Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Предпрофильная подготовка учащихся общеобразовательных школ как одна из форм получения допрофессионального образования

24.11.2014 550 799
Голубева Елена Васильевна
Голубева Елена Васильевна, преподаватель

Костромской машиностроительный техникум

Одним из основных направлений модернизации современной школы является введение предпрофильной подготовки учащихся в старшей школе с целью повышения качества подготовки школьников к обучению в системе профессионального образования, обеспечения высокого уровня образовательной подготовки, рефлексии, самоконтроля, необходимого для взвешенного принятия решений в выборе сферы профессиональной деятельности и их успешной социализации.

 

Предпрофильная подготовка - представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению общего образования.

 

В условиях предпрофильного обучения старшекласснику предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и, соответственно, связан с выбором образа жизни. Выбор профиля дальнейшего обучения не должен быть формальным, искусственным, случайным. В то же время известно, что учащиеся выпускных классов основной школы испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения.

 

Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов (за компанию с товарищами, по совету взрослых, под влиянием общественных стереотипов). К причинам сложившегося положения следует отнести:

1) недостаточное внимание педагогов психолого-педагогической поддержке самоопределения школьника;

2) отсутствие у родителей педагогической культуры оказания помощи своим детям в решении данных вопросов;

3) слабые контакты между школой и ступенями профессионального образования не только в аспекте преемственности содержания образования, но и подготовке к будущей профессиональной деятельности.

 

Такая ситуация существенно затрудняет решение проблемы самоопределения школьников в выборе профиля обучения, пути продолжения образования, профессиональной карьеры.

В ОГБПОУ «Костромской машиностроительный техникум» для целенаправленного и поэтапного решения данной задачи для учащихся созданы оптимальные условия, способствующие профессиональному развитию личности. Одним из таких условий и являются профессиональная информационная работа и профильная (профессиональная) ориентация учащихся старших классов.

 

Целью нашей профессиональной информационной работы в техникуме является информированность школьника о возможных способах получения образования после школы, об усилиях, которые потребуются приложить для его получения, о собственной практической готовности к получению избранного образования, о наличии способностей к получению образования, о профессиях, которыми можно в дальнейшем овладеть, о содержании и условиях профессиональной деятельности, о последствиях, которые могут иметь место по завершении обучения (возможность трудоустройства, оплата и условия труда, возможности для личностного роста и карьеры), о возможности реализовать свои жизненные цели и планы через избранную профессию.

 

Профессиональная информация доводится до сведения школьников посредством различных мероприятий:

1) презентации, демонстрация фильмов о профессиях, рекламные листы, буклеты;

2) посещение профессиональных образовательных организаций и производств, спланированное и организованное в различных формах (ярмарки вакансий, дни открытых дверей, слеты выпускников)

3) краткий обзор востребованных профессий на крупных предприятиях города и области.

 

Целью профессиональной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных интересов в выборе будущей профессии, формирование у подростков потребности к сознательному профессиональному труду в условиях рынка.

 

Критериями эффективности результатов психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях предпрофильной подготовки для нас являются:

- успешность адаптации учащихся к обучению в профильных классах, что проявляется в снижении уровня тревожности в ситуации выбора;

- удовлетворенность учащимися выбором профиля; выявление и корректировка трудностей в обучении, а также эффективность обучения старшеклассников в конкретном профиле;

- повышение уровня мотивации и рост качества успеваемости, показателями которых являются: совпадение внутренней и внешней мотивации обучения, развитие устойчивого познавательного интереса;

- повышение уровня психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению, что можно диагностировать через сформированность профессиональных планов обучающихся.

 

В нашем учебном учреждении ОГБПОУ Костромской машиностроительный техникум предпрофильная подготовка школьников проводится с 2003 года с привлечением Ресурсного Центра металлообрабатывающего профиля. Техникум заключает договор о сетевом взаимодействии с общеобразовательными школами города и области по проведению предпрофильной подготовки учащихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.Учебные занятия по предпрофильной подготовке включаются в расписание занятий, как в школе, так и техникуме. Занятия проводятся согласно учебных планов и программ предпрофильной подготовки учащихся, рассмотренных на заседаниях предметно-цикловых комиссий техникума и утвержденных директорами школ. 

 

Чтобы помочь учащимся сделать правильный выбор, минимизировать ошибки и неудачи, неизбежные в столь сложном и трудном поиске своего места в жизни, своей профессиональной судьбы, мы создаем для этого соответствующие условия и предлагаем определённую систему работы по предпрофильной подготовке, применяя комплекс психолого-педагогических, информационных и организационных мер:

- презентации (демонстрации фильмов) о техникуме, профессиях и специальностях техникума, рекламные листы, буклеты;

- посещение техникума и производств, спланированное и организованное в различных формах (ярмарки вакансий, дни открытых дверей, слеты выпускников и т.п);

- информация о предприятиях и краткий обзор востребованных профессий на крупных предприятиях г. Костромы и Костромской области;

- проведение мастер-классов, где учащиеся не только сторонние наблюдатели, но и участники процесса;

- проведение экскурсий по учебному заведению и выступления преподавателей с информацией о профессиях и специальностях;

- проведение занятий и факультативов по предмету «Технология», где школьники знакомятся с видами работ по профессиям, получают начальные знания о технологических процессах, знакомятся с условиями труда, понятиями и правилами техники безопасности. 

 

В мастерских и лабораториях учащимся предоставляется возможность: выполнить ряд операций (разработка и монтаж несложных электрических схем на постоянном токе, выполнение эскизов на детали, разработка управляющих программ на компьютере и на станке, обработка детали на станке и др.).


Для достижения поставленных целей по предпрофильной подготовке мы ставим перед собой следующие задачи:

1) Формирование базы электронных презентаций (фильмов) о техникуме, профессиях и специальностях, реализуемых в техникуме.

2) Предоставление практически направленных занятий по предпрофильной подготовке.

3) Использование активных форм и методов работы с учащимися школ.

4) Создание имиджа техникума через регулярное оповещение широкой общественности о реализуемых программах, об успехах выпускников, в том числе через размещение рекламы об образовательных услугах техникума на информационных стендах школ, в средствах массовой информации, на радио, телевидении и др.

 

Результат предпрофильной подготовки - 30% учащихся  школ продолжают обучение в нашем техникуме.

 

Сложно сделать выбор в этом огромном мире профессий, и поэтому перед мастерами производственного обучения и преподавателями стоит нелёгкая задача заинтересовать ребят профессией, показать красоту и её значимость.

 

В заключение хотелось бы отметить, что в современных общественных условиях необходимо готовить высококвалифицированных специалистов, обладающих несколькими смежными специальностями, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладающих высоким профессионализмом и конкурентоспособностью, желающих заниматься самообразованием и самовоспитанием. Предпрофильная подготовка и выступает в этом случае как специальное средство формирования у старшеклассников новообразований, способствующих реализации в его будущем принципа «обучение в течение всей жизни». На предпрофильную подготовку в старшей школе и возложена миссия компенсаторной функции коррекции содержания образования основного общего и среднего общего образования в контексте большей готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению; она должна также преодолеть предметную раздробленность школьных знаний и их оторванность от современной практики.

 

Список используемой литературы

  1. Букреева И.А. Проблема осознанного профессионального выбора // Профессиональная ориентация молодёжи в современных социально-экономических условиях: состояние, проблемы, перспективы / Под общ. ред. Е.Ю. Пряжниковой. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2009. – С. 158-160.
  2. Голуб Г.Б. Элективные курсы в системе профильного обучения // Справочник заместителя директора школы. – 2010. – №6. – С. 83-89.
  3. Логинова Г.П. Психологические аспекты профильного обучения // Психологическая наука и образование. – 2003. – №3. – С. 68-81.
  4. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Воронеж: МОДЭК, 2002. – 400 с.
  5. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. – 2005. – №1. – С.19-26.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*