Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формы совместной деятельности по формированию профессионально-педагогических качеств педагога

13.11.2014 1304 2447
Вохминцева Анна Владимировна
Вохминцева Анна Владимировна, преподаватель, методист

Миасский медицинский колледж

Формирование как процесс характеризуется такими базовыми составляющими, как целенаправленность, динамичность, системность в воздействии субъекта на его объект, а также обеспечение эффективного функционирования и развития объекта формирования.

 

Процесс взаимодействия «педагог-ученик» аналогично формированию процесса «руководство – педагоги». Процесс взаимодействия руководства и коллектива педагогов конкретизирует цели исходя из особенностей и возможностей коллектива. Диагностируется педагогический коллектив и различные стороны его деятельности.

 

Методическая работа – это комплекс практических мероприятий, направленных на совершенствование педагогического мастерства преподавателей, оптимизацию подготовки и проведения учебно-воспитательного процесса.

 

Процесс реформирования профессионального образования требует реконструкции и совершенствования не только содержания и способов обучения, но и методической работы. Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности студента, признание ее ценности и необходимости для современного общества, необходимо помнить, что она формируется личностью самого преподавателя. Поэтому необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства педагога. А для этого необходима действенная и эффективная работа методической службы образовательной организации.

 

Методическая служба в образовательных организациях СПО дает возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулировать развитие творческого потенциала преподавателя, направленного на формирование и развитие личности студента, а в целом на повышение качества образовательного процесса.

 

Цели, задачи и содержание методической работы в образовательных организациях находятся в прямой зависимости от ее форм, разнообразных занятий. Они определяются структурой методической работы, взаимосвязью всех ее звеньев, хотя и обладает некоторой самостоятельностью. Эти цели и задачи либо способствуют эффективной реализации программы методической работы, либо обрекают ее на низкую эффективность.

 

Формы методической работы могут быть индивидуальными и групповыми.

К индивидуальным формам методической работы относятся:

  • консультации;
  • самообразование;
  • творческие мастерские;
  • работа над методической темой.

К групповым формам методической деятельности относятся:

  • работа методических объединений;
  • работа творческих групп;
  • школа молодого педагога;
  • творческие семинары;
  • семинары-практикумы;
  • дискуссии.

Особое внимание следует обратить на коллективные формы деятельности, среди которых наиболее эффективными являются следующие:

  • педагогические и методические советы;
  • научно-практические педагогические конференции;
  • конкурсы педагогического мастерства;
  • педагогические чтения;
  • деловые и ролевые игры;
  • лекции по различным психолого-педагогическим проблемам;
  • разнообразные выставки, отчеты по самообразованию в виде докладов, рефератов, изготовления дидактических и наглядных пособий, выставок лучших творческих работ;
  • обсуждение новейших педагогических методик, технологий, достижений науки, открытых занятий, авторских программ, учебных пособий;
  • работы коллектива над общей методической темой.

На основе диагностики и анализа профессиональных потребностей, мотивов, установок, уровня профессиональной компетентности отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения, направлениями ее развития осуществляется разработка стратегии деятельности колледжа по управлению профессиональным развитием педагогического коллектива. Недостаточное внимание к разработке данного направления приводит к формализму в управлении развитием учреждения: прекрасные образцы-модели таких образовательных учреждений существуют в виде теоретических разработок до тех пор, пока не сформирована профессиональная компетентность коллектива педагогов, способных воплотить их в жизнь.

 

Формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессионально-педагогических качеств педагога можно классифицировать по разным основаниям:

  • по целям деятельности: исследовательские, разработческие (проектно-программные), аналитические, практические и комплексные;
  • по соотношению теоретической и практической составляющих содержания деятельности: теоретические (методологические, научные), практические (академические, производственные, экспериментальные); смешанные (лекционно-семинарские, научно-практические, образовательно-производственные) формы деятельности;
  • по инициативе создания: формальные и неформальные;
  • по количеству участников, вовлекаемых в деятельность: массовые (публичные), коллективные, групповые, парные;
  • по продолжительности осуществления: постоянно действующие, временные, разовые;
  • по источнику финансирования: самофинансируемые, внешнего финансирования (бюджетные, внебюджетные), смешанного финансирования;
  • по характеру управления: управляемые (административное управление), самоуправляемые, смешанного управления (общественно-административное управление);
  • по характеру региона, из которого привлекаются педагоги к участию в совместной деятельности: колледжные, межколледжные, областные, всероссийские, международные формы деятельности.

 

Согласно функциям образования, состоящим в воспроизводстве культуры и образцов деятельности и развитии человека, групп людей, коллективов в процессе образовательной деятельности, все формы повышения квалификации можно разделить на группы, обеспечивающие формирование и стимулирование специальной компетентности (предметно-ориентированные), и развивающие (личностно-ориентированные) формы совместной деятельности. Первые призваны обеспечить условия для формирования и стимулирования повышения уровня специальной профессиональной компетентности, вторые — создание условий для становления и развития инновационной, полифункциональной компетентности педагогов.

 

В ситуации формирования специальной профессиональной компетентности используются методы прямого и опосредованного стимулирования, в развивающих ситуациях стимулирование осуществляется опосредованно, путем реализации рефлексивного механизма управления коллективной и индивидуальной деятельностью.

 

Группа мотивированных педагогов, способных к творчеству и реализующих себя в нем, повышает уровень своей профессиональной компетентности через различные формы самообразования (разработка методической темы, стажировка, персональное или коллективное научное исследование, дистанционное обучение и т. д.).

 

Эффективность подобных форм для немотивированных, неспособных к продуктивной деятельности, с недостаточным уровнем аналитических способностей и общеучебных умений и навыков педагогов — низкая. И соответственно, их самообразование возможно при использовании управленчески обоснованных методов как прямого, так и опосредованного стимулирования.

 

М.М. Поташник подчеркивает: «Все профессиональные объединения педагогов — это формы их совместной деятельности, это организационные формы включения учителей в принятие управленческих решений, в управлении школой» [6, с. 14].

 

В рамках функционирующего образовательного учреждения потребность в коллективной профессиональной компетентности удовлетворяется в процессе совместного решения педагогических задач, совместного управления развитием колледжа через систему методической, научно-методической, инновационной деятельности. Совместная «производственная» деятельность становится образовательно-производственной, развивающей формой деятельности. Коллективные формы деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональной компетентности в условиях колледжа обладают рядом преимуществ перед индивидуальными. Они состоят:

  • в обеспечении обратной связи с реальной педагогической практикой;
  • в адресности и оперативности;
  • в увеличении продолжительности процесса повышения квалификации;
  • в возможности освоения универсальных способов деятельности посредством соединения в систему научно-методической, методической, педагогической и управленческой деятельности;
  • в возможности сотрудничества и согласования индивидуальных целей с социальными в совместной деятельности;
  • в создании условий для развития деятельности отдельных педагогов, педагогического коллектива.

 

Список использованных источников

  1. Аргунова, Т.Г., Федоров В.Д. Планирование и организация методической работы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования [Текст] – М.: НПЦ «Профессионал - Ф» - 2005. – 38 с.
  2. Белогурова, В.А. Научная организация учебного процесса: учебное пособие [Текст] /В.А. Белогурова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 511 с.
  3. Качество подготовки выпускников: метод. рекомендации и инструментарий [Текст]/авт.-сост. Г.П. Андрусенко, авторы-разработчики Н.И. Галинурова, Н.Ю. Жердий, Т.Ю. Крашакова; МоиН Чел. Обл., ЧИРПО. – Челябинск, 2010. – 28 с.
  4. Кулагина, И.Ю. Педагогическая психология: Учебное пособие для  вузов. [Текст] – М.: Академический Проект; Трикста, 2011. – 314 с.
  5. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. – М., 1996. – 308 с.
  6. Поташник, М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления [Текст] / М.М. Поташник. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 350 с.
  7. Щадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход [Текст] / В.Д. Щадриков // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 26–31.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*