Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Викторина по естествознанию»

12.11.2014 1305 2101
Бубенщикова Тамара Владимировна
Бубенщикова Тамара Владимировна, преподаватель высшей категории

Иркутский филиал Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова

Пояснительная записка

 

Поиск наиболее оптимальных путей повышения качества обучения студентов и контроля учебных знаний привёл к внедрению в учебный процесс нетрадиционных форм обучения, в частности различных игровых форм.


Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Викторина по естествознанию» подготовлена для студентов I курса, имеющих основное общее образование.

 

Задачами её является:

  1. Проверка знаний студентов и определение уровня их подготовки.
  2. Развитие мышления, памяти студентов.
  3. Воспитание навыков коллективного труда.

 

Новизна такого мероприятия заключается в том, что задания подготовлены не по одной темы по изучаемому предмету, а комплексные, включающие в себя вопросы из разделов естествознания: биологии и химии, а также вопросы на общую эрудицию.

 

Методическая разработка включает в себя следующие разделы:

1. Роль внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе.

1.1. Организация проведения викторины по естествознанию.

1.2. Сценарий проведения викторины.

2. Приложения.

 

Методическая разработка может использоваться преподавателями различных дисциплин для проверки степени усвоения знаний студентов. Нужно лишь изменить вопросы в соответствии с изучаемым предметом.


Роль внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе

 

Развитие научно-технического прогресса невозможно без подготовки творчески мыслящих специалистов всех отраслей народного хозяйства, в том числе по естествознанию. Основная задача, стоящая перед преподавателями данной дисциплины, заключается, прежде всего, в том, чтобы качественно организовать учебно-воспитательный процесс, направленный на овладение знаниями естествознания.

 

Существуют три фактора, которые заставляют студентов учиться:

• послушание;

• увлечение;

• цель.

 

Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет к цели.

 

Надо признать, что за последние годы уровень знаний по естествознанию у бывших  школьников и настоящих студентов значительно снизился. Среди них немало таких, которые не имеют четких представлений даже о самом предмете, об основных понятиях и законах, не умеют решать стандартные задачи.

 

Причины негативных изменений, которые появились в обучении естествознания за последние годы, хорошо известны. Это, прежде всего нарастание сложности программного материала и сокращение учебного времени на его усвоение. Из-за усложнения программы преподавателю приходится тратить дополнительное время на устное объяснение материала за счет времени, отводимого на проведение химического эксперимента и решение задач. А это значит, что сокращается самостоятельная работа студентов, а, следовательно, меньше внимания уделяется осмыслению и закреплению студентами учебного материала.

Негативно сказывается и недостаточное оснащение материальными средствами (реактивами и химическим оборудованием) кабинетов естествознания.

 

Снижение интереса студентов к обучению и соответственно уровня их знаний объясняется также и недостаточной внеклассной работой по естествознанию в средних школах при введении нового предмета на базе основного общего образования.

 

Внеклассная работа по естествознанию, наряду с уроками, - одна из главных форм организации учебно-воспитательного процесса. Она предоставляет исключительно большие возможности для возбуждения интереса обучаемых  к химии, биологии, которые изучаются в предмете естествознание.

 

Основная цель внеклассной работы – выявление и развитие склонностей и способностей, обучающихся в ходе углубленного освоения программных вопросов, а также вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных их пониманию. Важной задачей внеклассной работы является развитие у студентов умения самостоятельно работать с литературой и умений экспериментальной работы в лаборатории. Очень важен воспитательный элемент внеклассных занятий: выполнение общественно полезных заданий вырабатывает у студентов чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям, уважение к труду, а также объединяет их в коллективы, связанные общими интересами и увлечениями, воспитывает их в духе товарищества.

 

Изучение педагогической, психологической и методической литературы выявило ряд проблем в организации и проведении внеклассной работы. На мой взгляд, связано это, прежде всего, с тем, что данному вопросу уделяется мало внимания и не всегда содержание внеклассной работы подчиняется строго определенным требованиям: научность; доступность; актуальность;  практическая значимость; занимательность.

 

Поэтому в своей работе я уделяю внимание организации внеклассных мероприятий, разрабатываю наиболее интересные рекомендации по организации внеклассных мероприятий по преподаваемой дисциплине и проверяю  их в ходе педагогического эксперимента в условиях организации учебных занятий в Иркутском филиале ВГИК.

 

Определяющим внеклассной работы является содержание, которое отбирается произвольно. Тематика ее очень разнообразна. Мною были разработаны и внедрены игры «Слабое звено», «Химическая эстафета». Практика показала, что студенты с большим интересом в ней участвовали, и это дало возможность провести проверку их знаний в нетрадиционной форме.

 

Организация проведения викторины

 

Вообще викторина — вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания. Игры в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими очерёдность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, а также вознаграждение за правильно данный ответ.

 

Слово «викторина» появилось в 1920-х годах. Его придумал известный советский журналист и писатель Михаил Кольцов в качестве названия газетной подборки, включающей в себя различные вопросы, шарады, ребусы и т. п. Готовил эту развлекательную полосу некий Виктор, сотрудник газеты. От этого Виктора и произошла «викторина». Впоследствии нашли связь этого слова со словом «победа». Виктор — с латинского обозначает победитель. Этим словом стали обозначать все, что имеет вопросы и ответы. По другой версии, Кольцов долго ломал голову, как назвать газетный раздел, содержащий вопросы на сообразительность и решил назвать его в честь балерины Большого театра Викторины Кригер, случайно увидев объявление о ее выступлении.


В викторине по естествознанию участвуют 3 команды (представители от каждой группы I курса) по 5 человек. Ведущим является преподаватель. Назначается контрольное жюри, которое следит за ходом викторины. В состав жюри можно пригласить 3-4 преподавателя или наиболее ответственных студентов старших курсов. Викторина  проводится в 3 этапа. На каждый этап отводится не более 10 минут. Если от предыдущего этапа остаётся время, то оно может добавляться по необходимости на следующий этап. По окончании каждого этапа жюри подводит итоги. Победителем оказывается та команда, которая наберёт максимальное количество баллов.

 

Подготовительная работа: каждая команда заранее готовит название и девиз. Для реализации принципа связи обучения с жизнью командам также даётся домашнее задание под названием «Практик». Студенты должны на формате А изобразить картинками, символами примеры применения знаний естествознания в жизни. Представитель команды (капитан) должен раскрыть содержание проекта. Преподаватель для проведения викторины должен подготовить задания в виде презентации. Та команда, которая готова дать ответ, должна быстро хлопнуть в ладоши.

 

Сценарий проведения эстафеты:


1. Вступительное слово преподавателя: постановка целей.


2. I этап: «Разминка». 

Участники викторины должны представить своё название, девиз. Это оценивается по 5-ти балльной системе.

Далее на экран выводится определение и нужно указать, о какой науке идёт речь. Команды на данном этапе отвечают по очереди (по три определения для каждой команды). Если команда, получившая задание не может справиться с ним, отвечает любая из двух по принципу «кто быстрее» (хлопок - ответ).

Оценка  результатов – 2 балла за правильно данное название.


3. II этап: «Эрудит». 

Первое задание письменное. Время для подготовки 5-7 минут. Оценка результата – 10 баллов.

На следующие вопросы участники викторины должны давать ответы по очереди. Если команда не может дать ответ, то отвечает любая из двух по принципу «кто быстрее» (хлопок - ответ).

Оценка  результатов – 2 балла за правильно данный ответ.


4. III этап: «Практик». Каждая команда защищает свой проект.

На этом этапе при оценке жюри должно учитывать оформление проекта, его полноту (большее количество областей применения), выступление докладчика (самостоятельно или с помощью подготовленной записки), его речь, умение выступать на публике.

Оценка результатов –10 баллов.


5. Подведение итогов: слово жюри, награждение победителей.

 

Приложения (задания для викторины).


I этап:

  1. Наука о природе, изучает свойства и строение материи и законы ее движения.
  2. Наука, которая изучает закономерности наследственности и изменчивости организмов.
  3. Наука о составе, строении и свойствах веществ, их превращениях и явлениях, которые сопровождают эти превращения.
  4. Наука о клетке.
  5. Наука, которая изучает закономерности взаимоотношений организмов со средой обитания.
  6. Совокупность наук о живой природе, об огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой.
  7. Наука о функциях живых организмов.
  8. Наука о психике как функции мозга, заключающейся в отражении действительности, о закономерностях психических процессов.
  9. Наука о тканях.

II этап:    

1. В левой колонке даны названия органических веществ. Выбрать те вещества, которые входят в состав клетки, и указать их функции. Выполнить задание из правой колонки, которое соответствует выбранным веществам.

БЕЛКИ

Назвать фамилию актрисы, исполнявшей роль медсестры в фильме «Мы из будущего»?

СПИРТЫ

Назвать фамилию актёра, исполнявшего роль Огурцова в фильме «Карнавальная ночь».

АЛЬДЕГИДЫ

Назвать фамилию актёра, исполнявшего главную роль в фильме «Весна на заречной улице».

ЖИРЫ

Назовите автора романа «Война и мир».

КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ

Назвать фамилию актёра, исполнявшего главную роль в фильме «Звезда».

УГЛЕВОДЫ

Назвать литературного персонажа и автора романа XIX века, который занимался изучением биологии, медицины.

АМИНОКИСЛОТЫ

Назвать автора романа «Преступление и наказание».

 

2. Кто из ученых впервые приходит к эволюционной идее развития жизни на Земле:

а) К.Линней;

б) Ж.Б.Ламарк;

в) Л.Пастер.


3. Энергетическими станциями клеток являются:

а) лизосомы;

б) митохондрии;

в) ДНК;

г) хлоропласты.


4. Постоянство внутренней среды организма в непрерывно меняющихся условиях существования:

а) анаболизм;

б) гомеостаз;

в) катаболизм;

г) фотосинтез.


5. Какая ткань образует покровы тела, железы, выстилает полости внутренних органов? (Эпителиальная)


6. Что называют наследственностью?


7. Что называют раздражимостью?


8. Определить о какой стадии естествознания идёт речь: На этой стадии сформировались общие представления об окружающем мире, как о чем-то целом. Отличительной чертой этой стадии являлось господство методов наблюдения, а не эксперимента, догадок, не точно воспроизводимых выводов.

а) натурфилософия,

б) классическое естествознание,

в) синтетическая стадия,

г) интегративно-дифференциальная стадия,

д) информациологическая стадия познания природы.


9. В них синтезируются на свету органические вещества из неорганических:

а) лизосомы;

б) митохондрии;

в) ДНК;

г) хлоропласты.


10. Как делится поперечнополосатая мышечная ткань?


11. Определить о какой стадии естествознания идёт речь: Для нее характерно глубокое исследование отдельных явлений, активное использование эксперимента. Возникла огромная армия исследователей - путешественников, мореплавателей, астрономов, алхимиков и др.

а) натурфилософия,

б) классическое естествознание,

в) синтетическая стадия,

г) интегративно-дифференциальная стадия,

д) информациологическая стадия познания природы.


12. Перечислить формы межвидовой борьбы (с примерами).


13. Молекулы этого вещества выполняют функции хранения и передачи наследственной информации из поколения в поколение:

а) лизосомы;

б) митохондрии;

в) ДНК;

г) хлоропласты.


14. Назовите стадии развития человека.


15. Процесс расщепления сложных веществ на более простые, идущий с выделением энергии, называется:

а) анаболизм,

б) диссимиляция,

в) ассимиляция,

г) пластический обмен.


16. Какое химическое понятие измеряется в молях?


17. Определить массовую долю раствора, если 20 г хлорида натрия растворили в 80г воды.


18. Как можно рассчитать молярную массу вещества? Ответ обоснуйте.


19. Совокупность реакций расщепления, идущий с выделением энергии,  называется:

а) анаболизм;

б) гомеостаз;

в) катаболизм;

г) фотосинтез.


20. Способность организмов приобретать новые признаки и свойства, в результате изменений структуры наследственного материала или возникновения новых комбинаций генов называется ……….

 

Использованная литература

  1. В.В. Сорокин, Э.Г. Злотников: «Как ты знаешь химию?», Ленинград, 1987г.
  2. В.П. Симонов «Педагогический менеджмент», Педагогическое общество России, 1999г.
  3. Ю.М.Ерохин. Химия. – Москва, 2002г.
  4. А.И. Артеменко. Органическая химия и человек. М.: Просвещение. 2000.

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.informika.ru/text/database/chemy/Rus/chemy.html - Электронные учебники по общей химии, неорганической химии, органической химии.
  2. http://hemi.wallst.ru/ - Химия. Образовательный сайт для школьников и студентов.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*