Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности поведения подростков-сирот

04.11.2014 1526 2354
Монахова Ольга Сергеевна
Монахова Ольга Сергеевна, воспитатель

Костромской машиностроительный техникум

«Сироты, отвергнутые дети узнают чрезвычайно рано,

что они не такие, как «те другие», а гораздо хуже

и живут совсем не по праву, а лишь из гуманности».

Ф. М. Достоевский

 

Проблема адаптации человека к постоянно меняющимся условиям окружающей среды была и остаётся очень сложной. В последние годы эта проблема приобрела особую актуальность в связи с тем, что происходят масштабные изменения в политической, экономической, социальной и культурной  жизни страны. Возрастание психического напряжения социальная и личностная нестабильность заставляют искать новые формы психологической помощи населению, и, в первую очередь,- социальным группам, которые по тем или иным критериям могут быть отнесены к неблагополучным. Последняя группа людей более других нуждается в психологической поддержке дети-сироты подростки, воспитывающиеся вне семьи. Большинство из них дети, родители которых живы, но лишены родительских прав по причине  разного рода обстоятельств (алкоголизм, пребывание в местах лишения свободы, неспособность создать необходимые для воспитания условия и пр.) Тем не менее родители остаются для ребёнка значимыми субъектами на протяжении их дальнейшей жизни. И это надо учитывать при работе с детьми-сиротами.

Обобщённый портрет таких подростков можно описать следующим образом: интеллектуальное отставание, агрессивность, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, неуверенность в себе. Для них характерно большое количество межличностных контактов, но они все поверхностны, безэмоциональны, формальны. Друзья легко заменяются другими, если они не оправдывают ожиданий.  Подростку сироте легче не испытывать привязанность к кому-либо, чем потом переживать разрыв отношений.

При работе воспитателей с детьми-сиротами необходимо добиваться, чтобы в основе послушания требованиям взрослых лежало доверие к воспитателю, убеждённость в его правоте. В жизни такие отношения  замечены не часто. Причина спрятана в прошлом подростков – в негативном опыте взаимоотношений со взрослыми – родителями и учителями.

Агрессивность является одной из характеристик личности подростка-сироты. Негативное и агрессивное отношение к другим людям является следствием недостаточности теплоты и принятия в обществе. Она проявляется в том, что любые действия окружающих воспринимаются подростком-сиротой как повод для конфликта. Межличностные отношения, как правило, недолговечны, формальны.

У детей-сирот, проживших какое-то время в детском доме и общаясь с ограниченным количеством людей в результате своеобразной идентификации друг с другом складывается детдомовское «МЫ», которое выражается в совместном обособлении от других, «чужих» людей и в результате этого возникает негативное отношение к ним, что создаёт внутренние условия,  которые могут стать благоприятной почвой для правонарушений.

Воспитателю важно учитывать и то, что подросток, воспитывающийся в детском доме, мог общаться постоянно с одной и той же группой лиц. Причём сам он не мог поменять её на какую-то другу или по своей инициативе быть исключённым из неё. Поэтому у таких детей высокая интенсивность контактов со сверстниками, хотя часто у таких подростков наблюдается недоразвитие интимноличностной стороны общения. В основе этого отставания лежит отсутствие сопереживания, сочувствия, умения и, главное, потребности разделять свои переживания с другим человеком.

Дети, которые выросли без близких и родных людей, не способны к сильным эмоциональным переживаниям, так как способность ребёнка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви получил он сам и в какой форме она выражалась.

При сильно выраженном стремлении подростков-сирот к общению со взрослыми и при этом повышенной зависимости от взрослых проявляются неоднозначные отношения подростка к воспитателю в разных «трудных» жизненных ситуациях: запрет, замечания взрослых, столкновения различных интересов. Обвинения со стороны сверстников. Неумение брать на себя ответственность показывает «потребительское» отношение ко взрослым, возможность ожидать и даже требовать решения своих проблем от  окружающих его людей. Агрессивные, грубые ответы подростков взрослым показывают на то, что у этих детей не сформирована «дистанция» в общении со взрослым.

Другой очень важной и существенной особенностью детей из детских домов является избыточное половое возбуждение (гиперсексуальность). Причина этого в том, что ребёнок, социально выбитый из колеи, не может использовать свою энергию позитивно.

Гиперсексуальность проявляется в повышенном интересе ко всему, что связано так или иначе с половой жизнью, в ранних половых связях, нецензурной брани и т. д. события и поведение людей, не имеющие никакой сексуальной подоплеки, они окрашивают в своём сознании в сексуальные оттенки.

У подростков из детских домов импульсивность в удовлетворении своих потребностей часто сочетается с приступами агрессии. Агрессивные реакции часто бывают жестокими, даже садистскими. Такие люди свои побуждения считают неотложными и неумолимыми. Откладывать их реализацию или заменить чем-либо другим немыслимо. Удовлетворение таких побуждений ведёт к распущенности, состоянию пресыщения, но не к чувству счастья с присущим ему чувством повышения самоуважения.

Такие реакции можно наблюдать, например, тогда когда подростку-сироте надо соблюдать формальные правила социального поведения. При получении различных социальных пособий, стипендии, пенсии т. п. эти дети очень агрессивно себя ведут, если им приходится стоять в очереди, сходить с просьбой по другому адресу. Собирать различные необходимые документы и т. п. В таких случаях воспитанники детских домов, как правило, показывают не только психическую , но и физическую агрессию, причём последняя может быть направлена на самого себя и на окружающих.

У подростка-сироты, как правило, складывается заниженная самооценка. Это происходит из-за недостатка родительской любви и как следствие- отсутствие у ребёнка чувства уверенности в себе. Низкая самооценка проявляется у сирот в их нерешительности, избегании нового, неуверенности в незнакомой ситуации. Они стараются выбирать такие ситуации и жизненные задачи, в которых им был бы гарантирован успех. Неуверенность в своих возможностях способствует формированию у социальных сирот пассивность. Лень, нежелание делать то, что могло бы принести неудачу.

В результате того, что у ребёнка нет постоянной заботящейся значимой фигуры и постоянная необходимость приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение приводят к снижению активного отношения к жизни, развивается зависимость от других, что делает подростков-сирот лёгкой добычей для криминальных структур.

У сирот слабо сформировано чувство Я. Причина этого заключается в том, что дети-сироты очень мало  знают о себе и о своём прошлом, о своей семье. Необходимо объяснить ребёнку в простой, понятной и правдивой форме о том, что с ним было раньше и как обстоит сейчас. Это способствует его успокоению, приобретению им  жизненной уверенности. Отношение к себе у подростков сирот повторяет оценку окружающих.

 

Таким образом, личностное развитие детей-сирот и их психическое развитие носит специфический характер. Все особенности развития подростков-сирот определяются теми условиями, в которых они жили и живут. Наиболее значимым условием развития является отсутствие близкого взрослого человека, который бы любил и принимал ребёнка безоговорочно. Очень большое влияние оказывает на становление подростка негативное отношение к этим детям со стороны социума. Всё это приводит к формированию агрессивной, но очень ранимой, неуверенной в себе личности, которая в большей степени защищается от внешнего мира, а не взаимодействует с ним.

Задачи воспитателя по отношению к детям-сиротам и детям, лишённым родительского попечительства состоят в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении исключить позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к тем взрослым и сверстникам с которыми вынужден общаться, но и к людям вообще.

Эти под ростки нуждаются в особом гуманистическом и профессиональном сопровождении, Подростку-сироте нужен друг, способный понять его, тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни.

 

Литература:

  1. Арямов,И.А. Изучение ребёнка в детском доме.// Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия. Под ред. В.С. Мухиной. М.: Просвещение. 1991
  2. Березин,С,В,, Евдокимова Ю,Б, «Социальное сиротство: дети и родители»: Материалы к курсу « Педагогическая психология: Самара: Издательство «Универс-групп», 2003.
  3. Байбородова, Л,В, Преодоление трудностей социализации детей-сирот. Ярославль,1997.
  4. Божович,Л,И, Проблемы формирования личности,// Под ред. Д,И, Фельдштейна, 2-е изд. М.: Воронеж,1997.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*