Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Сущность профессионально-педагогических качеств педагога

13.11.2014 1230 1909
Вохминцева Анна Владимировна
Вохминцева Анна Владимировна, преподаватель, методист

Миасский медицинский колледж

В целях выявления сущности профессионально-педагогических качеств педагога был проведен анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, который показал, что каждая историческая эпоха имела свои представления о педагогической деятельности и требованиях к профессиональным качествам учителя. Так, например, в трактатах философов древности: Аристотеля, Платона учителю отводилась роль воспитателя, наставника, оратора; в работах М. Монтеня, Ф. Рабле и других, учитель рассматривался как гуманист и творец. Профессиональные требования к уровню знаний, умений, профессионально значимых качеств личности учителя начали формулироваться и обосновываться в работах ученых XVII-XIX вв. - Д. Дидро, Ф. Дистервега, Н.А. Добролюбова, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского и др. Вопросы педагогической технологии прослеживаются в работах Ю.К.Бабанского, В.П. Беспалько, В.В. Давыдова, Н.В. Кузьминой, В.М., Монахова и др.

 

Анализ исследований по педагогике и психологии показывает, что в последней четверти XX века профессиональная деятельность и личность педагога были предметом серьёзных исследований в академической науке. Проведены исследования, посвященные вопросам формирования: личности учителя, профессионально важных качеств, профессионально значимых качеств, профессиональной готовности студентов и мастеров профессионального обучения к педагогической деятельности, профессионально-педагогической направленности, профессионализма, а также изучавшие профессионально-педагогическое мышление учителя, культуру педагогического общения. Изданы монографии, учебные пособия в области профессионального педагогического образования. Л.В.Лидак отмечает, что проблема формирования профессионально важных свойств личности педагога в процессе профессиональной подготовки стоит на втором месте по степени изученности [6].

 

В.Д. Шадриков предлагает «под профессиональными качествами понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения» [8, с. 129]. Занимаясь вопросами психологии профессионализма, А.К. Маркова приводит схожее определение, отмечая, что профессиональные качества - это качества человека, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам. Они служат предпосылкой профессиональной деятельности, являясь ее новообразованием [7, с. 83].

 

Первая попытка структурированного представления качеств педагога была предпринята П.Ф. Каптеревым, который выделил субъективные и объективные свойства педагога и наметил их иерархию.

 

По Н.В. Кузьминой, структура субъективных факторов включает: тип направленности, уровень способностей, компетентность. Профессионально-педагогическая компетентность понимается автором как способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности обучающегося. В качестве основных элементов профессионально-педагогической компетентности Н.В. Кузьмина [5, с. 89] выделяет: специальную и профессиональную компетентность в области преподаваемых дисциплин; методическую компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся; социально-психологическую компетентность в области процессов общения; дифференциально-психологическую компетентность в области мотивов, способностей, направленности учащихся; аутопсихологическую компетентность в области недостатков собственной деятельности.  

 

А.К. Маркова выделяет три основные стороны труда учителя: собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция; педагогическое целеполагание; педагогическое (практическое и диагностическое) мышление; педагогическая интуиция; педагогическая импровизация; педагогическая наблюдательность; педагогический оптимизм, педагогическая находчивость; педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.

 

Педагогическая профессия принадлежит к профессиям типа «человек – человек», которая характеризуется набором типических предпочтений, интересов, личностных особенностей и важнейшим элементом в структуре педагогических способностей являются коммуникативные предпосылки. В этой связи, говоря о психологии педагогической профессии, Е.А. Климов выделяет свойственные педагогу, необходимые качества:

  1. Умение руководить, учить, воспитывать, слушать и понимать других.
  2. Широкий кругозор.
  3. Коммуникативная культура.
  4. «Душеведческая направленность ума», наблюдательность к проявлению чувств, ума и характера человека.
  5. Умение «проектировать» подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше.
  6. Способность сопереживания.
  7. Глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения людям.
  8. Наблюдательность.

Изучая педагогическую деятельность учителя, следует уделить внимание и на профессиональные умения (навыки), которыми должен владеть педагог. Педагогическая деятельность реализуется системой умений, которые представляют собою сложную функционально-операционную структуру, где существует связь между функциями и педагогическими действиями (умениями), которые отражают определенную позицию педагога.

 

Педагогическая деятельность включает в себя и требования к сформированности отдельных специальных умений:

  1. Передавать знания кратко и интересно.
  2. Способность понимать ученика.
  3. Иметь самостоятельный и творческий склад мышления.
  4. Развивать такие качества, как находчивость и быстрая ориентировка в педагогической ситуации.

Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности – это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

 

Профессионализм педагога - это высокий уровень его психолого-педагогических, научно-предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом, обеспечивающим на практике социальную востребованную подготовку подрастающего поколения к жизни. Педагог-профессионал – это специалист, овладевший высоким уровнем профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в процессе труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию.

 

Главным фактором достижения профессионализма педагога является процесс самосовершенствования. Профессионализм позволяет педагогу, достигнув состояния осмысления, начать движение к состоянию осознанности, то есть накоплению конкретных знаний и постижению в профессии, а в финале совершить переход в состояние умелости, осуществимости того, что осознанно. Профессионализм педагога не может быть раз и навсегда достигнутой высотой. Он «прорастает» каждый раз в конкретном месте и времени, в процессе общения, являясь личностным свойством, поэтому подлежит непрерывному становлению и развитию. Профессионалом можно стать только в том деле, которое способствует раскрытию индивидуального жизненного смысла (переживания).

 

Потребность в профессионально-личностном развитии возникает у педагогов, когда они ставят новые цели, меняют характер деятельности, знакомятся с достижениями науки и практики. При определении факторов, влияющих на развитие профессионализма, рассматривается специально – предметная, методическая и психолого-педагогическая подготовка преподавателя. Критериями профессионализма могут выступать достоинства и достижения педагогов, связанные с компонентами учебного процесса.

 

Педагогическое мастерство и профессионализм – это интегральные характеристики личности педагога. Педагогическая деятельность обеспечивает реализацию многих и различных функций: обучающей, развивающей, воспитательной, диагностической, коррекционной, консультативной, управленческой, организационной, рефлексивной.

 

В настоящее время требуется системное осмысление профессионализма педагога XXI в., чтобы ориентировано оценить его место в российском обществе, выявить степень его готовности и модернизации системы образования.

 

Таким образом, профессионально компетентным (эффективным) становится труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, и в котором достигаются высокие результаты в обученности и воспитанности учащихся.

 

Список использованных источников

  1. Гнатышина, Е.В. Формирование информационной культуры педагога профессионального обучения в современном университете: монография [Текст]/ Е.В. Гнатышина. – М.: Изд-во Моск.гос.обл.ун-та, 2011. – 188 с.
  2. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности [Текст] / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. – СПб., 1993. – 263 с.
  3. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя [Текст] / Н.В. Кузьмина. – Л.: Знание, 1995. – 32 с.
  4. Старцева, О.Г. Формирование профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения средствами информационных технологий: монография. [Текст]. – Уфа: Издательство БГПУ, 2011. – 124 с.
  5. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая  структура  деятельности  учителя  и  формирование его личности [Текст] / Н.В. Кузьмина. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. – 183 с.
  6. Лидак, Л.В. Проблема профессионально-личностного развития учителя академических исследованиях конца XX века [Электронный ресурс] / Сборник научных трудов. Серия “Гуманитарные науки” // Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь. – Выпуск № 7. – 2002. – 233 с.
  7. Маркова, А.К. Психология  профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. – М., 1996. – 308 с.
  8. Щадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход [Текст] / В.Д. Щадриков // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 26–31.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*