Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Портфолио: типичные недостатки (мнение и советы эксперта)

13.11.2014 1582 1 3178
Щедрин Сергей Васильевич
Щедрин Сергей Васильевич, методист, к.п.н.

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

За более чем 10-летнюю практику работы в составе группы Министерства образования Саратовской области по экспертной оценке профессиональной компетентности и результативности деятельности педагогов дополнительного образования у меня сложилось определенное мнение относительно недостатков, которые наиболее часто встречаются в портфолио педагогических работников – соискателей квалификационной категории, а также возникли ряд пожеланий (советов), которые, как я надеюсь, не только помогут Вам безболезненно пройти процедуру аттестации, но и сделают процесс экспертной оценки портфолио более легким и приятным для самого эксперта.

 

Среди типичных недостатков, встречающихся в портфолио, можно перечислить следующие:

1. Не соблюдается установленная форма портфолио, его структура, последовательность изложения разделов, вопросов. Если такое портфолио минует процедуру приема документов для аттестации и попадает в руки эксперта, то время проведения экспертизы портфолио увеличивается, что не прибавляет симпатий эксперта к соискателю. В связи с этим Вам, при составлении портфолио, не стоит полагаться на образцы «седой старины», а лучше посетить портал (сайт) Вашего Министерства образования (или другого органа государственной власти субъекта Российской федерации в сфере образования в Вашем регионе) и найти область данных (файл) «Аттестация педагогических  и руководящих работников» или «Аттестация педагогических  работников», или что-то подобное (напр. [1], [2], [4]).

2. Нередки случаи, когда доказательная база Вашей профессиональной компетентности и результативности деятельности (справки, приказы, сертификаты, свидетельства, грамоты и другое) недостаточна. Соискатель – лицо заинтересованное, поэтому эксперт, знакомясь с портфолио, как бы он не был доброжелательно настроен к соискателю, всегда ищет соответствующие официальные подтверждающие документы. Перечень таких документов по должностям педагогических работников приводится либо в методических рекомендациях Министерства образованием для подготовки портфолио к аттестации (напр. [1]), либо, в случае, когда используется бальная система экспертной оценки, – в таблицах критериев и показателей профессиональной компетентности и результативности деятельности (напр. [4]).

Наиболее часто в ходе экспертной оценки портфолио и поиска подтверждающих документов встречаются следующие ситуации:

  • отсутствие внешнего сертификата (свидетельства), подтверждающего статус авторской для образовательной программы, подготовленной соискателем. Справка за подписью руководителя учреждения, в данном случае, малозначима и подтверждающим документом не является;
  • собранные официальные документы подтверждают обобщение соискателем опыта педагогической деятельности на конференции (семинаре, симпозиуме и т.п.), но не подтверждают презентацию результатов инновационной (исследовательской) деятельности соискателя (как и наоборот), ввиду того, что соискатель путает одно направление своей профессиональной деятельности с другим;
  • сертификат или программа, подтверждающие факт доклада (выступления) соискателя на конференции (семинаре, симпозиуме и т.п.) подменяется сертификатом участия.

3. Часто среди педагогических (образовательных) технологий, используемых соискателем, в портфолио указываются здоровьесберегающие технологии, вместо здоровьесберегающих образовательных технологий. На мой взгляд, цель первых заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье субъектов образовательного процесса, они рассматриваются как альтернатива угрозе здоровью, исходящей из источников, так или иначе связанных с образовательным процессом. Вторые жеэто педагогические технологии, образовательные программы, методы взаимодействия субъектов образовательного процесса и т.п., которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Впрочем, путаница в этих понятиях свойственна и ряду источников из Интернета (напр. [10]), поэтому по завершении экспертной оценки портфолио я информирую при необходимости соискателя о своей точке зрения, но на ее правильности не настаиваю.

4. Часто среди современных методов активного социально-психологического обучения, используемых соискателями, указываются сократовский метод, дискуссия, диспут, беседа. Действительно, перечисленные методы являются методами активного социально-психологического обучения, но традиционного, поскольку их история насчитывает более 20 веков. К современным же относятся, например, деловые и организационно-деятельностные игры, мозговые штурмы, круглые столы, тренинги и другое.

5. Практически в каждом портфолио встречаются орфографические и грамматические ошибки. Если орфографических (грамматических) ошибок немного, то, как правило, внимания на них в ходе экспертной оценки портфолио не обращаешь (сам грешен …), однако если они встречаются относительно часто, то возникают определенные сомнения в способности соискателя квалифицированно выполнять свои профессиональные обязанности.

   Из портфолио руководителя структурным подразделением одного из МОУ ДОД г. Саратова: «… в начале года уволился методист, в середине учебного года – педагог-психоло,. что значительно повлияло на ослабления кадрового потенциала и как результат – понижение эффективности работы отдела». Ну методист уволился, это ладно, но если увольняется педагог-психоло – это уже серьезно ввиду его уникальности.

6. Значительно хуже приходится эксперту, когда частично (а иногда и полностью) утерян контекст предложения (фразы) и эксперту, аки «ежику в тумане», приходится лишь догадываться о смысле.

   Из портфолио воспитателя одного из детских домов в Саратовской области: «Анализируя мною входящую диагностику, я определила уровень ценностной ориентации …». Между прочим, автор имеет высшее образование по специальности «Русский язык и литература».

7. Практически в каждом портфолио встречаются речевые штампы. Вообще-то для эксперта это неплохо – легче расшифровывается смысл предложения (фразы). Важно, чтобы таких штампов было не слишком много и они употреблялись правильно. Изменения, которые вносятся в речевые штампы, должны быть продуктивными и понятными.

8. Нередки случаи, когда соискатели неправильно употребляют понятия, термины, принятые в педагогике, что вызывает определенные сомнения в теоретических знаниях соискателей. Желательно, чтобы в процессе подготовки портфолио Вы ознакомились со статьей 2 в [13], а также выяснили содержание других понятий, терминов в Интернете. Причем учтите, что в последнем случае, формулировки понятий, терминов педагогики у разных авторов в статьях (учебниках, учебных пособиях и т.п.) из Интернета (как и в печатных изданиях) могут существенно отличаться, значительная часть таких формулировок с вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» устарела.

9. Нередко в тексте портфолио встречаются сокращения, которые не являются общепринятыми.

   Из портфолио педагога одного из ГОУ ДОД г. Саратова: «… является членом ППО ОДЭЦ». С некоторым усилием догадался, что имеется ввиду первичная профсоюзная организация учреждения, в котором работает соискатель. Конечно, краткость – сестра таланта (да и бумага экономится), однако у меня возникли  ассоциации то ли с ПВО, то ли с известным местом туловища человека.

 

На какие моменты следует обратить свое внимание соискателю при подготовке портфолио, а также при процедуре аттестации?Мои предложения (советы) следующие:

1. Нередко, в ходе проведения экспертной оценки портфолио складывается впечатление, что оно писалось в условиях дефицита времени («впопыхах»). Отсюда – ошибки, приведенные выше в пунктах 1,2, 5-7; не единичны случаи, когда в портфолио приводится вместо динамики статика достижений обучающихся, не отражена система деятельности соискателя по использованию в образовательном процессе методик работы с отдельными категориями обучающихся, отсутствует информация об обучающихся, участвующих в социально ориентированных проектах, социально значимых акциях, конкурсах и другое. Понятно, что все это уменьшает вероятность получения положительной экспертной оценки. Следует также учесть, что, помимо прочего, такая спешка нередко влечет, по результатам моих наблюдений и бесед с соискателями, ухудшение психического (психологического), а иногда и физического здоровья соискателя.

В связи с вышесказанным встает извечный вопрос моего земляка Н.Г. Чернышевского: «Что делать?».

В зависимости от степени готовности подтверждающих документов, имеющихся у Вас умений и навыков по составлению (дополнению, изменению структуры и содержания) портфолио и т.п., подготовку портфолио необходимо начать как минимум за 2-6 месяцев до момента подачи заявления на аттестацию. Идеальным является, как зачастую рекомендуют в различного рода инструкциях, начать оформление портфолио с момента предыдущей аттестации, однако будем реалистами …

2. В моей практике эксперта встречаются случаи, когда допускались ошибки в подтверждающих документах из организации, где работает соискатель (справки, приказы и др.). Конечно, формально соискатель не виноват, но у меня складывалось общее негативное впечатление о самой организации, что влекло более тщательный просмотр других документов портфолио.

    Из приказа от 12.07.2009 г. по одной из кадетских школ-интернатов г. Саратова: «Не во всех взводах лица суточного наряда назначаются в предыдущий день заступления и не доводятся на вечерней проверке». Стилистику такого приказа мне, человеку сугубо гражданскому, понять трудно. Вот только интересно, а как справляются со своими обязанностями «лица суточного наряда», которых все же «довели» (кстати, до чего?) на вечерней проверке?

Что делать? Справки за подписью руководителя учреждения в подавляющем большинстве случаев пишет сам соискатель – просто подобные документы надо более тщательно вычитывать. Сложнее с приказами, но надо постараться убедить руководителя учреждения внести задним числом исправления в текст приказа, или, хотя бы, устранить ошибки в копии приказа, помещаемого в портфолио.

3. Считается, что чем большее число современных педагогических (образовательных) технологий использует педагог в своей профессиональной деятельности, тем выше его квалификация. Так, например, в критериях и показателях профессиональной компетентности и результативности деятельности преподавателя психологии системы среднего профессионального образования рекомендации Министерства образования Саратовской области по оценке показателя выглядят следующим образом [4]:

  • 1б - владеет 1-2 технологиями и методиками;

  • 2б  - владеет 3-4 технологиями и методиками;

  • 3б - владеет 5 и более технологиями и методиками.

На мой взгляд здесь допускается ошибка принципиального характера.

«Педагогическая технология – специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения» [7].

В литературе, говоря о педагогических технологиях, очень часто подразумевают под этим понятием технологии обучения, как«законосообразную педагогическую деятельность, реализующую научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающую значительно более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем традиционные способы обучения» [12].

Понятие «образовательная технология» (технология обучения) не является общепринятым в педагогической традиции. В документах ЮНЕСКО технология обучения  рассматривается как «системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия» [5].

Педагогическая технология (технология обучения или воспитания) – это системная категория, структурными составляющими которой являются:

  • цели обучения (воспитания);
  • содержание обучения (воспитания);
  • средства педагогического взаимодействия;
  • организация учебного (воспитательного) процесса;
  • обучающийся и педагог;
  • результат деятельности.

Из вышесказанного понятно, и это мое мнение, что в образовательном процессе учреждения может применяться лишь одна педагогическая технология.

Что делать? Ваши действия могут быть следующими:

1) если от Вас требуют лишь владения несколькими педагогическими технологиями, то смело указывайте технологии, которыми Вы «владеете», поскольку этот термин не означает их практического использования в образовательном процессе учреждения;

2) если от Вас требуют результаты практического использования педагогических технологий в образовательном процессе, то безопаснее всего указать, в числе других, педагогику сотрудничества [6], акмеологический подход [17], информационные технологии [3] – все они  традиционно считаются  технологиями (хотя первые две ими не являются) и хорошо совместимы с современными педагогическими технологиями: технологиями личностно-ориентированного обучения, технологиями развивающего обучения, игровыми технологиями и другими;

3) если от Вас требуют владения несколькими педагогическими технологиями и методиками обучения (воспитания), то смело указывайте педагогическую технологию, реализуемую в Вашем образовательном учреждении и методики обучения (воспитания), реализуемые в рамках этой технологии.

4. В мои должностные обязанности в ГБПОУ «Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва» входит оказание помощи педагогическим работникам училища при подготовке ими портфолио для аттестации. Причем всегда мы сталкивались с одним и тем же – некоторые из показателей, используемых для оценки профессиональной компетентности и результативности деятельности педагогических работников среднего профессионального образования, оказываются неприемлемыми. Основной причиной этого является бездумный перенос системы оценок, используемых для аттестации педагогических работников общего образования, в среднее профессиональное образование. Студент учреждения среднего профессионального образования именуется в тексте документов учащимся или ребенком, преподаватель – учителем, учебное занятие – уроком, а учебная дисциплина (междисциплинарный комплекс) – предметом. Приведенные примеры – лишь «цветочки»; по тексту документов, используемых для оценки профессиональной деятельности педагогических работников среднего профессионального образования, щедрой рукой их авторов разбросаны многочисленные «ягодки».

Так, в 2013-14 учебном году, в процессе оказания необходимой помощи при подготовке портфолио педагогу-психологу и преподавателю училища, я был вынужден провести экспертизы документов Минобразования Саратовской области «Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности педагога-психолога системы среднего профессионального образования» и «Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности преподавателя специальных дисциплин и мастера производственного обучения ОУ НПО  СПО». В ходе экспертиз было выявлено более 40 существенных недостатков в формулировках ряда критериев, показателей и проявлений показателя. Информация о результатах экспертиз была направлена в соответствующие экспертные группы Минобразования Саратовской области.

Что делать, если в Вашем регионе при процедуре аттестации используется система бальных оценок деятельности педагогического работника и Вы оказались в описанной ситуации? На основании опыта подготовки портфолио работников училища и результатов аттестации, могу посоветовать следующее.

В справках по «сомнительным» показателям мы всегда, после соответствующей аргументации,  делали вывод о том, что данный показатель нельзя применять для оценки профессиональной компетентности и результативности деятельности педагогического работника среднего профессионального образования по данной должности, а общая сумма баллов, которые нужно набрать соискателю для присвоения заявленной квалификационной категории, должна быть уменьшена на количество баллов по данному показателю.  Во всех случаях, кроме одного (эксперт был пенсионером и бывшим военным), эксперты согласились с нашими предложениями.

5. Может случиться так, что результаты экспертной оценки Вашего портфолио окажутся отрицательными.

Что делать?

Во-первых. В работе моей экспертной группы (как и ряда других экспертных групп Министерства образования Саратовской области) существует практика ознакомления соискателя с выявленными в портфолио недостатками  до момента подписания заключения экспертной группы по результатам экспертной оценки портфолио, а также предоставления (с согласия председателя экспертной группы, если недостатки не являются значимыми) времени (обычно до недели) на их исправление. Во всех случаях, к которым я оказался причастен, соискатели успешно справлялись с этим «дополнительным заданием».

Во-вторых. Если подобной практики  в экспертной группе нет, то в любом случае после экспертной оценки портфолио Вас обязаны пригласить в экспертную группу (комиссию) и ознакомить с результатами экспертизы в присутствии эксперта, который проводил эту экспертизу. В зависимости от результатов беседы с экспертом и аргументов, которые он привел для обоснования причин отказа в присвоении заявленной квалификационной категории, Ваши действия могут быть следующими:

1) эксперт – он тоже человек и, как все люди, может ошибаться. В моей практике такие ситуации были, правда, число их можно «пересчитать по пальцам одной руки» (Вы мне верите?). В этом случае в заключение экспертной группы вносятся соответствующие изменения и Вы остаетесь в приятном ожидании решения главной аттестационной комиссии Министерства;

2) аргументация эксперта убедительна и, тяжело вздохнув, Вы утешаете себя тем, что получен определенный опыт и уж через год …;

3) аргументация эксперта не убедительна и здесь возможны варианты:

  • Вы отказываетесь вследствие каких-либо причин (Вы – меланхолик и боитесь конфликтных ситуаций; Вы боитесь санкций руководства; Вы думаете, что «все они там бюрократы-дураки и не заслуживают …» или др.) от подачи заявления о своем несогласии с результатами экспертизы в главную аттестационную комиссию Министерства. Такое решение, на мой взгляд, непродуктивно, хотя бы, помимо прочего, из следующего соображения. Как бы Вы ни объясняли ситуацию значимым для Вас людям, в подсознании у последних все равно останется мысль о том, что Вы не заслуживаете заявленной квалификационной категории. Генри Лонгфелло: «Мы судим о себе по тому, чего мы способны добиться; другие судят о нас по тому, чего мы добились»;
  • Вы подаете заявление о своем несогласии с результатами экспертизы в главную аттестационную комиссию Министерства. Перед заседанием комиссии еще раз «проштудируйте» содержание своего портфолио и подберите аргументы. Не менее важным является выбор стиля поведения на заседании комиссии с учетом своих личностных качеств, Я-концепции и информации о личности членов комиссии.

Любопытно, что из всех категорий педагогических работников дополнительного образования наиболее (и намного) эгоцентричны, жестко отстаивают свою позицию, склонны к конфликтным ситуациям преподаватели бальных танцев. В общении с ними меня, как эксперта, спасало то, что к перечисленным личностным качествам прилагался развитый интеллект, мотивация на самосовершенствование, стремление выразить свое «Я» и ряд других. Полученный опыт взаимодействия показался настолько интересным, что повлек за собой проведение исследования, результаты которого были опубликованы в Информио ([14]).

 

И, наконец, о главном. Берегите эксперта (как и «природу, мать вашу») и, по мере возможности, постарайтесь облегчить выполнение его миссии. Поверьте, что проведение экспертиз некоторых портфолио – дело довольно тяжелое, порою мучительное. Всегда крайне обидно, когда, знакомясь с материалами портфолио, видишь человека яркого, самобытного, неординарного, однако, при бальной системе оценки профессиональной деятельности педагога, принятой в Саратовской области (и являющей «Прокрустовым ложем», см. [16]), вынужден по формальным признакам отказывать ему в присвоении заявленной квалификационной категории.

Вот, пожалуй, и все. Feci, quod potui, faciant meliora potentes, а дополнительную информацию об ошибках в портфолио Вы можете получить из следующих источников в Интернете: [8, 9, 11, 15].

 

Список используемой литературы

  1. Аттестация педагогических работников (документы, письма, рекомендации на 01.09.2014) // Министерство образования Пензенской области [Электронный ресурс]: [сайт]. URL:http://minobr-penza.ru/razdel/attestazia(дата посещения 02.10.2014 г.).
  2. Аттестация педагогических и руководящих работников // Министерство общего и профессионального образования Свердловской области [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.minobraz.ru/attestacia/(дата посещения 03.10.2014 г.).
  3. Зайцева С.А. Современные компьютерные технологии в образовании / С.А. Зайцева, В.В. Иванов // Narod.ru [Электронный ресурс]: [сайт]. URL:http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm(дата посещения 22.09.2014 г.).
  4. Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности // Министерство образования Саратовской области [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://minobr.saratov.gov.ru/activities/testped/docs/index.php?SECTION_ID=171 (дата посещения 02.10.2014 г.).
  5. Образовательные технологии // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8 (дата посещения 20.09.2014 г.).
  6. Педагогика сотрудничества // PARA.BY[Электронный ресурс]: [сайт]. URL:http://para.by/articles/text/pedagogika-sotrudnichestva1(дата посещения 20.09.2014 г.).
  7. Педагогические технологии // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%E4%E0%E3%EE%E3%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E5_%F2%E5%F5%ED%EE%EB%EE%E3%E8%E8(дата посещения 20.09.2014 г.).
  8. Положение об электронном портфолио педагогических работников Пермского края. Алгоритм работы с электронным портфолио (из опыта работы педагогов Пермского края) // Gigabaza.ru [Электронный ресурс]: [сайт]. URL:http://gigabaza.ru/doc/75569.html(дата посещения 03.10.2014 г.).
  9. Портфолио учителя // Аllbest.ru [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00219076_0.html (дата посещения 03.10.2014 г.).
  10. Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе // [Электронный ресурс].URL:http://orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/zdzb.htm(дата посещения 02.10.2014 г.).
  11. Ревинова И.П. Портфолио библиотекаря: методическая консультация / И.П. Ревинова, Н.В. Малютина //  Централизованная библиотечная система, г. Батайск [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://cbs-bataysk.ru/index.php?Itemid=36&catid=352:2012-12-09-19-03-21&id=5512:2011-07-26-12-53-26&option=com_content&view=article (дата посещения 03.10.2014 г.).
  12. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем / В.В. Сериков. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 272 с.
  13. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // портал «Российская газета» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html(дата посещения 10.04.2014 г.).
  14. Филина Н.И. Гендерные отличия спортсменов подросткового возраста в бальных танцах: результаты исследования / Н.И. Филина, Д.С. Щедрин, С.В. Щедрин // NUMI.RU[Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.informio.ru/publications/id736/Gendernye-otlichija-sportsmenov-podrostkovogo-vozrasta-v-balnyh-tancah (дата посещения 10.04.2014 г.).
  15. Фоминых Е.С. Ошибки при создании портфолио / Е.С. Фоминых // Сайт учителя информатики Фоминых Е.С. [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://fominyh.ucoz.ru/publ/oshibki_pri_sozdanii_portfolio/1-1-0-7(дата посещения 03.10.2014 г.).
  16. Фразеологизм «Прокрустово ложе» значение // Фразеологизмы - толкование, иллюстрации [Электронный ресурс]: [сайт]. URL:http://frazbook.ru/2011/01/26/prokrustovo-lozhe/(дата посещения 03.10.2014 г.).
  17. Что такое «Акмеология»? // Сайт учителя географии Ваулиной Галины Викторовны [Электронный ресурс].URL:http://shools-geograf.at.ua/publ/kachestvo_obrazovanija/chto_takoe_quot_akmeologija_quot/1-1-0-215 (дата посещения 02.10.2014 г.).



Назад к списку

Комментарии
Отличная статья!!! Спасибо вам огромное!!!
Путров Денис

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*