Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ целях выявления сущности профессионально-педагогических качеств педагога был проведен анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, который показал, что каждая историческая эпоха имела свои представления о педагогической деятельности и требованиях к профессиональным качествам учителя. Так, например, в трактатах философов древности: Аристотеля, Платона учителю отводилась роль воспитателя, наставника, оратора; в работах М. Монтеня, Ф. Рабле и других, учитель рассматривался как гуманист и творец. Профессиональные требования к уровню знаний, умений, профессионально значимых качеств личности учителя начали формулироваться и обосновываться в работах ученых XVII-XIX вв. - Д. Дидро, Ф. Дистервега, Н.А. Добролюбова, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского и др. Вопросы педагогической технологии прослеживаются в работах Ю.К.Бабанского, В.П. Беспалько, В.В. Давыдова, Н.В. Кузьминой, В.М., Монахова и др.
Анализ исследований по педагогике и психологии показывает, что в последней четверти XX века профессиональная деятельность и личность педагога были предметом серьёзных исследований в академической науке. Проведены исследования, посвященные вопросам формирования: личности учителя, профессионально важных качеств, профессионально значимых качеств, профессиональной готовности студентов и мастеров профессионального обучения к педагогической деятельности, профессионально-педагогической направленности, профессионализма, а также изучавшие профессионально-педагогическое мышление учителя, культуру педагогического общения. Изданы монографии, учебные пособия в области профессионального педагогического образования. Л.В.Лидак отмечает, что проблема формирования профессионально важных свойств личности педагога в процессе профессиональной подготовки стоит на втором месте по степени изученности [6].
В.Д. Шадриков предлагает «под профессиональными качествами понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения» [8, с. 129]. Занимаясь вопросами психологии профессионализма, А.К. Маркова приводит схожее определение, отмечая, что профессиональные качества - это качества человека, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам. Они служат предпосылкой профессиональной деятельности, являясь ее новообразованием [7, с. 83].
Первая попытка структурированного представления качеств педагога была предпринята П.Ф. Каптеревым, который выделил субъективные и объективные свойства педагога и наметил их иерархию.
По Н.В. Кузьминой, структура субъективных факторов включает: тип направленности, уровень способностей, компетентность. Профессионально-педагогическая компетентность понимается автором как способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности обучающегося. В качестве основных элементов профессионально-педагогической компетентности Н.В. Кузьмина [5, с. 89] выделяет: специальную и профессиональную компетентность в области преподаваемых дисциплин; методическую компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся; социально-психологическую компетентность в области процессов общения; дифференциально-психологическую компетентность в области мотивов, способностей, направленности учащихся; аутопсихологическую компетентность в области недостатков собственной деятельности.
А.К. Маркова выделяет три основные стороны труда учителя: собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция; педагогическое целеполагание; педагогическое (практическое и диагностическое) мышление; педагогическая интуиция; педагогическая импровизация; педагогическая наблюдательность; педагогический оптимизм, педагогическая находчивость; педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.
Педагогическая профессия принадлежит к профессиям типа «человек – человек», которая характеризуется набором типических предпочтений, интересов, личностных особенностей и важнейшим элементом в структуре педагогических способностей являются коммуникативные предпосылки. В этой связи, говоря о психологии педагогической профессии, Е.А. Климов выделяет свойственные педагогу, необходимые качества:
Изучая педагогическую деятельность учителя, следует уделить внимание и на профессиональные умения (навыки), которыми должен владеть педагог. Педагогическая деятельность реализуется системой умений, которые представляют собою сложную функционально-операционную структуру, где существует связь между функциями и педагогическими действиями (умениями), которые отражают определенную позицию педагога.
Педагогическая деятельность включает в себя и требования к сформированности отдельных специальных умений:
Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности – это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
Профессионализм педагога - это высокий уровень его психолого-педагогических, научно-предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом, обеспечивающим на практике социальную востребованную подготовку подрастающего поколения к жизни. Педагог-профессионал – это специалист, овладевший высоким уровнем профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в процессе труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию.
Главным фактором достижения профессионализма педагога является процесс самосовершенствования. Профессионализм позволяет педагогу, достигнув состояния осмысления, начать движение к состоянию осознанности, то есть накоплению конкретных знаний и постижению в профессии, а в финале совершить переход в состояние умелости, осуществимости того, что осознанно. Профессионализм педагога не может быть раз и навсегда достигнутой высотой. Он «прорастает» каждый раз в конкретном месте и времени, в процессе общения, являясь личностным свойством, поэтому подлежит непрерывному становлению и развитию. Профессионалом можно стать только в том деле, которое способствует раскрытию индивидуального жизненного смысла (переживания).
Потребность в профессионально-личностном развитии возникает у педагогов, когда они ставят новые цели, меняют характер деятельности, знакомятся с достижениями науки и практики. При определении факторов, влияющих на развитие профессионализма, рассматривается специально – предметная, методическая и психолого-педагогическая подготовка преподавателя. Критериями профессионализма могут выступать достоинства и достижения педагогов, связанные с компонентами учебного процесса.
Педагогическое мастерство и профессионализм – это интегральные характеристики личности педагога. Педагогическая деятельность обеспечивает реализацию многих и различных функций: обучающей, развивающей, воспитательной, диагностической, коррекционной, консультативной, управленческой, организационной, рефлексивной.
В настоящее время требуется системное осмысление профессионализма педагога XXI в., чтобы ориентировано оценить его место в российском обществе, выявить степень его готовности и модернизации системы образования.
Таким образом, профессионально компетентным (эффективным) становится труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, и в котором достигаются высокие результаты в обученности и воспитанности учащихся.
Список использованных источников
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.