Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Адаптация студентов нового набора - первая ступень к здоровьесбережению

21.10.2011 799 4162
Захарова Галина Михайловна
Захарова Галина Михайловна, преподаватель математики

Мариинский политехнический техникум
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни. По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Вместо акселерации (увеличения роста) идет децелерация (уменьшение роста). За последние 10 лет в 20 раз увеличилось количество низкорослых, ежегодно 300 тысяч юношей (около 35%) комиссованы военкоматом. Эта трагедия "перекинулась" на репродуктивные возможности населения. Из 1000 новорожденных младенцев 800–900 уже имеют врожденные пороки развития. Среди подростков 15–17 лет на первом месте – болезни органов дыхания, на втором – болезни глаза и его придаточного аппарата, на третьем – болезни костно-мышечной системы. Отмечается рост онкологической заболеваемости у детей до 14 лет на 26,2%, среди подростков 15–17 лет – на 83,3%. Острой социальной проблемой остаётся ухудшение состояния психического здоровья детей, а также потребление психоактивных веществ. Увеличилось количество детей, состоящих на учёте по злоупотреблению наркотическими средствами в 4 раза и алкоголем – в 3 раза. Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в  образовательные учреждения здоровьесберегающих технологий.


Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить  обучающему возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.        Подростки, перешедшие для дальнейшего обучения в другое учебное заведение, испытывают сильнейший нервный стресс.  Состояние напряжения организма под действием новой обстановки может быть причиной многих заболеваний студентов- первокурсников.   Таким образом, одной из важнейших задач  нашего учебного заведения является сохранение здоровья обучающихся с первых дней появления в техникуме.


Первой ступенью к здоровьесбережению администрация и преподаватели ЦК общеобразовательных дисциплин считают адаптацию студентов нового набора.  В законе Российской Федерации «ОБ образовании» образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. В докладе Международной комиссии по образованию для XXI в., представленном ЮНЕСКО, предложено четыре основополагающие цели образования: научить жить вместе, научить приобретать знания, научить работать,   научить жить.

  • Научить жить вместе можно, только осознав растущую взаимозависимость людей, стран, народов. Такая задача необходима для разумного и мирного решения неизбежных конфликтов.
  • Научить приобретать знания – это задача обусловлена быстрыми изменениями, связанными с научным прогрессом и новыми формами экономической и социальной деятельности.
  • Научить работать – значит научить совершенствоваться в своей профессии, а в более широком смысле – поддержать компетентность, дающую возможность справляться с различными жизненными ситуациями.
  • Научить жить – значит научить познавать самого себя для наилучшего использования своего личностного потенциала.

Исходя из этого, ЦК общеобразовательных дисциплин, руководствуясь государственными стандартами и отвечая запросам времени, систематически совершенствует методику работы по адаптации студентов первого года обучения, создавая оптимальные условия для реализации  потенциальных возможностей.


Следует отметить, что кризис духовности, который переживает наше общество, охватил все поколения, и связан он с распадом прежней идеологической системы и утратой духовных ориентиров. В этой обстановке тревожит появление идей нетерпимости, особо опасных в нашей образовательной среде.


С первоначального появления студента в техникуме он сталкивается с рядом проблем. Их решение невозможно без должной организации и управления адаптационным процессом со стороны преподавателей и администрации техникума.


Администрация техникума во главе с директором Кожемяко Н.Н. для успешной адаптации студентов - первокурсников  создаёт все необходимые условия: хорошая материально-техническая база, научно–методическое обеспечение учебного процесса, мощный потенциал педагогического коллектива, наличие социально – психологической службы.


К чему же надо адаптироваться? К учебному процессу, который значительно отличается от школьного, например, протяжённость занятия 90 минут; к  абсолютно новому коллективу преподавателей и коллективу группы; к новым условиям жизни, самостоятельной организации учёбы, быта, свободного времени; к новым отношениям с родителями, ибо подросток становится постепенно независимой личностью.


Работа по адаптации к новой студенческой жизни начинается с момента зачисления студентов в техникум. Хорошая адаптация студентов нового набора – это благоприятная основа для воспитания общей культуры будущих специалистов.


Работу в данном направлении комиссия начинает с составления плана, в который  включаются следующие пункты:

  1. Ознакомить студентов первого года обучения с требованиями преподавателей и с требованиями учебного заведения, и добиваться их выполнения.
  2. Осуществлять привитие интереса к преподаваемой дисциплине через использование  нестандартных форм и методов обучения (игровые технологии, интегрированные уроки, применение ИКТ и т.д.)
  3. С целью привлечения студентов – первокурсников к посещению консультаций и дополнительных занятий сентябрь месяц объявить «Месяцем без двоек».
  4. Вовлечь студентов в работу предметных кружков и клубов.
  5. Осуществлять дифференцированный подход к контролю знаний.
  6. Раз в две недели во время занятия проводить беседы –пятиминутки нравственно-этического содержания.
  7. Составить тематику ВСР (внеаудиторных самостоятельных работ), особое внимание уделять развитию творческих способностей студентов.
  8. Особое внимание уделять индивидуальной работе со студентами.
  9. Учить студентов-первокурсников самостоятельной деятельности.
  10. Продолжить работу по формированию у студентов первого года обучения обще-учебных навыков, к которым относятся: 
  • Общие приемы учебной работы:

- навык управления вниманием;  навыки слушания;

- навыки чтения и работы с книгой: учебником и дополнительной литературой, научно-популярной литературой;

- навыки работы с текстом, навыки развития устной речи;

- навыки конспектирования, рецензирования, работы с докладом, рефератом; навык представления информации;

- навыки публичного выступления, участия в дискуссии.

  • Общенаучные навыки:

- навык наблюдения;

- навыки проведенияопыта:умение определять цель, гипотезу, условия и план опыта, делать анализ и формулировать вывод;

- навыки решения задач;

- навыки работы с обобщёнными планами рассказа о явлении, законе, теории.

  • Приёмы мыслительной деятельности:

- сравнение;

- анализ и синтез, классификация и систематизация; обобщение.

  • Коммуникативные навыки:

- навыки вербального и невербального общения, культура общения;

- само-регуляция и самоконтроль в общении;

- навыки групповой работы.


Особое внимание многие преподаватели общеобразовательного цикла  уделяют развитию ключевых навыков, таких как целеполагание, планирование деятельности, распределение времени и навык организации самостоятельной работы.


В техникуме стало традицией в адаптационный период проводить открытые занятия, на которых   преподаватели     делятся опытом, наглядно демонстрируя реализацию деятельности по развитию всех выше перечисленных   навыков, используя разнообразные формы и методы ведения занятий, используя  ИКТ, с помощью которых активизируется  познавательная деятельность студентов.


Кроме того, необходимо отметить, что и рабочие уроки   многих  преподавателей нашей комиссии насыщены, а самое главное – научные, интересные, познавательные. Для их проведения используются  инновационные

технологии: личностно-ориентированные, коммуникативные, информационные, игровые…


В нашем учебном заведении сложились добрые традиции, помогающие первокурсникам успешно адаптироваться в новых условиях:

  • праздники «День знаний», «Посвящение в студенты»;
  • фестиваль «Первый снег», неделя Науки;
  • посещение музея техникума, в котором студенты знакомятся с историей учебного заведения;
  • встречи с выпускниками;
  • анкетирования и тестирования различного направления;
  • привлечение первокурсников к занятиям  в спортивных секциях, в художественной самодеятельности, в КВНах;
  • проводятся занятия «Введение в специальность».


Много внимания в техникуме уделяется воспитанию  гражданских,

патриотических качеств.  Гражданин должен знать свою страну, её прошлое и настоящее, её героев, её политику. Так, например, в канун Дня защитника Отечества проводится военно-спортивная неделя, студенты поздравляют ветеранов войны, оказывают им помощь. Закрывает неделю обще-техникумовский классный час, на котором поздравляют победителей военно-спортивных соревнований и проводят конкурс «А ну-ка, студенты и преподаватели!».


Не забыто и трудовое воспитание. Студенты весной и осенью поддерживают порядок на территории техникума, общежития, участвуют в субботниках, помогают ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам труда.


Кроме всего выше перечисленного, ежегодно мы проводим входное тестирование и промежуточное (рубежное) тестирование, что позволяет  пронаблюдать динамику развития обще-учебных навыков первокурсников в период адаптации. Полученные результаты,  дают возможность отслеживать как эффективность нашей деятельности в целом: в группах повысилась общая успеваемость, улучшились качественные показатели, так и определять те общенаучные навыки, развитие которых выражено недостаточно, что позволяет сделать определённый вывод. Кроме того, данные результаты служат косвенными показателями адаптации студентов нового набора.


Для успешной адаптации студентов нового набора в нашем техникуме создаётся атмосфера психологической комфортности и материальной поддержки, разработан механизм социальной защиты интересов и прав студентов. Успешно действует «Положение о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки студентов техникума». Особое внимание уделяется опекаемым и студентам, оказавшимся в тяжёлом материальном положении.


В целом, работа всего педагогического коллектива техникума в сложный адаптационный период направлена на формирование у каждого студента системы общечеловеческих ценностей, на выполнение социального заказа, на воспитание личности, востребованной обществом, а самое главное – на здоровьесбережение уже на начальном этапе обучения.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*