Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Конкурс «Зодчие»

21.11.2014 274 466
Московченко Наталья Тимофеевна
Московченко Наталья Тимофеевна, преподаватель профессионального модуля «Проектирование зданий и сооружений»

Калачеевский аграрный техникум

Аннотация

Данная работа рекомендована в качестве методической разработки преподавателям при проведении занятий с использованием современных технологий. Предоставленный материал может быть частично использован для значительной аудитории при проведении внеклассного мероприятия. Методическая разработка отражает организацию конкурса и сценарий его проведения. Цель работы – развивать у студентов умение анализировать, сравнивать, выделять главное, развивать творческие способности, эстетический вкус, любовь к избранной профессии.

 

Содержание

1.Введение

2 Цели занятия

3. Организация и проведение мероприятия

4. Подведение итогов.

5. Заключение.

 

1. Введение

Раздел «Архитектура зданий» изучается по ПМ01. МДК01.01. «Участие в проектировании архитектурно-конструктивной части проекта.» в средних учебных заведениях специальности 08.02.01. «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Данный ПМ является одним из первых при обучении специальности в целом.

Поэтому, от того, как студенты воспримут начало обучения по ПМ, зависит успех изучения всех последующих ПМ. Изучая раздел «Архитектура зданий», нельзя ограничиваться изложением «сухих» фактов из учебника. Даже поиски интересных фактов недостаточны. Необходимо искать наиболее активные формы и методы обучения.

Одной из эффективных форм организации занятий является урок-конкурс. Предлагаемый в данной методической разработке. Конкурс «Зодчие» может проводиться и как итоговое занятие по разделу «История архитектуры», как внеклассное мероприятие и как занятие кружка.

 

2. Цели проведения конкурса:

  • проверка и углубление знаний,
  • развитие умений применять полученные знания, анализировать, сравнивать, выделять главное, отличать рациональное от нерационального,
  • развитие творческих способностей,
  • повышение интереса к предмету, к избранной специальности,
  • развитие умения говорить языком специалиста,
  • развитие эстетического вкуса,
  • совершенствование навыков коллективной работы.

 

3. Организация и проведение конкурса

Для проведения конкурса, который проводиться между группами в актовом зале, необходимо подготовить зал, оборудование, оформить сцену.         

На сцене устанавливаются столы (по количеству команд) и стулья (по количеству участников). На столах должны быть таблички с указанием номера группы и названия команды.    

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, фортепиано, микрофоны.

В зале определяются места для болельщиков с указанием номера группы, места для зрителей, для жюри. Для жюри должны быть подготовлены оценочные листы.

Необходимо предусмотреть эстетическое оформление сцены и зала, соответствующее тематике конкурса. Это могут быть название конкурса (красочное оформление), высказывания об архитектуре, изображение памятников архитектуры, приветствие всем участникам конкурса и др.


Состав участников

В конкурсе принимают участие все группы студентов, изучающих ПМ01. От каждой группы выбирается команда из пяти человек, которая должна придумывать себе название, девиз. Болельщиками являются обычно студенты этой же группы. 

Назначается жюри конкурса. В его состав входят преподаватели модуля (два - три человека). Возглавляет жюри чаще всего председатель цикловой комиссии или заведующий отделением.

Кроме команд, в конкурсе принимают участие ведущий (преподаватель или студент) и два помощника: один работает с ноутбуком и проектором, другой – с участниками команд и болельщиками. Привлекается также музыкант.

 

Методика проведения конкурса, его оценка

Цель проведения этого конкурса: выяснить, как трансформировались в сознании студентов сведения, полученные на занятиях и при самостоятельной работе, видят ли они связь изучаемого с будущей профессией, научились ли они в отдельных элементах памятников архитектуры видеть «ноты», из которых создается архитектурный облик известных произведений зодчества.

Конкурса проводиться в актовом зале и состоит из нескольких отдельных конкурсов.     Продолжительность его - два часа.

Вступлением может быть выразительно прочитанное стихотворение (например, Д. Кедрина «Зодчие») под музыкальное сопровождение. Это придаст торжественность, вызовет интерес и подключит внимание всех присутствующих, настроит команды и болельщиков.

Далее во вступительном слове ведущий говорит о самом близком человеку искусстве – архитектуре, ее силе и красоте, раскрывает значение архитектурного наследия, его связь с современным строительством.

Ведущий называет цели проведения конкурса, объясняет порядок работы, критерии оценки, представляет членов жюри, своих помощников, а потом команды представляют себя в первом конкурсе.


Первый конкурс - «Представление команд»

Вызывается поочередно команды групп. Им предлагается самим представить себя. Оглашается название команды, девиз. Команды представляют свои эмблемы, приветствие, песню, любой сюрприз, который оценивается поощрительным баллом.

Оценка конкурса-3 балла. Жюри объявляет оценки в баллах за каждый конкурс и с нарастающим итогом, что способствует повышению интереса у присутствующих, вызывает дух состязательности.


Второй конкурс - «Разминка»

Участвуют все команды. Ведущий задает вопросы которые дублируются на экране, участники поднимают руки и отвечают. Можно подготовить вопросы для каждой команды, но лучше, если каждый вопрос будет обращен ко всем участникам. При этом можно выяснить, у кого более развита быстрота мышления, память, умение анализировать факты. Помощник ведущего следит, кто из участников команд первым поднимет руку, то есть готов дать ответ. За правильный ответ команда получает 2 балла. Если ни одна из команд не может дать правильный ответ, на помощь приходят болельщики. Помощник ведущего должен внимательно следить за реакцией болельщиков, дать возможность ответить болельщику, первому, поднявшему руку. За правильный ответ болельщика соответствующей команде присуждается 1 балл. Если на все вопросы правильно отвечают участники команд, то, чтобы заинтересовать болельщиков и привлечь их к активному участию в игре, можно предложить им хотя бы один-два вопроса, специально подготовленные для них. С примерными вопросами, предлагаемыми для этого конкурса, можно ознакомиться в сценарии (приложение).


Третий конкурс - «Учимся говорить языком архитектуры»

Этот конкурс - на знание архитектурных терминов.

Примечание.  На занятиях по архитектуре с самого первого урока студентам предлагается вести «архитектурный словарик», куда они выписывают новые для них архитектурные термины. Причем, на уроках дается пояснение этих терминов, но записываются только термины, а дома предлагается дать пояснение.

Проверяется быстрота мышления участников команд, глубина усвоения понятий, с которыми они встречаются на специальных предметах, кто из участников отвечает чаще, насколько полно задействованы члены команды.

Для определения порядка участия команд в конкурсе каждой из команд в течении двух минут предлагается отвечать на вопросы, которые задает ведущий и которые дублируются на экране. За это время необходимо дать, как можно больше правильных ответов. Примерные вопросы и ответы к ним даны в сценарии.

Конкурс оценивается по формуле: количество баллов равно количеству правильных ответов команды.

 

Четвертый конкурс - «Мини- экскурсия».

Цель его проведения: выяснить, насколько у участников каждой команды развита зрительная память, научились ли они узнавать знаменитые памятники архитектуры по отдельным признакам, присущим только им, выяснить, как они умеют работать коллективно. При подготовке этого конкурса нужно выбрать изображения (по числу команд) таким образом, чтобы они были похожи, но в то же время отчетливо видны характерные особенности. Например, можно выбрать иллюстрации из книги «Художественный язык архитектуры», автор А.В. Иконников: интерьеров Пантеона, центрального зала храма Святой Софии в Константинополе, терм Диоклетиана (см. сценарий, ответы представлены в приложении). Каждая иллюстрация проецируется на экране. Разыгрывается игровая ситуация (смотри сценарий конкурса). Каждой команде выдаются конверты, в которых находятся «перепутанные» сведения сразу о трех памятниках архитектуры. Затем выдается задание каждой команде: по одной иллюстрации (для каждой команды конкретно) выбрать сведения, соответствующие только этому памятнику архитектуры, назвать этот памятник и через пять-семь минут провести «мини-экскурсию». Конкурс оценивается по 5 бальной системе. За дополнительные сведения, не включенные в записи, команда может получить еще 2 балла.

 

Пятый конкурс - «Назови стиль».

Этот конкурс проводиться, пока команды готовятся к «мини-экскурсии». Участвуют все болельщики.

Цель конкурса: проверить умение отличать стили архитектуры по характерным признакам.

Задание: назвать стиль, в котором выполнена постройка.

На экране демонстрируется изображение постройки. Болельщик, первый поднявший руку, отвечает. Затем - следующее изображение и т. д.

В сценарии можно ознакомиться с представленными иллюстрациями, а в приложении 5- с правильными ответами.

Демонстрация на экране может сопровождаться музыкой, которая поможет студентам узнать время, когда была выполнена постройка. Например, для разных стилей могут быть подобраны музыкальные оттенки:

  • романтический стиль-тяжеловесность, замкнутость, уединенность;
  • готический стиль-динамика, устремленность вверх;
  • ранний Ренессанс- радость возрождения;
  • поздний Ренессанс - некоторое разочарование, переход к замысловатости.

Соответственно этому подбирается и музыка (импровизация).

 

4. Подведение итогов.

После проведения всех конкурсов подводят итоги, выявляются и награждаются победители.

Жюри на оценочных листах подсчитывает общее количество баллов по каждой команде. Председатель жюри объявляет результаты и победителей, занявших 1,2, 3 места. Можно прокомментировать выступление команд, указать положительные и отрицательные стороны. 

С заключительным словом выступает преподаватель, ведущий предмет. Он говорит о том, в какой мере были реализованы цели проведения конкурса, благодарит всех участников и болельщиков конкурса, что получилось и что нет.

Немаловажное значение имеет награждение победителей. Желательно, чтобы призы были подобраны по теме конкурса. Это могут быть книги, иллюстрации по архитектуре, зодчеству, книги о выдающихся архитекторах.

Возможно, многие студенты впервые сталкиваются с художественной литературой по предмету, поэтому важно дать им установку на восприятие содержания, заинтересовать их.

 

5. Заключение.

Опыт проведения конкурса «Зодчие» дает положительные результаты: повышается заинтересованность студентов в обучении по специальности. С заданиями студенты справляются. Повышается их заинтересованность в результате своего труда, ответственность за свою и коллективную работу, становится характерным ее творческое осмысление.

Проведение конкурса позволяет повысить качество знаний, а преподавателю - оценить качество своего труда.

 

Сценарий конкурса «Зодчие».

Звучит музыка. Под музыкальное сопровождение выходит ведущий, читает отрывок из поэмы «Зодчие» Д. Кедрина.

Произведением Д. Кедрина «Зодчие» мы открываем сегодня наш конкурс. Поэма о самом близком человеку искусстве – архитектуре, о ее красоте и силе, о зодчих, которые создают «застывшую музыку».

«Архитектура - тоже летопись мира; она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничего не говорит о погибшем народе» - сказал русский писатель Н. В. Гоголь,  и это очень верно.

Вы - будущие строители, вам предстоит проектировать здания, которые предстанут перед нашими потомками не только в XXI, но и в XXII веке. А без знания архитектурного наследия сделать это невозможно. Современное строительство приняло необыкновенные масштабы. Поэтому особенно важно знать, как шаг за шагом человек, преодолевая трудности, создавал смелые по замыслу и прекрасные по форме сооружения. Ведь именно в памятниках зодчества отложилась накопленная в течение столетий мудрость многих поколений строителей, те закономерности, которые не могут не распространятся и на строительство в наши дни.

Итак, сегодня соревнуются наши «юные зодчие».

 

1-й конкурс - «Представление команд»

На сцену приглашается команды групп____________________________________

(Команда представляет себя)

Команда____________________(название, группа)__________________________________

Выступает под девизом:_________________________________________________________

Представление болельщиков, членов жюри, других участников конкурса (помощник, музыкальное сопровождение).

 

2 –й конкурс – «Разминка»

Ведущий: А сейчас мы проведем разминку. В ней примут участие все команды и все болельщики. Каждый правильный ответ оценивается двумя баллами (если отвечают члены команд). Если команда не находит правильный ответ, на помощь приходят болельщики. За правильный ответ болельщиков – I балл команде.

ВОПРОСЫ

1. За две тысячи лет до наших дней в Риме, во времена императора Августа, жил и работал архитектор Марк Поллион Витрувий. Он строил обычные для того времени дома, общественные здания, базилики. И, стремясь передать другим зодчим, своим ученикам, приобретенный опыт, он написал ученое сочинение об архитектуре, которое называлось «Десять книг о зодчестве». Это первое теоретическое сочинение об архитектуре, известное нам. Читаем, выясняем, что римского архитектора, прежде всего, волновал вопрос - каковы основные стороны архитектуры:

- Есть только три качества, которым должно отвечать архитектурные сооружения, - говорит Витрувий, это…?

2. В 1828 году русский путешественник Андрей Николаевич Муравьев прибыл в город Александрию (Египет). Его воображение поразила встреча с представителями древнейшей цивилизации, которые были выставлены на продажу.

Позднее, в 1832 году, за 64 тысячи рублей они были куплены и привезены в Россию, в г. Петербург. Везли их в трюмах, в огромных клетках. На губах их застыла улыбка, на лбу извивалась змея. Спину покрывал плащ, на шею ниспадало ожерелье. А. С. Пушкин не раз любовался ими. Им посвящали стихи А. Блок, В. Пастернак, В. Иванов, В. Брюсов.

И через кровли низких зданий,

Все, озирая пред собой,

Ты видишь в утреннем тумане….? (В. Брюсов).

3. В 1927 году вышла в свет книга Николая Виноградова «Соловецкие лабиринты», в которой рассказывается о лабиринтах, обнаруженных на островах Соловецкого архипелага. Вот, что пишет писатель: «Все они имеют круглую или округлую форму, что говорит о связи с солнцем. Круги спиральных и круглых и дуги подковообразных лабиринтов указывают на годичные движения Солнца, то поднимающегося, то опускающегося за горизонт». Лабиринтами на севере Европы заканчивается ряд древних памятников. Каких?

4. Древний мир знал семь классических чудес. Пять из них – Творения архитекторов. Перечислите их.

Ведущий: Итак, участники настроились на игру. И мы приступаем к проведению 3-го конкурса.

 

3-конкурс - «Учимся говорить языком архитектуры».

Этот конкурс – на знание архитектурных терминов. Чтобы определить порядок участия команд в конкурсе, приглашаются по одному представителю на жеребьевку. Сейчас каждой команде в течение двух минут будут заданы вопросы. Ваша задача: за это время дать, как можно больше правильных ответов. Оценивается конкурс по следующей формуле: количество баллов равно количеству правильных ответов.

Вопросы и ответы конкурса «Учимся говорить языком архитектуры»

1. Арочный мост для пропускания воды по желобу   (акведук).

2. Католическая часовня       (капелла).

3.Общественная рыночная площадь в древнем Риме    (форум).

4. Как назывались готические храмы?   (соборы).

5. Дворец, городской особняк в Италии   (палаццо).

6. Верхняя часть колонны, являющая отличительным элементом стиля   (капитель).

7. Самая ранняя постройка готического стиля   (Собор Парижской Богоматери).

8. Массивные стены, маленькие окна, двери арочного типа    (романский).

9. Название эпохи, когда трудились Андреа Палладио, Виньола   (позднее Возрождение).

10. Городская крепость в древней Греции   (акрополь).

11. Завитки в капители ионического ордера   (валюты).

12. Платформа ступенчатого основания греческого храма  (стилобат).

13. Древнеримские общественные бани   (термы).

14. В каком городе дома построены на воде?      ( Венеция).

15. Порядок в расположении частей древнеримских и древнегреческих зданий   (ордер).

16. Самый большой амфитеатр в древнем Риме     (Колизей).

17. Вертикальная опора в виде женщины с корзиной или цветами на голове  (Кариатидада).

18. Священный цветок, форма капители колонны в Древнем Египте   (лотос).

19. Ряд арок, опирающихся на столбы или колонны   (аркада).

20. Стиль эпохи Возрождения    (Ренессанс).

21. Выемки, облегчающие вес купола Пантеона    (кессоны).  

22. Круглое окно в романской и готической архитектуре   (роза).

23. Обработка фасадной стены в виде больших камней    (рустовка).

24. Верхний слой крыши, устраиваемой из водонепроницаемых материалов   (кровля).

25. Древнеримское сооружение для зрелищ, подобных современному цирку    (амфитеатр).

26. Нижняя часть колонны     (база).

27. Опора в виде мужской статуи     (атлант).

28. Выступающая площадка на фасаде здания, огражденная перилами   (балкон).

29. Поместье, загородная усадьба, дворец в Италии    (вилла).

30. Гробница, название идет от гробницы царя Мавсола       (мавзолей).

31. Надгробное сооружение древнего Египта   (пирамида).

32. Перекрытие, имеющее снизу вогнутую кривую поверхность   (свод).

   Ведущий: Слово – жюри.  (Члены жюри подводят итоги предыдущего конкурса.)

   Ведущий: Итак, итоги подведены. Но победа – крылатое существо, как считали греки. Поэтому вся борьба впереди.

 

4-й конкурс – «Мини- экскурсия».

4-й конкурс мы условно назвали «Мини-экскурсия». Сейчас на экране вы увидите памятники архитектуры античных государств. Для несведущего человека они могут показаться очень похожими.

Помощник ведущего: Показываем на экране три фотографии, звучит музыкальное сопровождение.

Ведущий: Представьте себя в роли начинающего экскурсовода. Через пять минут вам нужно провести мини- экскурсию, рассказав об одном из этих памятников. Экскурсанты уже ждут вашего рассказа. И тут вы обнаруживаете, что записанные вами сведения о них  перепутаны. Они в этих конвертах (раздаются командам помощником ведущего). Вам необходимо за пять минут выбрать из всех записей только сведения на тему вашей экскурсии.

Оценка конкурса – 5 баллов. За дополнительные сведения, не включенные в записи, вы можете получить еще 2 балла. За неправильно выбранные сведения баллы снижаются.

 

5-й конкурс – «Назови стиль».

Ведущий: Пока команды готовятся, мы проведем конкурс болельщиков «Назови стиль».

Помощник ведущего показывает на экране фотографии памятников архитектуры, а вы должны назвать стиль этой постройки. За правильный ответ ваша команда получит 1 балл, а вы получите приз. (При демонстрации фотографий звучит музыка).

Ведущий: Время подготовки наших экскурсоводов закончилось. Они провели все записи в систему. Сейчас начнется экскурсия. (Команды проводят экскурсию, демонстрируются фотографии).

Ведущий: Жюри подводит итоги, мы переходим к заключительному этапу нашего конкурса под названием «Путешествие в старый город».

 

Литература

  1. Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. - М. : Изобразительное искусство,1983.
  2. Бартенев И.А. От пирамид до современных зданий. - Л.: Искусство, 1962
  3. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. - М.: Просвещение, 1979
  4. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. - М.: Искусство, 1985
  5. Черняк В.З. Семь чудес и другие. - М.: Знание, 1983
  6. Хочу все знать: научно – художественный сборник, - Л.: Детская литература, 1988
  7. Иванова П.Е. Воронеж Справочник для туристов. - Л.: Лениздат, 1968



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*