Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Уроки изобразительного искусства. Роспись деревянной матрёшки (из опыта)

24.11.2014 578 886
Пасечникова Людмила Юрьевна
Пасечникова Людмила Юрьевна, учитель начальных классов

Лицей № 92 МОУ, г. Омск

«Выработка у юного поколения способности чувствовать и понимать утилитарное и эстетическое начало декоративно-прикладного искусства, квалифицированно пользоваться ими, имеет огромное значение для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.»


Учащиеся на уроках изобразительного искусства знакомятся с современными традициями росписи русской матрешки Полховского Майдана, Семенова, Загорска, а также с элементами, характерными для каждого вида росписи, с их цветовыми решениями. Каждый имеет возможность рассмотреть традиционную матрёшку у себя за партой. Но главная цель заключается в самостоятельном составлении эскиза матрёшки и росписи деревянной заготовки каждым учеником.

Декоративный язык близок и понятен уровню развития младшего школьника, а выполнение объемно-пространственной росписи на заготовке раскрывает широкие возможности в сознательном освоении особенностей прикладного искусства в целом.


«Мир без чудес – чёрно-бел», - поётся в детской песне. Прикосновение к прекрасному миру декоративно-прикладного искусства – настоящее чудо, особенно когда оно созвучно с возрастом ребят. Их день сегодняшний – грань между вчерашним, где были куклы и машинки, погремушки и матрёшки, и взрослым завтра с новейшей электроникой, сложной механикой современного быта и производства. Наша задача, чтобы в это своё взрослое завтра каждый ученик смог внести умение эмоционально переживать, размышлять о социальной роле искусства, смысле жизни, добре и зле.

Своеобразие подачи образов, тёплый юмор, глубокая жизнерадостность, декоративная цветистость – эти качества популярной матрёшки возникли в начале 20 в. В Сергиевом Посаде. Полагают, что первые матрёшки – имеется в виду сам принцип построения игрушки – были привезены из Японии писателем И. А. Гончаровым в середине прошлого века, однако более вероятным является то, что матрёшки попали в Россию после русско-японской войны 1904-1905 гг. с возвращавшимися из плена русскими моряками и солдатами.


На уроке по теме «Составление эскиза росписи матрёшки» ставятся цели и задачи: продолжение знакомства с видами декоративно-прикладного искусства. Анализ художественных особенностей произведений народных мастеров. Обязательное привлечение к беседе – рассказу детей с выявлением их представления и раннего знакомства с русскими матрёшками, осмыслением национального декоративного искусства. Ознакомление с эскизной работой как подготовительным этапом в прикладной деятельности учащихся.


Дети приносят на урок различные матрёшки. Из них достаточно легко подобрать комплект для урока, разобрать по промыслам и расставить по вариантам: по одной-две на парту.

В ходе урока проводится беседа – познавание красочного мира народного искусства. Удивительные предметы и их весёлая роспись переносят ребят в мир сказки. Дети, знакомясь с различными предметами декоративно-прикладного искусства, узнаю, что такое узор, силуэт, композиция. Внимание акцентируется на форме матрёшек, на их различии по типажу и росписи в зависимости от мест традиционного промысла.


Когда-то давным – давно в России, где ещё не было специальных фабрик детских игрушек, в деревнях и посадах городов мастерили детские потешки. Их лепили из глины, обжигали в печах, резали из дерева, мастерили из бересты и соломы. Про них теперь рассказывают сказки и легенды.

В разных местах большой нашей страны, в основном в местностях к северу и востоку от Москвы игрушки привыкли делать по-своему. Конечно, любой из вас назовет известные всем народные игрушки.

- Вот изделия филимоновских мастериц: медведь, смотрящийся в зеркало, свистулька-петушок, корова, олень.

- А это дымковская барышня. Какой у нее яркий наряд, она тоже из глины, как и филимоновская.

- А богородскую резную деревянную игрушку кто из вас видел?

- Я! И я тоже!

- Матрёшки! Матрёшки! Какие все разные! – подхватывают все ребята.

- Нарядную, добродушную матрёшку не спутаешь ни с какой другой игрушкой. Думаете, матрёшки, эти юные Матрёны, были всегда? Нет, оказывается, первая Матрёшка-Матрёна была сделана по эскизам художника Сергея Малютина в конце прошлого века. Выточил её из дерева мастер Василий Звёздочкин. В неё входило семь фигурок, и самая большая, симпатичная девушка Матрёша с петухом в руках так понравилась всем, что игрушку назвали матрёшкой. Русская матрёшка родилась в старинном и знаменитом в русской истории Сергиевом Посаде, где даже создан музей русской игрушки.

Давайте внимательно посмотрим на них. Видите, а матрёшки – то все разные! Не в одном Сергиевом Посаде они сделаны! Есть сегодня гости из двух посёлков Горьковской области: Полховского Майдана и Семёнова. Ни формой, ни цветовой гаммой в росписи, ни узорами на переднике они не похожи друг на друга. Взгляните: у гостьи из Полховского Майдана нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Краски покрывают фигуру отдельным яркими цветами. Узоры на переднике имеют свои названия: «большая роза», «колокольчик», «яблочко», «виноград».

А семёновская матрёшка в правой руке держит большой букет цветов, в котором собраны колокольчики, рябинки, розаны и травки.

Сегодня и на следующем уроке мы будем любоваться и изучать особенности росписи матрёшек.


Для начала выполним кистевой эскиз на бумаге: контур матрёшки без карандаша, разделение по элементам – платок, абрис (контур) лица, передник юбка.

Выполняется эскиз по рядам:

1-ый ряд – семёновская,

2-ый ряд – загорская (из Сергиева Посада),

-ый ряд – полхов-майданская.

Эскиз рисуем крупно, ярко, но упрощённо.


Полховский Майдан – это название села. «Майдан» очень старинное слово, и означает оно «сборище людей». А Полховка – это река, на которой стоит село. Вот и получается: сборище на Полховке – Полховский Майдан… Эти сведения из красиво оформленной рисунками Т. Мавриной книжки-альбома «Тарарушки-тарарушки – это русские игрушки» (Т.Маврина, А. Рогов).

Образный рассказ о матрёшках помогает детям работать в атмосфере русского фольклора.

Предлагается обратить особое внимание на симметричность в росписи деталей загорской матрёшки, а также на равновесие несимметричного мотива в узорах передника полхов-майданской и семёновской матрёшек.

После выполнения живописного эскиза дети приступают к знакомству с составлением карандашной подготовительной работы на деревянной заготовке по элементам. Учатся держать заготовку в руке, плавно поворачивать её. Продолжая работать в варианте своего ряда, намечают карандашом элементы росписи: овал лица матрёшки, платок, форму передника.

Последнее, что выполняют дети на этом уроке, - частичная гуашевая пропись платка.

Обязательно проводится сравнительный анализ работ учащихся и сообщается, что на следующем уроке они продолжат роспись своей матрёшки.

На следующем уроке продолжается роспись деревянной матрёшки с использованием растительного орнамента.

Финал занятия – готовое, расписанное гуашью изделие – матрёшка.


Цели и задачи занятия: создать представление о связи формы изделия с узором в росписи при соблюдении народных традиционных стилей. Знакомить учащихся с приёмами верховой росписи (лессировки) на простейших полхов-майданских, семёновских и загорских матрёшках. Совершенствовать навыки и приёмы работы мягкой кистью.


В начале урока ещё раз напоминается о художественных особенностях матрёшек разных промыслов. Учитель рассказывает о матрёшках:

- Матрёшки – русоголовые и темноволосые девочки в праздничных сарафанах. Головки повязаны платками. В руках у некоторых (семёновских) больше букеты незамысловатых цветов. Вокруг старших их сёстры, мал мала меньше. Множество семей пожаловало второй раз на наши занятия. Теперь, любуясь на них, мы их оденем: распишем красивыми узорами стоящие перед ними заготовки.

Подумать о цвете и узорах в росписи у вас было достаточно времени. Теперь вспомним, как держать деревянную заготовку. Кто нам покажет?

Левая рука осторожно, но крепко придерживает её большим пальцем снизу и средним сверху. Матрёшка аккуратно поворачивается по мере росписи. Помогаем правой рукой. Так мы сможем постепенно писать красками по всему объёму заготовки.

Большой кистью будем работать мягко, покрывая большие поверхности гуашью. В росписи сначала выводится узор на подфоне передника. У матрёшки и лицо не нарисовано, и руки, а «шиповник», «колокольчики», «виноград» или «рябинки» с «розами» уже готовы.

В росписи используем приём наложения одного цветового слоя на другой и очерёдность нанесения слоёв. На прошлом уроке мы протонировали самой светлой жёлтой гуашью передник матрёшки. Далее будем комбинировать другие цвета: перекрытый ярко-красным или алым жёлтый цвет станет более интенсивным. Так же точно жёлтый в соединении с синем даёт яркую зелень. Как это у нас получается?

Малой тонкой кистью наметим поле передника – крупный стилизованный цветок, закомпонуем вокруг него причудливое, но равновесное окружение семёновского и полхов-майданского мотивов.

У загорских матрёшек легко намечается и прописывается несложный геометрический орнамент из полосок и смещённых скрещивающихся мазков. Для выполнения пятен – «кругляшей» можно воспользоваться тычком.

Смело и сочно прописываются юбки, сарафаны, а у загорского варианта и контур – ободок подставки.

Роспись черт лица матрёшки – это тонкая работа, доступна только кисти с очень мягким волосом.

- Орнамент одежды оформляем «кругляшами» в полосе не только передника, но и на платке.

- Волосы русые, лицо улыбчивое. Цвет одежды глубоко контрастный: нарядный русский сарафан с отделкой, на тёмно-зелёном фоне платка оранжевые «кругляши» - горошек.

- Семёновские – лицом взрослее. У них глаза светлые, а брови со строгим, подчёркнутым изгибом. Гладкие волосы, выглядывающие из-под платка, разобраны на прямой ряд. Расцветка передника пёстрая, в правой руке большой букет. Цвета нежные, к ним надо присмотреться: светло-зелёный, прозрачный розово-алый, бледный фиолетово-синий.

- А матрёшки Полховского Майдана самые яркие, с капризными, чуть чопорными лицами. Волосы, обрамляющие лицо, уложены в замысловатые колечки. Интересно, что у неё нет платка с завязанными концами, как у других матрёшек. Его иногда заменяет лёгкий свободный бантик с острыми концами.


Целесообразно дать возможность учащимся самостоятельно проанализировать выполнение росписи в целом.

Необходимо, чтобы с самого начала работы над росписью ученики знали, что результаты их созидательной деятельности не будут выброшены в корзину. Лучшие войдут в экспозицию выставки.


Не нарушая сказочного ритма, как и в начале, урок завершается в игровой форме. В построении финала урока помогает рассказ из книги-альбома Т.Мавриной: «И летом, и зимой, когда случаются солнечные дни, весь Полховский Майдан выносит сушить раскрашенные игрушки на воздух. Летом у пруда. А зимой раскладывают прямо на снегу фанеру, бумагу, холсты и на них всё расставляют. Снег белый, а игрушки, как полыхающая радуга – малиновое в них, зелёное, синее, жёлтое, алое. Всё такое жаркое, как будто нет никакой зимы, как будто прогнали её люди, вырастив эти дивные цветы. И в заснеженных садах они, и над замерзшей речкой Полховкой, и во дворах.

Снег и цветы – вот какое чудо! Говорят, что, когда поблизости никого нет, игрушки начинают даже водить хороводы и тихо поют. Вот уж праздник получается!»


Выходят ребята с урока, оставляя матрёшку и частичку своего детства на белой подставке возле доски. Улыбки их светлы, а в ребячьих глазах чуть-чуть видна грусть: жаль расставаться с творением своих рук. Но мы знаем – впереди у них много ещё встреч с прекрасным и мудрым творчеством русского народа.

На уроке решались не только задачи эстетического воспитания и образования школьников. Нравственно и полезно завершать работу в целом: видеть наглядно итог своего труда.

 

Список литературы

  1. Кузин В.С. Методика ИЗО в начальных классах. – М., 2011
  2. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М., 1979
  3. Осетров Е. Краса ненаглядная. – М. 2005. Русские народные промыслы: Народный университет – М., 2004
  4. Маврина Т., Рогов А. Тарарушки, тарарушки – это русские игрушки. – М., 2000



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*