Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль классического танца в подготовительном классе циркового отделения

04.11.2014 337 578
Те Герман Антонович
Те Герман Антонович, преподаватель классического танца, заслуженный артист РС (Я)

Якутский хореографический колледж им. А. и Н. Посельских

Цирк – особый вид искусства, одним из основных выразительных, средств которого является трюк. В создании полноценного художественного образа в искусстве цирка большую роль играют и такие виды искусств. как музыка, танец, пантомима, живопись и даже архитектура. Таким образом, над созданием циркового произведения трудится коллектив, состоящий как из самих артистов, так и режиссера, художника, балетмейстера, композитора и многих других.


В Якутском хореографическом колледже имени А. и Н. Посельских 8 год занимаются ребята, которые обучаются в классе по направлению «цирковое искусство».


Главное, на что должно быть обращено внимание преподавателя, - это раскрытие индивидуальности каждого из своих учеников, а они всегда разные, самобытные, неповторимые.


В Государственном стандарте по специальности «цирковое искусство» по дисциплине «хореография» четко сказано, что артист цирка должен знать: «экзерсис классического танца (с учетом специфики циркового искусства); элементы народных, историко-бытовых и современных (эстрадных и бальных) танцев; правильность постановки головы, рук, корпуса и ног; элементы координации; классический станок; характерный станок; основы танцевального искусства».

Важное в формировании артистов цирка занимают такие виды искусства, как танец и музыка.


В процессе занятий классическим танцем в данном классе формируются жизненно важные двигательные умения и навыки (прикладные и спортивные), приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества.

Классический станок учит будущих артистов цирка соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяют общий кругозор занимающихся, знакомят с народным творчеством; развивают у них любовь к искусству своего народа, народов мира. Они способствуют развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств. Богатство, разнообразие и доступность упражнений, эффективное воздействие их на организм, зрелищность привлекают к занятиям различный контингент занимающихся. Средства классического танца соответствуют анатомо-физиологическим и психологическим особенностям детского организма.

Поэтому одна из основных задач технической подготовки артистов цирка в хореографическом колледже  связана с искусством владения своим телом в естественных условиях. Последнее обстоятельство в значительной степени определяет  структуру физических качеств, необходимых для занятия экзерсисом.


Очевидно, что в работе над трюками в цирке не может быть ярко выраженной проблемы развития и совершенствования таких двигательных качеств, как, например, статическая сила или скоростная сила мышц плечевого пояса, силовая выносливость и т.п.


Из качеств, играющих большую роль в формировании артистов цирка, выделяется гибкость во всех ее проявлениях (пассивная, активная, предельно развитая гибкость в тазобедренных суставах). Кроме того, специфика данного вида искусства требует развития и совершенствования тонкой координации движений, чувства ритма, музыкальности, артистичности. Специальные упражнения у станка предъявляют значительные требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам организма занимающихся.


Сложность структуры двигательных действий артистов цирка обуславливает необходимость запомнить большой объем относительно независимых между собой движений. Это предъявляет требования к памяти учащихся, а также к таким качествам, как исполнительность, ясность и полнота зрительных представлений, точность воспроизведения движения. Качество исполнения упражнений (выразительность, артистичность и т.п.) диктует необходимость формирования способности к самоконтролю и коррекции мышечных усилий, устойчивости внимания, умения концентрировать и распределять внимание, быстроты реагирования, быстроты мышления, сообразительности, самокритичности, настойчивости.


Значительный вклад в научное обоснование физического воспитания артистов цирка внес французский физиолог и педагог Жорж Демени (1850-1917 гг.). Он доказал целесообразность применения динамических упражнений  на растягивание и расслабление мышц, танцевальных шагов, упражнений с предметами, способствующих приобретению гибкости, ловкости, хорошей осанки, умению двигаться плавно и грациозно. Большая заслуга в разработке теории выразительного двигательного навыка принадлежит другому французскому педагогу – Франсуа Дельсарту (1811-1871 гг). Изучая драматическое искусство, он пришел к выводу, что каждое переживание человека сопровождается определенными движениями тела, а, следовательно, путем воспроизведения движений можно создать у зрителя впечатление переживаний. Созданная Дельсартом «Грамматика художественного жеста» стала применяться  в физическом воспитании будущих артистов цирка, особенно при подготовке выступлений, исполняемых с музыкальным сопровождением. Идеи и принципы, разработанные Дельсартом, нашли воплощение в искусстве знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан (1878-1927 гг.).


Наряду с классическим танцем в конце ХIХ – начале ХХ в. широкое распространение в формировании артистов цирка получает ритмическая гимнастика, одним из создателей которой был профессор Женевской консерватории Жак Далькроз (1865-1914 гг.). Он разработал три группы упражнений: ритмические движения, упражнения для тренировки слуха и импровизированные действия, которые воспитывали у занимающихся музыкальность и слух. Вначале ритмическая гимнастика была средством воспитания музыкантов и артистов, позднее стала применяться в области физического воспитания. Системы Ж. Демени, Ф. Дельсарта, Ж. Далькро и их продолжателей оказали значительное влияние на возникновение и развитие такого вида искусства как цирк.


Не следует так же забывать, сто у нас к станку становятся восьмилетние мальчики и девочки, а слишком долгое пребывание у станка в итоге может вызвать скуку и даже отвращение. Экзерсис, усвоение позиций требуют долгого времени, и если пренебрегать  «мелочами» (а нам думается, что в педагогике вообще, в балетной педагогике в частности, никаких мелочей не существует), дети никогда по-настоящему не усвоят упражнения, и время будет израсходовано безрезультатно.


Поэтому главная задача педагога в первые годы обучения классическому танцу будущих артистов цирка заключается в том, чтобы наряду с изучением основных форм и движений, предусмотренных  программой, развить у учеников интерес к классическому танцу, дать им элементарные представления о его красоте, об эстетике танца.


Необходимо также развивать у учеников сознательное, вдумчивое отношение к занятиям, чтобы они могли более активно работать на уроке и знали, на что особенно важно обращать внимание в том или ином упражнении. Важной задачей первых лет обучения хореографии является освоение азбуки классического танца. Развиваются выворотность ног, танцевальный шаг, правильная постановка корпуса, гибкость, устойчивость, легкий высокий прыжок, четкая координация движений. Все это – элементы, необходимые для дальнейшего развития техники и навыков.


Исходя из этих задач, целесообразно рекомендовать с самого начала обучения периодические посещения учениками вместе с педагогом уроков хореографии средних классов, для того, чтобы учащиеся получили представление о том, чем им предстоит заняться. На первом уроке целесообразно проводить беседу о танце, о красоте и выразительности, об обязательной согласованности движений; рассказать о том, как дети должны  себя вести, занимаясь классикой (реагировать на замечания, сделанные другому ученику, запоминать замечания и т.п.). На первых порах обучения урок следует строить так, чтобы добиться  большего разнообразия в чередовании и перемене упражнений – упражнения лицом к палке, переход на середину, возвращение к палке и т.п. Это необходимо для того, чтобы учащиеся не приучались механически выполнять  движения, а работали в состоянии сосредоточенного внимания. Кроме того, такой урок не будет однообразным и скучным.


Показав и объяснив учащимся, то или иное упражнение, необходимо указать на самое главное в его исполнении. Индивидуальный опрос учеников – устный и с показом – необходимо проводить систематически. Кроме индивидуальных замечаний, полезно останавливать класс во время исполнения  того или иного упражнения  и проверять правильность положения ног, корпуса, рук – одновременного у всего класса. Следует так же спрашивать ребят, в чем ошибка того или иного ученика и как ее надо исправить. Систематическое повторение с детьми пройденного материала тренирует и улучшает качество исполнения.


Показ педагогом всех движений должен быть точным и аккуратным, что особенно важно в младших классах. В противном случае, как показывает практика, учащиеся будут выполнять упражнение неряшливо и неточно.

Все французские термины преподавателю следует переводить на русский язык и систематически проверять усвоение их учащимися.


Для развития у учащихся выразительности, фантазии и артистичности следует на протяжении первых лет обучения (начиная примерно с конца первого месяца) практиковать простейшие этюды на смену настроения.


При музыкальном оформлении педагогу не следует считать вслух на уроке, т.к. это притупляет музыкальное восприятие ученика. Объяснив ученику, в каком размере и темпе делается данное упражнение, необходимо дать ему возможность вслушаться в музыку. Считать вслух допустимо только в начале обучения нового упражнения. Особенное внимание должно быть обращено на качество музыкального оформления урока начального обучения, необходимо остерегаться сведения его к сухому отбиванию такта – счета. Музыкальное оформление должно прививать учащимся эстетические навыки, осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Весь урок должен быть построен на музыкальном материале. Переходы от упражнений у палки к упражнениям в середине зала, а также поклоны  при входе в класс и после окончания урока должны быть музыкально оформлены, чтобы дети привыкли организовывать свои движения согласованно с музыкой. Качество музыкального оформления  уроков хореографии во время занятий классическим танцем в младших классах должно находиться на высоком уровне, т.к. именно здесь дети знакомятся с музыкой в ее связи с движением. Поэтому крайне важно дать учащимся с самого начала правильное представление о принципах и закономерностях этой связи.

 

Использованная литература

  1. Валукин Е.П. “Проблемы наследия в хореографическом искусстве”, М., 1992.
  2. З. Б. Гуревич, О жанрах российского цирка, М., 2006.
  3. Д. Жандо   История мирового цирка. - М., 1984
  4. Сирен ко И., Воздушные жанры в цирке, М., 2001;
  5. Театральное и музыкальное искусство: Сб. ст. Серия ''Основные тенденции и перспективы развития культуры в РФ''. – М., 1996.
  6. «Эстрада и цирк», 2011, № 2;



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*