 

Слайды 1, 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Его роль играет классный руководитель группы. Он выходит в общий круг и говорит речь.

 

 

 

 

Классный руководитель заранее по своему усмотрению делит группу на подгруппы


Группы занимают места за столами, которые заранее приготовлены. На столах должны быть карандаши или ручки, которые потребуются для работы.


Группы расшифровывают сообщение (30 сек). Слайд 3.

Ведущие подходят к группам, помогают при необходимости.

Ведущие подводят итог.

Слайд 4.

Интеллектуальность.

Креативность.

Интеллигентность.

-Да!   - Молодцы!

-Нет!   - А придется!

Пример можно показать на доске или использовать мультимедиапроектор.


Группы читают анаграммы (1 минута). Общение. Дело. Этикет. Ведущие подходят к группам, чтобы посмотреть, правильно ли прочитаны анаграммы.

Группы составляют фразы (1 минута); представляют их аудитории. Например: Соблюдение этикета – залог успеха в любом деле и в общении

Ведущие обобщают ответы студентов: правила поведения в разных ситуациях; нужен, чтобы облегчить наше взаимодействие (Слайд 5).

 

3 минуты.

Далее группы презентуют результаты своей творческой работы.

 

 

 

3 минуты. Презентация ответов каждой группы.

Ведущие обобщают ответы студентов.

1. Поздороваться.

2. Представиться (ФИО, должность).

3. Попросить к телефону нужного человека (ФИО).

4. Объяснить причину звонка. (Слайд 6)

 

Каждая группа получает конверт с надписью «Мужской гардероб» (Приложение 4), в котором собраны различные предметы гардероба.

3 минуты. Костюм собирают на доске. Презентация (слайд 7).

Ведущие обобщают ответы студентов.

Дают информацию о наилучших вариантах мужского делового костюма.

Рекомендации представлены на слайде (слайды 8-10).

Каждая группа получает мужской галстук и рекомендации о том, как правильно его завязать.

3 минуты. Презентация. Подведение итогов.

Ведущие могут показать мастер-класс по завязыванию галстука (демонстрация различных способов).


Студенты называют правильно пословицы, ведущий перемещает их на правильные места




 

  

 

 



Ведущие предлагают группам вопросы (устно, на карточках или через проектор, слайды 11-16).

Председатель фиксирует число правильных ответов по каждой группе.

Ведущие подводят итоги.

Группы готовят речи.

Презентация.

Вопросы Председателя и ведущих к группам.

 

Ведущие, Председатель, группа встают в общий круг.

 

Приложение 1

DJИНFТЕЛЛUЕКVNGТFIWУNАЛЬLНVVNОСZLТZЬNWW;

КVGJРЕАDNТJUVSИDJLGВНОCYUDNJТЬDQVVJCZNVS

NWJИНIJТFIDЕЛJЛИZГXGNЕНТZSNНОSJLSQСТЬLNIZNV

 

Приложение 2

1. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший)

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да)

3. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (Да, можно просто кивнуть)

4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да)

5. А кстати, кто подает первым руку, старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Руку первым протягивает старший младшему и первой подает руку девушка, женщина, начальник - подчиненному)

 

Приложение 3

Карточки с надписями: тёмно-серый костюм, тёмно-синий костюм, чёрные ботинки, тёмно-коричневые ботинки, белая сорочка с длинными рукавами, белая сорочка с короткими рукавами, светло-голубая сорочка с длинными рукавами, светло-розовая сорочка с длинными рукавами, тёмно-бордовый галстук, полосатый красно-чёрный галстук, серебристо-серый галстук, тёмно-коричневые носки, чёрные носки.

 

Приложение 4

ЕОЩБЕИН; ОДЛЕ; ТКИЭТЕ.

 

Приложение 5

Сокровищница народной мудрости. У себя как хочешь, а в гостях – как велят. Не дорог подарок – дорога любовь. О пустяках спорить – дело упустить. По одёжке не суди, по делам гляди. Слово – серебро, молчание – золото. Хоть не богат, а гостям рад. От слова спасенье и от слова погибель. На незваного гостя не припасена и ложка.

 

Приложение 6

1. За которой из девушек за столом ухаживает юноша?

А) За той, которая сидит справа от него. Б) За той, которая сидит слева от него. В) За обеими.

2. На столе справа и слева от тарелки лежат три ножа и три вилки. Какими приборами вы воспользуетесь вначале?

А) Дальними от тарелки. Б) Ближними к тарелке. В) Теми, что лежат посередине.

3. Что не следует, есть при помощи ножа?

А) Макароны и спагетти. Б) Котлеты, фрикадельки, тефтели. В) Омлет и яичницу. Г) Овощи.

4. Как за столом правильно есть бутерброды?

А) Держа в руке и откусывая от целого куска. Б) При помощи ножа и вилки. В) Отламывая по кусочку и отправляя в рот.

5. Как во время обеда показать официанту, что вы закончили есть и тарелку с приборами можно уносить?

А) Положить приборы на стол рядом с тарелкой. Б) Сложить их на тарелке крест - накрест. В) Сложить их на тарелке параллельно, ручками в правую сторону.

 

Приложение 7

Лицензия

Выдана фитнес-центру _____________________________________________

В течение_________________ лет данный фитнесс-центр имеет право выполнять свою деятельность в соответствии с Уставом.

Председатель лицензионной комиссии ________________

Дата

 

Список литературы

  1. В.Ф. Андреев. Золотая книга этикета.- М.: Издательство «Вече»,2010.
  2. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2009.
  3. Этикет от А до Я - http://www.etiket.ru.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*