Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка классного часа «Рациональный потребительский бюджет»

24.11.2014 468 757
Ушакова Елена Васильевна
Ушакова Елена Васильевна, преподаватель спец. дисциплин

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Пояснительная записка

 

Данная методическая разработка рекомендуется для использования при проведении классных часов в группах студентов младших курсов, обучающихся по специальностям экономического профиля.

Целью является ознакомление участников со структурой рационального потребительского бюджета семьи, практически закрепить навыки распределения поступивших доходов, научить ведению баланса доходов и расходов; сформировать умение коллективного обсуждения сложной информации и принятия решений в ограниченное время. Игра проводится со всей группой студентов. Из числа приглашенных избираются «эксперты». В количестве 2-3 человек. В качестве «экспертов» по рациональному потребительскому бюджету можно пригласить преподавателей, родителей, старшекурсников и на основе их предложений составить рациональный потребительский бюджет для семьи среднего достатка, наиболее соответствующий сложившимся в данный период времени условиях жизни, доходам и расходам.

Игру проводит ведущий. Он следит затем, чтобы участники игры оперировали в ходе игры суммами, близкими к реальной жизни. Если кто-то из участников значительно завышает или занижает доходы и расходы в сравнении с жизненной реальностью, ведущий советует ему откорректировать цифры.

 

Содержание игры

 

Время проведения урока – 40 минут

В игре моделируются процессы: распределения доходов семьи по основным расходным статьям бюджета, сведения баланса доходной и расходной части семейного бюджета.

 

Первый этап – Подготовительный

Участники объединяются в семьи (группы по 7—8 человек, желательно примерное равенство мальчиков и девочек). Затем участники в группах самостоятельно распределяют игровые роли:

  1. Муж
  2. Жена
  3. Сын
  4. Дочь
  5. Свекор (отец мужа)
  6. Свекровь (мать мужа)
  7. Тесть (отец жены)
  8. Теша (мать жены)
  9. Группа решает вопрос об общей фамилии семьи.


Второй этап - 5 мин.

Участники составляют характеристику семьи, обсуждая группой следующий перечень вопросов: возраст каждого члена семьи, предполагаемое место работы или учебы, профессия, наличие пенсии, предполагаемый размер заработной платы (стипендии) каждого члена семьи, возможные источники других доходов, итоговая сумма ежемесячного дохода семьи.

Все эти данные каждая семья оформляет на бланке № 1. (Приложение 1)

Один экземпляр этого бланка каждая семья сдает «эксперту».

В то время как участники работают в рамках третьего этапа над составлением потребительского бюджета своей семьи, «эксперт» внимательно знакомится с характеристиками каждой семьи на предмет выявления соответствия возраста, профессии, квалификации, размера заработной платы ее членов.

Если у «эксперта» возникают вопросы к отдельным семьям, он выясняет их и корректирует структуру и объемы доходов.

 

Третий этап - 10 мин.

Ведущий объявляет, что семьи могут приступить к планированию предстоящих расходов на один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Для этого каждой семье выдается бланк № 2 (Приложение 2), содержащий основные статьи расходов.

В процессе обсуждения статей расходов и принятия окончательного решения участники заполняют бланк № 2 как в абсолютных величинах расходов по каждой статье в руб. (графа 3), так и в процентах по отношению значения расходов по этой статье к общей сумме расходов семьи за данный месяц (графа 4).

Ведущий игры обращает особое внимание участников на необходимость соблюдения баланса доходов и расходов, то есть сумма расходов не должна превышать размер доходов каждой семьи. Кроме того, участники должны учесть, что при распределении денежных средств необходимо выделить определенные суммы на каждую статью расходов.

 

Четвертый этап - 15 мин.

После обсуждения и составления бюджетов в семьях, каждая семья сообщает «экспертам» игры основные итоги обсуждения и принятия решения, включая: сумму всех доходов, полученных за месяц; сумму всех расходов за этот же месяц по основным статьям: 1. питание, 2. одежда, 3. мебель и предметы домашнего обихода, 4. культурно-бытовые нужды, 5. алкогольные напитки и табак, 6. оплата квартиры, 7. транспортные расходы, 8. платежи, сборы, налоги, 9. накопления, сбережения; итоговый баланс, как разность суммы доходов и общей суммы расходов семьи.

Если баланс доходов и расходов отрицательный, то это означает, что данная семья живет в долг, и она должна объяснить, где взяты недостающие деньги (или где семья собирается их взять). На каких условиях семья собирается воспользоваться кредитом, может быть, взять в долг у родственников, знакомых?

Если баланс положителен, следовательно, семья закончила этот месяц с определенной экономией. Как она собирается распорядиться этими деньгами: купить ценные бумаги, отложить на крупную покупку в следующем месяце? Эти сэкономленные суммы приплюсовываются к статье «Накопления, сбережения».

После обсуждения баланса каждой семьи ведущий приступает к количественному анализу расходной части семейного бюджета. Для этого он сообщает участникам Рациональный Потребительский Бюджет (РПБ) в процентном отношении по каждой его расходной статье. Ведущий приводит примерную структуру расходной части РПБ (Приложение № 3). В зависимости от условий времени и региона может быть использована и иная структура.

Участники вписывают данные расходной части РПБ (процент по каждой статье) в  графу 5 бланка № 2.

После того как ведущий сообщил эту информацию, каждая семья сравнивает свои результаты (процент по каждой статье расходов) с соответствующими статьями рационального потребительского бюджета.

Такой количественный анализ проводится по всем расходным статьям для определения степени соответствия процента распределения расходов каждой семьи проценту Рационального Потребительского Бюджета.

Победителем в этой игре, т. е. наиболее социально зрелой семьей, объявляется группа, результаты которой ближе всего к рациональному потребительскому бюджету. Для количественного определения уровня социальной зрелости семьи можно провести расчет уровня социальной зрелости (УСЗ) по формуле:

УТЗ = 

где: Z - знак суммирования; ai- величина процента расходной статьи в бюджете семьи (графа 4 бланк № 2); bi- величина процента однотипной расходной статьи в рациональном потребительском бюджете (графа 5); сi - абсолютная величина (модуль) разности чисел «а» и «b», то есть разность, вычисленная без учета знака.

Суммирование целесообразнее проводить только по 9 основным расходным статьям. Например, у семьи Скворцовых в результате сопоставления собственных расходов статей с рациональным потребительским бюджетом получились следующие итоги, представленные в сравнительной таблице.

 

Сравнительная таблица

№ п/п

Наименование статьи расходов

Процент в семейном бюджете

Процент в РПБ

Разность по модулю

1.

Питание

40

50

10

2.

Одежда

25

18

7

3.

Мебель и предметы домашнего обихода

9

4

5

4.

Культурно-бытовые нужды

6

4

2

5.

Алкогольные напитки, табак

1

4

3

6.

Оплата квартиры

4

8

4

7.

Транспортные расходы

5

5

-

8.

Платежи, сборы, налоги

1

3

2

9.

Накопления, сбережения

9

4

5

Итого:

 

 

38

В итоге сумма разностей «сi» по модулю (без учета знака) — составила 38 единиц.

В идеале этот показатель должен приближаться к нулю, то есть проценты, отражающие суммы расходов конкретной семьи по всем статьям, полностью совпадают с однотипными статьями рационального потребительского бюджета. И чем больше отклоняется этот показатель от нуля, тем ниже уровень социальной зрелости семьи. «Эксперты» проводят анализ полученных результатов.

 

Пятый этап – (10мин.)

Обсуждается анализ полученных результатов и ход игры.

Ведущий предоставляет возможность высказаться всем желающим.

 

Заключительная часть

 

По результатам анализа расходной части бюджета семьи и сравнивая его с рациональным потребительским бюджетом, «эксперты» определяют победителей игры.

В процессе анализа хода результатов игры целесообразно обратить внимание участников на следующие моменты:

  1. Процедура обсуждения семейного бюджета. Кто чаще предлагал варианты? Какие аргументы использовали участники для убеждения других членов «семьи»? Чья точка зрения чаше всего находила понимание и поддержку? Были ли в «семье» конфликты? Как «семья» выходила из этих конфликтов? Кто стремился гасить возникающие конфликты? Какие приемы он для этого использовал?
  2. Игровые роли. Всем ли участникам удалось держаться в рамках заданной игровой роли? Какие трудности испытывали участники, играя свою роль? Кому его роль в «семье» пришлась по душе? Почему?
  3. Знание экономических реалий. Насколько хорошо участники знают реальные цены на продовольствие, на промышленные товары? Представляют ли себе, какие суммы расходует в среднем семья на оплату квартиры, культурно-бытовые нужды? Опирались ли участники при обсуждении бюджета на опыт своих (уже не игровых, а реальных) семей? Как помогал семейный опыт в этой игре? Представляли ли участники хотя бы в самых общих чертах структуру семейного бюджета?

 

Приложение 1

Бланк №1

 

Характеристика семьи __________________

                                          (фамилия)

 

№ п/п

Семейный статус

Имя Отчество

Возраст

Место работы, учебы

Предполагаемый размер зарплаты, стипендии, пенсии

1.

Муж

 

 

 

 

2.

Жена

 

 

 

 

3.

Сын

 

 

 

 

4.

Дочь

 

 

 

 

5.

Свекор

 

 

 

 

6.

Свекровь

 

 

 

 

7.

Тесть

 

 

 

 

8.

Теща

 

 

 

 

Итого:________________________


Источник дополнительных доходов семьи

1.                  __________________________________                          _____________________________

2.                  __________________________________                          _____________________________

3.                  __________________________________                          _____________________________

4.                  __________________________________                          _____________________________

Общая сумма дохода семьи за один месяц:

 

Приложение 2

Бланк №2

 

Семья __________________

                 (фамилия)

 

Общая сумма дохода семьи за один месяц __________________________

                                                                          (из бланка №1)

 

Расходная часть семейного бюджета

 

№ п/п

Наименование статьи расходов

Сумма (руб.)

Процент

Процент по РБП

Отклонение

а-в = с

1.

Питание

 

 

 

 

1.1

Хлеб и крупы

 

 

 

 

1.2

Мясопродукты

 

 

 

 

1.3

Жиры (включая масло)

 

 

 

 

1.4

Овощи

 

 

 

 

1.5

Фрукты

 

 

 

 

1.6

Сахар

 

 

 

 

1.7

Молочные продукты

 

 

 

 

1.8

Напитки

 

 

 

 

2

Одежда

 

 

 

 

2.1

Верхняя одежда

 

 

 

 

2.2

Белье

 

 

 

 

2.3

Головные уборы

 

 

 

 

2.4

Чулочно-носочные изделия

 

 

 

 

2.5

Обувь

 

 

 

 

3.

Мебель и предметы домашнего обихода

 

 

 

 

4.

Культурно-бытовые нужды

 

 

 

 

5.

Алкогольные напитки и табак

 

 

 

 

6.

Оплата квартиры

 

 

 

 

7.

Транспортные расходы

 

 

 

 

8.

Платежи, сборы, налоги

 

 

 

 

9.

Накопления, сбережения

 

 

 

 

Общий итог: (руб.)




 

Приложение 3

 

Расходная часть Рационального Потребительского Бюджета (РПБ) по Андроповскому району

 

№ п/п

Наименование статьи расходов

Процент по отношению ко всей сумме расходов

1

2

3

1.

Питание

70

1.1

Хлеб и крупы

14

1.2

Мясопродукты

10

1.3

Жиры (включая масло)

15

1.4

Овощи

8

1.5

Фрукты

15

1.6

Сахар

18

1.7

Молочные продукты

10

1.8

Напитки

10

2

Одежда

10

2.1

Верхняя одежда

2,0

2.2

Белье

1,0

2.3

Головные уборы

0,5

2.4

Чулочно-носочные изделия

1,5

2.5

Обувь

5

3.

Мебель и предметы домашнего обихода

1,5

4.

Культурно-бытовые нужды

2,0

5.

Алкогольные напитки и табак

1,0

6.

Оплата квартиры

10

7.

Транспортные расходы

3,0

8.

Платежи, сборы, налоги

1,5

9.

Накопления, сбережения

1,0

Итог: 100%

 

Информационные источники

  1. Платонов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. – М. Профиздат, 1991 г.
  2. Подиновский В.В. Методические разработки и рекомендации по деловым играм М. 1995 г,
  3. Шляхова Л.С. Методические указания к деловой игре. Одесса. 1994г.
  4. Фишер С., Дорнбум Р., Шмалензи Р. Экономика Москва «Дело» 1993 г.
  5. Романов Н.И. Экономическая игротека М. «Финансы и статистика» 1994



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*