Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование симуляционных технологий для реализации программы подготовки специалистов среднего звена в Бердском медицинском колледже

04.11.2014 3014 5915
Кошеварова Анна Сергеевна
Кошеварова Анна Сергеевна, преподаватель

Бердский филиал Новосибирский медицинский колледж

Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования требует от медицинских образовательных организаций перестройки процесса обучения студентов. Реализация основной образовательной цели «Формирование профессионализма будущего медицинского работника» осуществляется через применение компетентностных и практикоориентированных педагогических подходов и обучающих технологий. Главным направлением в сфере среднего профессионального медицинского образования является необходимость значительного усиления практической подготовки студентов при сохранении должного уровня теоретических знаний.

 

Решением данной проблемы является создание учебного кабинета доклинической практики с необходимым современным оборудованием, с фантомами и муляжами для отработки и закрепления алгоритмов сестринских манипуляций, практических навыков и умений, что позволяет реализовать требования ФГОС СПО, а именно: «…использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся».

 

Таким образом, на современном этапе наиболее эффективным методом обучения студентов является использование симуляционных технологий в системе подготовки среднего медицинского персонала.

 

Симуляционное обучение – это организация учебного процесса, при котором студент действует в имитированной обстановке и знает об этом. В переводе с латинского термин симуля́ция (simulatio — видимость, притворство) — создание видимости болезни или отдельных её симптомов человеком, не страдающим данным заболеванием, или же  имитация какого-либо физического процесса при помощи искусственной (напр., механической или компьютерной) системы. Качество такого обучения зависит от полноты и реалистичности моделирования конкретной рабочей ситуации. Данная технология дает возможность закрепить необходимые теоретические знания и практические умения, довести их до автоматизма, научить действовать системно: планировать, организовывать, корректировать и анализировать свою профессиональную деятельность.

 

С этической точки зрения важнейшим преимуществом симуляционной технологии является обучение без нанесения вреда пациенту и снятие тревоги и боязни у студента совершить непоправимую ошибку.

 

Применение симуляционных технологий позволяет отработать такие общие компетенции, как соблюдение правил личной безопасности на рабочем месте и безопасности пациента; повысить уровень профессионального мастерства и практических навыков молодых специалистов на этапе учебной практики, обеспечивая им более эффективный, плавный и безопасный переход к производственной практике и будущей профессиональной деятельности.

 

В своей работе использую следующие виды симуляционных технологий:

Визуальные: классические учебные пособия, электронные учебники, которые знакомят студентов с алгоритмом выполнения практической манипуляции. Студенты знакомятся с последовательностью выполнения манипуляции, однако никакой собственно практической отработки манипуляции не происходит. Но, данный уровень позволяет перейти к следующему этапу – к собственно практической отработке манипуляции. Примером может служить методическое пособие и видеофильм.

Тактильные:тренажеры для отработки практических навыков, реалистичные манекены, фантомы органов для отработки медицинских манипуляций, например, фантомы для отработки инъекций. На данном уровне происходит воспроизведение и отработка практических навыков, т.е. последовательность скоординированных движений в ходе выполнения той или иной манипуляции на репродуктивном уровне.

Реактивные: манекены низшего класса реалистичности (Low-Fidelity) – воспроизводятся простейшие активные реакции фантома на типовые действия студента. Например: при правильном выполнении непрямого массажа сердца – загорается лампочка, тем самым осуществляется оценка точности действий обучаемого  и воспроизведение моторики отдельного базового навыка.

 

В настоящее время так же существуют современные технологии для обучения в медицине:

Автоматизированные:манекены среднего класса реалистичности, видеооборудование.

Аппаратные:симулятор среднего класса в палате, оснащенной медицинской мебелью и аппаратурой, тренажер, укомплектованный реальным медицинским оборудованием

Интерактивные: роботы-симуляторы пациента высшего класса реалистичности (High Fidelity) и виртуальные симуляторы с обратной тактильной связью.

Интегрированные:комплексные интегрированные симуляционные системы – взаимодействующие виртуальные симуляторы.

 

  1. При использовании симуляционных технологий обращаю внимание на следующие моменты:
  2. Постановка конкретной учебной цели, которая зависит от формы организации учебного процесса: практические занятия как составная часть профессионального цикла (проводятся в виде доклинического, фантомного, курса в специально оборудованных кабинетах), учебная и производственная практики, проводимые в лечебно-профилактических учреждениях.
  3. Определение этапов работы и выбор форм и методов контроля результативности обучения.
  4. Оснащение. Оборудование кабинета доклинической фантомной подготовки. Подготовка к занятию. Обеспечение  каждого студента оборудованным рабочим местом.
  5. Создание комфортных условий (темп, выбор партнёров, многократность повторения, взаимопомощь и взаимоконтроль) для студентов при выполнении  учебного действия.
  6. Проведение дебрифинга (от англ. debriefing –«обсуждение после выполнения задания») – анализа, разбора опыта, приобретенного участниками в ходе выполнения симуляционного упражнения.
  7. Создание системы для осуществления преемственности обучения, обеспечение перехода от практического занятия к производственной практике.

 

В соответствии с ФГОС СПО на практическое обучение отводится 70% учебного времени. Практическое обучение включает в себя практические занятия на базе учебного заведения с отработкой практических умений посредством внедрения симуляционных технологий, на которых закрепляются знания и умения, как этап подготовки  к учебной и производственной практике на базе лечебно-профилактических учреждений.

 

Следующим этапом непрерывной системы практической подготовки студентов колледжа является учебная практика, которая направлена на:

- приобретение первоначального практического опыта,

- формирование у студентов практических профессиональных умений,

- освоение общих и профессиональных компетенций по специальности,

 

Производственная практика проводиться в организациях, деятельность которых соответствует профилю подготовки обучающихся и направлена на:

- углубление студентом  профессионального опыта,

- дальнейшее формирование  общих и профессиональных компетенций

 

Профессиональные компетенции, формируемые на производственной практике, состоят из знания, умения и опыта. При этом основным является опыт студентов, полученный на практических занятиях, в кабинетах доклинической практики, учебной практике и новый опыт, приобретённый в лечебно-профилактических учреждениях, в ходе производственной практики.

 

Таким образом, получение опыта основная цель практического обучения. Используя, симуляционные технологии в построение учебного процесса позволяет мне добиться реализации данной цели.

 

Список литературы

  1. Муравьев К.А., Ходжаян А.Б., Рой С.В. Симуляционное обучение в медицинском образовании – переломный момент// Фундаментальные исследования – 2011 – № 10 (часть 3) – стр. 534-537;
  2. Журнал Виртуальные технологии в медицине, №1 (7), 2012 http://www.medsim.ru
  3. Симуляция как признак профессионализма - http://forum.pridnestrovie. com/topic/?id=10124
  4. События - Мероприятия: Международная конференция «Инновационные обучающие технологии в медицине – 2012» http://medvestnik.ru/15/7/41178/-for_print.html
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 502 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело”



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*