Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Портфолио: типичные недостатки (мнение и советы эксперта)

13.11.2014 3259 2 6542
Щедрин Сергей Васильевич
Щедрин Сергей Васильевич, методист, к.п.н.

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

За более чем 10-летнюю практику работы в составе группы Министерства образования Саратовской области по экспертной оценке профессиональной компетентности и результативности деятельности педагогов дополнительного образования у меня сложилось определенное мнение относительно недостатков, которые наиболее часто встречаются в портфолио педагогических работников – соискателей квалификационной категории, а также возникли ряд пожеланий (советов), которые, как я надеюсь, не только помогут Вам безболезненно пройти процедуру аттестации, но и сделают процесс экспертной оценки портфолио более легким и приятным для самого эксперта.

 

Среди типичных недостатков, встречающихся в портфолио, можно перечислить следующие:

1. Не соблюдается установленная форма портфолио, его структура, последовательность изложения разделов, вопросов. Если такое портфолио минует процедуру приема документов для аттестации и попадает в руки эксперта, то время проведения экспертизы портфолио увеличивается, что не прибавляет симпатий эксперта к соискателю. В связи с этим Вам, при составлении портфолио, не стоит полагаться на образцы «седой старины», а лучше посетить портал (сайт) Вашего Министерства образования (или другого органа государственной власти субъекта Российской федерации в сфере образования в Вашем регионе) и найти область данных (файл) «Аттестация педагогических  и руководящих работников» или «Аттестация педагогических  работников», или что-то подобное (напр. [1], [2], [4]).

2. Нередки случаи, когда доказательная база Вашей профессиональной компетентности и результативности деятельности (справки, приказы, сертификаты, свидетельства, грамоты и другое) недостаточна. Соискатель – лицо заинтересованное, поэтому эксперт, знакомясь с портфолио, как бы он не был доброжелательно настроен к соискателю, всегда ищет соответствующие официальные подтверждающие документы. Перечень таких документов по должностям педагогических работников приводится либо в методических рекомендациях Министерства образованием для подготовки портфолио к аттестации (напр. [1]), либо, в случае, когда используется бальная система экспертной оценки, – в таблицах критериев и показателей профессиональной компетентности и результативности деятельности (напр. [4]).

Наиболее часто в ходе экспертной оценки портфолио и поиска подтверждающих документов встречаются следующие ситуации:

  • отсутствие внешнего сертификата (свидетельства), подтверждающего статус авторской для образовательной программы, подготовленной соискателем. Справка за подписью руководителя учреждения, в данном случае, малозначима и подтверждающим документом не является;
  • собранные официальные документы подтверждают обобщение соискателем опыта педагогической деятельности на конференции (семинаре, симпозиуме и т.п.), но не подтверждают презентацию результатов инновационной (исследовательской) деятельности соискателя (как и наоборот), ввиду того, что соискатель путает одно направление своей профессиональной деятельности с другим;
  • сертификат или программа, подтверждающие факт доклада (выступления) соискателя на конференции (семинаре, симпозиуме и т.п.) подменяется сертификатом участия.

3. Часто среди педагогических (образовательных) технологий, используемых соискателем, в портфолио указываются здоровьесберегающие технологии, вместо здоровьесберегающих образовательных технологий. На мой взгляд, цель первых заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье субъектов образовательного процесса, они рассматриваются как альтернатива угрозе здоровью, исходящей из источников, так или иначе связанных с образовательным процессом. Вторые жеэто педагогические технологии, образовательные программы, методы взаимодействия субъектов образовательного процесса и т.п., которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Впрочем, путаница в этих понятиях свойственна и ряду источников из Интернета (напр. [10]), поэтому по завершении экспертной оценки портфолио я информирую при необходимости соискателя о своей точке зрения, но на ее правильности не настаиваю.

4. Часто среди современных методов активного социально-психологического обучения, используемых соискателями, указываются сократовский метод, дискуссия, диспут, беседа. Действительно, перечисленные методы являются методами активного социально-психологического обучения, но традиционного, поскольку их история насчитывает более 20 веков. К современным же относятся, например, деловые и организационно-деятельностные игры, мозговые штурмы, круглые столы, тренинги и другое.

5. Практически в каждом портфолио встречаются орфографические и грамматические ошибки. Если орфографических (грамматических) ошибок немного, то, как правило, внимания на них в ходе экспертной оценки портфолио не обращаешь (сам грешен …), однако если они встречаются относительно часто, то возникают определенные сомнения в способности соискателя квалифицированно выполнять свои профессиональные обязанности.

   Из портфолио руководителя структурным подразделением одного из МОУ ДОД г. Саратова: «… в начале года уволился методист, в середине учебного года – педагог-психоло,. что значительно повлияло на ослабления кадрового потенциала и как результат – понижение эффективности работы отдела». Ну методист уволился, это ладно, но если увольняется педагог-психоло – это уже серьезно ввиду его уникальности.

6. Значительно хуже приходится эксперту, когда частично (а иногда и полностью) утерян контекст предложения (фразы) и эксперту, аки «ежику в тумане», приходится лишь догадываться о смысле.

   Из портфолио воспитателя одного из детских домов в Саратовской области: «Анализируя мною входящую диагностику, я определила уровень ценностной ориентации …». Между прочим, автор имеет высшее образование по специальности «Русский язык и литература».

7. Практически в каждом портфолио встречаются речевые штампы. Вообще-то для эксперта это неплохо – легче расшифровывается смысл предложения (фразы). Важно, чтобы таких штампов было не слишком много и они употреблялись правильно. Изменения, которые вносятся в речевые штампы, должны быть продуктивными и понятными.

8. Нередки случаи, когда соискатели неправильно употребляют понятия, термины, принятые в педагогике, что вызывает определенные сомнения в теоретических знаниях соискателей. Желательно, чтобы в процессе подготовки портфолио Вы ознакомились со статьей 2 в [13], а также выяснили содержание других понятий, терминов в Интернете. Причем учтите, что в последнем случае, формулировки понятий, терминов педагогики у разных авторов в статьях (учебниках, учебных пособиях и т.п.) из Интернета (как и в печатных изданиях) могут существенно отличаться, значительная часть таких формулировок с вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» устарела.

9. Нередко в тексте портфолио встречаются сокращения, которые не являются общепринятыми.

   Из портфолио педагога одного из ГОУ ДОД г. Саратова: «… является членом ППО ОДЭЦ». С некоторым усилием догадался, что имеется ввиду первичная профсоюзная организация учреждения, в котором работает соискатель. Конечно, краткость – сестра таланта (да и бумага экономится), однако у меня возникли  ассоциации то ли с ПВО, то ли с известным местом туловища человека.

 

На какие моменты следует обратить свое внимание соискателю при подготовке портфолио, а также при процедуре аттестации?Мои предложения (советы) следующие:

1. Нередко, в ходе проведения экспертной оценки портфолио складывается впечатление, что оно писалось в условиях дефицита времени («впопыхах»). Отсюда – ошибки, приведенные выше в пунктах 1,2, 5-7; не единичны случаи, когда в портфолио приводится вместо динамики статика достижений обучающихся, не отражена система деятельности соискателя по использованию в образовательном процессе методик работы с отдельными категориями обучающихся, отсутствует информация об обучающихся, участвующих в социально ориентированных проектах, социально значимых акциях, конкурсах и другое. Понятно, что все это уменьшает вероятность получения положительной экспертной оценки. Следует также учесть, что, помимо прочего, такая спешка нередко влечет, по результатам моих наблюдений и бесед с соискателями, ухудшение психического (психологического), а иногда и физического здоровья соискателя.

В связи с вышесказанным встает извечный вопрос моего земляка Н.Г. Чернышевского: «Что делать?».

В зависимости от степени готовности подтверждающих документов, имеющихся у Вас умений и навыков по составлению (дополнению, изменению структуры и содержания) портфолио и т.п., подготовку портфолио необходимо начать как минимум за 2-6 месяцев до момента подачи заявления на аттестацию. Идеальным является, как зачастую рекомендуют в различного рода инструкциях, начать оформление портфолио с момента предыдущей аттестации, однако будем реалистами …

2. В моей практике эксперта встречаются случаи, когда допускались ошибки в подтверждающих документах из организации, где работает соискатель (справки, приказы и др.). Конечно, формально соискатель не виноват, но у меня складывалось общее негативное впечатление о самой организации, что влекло более тщательный просмотр других документов портфолио.

    Из приказа от 12.07.2009 г. по одной из кадетских школ-интернатов г. Саратова: «Не во всех взводах лица суточного наряда назначаются в предыдущий день заступления и не доводятся на вечерней проверке». Стилистику такого приказа мне, человеку сугубо гражданскому, понять трудно. Вот только интересно, а как справляются со своими обязанностями «лица суточного наряда», которых все же «довели» (кстати, до чего?) на вечерней проверке?

Что делать? Справки за подписью руководителя учреждения в подавляющем большинстве случаев пишет сам соискатель – просто подобные документы надо более тщательно вычитывать. Сложнее с приказами, но надо постараться убедить руководителя учреждения внести задним числом исправления в текст приказа, или, хотя бы, устранить ошибки в копии приказа, помещаемого в портфолио.

3. Считается, что чем большее число современных педагогических (образовательных) технологий использует педагог в своей профессиональной деятельности, тем выше его квалификация. Так, например, в критериях и показателях профессиональной компетентности и результативности деятельности преподавателя психологии системы среднего профессионального образования рекомендации Министерства образования Саратовской области по оценке показателя выглядят следующим образом [4]:

  • 1б - владеет 1-2 технологиями и методиками;

  • 2б  - владеет 3-4 технологиями и методиками;

  • 3б - владеет 5 и более технологиями и методиками.

На мой взгляд здесь допускается ошибка принципиального характера.

«Педагогическая технология – специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения» [7].

В литературе, говоря о педагогических технологиях, очень часто подразумевают под этим понятием технологии обучения, как«законосообразную педагогическую деятельность, реализующую научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающую значительно более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем традиционные способы обучения» [12].

Понятие «образовательная технология» (технология обучения) не является общепринятым в педагогической традиции. В документах ЮНЕСКО технология обучения  рассматривается как «системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия» [5].

Педагогическая технология (технология обучения или воспитания) – это системная категория, структурными составляющими которой являются:

  • цели обучения (воспитания);
  • содержание обучения (воспитания);
  • средства педагогического взаимодействия;
  • организация учебного (воспитательного) процесса;
  • обучающийся и педагог;
  • результат деятельности.

Из вышесказанного понятно, и это мое мнение, что в образовательном процессе учреждения может применяться лишь одна педагогическая технология.

Что делать? Ваши действия могут быть следующими:

1) если от Вас требуют лишь владения несколькими педагогическими технологиями, то смело указывайте технологии, которыми Вы «владеете», поскольку этот термин не означает их практического использования в образовательном процессе учреждения;

2) если от Вас требуют результаты практического использования педагогических технологий в образовательном процессе, то безопаснее всего указать, в числе других, педагогику сотрудничества [6], акмеологический подход [17], информационные технологии [3] – все они  традиционно считаются  технологиями (хотя первые две ими не являются) и хорошо совместимы с современными педагогическими технологиями: технологиями личностно-ориентированного обучения, технологиями развивающего обучения, игровыми технологиями и другими;

3) если от Вас требуют владения несколькими педагогическими технологиями и методиками обучения (воспитания), то смело указывайте педагогическую технологию, реализуемую в Вашем образовательном учреждении и методики обучения (воспитания), реализуемые в рамках этой технологии.

4. В мои должностные обязанности в ГБПОУ «Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва» входит оказание помощи педагогическим работникам училища при подготовке ими портфолио для аттестации. Причем всегда мы сталкивались с одним и тем же – некоторые из показателей, используемых для оценки профессиональной компетентности и результативности деятельности педагогических работников среднего профессионального образования, оказываются неприемлемыми. Основной причиной этого является бездумный перенос системы оценок, используемых для аттестации педагогических работников общего образования, в среднее профессиональное образование. Студент учреждения среднего профессионального образования именуется в тексте документов учащимся или ребенком, преподаватель – учителем, учебное занятие – уроком, а учебная дисциплина (междисциплинарный комплекс) – предметом. Приведенные примеры – лишь «цветочки»; по тексту документов, используемых для оценки профессиональной деятельности педагогических работников среднего профессионального образования, щедрой рукой их авторов разбросаны многочисленные «ягодки».

Так, в 2013-14 учебном году, в процессе оказания необходимой помощи при подготовке портфолио педагогу-психологу и преподавателю училища, я был вынужден провести экспертизы документов Минобразования Саратовской области «Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности педагога-психолога системы среднего профессионального образования» и «Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности преподавателя специальных дисциплин и мастера производственного обучения ОУ НПО  СПО». В ходе экспертиз было выявлено более 40 существенных недостатков в формулировках ряда критериев, показателей и проявлений показателя. Информация о результатах экспертиз была направлена в соответствующие экспертные группы Минобразования Саратовской области.

Что делать, если в Вашем регионе при процедуре аттестации используется система бальных оценок деятельности педагогического работника и Вы оказались в описанной ситуации? На основании опыта подготовки портфолио работников училища и результатов аттестации, могу посоветовать следующее.

В справках по «сомнительным» показателям мы всегда, после соответствующей аргументации,  делали вывод о том, что данный показатель нельзя применять для оценки профессиональной компетентности и результативности деятельности педагогического работника среднего профессионального образования по данной должности, а общая сумма баллов, которые нужно набрать соискателю для присвоения заявленной квалификационной категории, должна быть уменьшена на количество баллов по данному показателю.  Во всех случаях, кроме одного (эксперт был пенсионером и бывшим военным), эксперты согласились с нашими предложениями.

5. Может случиться так, что результаты экспертной оценки Вашего портфолио окажутся отрицательными.

Что делать?

Во-первых. В работе моей экспертной группы (как и ряда других экспертных групп Министерства образования Саратовской области) существует практика ознакомления соискателя с выявленными в портфолио недостатками  до момента подписания заключения экспертной группы по результатам экспертной оценки портфолио, а также предоставления (с согласия председателя экспертной группы, если недостатки не являются значимыми) времени (обычно до недели) на их исправление. Во всех случаях, к которым я оказался причастен, соискатели успешно справлялись с этим «дополнительным заданием».

Во-вторых. Если подобной практики  в экспертной группе нет, то в любом случае после экспертной оценки портфолио Вас обязаны пригласить в экспертную группу (комиссию) и ознакомить с результатами экспертизы в присутствии эксперта, который проводил эту экспертизу. В зависимости от результатов беседы с экспертом и аргументов, которые он привел для обоснования причин отказа в присвоении заявленной квалификационной категории, Ваши действия могут быть следующими:

1) эксперт – он тоже человек и, как все люди, может ошибаться. В моей практике такие ситуации были, правда, число их можно «пересчитать по пальцам одной руки» (Вы мне верите?). В этом случае в заключение экспертной группы вносятся соответствующие изменения и Вы остаетесь в приятном ожидании решения главной аттестационной комиссии Министерства;

2) аргументация эксперта убедительна и, тяжело вздохнув, Вы утешаете себя тем, что получен определенный опыт и уж через год …;

3) аргументация эксперта не убедительна и здесь возможны варианты:

  • Вы отказываетесь вследствие каких-либо причин (Вы – меланхолик и боитесь конфликтных ситуаций; Вы боитесь санкций руководства; Вы думаете, что «все они там бюрократы-дураки и не заслуживают …» или др.) от подачи заявления о своем несогласии с результатами экспертизы в главную аттестационную комиссию Министерства. Такое решение, на мой взгляд, непродуктивно, хотя бы, помимо прочего, из следующего соображения. Как бы Вы ни объясняли ситуацию значимым для Вас людям, в подсознании у последних все равно останется мысль о том, что Вы не заслуживаете заявленной квалификационной категории. Генри Лонгфелло: «Мы судим о себе по тому, чего мы способны добиться; другие судят о нас по тому, чего мы добились»;
  • Вы подаете заявление о своем несогласии с результатами экспертизы в главную аттестационную комиссию Министерства. Перед заседанием комиссии еще раз «проштудируйте» содержание своего портфолио и подберите аргументы. Не менее важным является выбор стиля поведения на заседании комиссии с учетом своих личностных качеств, Я-концепции и информации о личности членов комиссии.

Любопытно, что из всех категорий педагогических работников дополнительного образования наиболее (и намного) эгоцентричны, жестко отстаивают свою позицию, склонны к конфликтным ситуациям преподаватели бальных танцев. В общении с ними меня, как эксперта, спасало то, что к перечисленным личностным качествам прилагался развитый интеллект, мотивация на самосовершенствование, стремление выразить свое «Я» и ряд других. Полученный опыт взаимодействия показался настолько интересным, что повлек за собой проведение исследования, результаты которого были опубликованы в Информио ([14]).

 

И, наконец, о главном. Берегите эксперта (как и «природу, мать вашу») и, по мере возможности, постарайтесь облегчить выполнение его миссии. Поверьте, что проведение экспертиз некоторых портфолио – дело довольно тяжелое, порою мучительное. Всегда крайне обидно, когда, знакомясь с материалами портфолио, видишь человека яркого, самобытного, неординарного, однако, при бальной системе оценки профессиональной деятельности педагога, принятой в Саратовской области (и являющей «Прокрустовым ложем», см. [16]), вынужден по формальным признакам отказывать ему в присвоении заявленной квалификационной категории.

Вот, пожалуй, и все. Feci, quod potui, faciant meliora potentes, а дополнительную информацию об ошибках в портфолио Вы можете получить из следующих источников в Интернете: [8, 9, 11, 15].

 

Список используемой литературы

  1. Аттестация педагогических работников (документы, письма, рекомендации на 01.09.2014) // Министерство образования Пензенской области [Электронный ресурс]: [сайт]. URL:http://minobr-penza.ru/razdel/attestazia(дата посещения 02.10.2014 г.).
  2. Аттестация педагогических и руководящих работников // Министерство общего и профессионального образования Свердловской области [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.minobraz.ru/attestacia/(дата посещения 03.10.2014 г.).
  3. Зайцева С.А. Современные компьютерные технологии в образовании / С.А. Зайцева, В.В. Иванов // Narod.ru [Электронный ресурс]: [сайт]. URL:http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm(дата посещения 22.09.2014 г.).
  4. Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности // Министерство образования Саратовской области [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://minobr.saratov.gov.ru/activities/testped/docs/index.php?SECTION_ID=171 (дата посещения 02.10.2014 г.).
  5. Образовательные технологии // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8 (дата посещения 20.09.2014 г.).
  6. Педагогика сотрудничества // PARA.BY[Электронный ресурс]: [сайт]. URL:http://para.by/articles/text/pedagogika-sotrudnichestva1(дата посещения 20.09.2014 г.).
  7. Педагогические технологии // ВикипедиЯ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%E4%E0%E3%EE%E3%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E5_%F2%E5%F5%ED%EE%EB%EE%E3%E8%E8(дата посещения 20.09.2014 г.).
  8. Положение об электронном портфолио педагогических работников Пермского края. Алгоритм работы с электронным портфолио (из опыта работы педагогов Пермского края) // Gigabaza.ru [Электронный ресурс]: [сайт]. URL:http://gigabaza.ru/doc/75569.html(дата посещения 03.10.2014 г.).
  9. Портфолио учителя // Аllbest.ru [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00219076_0.html (дата посещения 03.10.2014 г.).
  10. Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе // [Электронный ресурс].URL:http://orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/zdzb.htm(дата посещения 02.10.2014 г.).
  11. Ревинова И.П. Портфолио библиотекаря: методическая консультация / И.П. Ревинова, Н.В. Малютина //  Централизованная библиотечная система, г. Батайск [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://cbs-bataysk.ru/index.php?Itemid=36&catid=352:2012-12-09-19-03-21&id=5512:2011-07-26-12-53-26&option=com_content&view=article (дата посещения 03.10.2014 г.).
  12. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем / В.В. Сериков. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 272 с.
  13. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // портал «Российская газета» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html(дата посещения 10.04.2014 г.).
  14. Филина Н.И. Гендерные отличия спортсменов подросткового возраста в бальных танцах: результаты исследования / Н.И. Филина, Д.С. Щедрин, С.В. Щедрин // NUMI.RU[Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.informio.ru/publications/id736/Gendernye-otlichija-sportsmenov-podrostkovogo-vozrasta-v-balnyh-tancah (дата посещения 10.04.2014 г.).
  15. Фоминых Е.С. Ошибки при создании портфолио / Е.С. Фоминых // Сайт учителя информатики Фоминых Е.С. [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://fominyh.ucoz.ru/publ/oshibki_pri_sozdanii_portfolio/1-1-0-7(дата посещения 03.10.2014 г.).
  16. Фразеологизм «Прокрустово ложе» значение // Фразеологизмы - толкование, иллюстрации [Электронный ресурс]: [сайт]. URL:http://frazbook.ru/2011/01/26/prokrustovo-lozhe/(дата посещения 03.10.2014 г.).
  17. Что такое «Акмеология»? // Сайт учителя географии Ваулиной Галины Викторовны [Электронный ресурс].URL:http://shools-geograf.at.ua/publ/kachestvo_obrazovanija/chto_takoe_quot_akmeologija_quot/1-1-0-215 (дата посещения 02.10.2014 г.).



Назад к списку

Комментарии
Отличная статья!!! Спасибо вам огромное!!!
Путров Денис
СПАСИБО ОГРОМНОЕ ,СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЗА ВАШИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЦЕННЫЕ СОВЕТЫ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПОРТФОЛИО.С УВАЖЕНИЕМ ЛАШОВА Е.В.
Елена
преподаватель,
ГБПОУ СОУОР

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*