Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Совершенствование комплекса учебно-методического обеспечения (КУМО) через компьютеризацию учебного процесса

25.11.2014 662 1084
Кожевникова Елена Александровна
Кожевникова Елена Александровна, преподаватель инженерной графики

Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум

Учебная дисциплина «Инженерная графика» является общепрофессиональной, формирующей базовые знания, необходимые для усвоения специальных дисциплин. Изучение предмета направлено на формирование общих и профессиональных компетенций, позволяющих читать конструкторскую и технологическую документацию по профилю специальности, выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике. Поэтому совершенствование комплекса учебно-методического обеспечения (КУМО) через компьютеризацию учебного процесса направлено на решение этой проблемы.

 

Процесс изучения инженерной графики имеет практическую направленность и проводится в тесной взаимосвязи с другими профессиональными дисциплинами.

 

Формы проведения занятий выбираются исходя из дидактической цели, содержания материала и степени подготовки студентов.

 

Однако сегодня, очевидно, что качественное образование не может быть достигнуто старыми методами, 90% залога качества образования базируется на информационно – коммуникационных технологиях. Студент должен четко понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии. Проявлять к ней устойчивый интерес, уметь организовывать собственную деятельность, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Использование компьютерных технологий в обучении позволяет более успешно решать эти проблемы. Оно оказывает многоплановое влияние на содержание и методы обучения.

 

Преимуществом применения ИКТ является направленность компьютерных программ на развитие мышления обучаемого, создание среды для успешной работы студента и преподавателя, повышение эффективности процесса обучения за счет его ускорения и привлекательности этих программ для студентов.

 

Компьютерные обучающие программы побуждают студентов к энергичному участию в учебном процессе. Одним из вариантов решения этой задачи является создание электронного учебника.

 

Электронный учебник – это комплекс информационных, графических, методических и программных средств автоматизированного обучения, по конкретной дисциплине. Электронный учебник может иметь следующие формы:

- текстовая книга;

- статичная иллюстрированная книга («в картинках»);

- книга с движущимися изображениями;

- разговорная книга (со звуковым сопровождением);

- мультимедиа – книга, включающая текст, звук, изображения;

- гипермедиа – книга, использующая гипертекст, для нелинейного представления знаний;

- интеллектуальная электронная книга  (как правило, это экспертно-обучающая система или система, использующая методы искусственного интеллекта);

- книга - макромир (виртуальная действительность) – моделирование, дающее высокую степень реализма, порождаемого ситуационным сценарием (оно может давать ощущение движения в моделируемом пространстве, позволяет изменять сценарий кинофильма непосредственно во время просмотра и т.д.);

- телемедиа книга, используемая при телекоммуникации.

 

Электронный учебник необходим, потому что он:

- облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на визуальную, слуховую и эмоциональную память;

- допускает адаптацию в соответствии с потребностями студента, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

- освобождает от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

- предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

- дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;

- выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений.

 

С целью совершенствования комплекса учебно-методического обеспечения в техникуме создан электронный учебник по «Инженерной графике», в состав которого входят:

- обучающие презентации по всем темам изучаемого предмета;

- видеофильмы;

- рабочая тетрадь;

- сборник практических работ с критериями оценки результата;

- компьютерные тесты.

 

Обучающие презентации, созданы в программе «PowerPoint» с использованием эффекта анимации, это  дает возможность студенту воспринимать теоретический материал в более наглядной форме, кроме этого  студенты могут изучать материал самостоятельно и выполнять практические задания, рассматривая слайды, так как анимация показывает последовательно и наглядно процесс построения чертежа детали.

 

Первые темы раздела «Геометрического черчения» выполнены в виде текстовой книги со статическими иллюстрациями, а такие темы как: «Приемы графических построений», «Деление окружности на равные части», «Сопряжения» выполнены в виде книги с движущимися изображениями (смотри презентацию слайд № 5).

 

Особый эффект дает этот прием для изучения тем раздела «Проекционного черчения», «Начертательной геометрии» таких как: «Проецирование геометрических тел», «Взаимное пересечение геометрических тел», «Построение чертежей моделей по их аксонометрическому изображению» и т.д., так как все объяснение идет в движении с использованием мультимедиа с эффектом анимации (смотри презентацию слайд № 6).

 

В каждой презентации подробно показаны этапы построения комплексных чертежей и аксонометрических проекций геометрических тел, рассмотрены правила определения точек на их поверхностях и взаимные пересечения геометрических тел.

 

Обучающие презентации позволяют студентам изучать данный материал дистанционно, а также дают возможность преподавателю применять модульное обучение (смотри презентацию слайды № 7, № 8, № 9).

 

При изучении раздела «Машиностроительного черчения» уроки с применением новейших педагогических технологий, таких как: методы обучения в сотрудничестве, интерактивные методы, дает возможность осуществлять применение компьютерных информационных технологий, так например, использование метода поэтапного моделирования дает возможность виртуально показать процесс сборки изделия (смотри презентацию слайды №10-29).

 

Компьютеризация учебного процесса делает более доступным для изучения дисциплины применение «Метода проектов». Этот прием дает возможность довести до сведения студентов большой объем изучаемого материала, учит их самостоятельно осуществлять поиск информации, использовать современные источники информации.  Студенты получают навыки создания презентаций по изучаемой проблеме в программе «PowerPoint» и в иллюстративной форме представлять на защиту свои  проекты.

 

При изучении раздела «Машиностроительного черчения» для восприятия тем связанных с производством применяются видео фильмы, которые показывают процессы изготовления различных деталей или технологические процессы.

 

В помощь студентам для более качественного изучения предмета создана рабочая тетрадь по «Инженерной графике». Она также обеспечивает процесс совершенствования комплекса учебно-методического обеспечения, так как  позволяет проконтролировать уровень усвоения материала студентами на каждом занятии. Кроме этого отрабатывая построения в тетради, студент совершенствует свои навыки и умения построения различных чертежей. Рабочая тетрадь позволяет студенту самостоятельно проработать пропущенную тему по учебнику или по обучающей презентации. Рабочая тетрадь. Тема 1.8.

 

Компьютеризация учебного процесса позволяет контролировать знания студентов через разработанные компьютерные тесты. Тесты разработаны по специально созданной в техникуме программе «Courslab». Эти тесты дают возможность студентам также самостоятельно контролировать не только свои знания, но и умение читать элементы чертежа. "Тестовые задания по машиностроительному черчению"

 

С целью совершенствования комплекса учебно-методического обеспечения через компьютеризацию учебного процесса разработаны сборники практических работ, которые дают возможность каждому студенту видеть предстоящий объем заданий для изучения дисциплины «Инженерная графика», это способствует правильной организации их собственной деятельности для качественного выполнения практических работ и для  рационального распределения времени при самоподготовке.

 

В сборнике представлены индивидуальные задания с описанием графических работ, с ходом их выполнения и образцы работ (см. пример «Фрагмент сборника практических работ»). Он содержит задания на выполнение практических работ, отличающихся между собой содержанием и сложностью. Сборник практических работ является  наиболее полным пособием для приобретения общих и профессиональных компетенций в области чтения и выполнения чертежей изделий, имеет, в том числе, и электронную версию, что позволяет обеспечить учебным материалом каждого студента.

 

При выполнении заданий студенты используют обучающие презентации, в которых с помощью анимации показывается последовательность построения чертежа подобных моделей, деталей и даже сборочного чертежа.

 

Каждое задание имеет четкие критерии, показатели оценки результата.

 

Выполнение графических заданий способствует развитию пространственного воображения, закрепляет приобретенные навыки и знания по составлению и чтению чертежей.

 

Выполнение практических работ развивает у студентов навыки самостоятельной работы, умения пользоваться учебной и справочной литературой, осуществлять поиск и использовать необходимую информацию при выполнении графических заданий.

 

Сборник практических работ охватывает материал всех разделов курса «Инженерная графика» для специальностей технического профиля в соответствии со стандартами СПО.

 

Совершенствование комплекса учебно-методического обеспечения (КУМО) через компьютеризацию учебного процесса дает преимущества:

- в изучении нового материала;

- повышение мотивации обучения;

- оптимизация учебного процесса, т.е. экономичное использование времени урока в освоении достаточно большего объема учебного материала и его закрепление;

- доступность;

- посильность;

- развитие интереса к предмету.

 

Современный работодатель заинтересован в таком работнике, который может грамотно работать с информацией, уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, делать необходимые обобщения, сопоставления.

 

Изучение предмета с помощью электронного учебника позволяет формировать самостоятельность студентов в познавательной деятельности, воспитывать внимание, повышать интерес к изучаемому предмету и профессии в целом.

 

Использование компьютерных программ в обучение позволяет реализовать популярный лозунг «Учиться тому, что необходимо, в любое (удобное для студентов) время, в любом (удобном для студентов) месте».

 

Пользуясь электронным учебником, студенты могут изучать материал самостоятельно, и выполнять практические задания. Меняется функция и роль преподавателя. Он уже не является главной фигурой в учебном процессе, он перестает быть носителем знаний и становится всего лишь тьютором, помощником студентов при выборе образовательной траектории и консультантом по изучаемому учебному материалу.

 

 

 

Приложение: презентация «Совершенствование КУМО через компьютеризацию учебного процесса»

 

 

Источники

  1. Боголюбов С. К. Инженерная графика - М.: Машиностроение, 2010.-392с.
  2. Интернет ресурсы: techliter.ru/load/uchebniki_posobya_lekcii/...s_k/41-1-0-427‎ «Techliter.ru - Техническая библиотека»



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*