Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материала«Сироты, отвергнутые дети узнают чрезвычайно рано,
что они не такие, как «те другие», а гораздо хуже
и живут совсем не по праву, а лишь из гуманности».
Ф. М. Достоевский
Проблема адаптации человека к постоянно меняющимся условиям окружающей среды была и остаётся очень сложной. В последние годы эта проблема приобрела особую актуальность в связи с тем, что происходят масштабные изменения в политической, экономической, социальной и культурной жизни страны. Возрастание психического напряжения социальная и личностная нестабильность заставляют искать новые формы психологической помощи населению, и, в первую очередь,- социальным группам, которые по тем или иным критериям могут быть отнесены к неблагополучным. Последняя группа людей более других нуждается в психологической поддержке дети-сироты подростки, воспитывающиеся вне семьи. Большинство из них дети, родители которых живы, но лишены родительских прав по причине разного рода обстоятельств (алкоголизм, пребывание в местах лишения свободы, неспособность создать необходимые для воспитания условия и пр.) Тем не менее родители остаются для ребёнка значимыми субъектами на протяжении их дальнейшей жизни. И это надо учитывать при работе с детьми-сиротами.
Обобщённый портрет таких подростков можно описать следующим образом: интеллектуальное отставание, агрессивность, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, неуверенность в себе. Для них характерно большое количество межличностных контактов, но они все поверхностны, безэмоциональны, формальны. Друзья легко заменяются другими, если они не оправдывают ожиданий. Подростку сироте легче не испытывать привязанность к кому-либо, чем потом переживать разрыв отношений.
При работе воспитателей с детьми-сиротами необходимо добиваться, чтобы в основе послушания требованиям взрослых лежало доверие к воспитателю, убеждённость в его правоте. В жизни такие отношения замечены не часто. Причина спрятана в прошлом подростков – в негативном опыте взаимоотношений со взрослыми – родителями и учителями.
Агрессивность является одной из характеристик личности подростка-сироты. Негативное и агрессивное отношение к другим людям является следствием недостаточности теплоты и принятия в обществе. Она проявляется в том, что любые действия окружающих воспринимаются подростком-сиротой как повод для конфликта. Межличностные отношения, как правило, недолговечны, формальны.
У детей-сирот, проживших какое-то время в детском доме и общаясь с ограниченным количеством людей в результате своеобразной идентификации друг с другом складывается детдомовское «МЫ», которое выражается в совместном обособлении от других, «чужих» людей и в результате этого возникает негативное отношение к ним, что создаёт внутренние условия, которые могут стать благоприятной почвой для правонарушений.
Воспитателю важно учитывать и то, что подросток, воспитывающийся в детском доме, мог общаться постоянно с одной и той же группой лиц. Причём сам он не мог поменять её на какую-то другу или по своей инициативе быть исключённым из неё. Поэтому у таких детей высокая интенсивность контактов со сверстниками, хотя часто у таких подростков наблюдается недоразвитие интимноличностной стороны общения. В основе этого отставания лежит отсутствие сопереживания, сочувствия, умения и, главное, потребности разделять свои переживания с другим человеком.
Дети, которые выросли без близких и родных людей, не способны к сильным эмоциональным переживаниям, так как способность ребёнка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви получил он сам и в какой форме она выражалась.
При сильно выраженном стремлении подростков-сирот к общению со взрослыми и при этом повышенной зависимости от взрослых проявляются неоднозначные отношения подростка к воспитателю в разных «трудных» жизненных ситуациях: запрет, замечания взрослых, столкновения различных интересов. Обвинения со стороны сверстников. Неумение брать на себя ответственность показывает «потребительское» отношение ко взрослым, возможность ожидать и даже требовать решения своих проблем от окружающих его людей. Агрессивные, грубые ответы подростков взрослым показывают на то, что у этих детей не сформирована «дистанция» в общении со взрослым.
Другой очень важной и существенной особенностью детей из детских домов является избыточное половое возбуждение (гиперсексуальность). Причина этого в том, что ребёнок, социально выбитый из колеи, не может использовать свою энергию позитивно.
Гиперсексуальность проявляется в повышенном интересе ко всему, что связано так или иначе с половой жизнью, в ранних половых связях, нецензурной брани и т. д. события и поведение людей, не имеющие никакой сексуальной подоплеки, они окрашивают в своём сознании в сексуальные оттенки.
У подростков из детских домов импульсивность в удовлетворении своих потребностей часто сочетается с приступами агрессии. Агрессивные реакции часто бывают жестокими, даже садистскими. Такие люди свои побуждения считают неотложными и неумолимыми. Откладывать их реализацию или заменить чем-либо другим немыслимо. Удовлетворение таких побуждений ведёт к распущенности, состоянию пресыщения, но не к чувству счастья с присущим ему чувством повышения самоуважения.
Такие реакции можно наблюдать, например, тогда когда подростку-сироте надо соблюдать формальные правила социального поведения. При получении различных социальных пособий, стипендии, пенсии т. п. эти дети очень агрессивно себя ведут, если им приходится стоять в очереди, сходить с просьбой по другому адресу. Собирать различные необходимые документы и т. п. В таких случаях воспитанники детских домов, как правило, показывают не только психическую , но и физическую агрессию, причём последняя может быть направлена на самого себя и на окружающих.
У подростка-сироты, как правило, складывается заниженная самооценка. Это происходит из-за недостатка родительской любви и как следствие- отсутствие у ребёнка чувства уверенности в себе. Низкая самооценка проявляется у сирот в их нерешительности, избегании нового, неуверенности в незнакомой ситуации. Они стараются выбирать такие ситуации и жизненные задачи, в которых им был бы гарантирован успех. Неуверенность в своих возможностях способствует формированию у социальных сирот пассивность. Лень, нежелание делать то, что могло бы принести неудачу.
В результате того, что у ребёнка нет постоянной заботящейся значимой фигуры и постоянная необходимость приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение приводят к снижению активного отношения к жизни, развивается зависимость от других, что делает подростков-сирот лёгкой добычей для криминальных структур.
У сирот слабо сформировано чувство Я. Причина этого заключается в том, что дети-сироты очень мало знают о себе и о своём прошлом, о своей семье. Необходимо объяснить ребёнку в простой, понятной и правдивой форме о том, что с ним было раньше и как обстоит сейчас. Это способствует его успокоению, приобретению им жизненной уверенности. Отношение к себе у подростков сирот повторяет оценку окружающих.
Таким образом, личностное развитие детей-сирот и их психическое развитие носит специфический характер. Все особенности развития подростков-сирот определяются теми условиями, в которых они жили и живут. Наиболее значимым условием развития является отсутствие близкого взрослого человека, который бы любил и принимал ребёнка безоговорочно. Очень большое влияние оказывает на становление подростка негативное отношение к этим детям со стороны социума. Всё это приводит к формированию агрессивной, но очень ранимой, неуверенной в себе личности, которая в большей степени защищается от внешнего мира, а не взаимодействует с ним.
Задачи воспитателя по отношению к детям-сиротам и детям, лишённым родительского попечительства состоят в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении исключить позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к тем взрослым и сверстникам с которыми вынужден общаться, но и к людям вообще.
Эти под ростки нуждаются в особом гуманистическом и профессиональном сопровождении, Подростку-сироте нужен друг, способный понять его, тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни.
Литература:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.