Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов в процессе подготовки специалистов

13.11.2014 811 1362
Московченко Наталья Тимофеевна
Московченко Наталья Тимофеевна, преподаватель профессионального модуля «Проектирование зданий и сооружений»

Калачеевский аграрный техникум

Содержание

  1. Введение
  2. Требования к студентам СПО
  3. Интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов при различных формах ведения занятий.
  4. Заключение

 

1. Изменения, произошедшие в нашей стране за последние десятилетия, существенно отразились на социальном, экономическом и нравственном состоянии студентов. Большую тревогу вызывают значительные изменения социальных ценностей и нравственных ориентиров у современной молодежи. В молодежной среде на первое место в системе ценностей выходят проблемы материального и индивидуалистического характера, в то время как общественные и духовные интересы уходят на задний план. В свете происходящих экономических и политических преобразований в нашем государстве современным обществом востребованы такие личности, которые способны гармонично сочетать личные и общественные ценности, ориентироваться не только на потребление, но и на созидание, не забывая при этом личных интересов.

В настоящее время недостаточно только передавать молодежи накопленный опыт, знания и ценности. Необходимо воспитывать у неё социальную самостоятельность, инициативу, творческий профессионализм и высокую социальную ответственность.

Чем самостоятельнее учатся студенты, тем сильнее нуждаются в помощи, всегда деловой и конкретной, но становящейся со временем все более тонкой и деликатной. И начинается она с рекомендаций, как учиться, чтобы добиться успеха в этом сложнейшем деле, чтобы оно приносило удовлетворение, побуждало к дальнейшему знанию. Содержательной стороной активизации учебного процесса является умелое сочетание аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого студента. Учебно-познавательная деятельность - многоуровневая система, включающая активные формы регуляции и преобразования разных систем: теоретических и методических.

 

2. Основная задача СПО – подготовка студентов к предстоящей трудовой деятельности.  С одной стороны - это вооружение основами знаний, необходимыми в труде, формирование профессиональных умений и навыков, с другой- самостоятельность, творчество, инициативность, высокая социальная ответственность в работе. В настоящее время все большее значение для специалиста имеют способности использовать приобретенные знания в изменяющихся условиях производства. Профессионал должен уметь планировать свою деятельность, принимать оперативные решения на основе анализа ситуации, контролировать ход результатов труда. Каждая профессия   требует овладения специфическими умениями. У студентов эти умения формируются в процессе теоретического и практического обучения. Подход к обучению должен быть комплексным, целенаправленным. Студентов СПО необходимо ставить постоянно в такие условия, которые позволяли развивать высокий профессионализм и социальную ответственность.

Студенты СПО должны овладеть всеми действиями (операциями), которые им предстоит выполнять в профессиональной деятельности.

Практически за время обучения студенты не в состоянии прорешать (опробовать решения) все задачи, с которыми они могут столкнуться в своей профессиональной деятельности, работая на разных должностях. Но выделение из них основных типов и обучение их решению на примере специально разработанных учебно-производственных задач, которые могут выполняться студентами как на производственной практике, так и в специально созданных условиях являются обязательными требованиями к подготовке специалистов среднего звена.

Образование личности рассматривается как ее становление. Основой образования становятся новые ценности, в том числе саморазвитие. Ввиду этого актуален вопрос о создании условий, при которых обнаружение и развитие своих возможностей было бы для студента естественной потребностью, что в целом способствовало бы его личной самореализации.

Внеаудиторная деятельность представляет большие возможности для самореализации. Это участие в учебной деятельности, в работе творческих объединений, клубов, в художественной самодеятельности, конкурсах, благотворительных акциях и т.д. Именно эта деятельность обладает наибольшим числом степеней свободы, именно в этой деятельности происходит более тесное межличностное неформальное общение студентов, преподавателей, администрации, происходит культурное обогащение и духовное самоукрепление личности, развитие и углубление вкусов и т.д.

 

3. Тип организации учебного процесса подразумевает соотношение объемов обязательных и элективных курсов, обязательной аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работы, включение студентов в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу, ее объемы и содержание; предпочтительное отношение к таким организационным формам обучения, как лекция, семинар, деловые игры. Это зависит от установок на предстоящую профессиональную деятельность, от степени самостоятельности студентов и их готовности участвовать в тех организационных формах обучения, которые требуют более высокого уровня интеллектуального развития, инициативности, активности, личной ответственности при выполнении коллективной работы. Именно поэтому соотношение аудиторной и внеаудиторной работы в среднем специальном учебном заведении – 1: 0,5.

Общественные дисциплины в системе образования занимают значительное место: они не только являются базой для общепрофессиональной подготовки, но и имеют самостоятельное значение, обеспечивая высокий уровень эрудиции специалистов, способствуя овладению логикой научного мышления, историческим взглядом на развитие науки, техники, общества, человека. Основная часть занятий проводится в аудиториях, но студенты принимают широкое участие в учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе, которая в основном проводится во внеаудиторное время. Именно эта работа даёт высокий уровень общей образованности, обеспечивает способность специалистов решать творческие задачи по созданию новых технологий и новой техники, новых методик и новых экономических планов, способствует более глубокому осознанию связей между фактами, явлениями, событиями.

Наиболее ответственным этапом в обучении студентов является экзаменационная сессия. На ней студенты отчитываются о выполнении учебной программы, об уровне глубины и объеме полученных умений и знаний. Это государственная отчетность студентов за период обучения, за изучение учебной дисциплины, ПМ, за весь курс. Поэтому так велика их ответственность за успешную сдачу экзаменационной сессии. На сессии студенты сдают экзамены или зачеты. Залогом успешной сдачи всех экзаменов являются систематические, добросовестные занятия студента. Однако это не исключает необходимости специальной работы перед сессией и в период сдачи экзаменов. Повторение - процесс индивидуальный; каждый студент повторяет то, что для него трудно, неясно, забыто. Поэтому, прежде чем приступить к повторению, рекомендуется сначала внимательно посмотреть программу, установить наиболее трудные, наименее усвоенные разделы и выписать их на отдельном листе. В процессе повторения анализируются и систематизируются все умения и знания, накопленные при изучении программного материала: данные учебника, записи лекций, конспекты прочитанных книг, заметки, сделанные во время консультаций или семинаров, и др. Ни в коем случае нельзя ограничиваться только одним конспектом, а тем более чужими записями. Консультации, которые проводятся для студентов в период экзаменационной сессии, необходимо использовать для углубления знаний, для восполнения пробелов и для разрешения всех возникших трудностей. Без тщательного самостоятельного продумывания материала беседа с консультантом неизбежно будет носить «общий», поверхностный характер и не принесет нужного результата.

Лабораторное занятие - форма организации обучения, когда студенты по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько лабораторных работ.

Основные дидактические цели лабораторных работ - экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; экспериментальная проверка формул, расчетов; ознакомление с методикой проведения экспериментов, исследований. В ходе работы студенты вырабатывают умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков. Одновременно у студентов формируются профессиональные умения и навыки обращения с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами для проведения опытов. Однако ведущей дидактической целью лабораторных работ является овладение техникой эксперимента, умением решать практические задачи путем постановки опыта. Обязательные методы: метод временных ограничений, коллективных обсуждений в совокупности с другими методами. Обязательные средства: проведение практических занятий (технология); использование аудио- или видеотехники; использование справочного материала; средства контроля (графики, схемы, таблицы, листы самоконтроля, мониторинговые срезы и др.).

Особенно важны практические занятия при изучении специальных дисциплин. В ходе практических работ студенты овладевают умениями пользоваться измерительными приборами, аппаратурой, инструментами, работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, составлять техническую документацию; выполнять чертежи, схемы, таблицы, решать разного рода задачи, делать вычисления, определять характеристики различных веществ, объектов, явлений. Для подготовки студентов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения - аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы студенты были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи. В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности широко используются анализ и решение производственных ситуационных задач, деловые игры. При разработке их содержания следует учитывать уровень сложности специалиста среднего звена.

На начальных этапах обучения большое значение имеет четкая постановка познавательной задачи, а также инструктаж, в процессе которого студенты осмысливают сущность задания, последовательность выполнения его отдельных элементов. Преподаватель должен проверить теоретическую и практическую подготовленность студентов к занятию, обратить внимание на трудности, которые могут возникнуть в процессе работы, ориентировать студентов на самоконтроль. Опытные преподаватели не спешат подсказать студенту готовое решение или исправить допущенную ошибку, а наблюдают за действием студента, одобряют, или, наоборот, предупреждают о возможной неудаче, ставят вспомогательные вопросы.

Наблюдения за работой дают возможность направлять в нужное русло ход мыслей студента, развивать его познавательную самостоятельность, творческую активность, регулировать темп работы. Последовательно, от занятия к занятию возрастают требования к самостоятельности обучаемых при выполнении практических работ.

Большое место в работе специалиста занимают задачи аналитического характера. Умение анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого принимать решения - неотъемлемое качество руководителя. Поэтому среди методов, используемых преподавателями большое о достойное место должно быть отведено анализу производственных ситуаций, решению ситуационных производственных задач.

Как правило, задачи эти сложные, комплексные, которые решаются путём интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов. Необходимо научить студентов решать сначала простые задачи и, постепенно усложнять их.

Среди сложных задач можно выделить:

  • сквозные задачи, проходящие через весь курс;
  • комплексные - охватывающие одновременно несколько учебных дисциплин, ПМ (их решают в ходе специального практикума или учебной практики);
  • целевые комплексные задачи, проходящие через несколько дисциплин, ПМ, но направленные на достижение конкретной цели.

Интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов СПО отражена при выполнении курсовых проектов.

Курсовое проектирование - организационная форма обучения, применяемая на заключительном этапе изучения учебной дисциплины. Она позволяет применить полученные знания в решении комплексных производственно-технических или других задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов.

Курсовые проекты выполняются по дисциплинам обще профессионального и специального циклов. В процессе их подготовки студенты решают технические задачи по темам: конструирование объекта, разработка технологического процесса, проектирование строительных работ и т. д.

КП и работы студенты выполняют по индивидуальным заданиям, которые носят характер учебной задачи. Учебная задача обычно формулируется так, чтобы в ней было отражено конкретное производственное содержание, часто связанное с процессом производства на предприятии, где студенты проходят практику. В представлении студента она выступает как конкретное учебно-производственное задание. Студент в ходе выполнения учебного проекта (работы) учится проектировать объект (процесс), овладевает методикой расчетов, учится пользоваться нормативной и справочной литературой, технологической и конструкторской документацией, чертить схемы, чертежи, составлять техническую документацию и т. д.

Большое воспитательное значение имеет выполнение студентами проектов для нужд производства, так называемых реальных проектов. Термин «реальный проект», который широко используется в практике техникумов, на наш взгляд, не отражает сущности явления: все проекты, подготовленные студентами, должны быть реальными, основанными на реальных расчетах, и т.д. Поэтому правильнее говорить не о реальном курсовом проекте (работе), а о курсовом проекте (работе), имеющем конкретное практическое значение.

Студенты должны быть поставлены перед необходимостью анализировать, сравнивать, оценивать данные и варианты решений поставленных задач, систематизировать материал, делать обобщения, выводы.

В ходе КП студенты должны пользоваться специальной литературой, периодикой, в отдельных случаях патентной литературой, тем самым вырабатывая и закрепляя умения работать с книгой, справочными материалами, делать выписки, составлять конспекты.

Задание по КП обычно предусматривает вид деятельности студента: работа по образцу или поиск оптимального варианта решения из предложенных. В первом случае студент по образцу разрабатывает конструкцию (технологический процесс); во втором - анализирует несколько предложенных вариантов и выбирает оптимальный. Выбор вида деятельности зависит от специфики учебной дисциплины и самой задачи, от времени, отводимого на курсовое проектирование, и степени подготовленности студента.

КП выполняется в течение длительного времени; наряду с обычной ежедневной учебной работой студенты много времени работают над курсовым проектом внеаудиторно (сбор материала во время прохождения практики, работа с литературой, анализ, исследовательская работа, оформительская работа и др.). Следовательно, курсовое проектирование требует особо тщательной организации труда, планирования личного времени.

В связи с довольно большой трудоемкостью, своеобразием  каждого этапа КП опытные преподаватели организуют поэтапную работу студентов над ним, разрабатывая четкие задания на каждый этап.

Курсовое проектирование завершается защитой курсовых проектов (работ). Анализ курсовых проектов (работ) позволяет внести коррективы в последующий учебный процесс.

Производственная (профессиональная) практика является состав­ной частью и своеобразной формой организации учебного процесса. Согласно положению о производственной (профессиональной) практике студентов средних специальных учебных заведений практика проводится поэтапно и состоит из практики для получения первичных профессиональных умений и навыков (учебной), практики по профилю специальности (технологической), практики преддипломной (квалификационной или стажировки).

Учебная практика проводится обычно в учебных или учебно-производственных мастерских техникума, технологическая и преддипломная- непосредственно на предприятии, в организации, учреждении.

Назначение производственной практики - подготовка студентов к предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности. Практика связывает теоретическое обучение в техникуме и самостоятельную работу на производстве. На практике студенты приобретают первоначальный опыт профессиональной деятельности по своей специальности.

Выполнение студентами индивидуальных заданий в ходе прохождения производственной практики - один из самых активных, и наиболее часто используемых методов обучения. Сбор материала, анализ его в конкретной ситуации формирует у студента первоначальный самостоятельный профессиональный опыт.

Производственная практика самая сложная форма учебного процесса и в организационном, и в методическом плане, так как для ее осуществления необходимо соединить интересы производства и учебного заведения, приспособить процесс обучения к внеаудиторной форме ведения занятий.

Наиболее управляемой формой практического обучения является учебная практика, которая позволяет последовательно поддерживать определенный режим деятельности студентов, а овладение трудовыми операциями осуществлять в результате дидактически целесообразной системы упражнений под контролем педагогов или мастеров производственного обучения.

Каждый этап практики - учебная, технологическая и преддипломная - имеет свое целевое назначение, конкретные дидактические цели и в соответствии с этим - определенное содержание.

Содержание каждого этапа практики неотъемлемо от изучения теоретического учебного материала: либо теория помогает практике, находя в ней подтверждение, либо в процессе практической профессиональной деятельности легче постигается изучение теории. Взаимосвязь отдельных, этапов практики обеспечивается в их последовательной преемственности и развитии.

Прослеживается преемственность и развитие дидактических целей всех видов практик. Ведущая дидактическая цель производственной практики - формирование профессиональных умений. В период производственной технологической практики студенты осваивают комплекс профессиональных умений, связанных прежде всего с обслуживанием техники и соблюдением заданного технологического процесса. На заключительном этапе производственной практики предусматривается формирование управленческих умений, а также обобщение и совершенствование ранее приобретенных профессиональных умений.

Новые формы обучения, направленные на практическую подготовку студентов. Изучение и анализ инноваций свидетельствуют о том, что в средних специальных учебных заведениях появляются новые организационные формы обучения.

Одним из важных направлений в осуществлении подготовки специалистов является формирование у них в процессе обучения профессиональных умений, которые обеспечивают готовность к профессиональной деятельности. Однако профессиональная деятельность требует интеграции знаний, полученных по разным учебным дисциплинам и ПМ, объединения их в конкретном труде. На это и должно быть направлено последовательно организованное практическое обучение, осуществляющееся на междисциплинарных практических занятиях, в курсовом проектировании, в процессе производственной практики.

 

4. Интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов СПО позволяет выработать самостоятельность, творческий профессионализм, инициативность, социальную ответственность. Это наглядно отображено при организации различных форм обучения. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность включает смысловой, целевой и исполнительский компоненты. Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, студент приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования. Целевой и исполнительский компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятельности. Правильно, когда при подготовке контрольных и курсовых работ, творческих рефератов в комплексные задания включаются преподаватели родственных дисциплин: использование межпредметных связей позволяет студентам полнее раскрыть свое видение проблемы. Значимы консультации, групповые и индивидуальные: они приобщают к самим знаниям. В любом случае важна помощь студенту в определении возможностей его самосовершенствования, правильном и своевременном осознании своей индивидуальности - способностей и склонностей, характера ценностных ориентации, потребностей и мотивов, интересов, темпов обучаемости и уровня интеллектуального развития, особенностей эмоциональной и волевой сферы. Чтобы стимулировать и постоянно поддерживать у студентов интерес к получению новых знаний, нужно больше обращать внимание на обучение их системе самообразования.

 

Используемая литература

  1. ФГОС среднего (полного) образования [электронный ресурс]//http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408
  2. Типовое положение об образовательном учреждении СПО от 18.07.2008г № 543 [электронный ресурс] //http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=78463
  3. Нормативные требования к организации самостоятельной работы при реализации ФГОС НПО/СПО нового поколения [электронный ресурс]// http://ogk.edu.ru/sites/all/files/materialy_vystupleniya.pdf
  4. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов (общие положения) [электронный ресурс]// http://reaviz.ru›content_files/file_uploads/ovsrs.doc
  5. Самостоятельная внеаудиторная работа как один из компонентов речевого развития студентов техникума (из опыта работы) [электронный ресурс]// http://do.gendocs.ru/docs/index-245296.html
  6. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*