Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Становление и развитие хореографического образования в Республике Саха (Якутия)

31.10.2014 3181 5940
Баллыева Надежда Гурьевна
Баллыева Надежда Гурьевна, педагог классического танца, отличник культуры РС(Я), отличник образования РС(Я)

Якутская балетная школа (колледж) имени Аксении и Натальи Посельских

Для определения специфики профессиональной деятельности артиста балета проясним в первую очередь - понятие «балет». Балет – один из самых красивых пластических видов искусства. Недаром его любят и ценят зрители.

 

Ванслов В.В. определяет балет как «вид музыкально-театрального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах». В своих истоках искусство балета связано с танцевальными элементами народного театра и народным музыкальным творчеством.

 

Как и любой вид искусства, балет имеет свою историю и ее продолжение, сейчас в век новых технологий, пожалуй, этот вид остается одним из единственных, где все передается упорным трудом педагога и артистов, солистов балета.

 

Профессиональный балет Республики Саха (Якутия) не является исключением, и, несомненно, он связан с русской школой балета, ее становлением, традициями и опытом.

 

Становление творческой биографии якутского балета начало формироваться в 30-ые годы XXвека. Представители старейших балетных школ Москвы и Ленинграда воспитали первое поколение артистов балета.

 

Первыми были Иван Алексеевич Каренин и Сергей Владимирович Владимиров-Климов. Благодаря их самоотверженности и любви к своей профессии, якутские артисты начали познавать азы классического танца. Так, со временем стали появляться не только танцевальные сюиты и одноактные балеты, но и полноценные спектакли.

 

В 1947 году была осуществлена постановка первого национального балета «Полевой цветок» М. Жиркова и Г. Литинского, балетмейстером С. Владимировым-Климовым и с этого времени идет исчисление зарождения якутского балета.

 

Балетная труппа, сформированная из выпускников вокально-балетной студии, существовавшей на базе хора при Государственном Якутском театре, позже пополнилась выпускниками хореографического отделения Якутского музыкально-художественного училища. А.Посельская, И.Христофоров, М.Жорницкая, Л.Мекюрдянов, К.Абрамов, М.Белолюбская, Т.Саввина, В.Исаков, М.Местников, М.Попова, В.Воложанина, А.Хорошина, Е.Садовникова, И.Максимова, А.Ефремов, Д.Попов, Н.Колесова, М.Посельская, А.Софронов, А.Мохотчунова, В.Лукин, А.Торговкина - это те люди, которые стояли у истоков зарождения национального танцевального искусства, и многие годы посвятили своему любимому делу, несмотря на трудности, которые выпали на их долю.

 

В 1956 году с балетной труппой начал работать еще один представитель русской школы - Козлов Василий Васильевич. Его усилиями на сцене якутского театра были поставлены отрывки из балета Р. Глиера «Красный мак», половецкие пляски из оперы А. Бородина «Князь Игорь», «Вальпургиева ночь» из оперы Ш. Гуно «Фауст». В 1958 году В.В.Козлов создал новую редакцию «Бахчисарайского фонтана», в 1959 году выпустили балет А.Крейна «Лауренсия». И несмотря на малочисленный состав балетной труппы, была осуществлена постановка балета великого композитора П.И.Чайковского «Лебединое озеро».

Появление на сцене якутского театра в 1958 году выпускницы Ленинградского академического хореографического училища им. А. Я. Вагановой Евдокии Степановой вызвало огромный интерес к искусству балета у массового зрителя. Ее блестящее и неповторимое творчество сыграло огромную роль в развитии балетного искусства Якутии и в свое время повлияло на качественный рост балетной труппы.

 

В 1962 году балетной труппой театра руководила первый якутский балетмейстер, Александра Мохотчунова, получившая высшее профессиональное образование в ГИТИСЕ им. А.В. Луначарского в г. Москве. Она и осуществила постановку детского балета на музыку И.В. Морозова «Доктор Айболит», который через несколько лет, повторит в своей интерпретации А.А.Попов.1964 год ознаменован появлением национального балета Ж. Батуева «Чурумчуку», в постановке московского балетмейстера К.Карпинской. Спектакль до сих пор в репертуаре театра. Балетная труппа бережно хранит традиции, заложенные предыдущими поколениями.

 

С 1964 года балетная труппа стала пополняться выпускниками Новосибирского хореографического училища, что, несомненно, отразилось на уровне выпускаемых спектаклей. Хорошо обученные, высокотехничные артисты со временем, а некоторые сразу, стали ведущими солистами балетной труппы. С приходом артистов этого поколения, искусство балета Якутии поднялось на новую ступень своего развития.

 

Артистам приходилось выходить не только в оперных спектаклях, но и в драматических. Выпускников Новосибирского хореографического училища 1960-х годов можно назвать "золотым поколением", которое способствовало созданию профессиональной балетной труппы Якутии - А. Попов, К. Федорова-Иванова, С. Саввина, Л. Габышева, Г. Ершова-Докторова, Н. Посельская, Н. Христофорова, Г. Баишев, А. Заболоцкий, А. Антипин, А. Ултургашев.

 

Как раз в это время, с 1966 года, балетную труппу возглавил приглашенный балетмейстер Булат Мухамедович Губжоков. Это время качественного роста, расцвета якутского балета. Артисты национального театра впервые приняли участие в международных конкурсах и фестивалях артистов балета и балетмейстеров. Б. М. Губжоковым были поставлены балеты: «Аленький платочек» М. Жиркова и Г. Литинского в 1967 году, «Голубой Дунай» И. Штрауса.

 

В 1969 году якутский зритель впервые познакомился с шедевром мировой хореографии балетом А. Адана «Жизель» в постановке К.М.Мадемиловой. В этом же году был поставлен балет В. Каца «Кюн-Куо» также балетмейстером К. М. Мадемиловой по сюжету якутского национального эпоса-олонхо.

 

С 1969 года балетной труппой руководил Сулейман Фаттахович Бурханов, который в течении трех сезонов создал на якутской сцене три балета: «Орлы летят на север» Г. Комракова, «Аппассионата» Л. Бетховена, «Ильмень-озеро» Д. Салиман-Владимирова.

 

Дальнейшие успехи и развитие якутского балетного театра связаны с именем Алексея Андреевича Попова. Он один из первых профессиональных артистов балета – выпускник Новосибирского хореографического училища. Первым Алексей Андреевич оставался во всем: будь то артист, балетмейстер, педагог, художник. Обладая  абсолютным музыкальным слухом, невероятным актерским мастерством, азбукой классического танца, окончив в 1972 г. балетмейстерский факультет ГИТИСа им. А.В.Луначарского, А.А.Попов осуществил постановку балетов: Ш. Гуно «Вальпургиева ночь» (1971), С. Прокофьева «Золушка» (1975), героический балет Г. Комракова «Подвиг» (1976), увертюра-фантазия П. Чайковского «Ромео и Джульетта» (1976), Д. Салиман-Владимирова «Священный Ильмень» (1977), А. Петрова «Сотворение мира» (1978), В. Моцарта «Маленькая ночная серенада», М. Равеля «Болеро» (1979), Ц. Пуни «Собор Парижской Богоматери» (1980), П. Чайковского «Щелкунчик» (1981), Н. Пейко «Абакаяда» (1983), И. Морозова «Доктор Айболит» (1984), Ж. Бизе, Р. Щедрина «Кармен» (1987), Г. Гладкова «Двенадцать стульев» (1988), В. Бочарова «Маугли» (1989), Г. Комракова «Северная легенда» (1990).

 

Попов А.А. был не только талантливым балетмейстером, он умел раскрывать и открывать новые имена якутского балета: М. Сайдыкулова, М. Мекюрдянова, А. Степанова, Е. Мыреева, Г. и С. Афонасевич, А. Ягодкин, И. Борисова, И. Пудова, Б. Матвеев, И. Мясоедов. Редкое сочетание ума, таланта и человеческих качеств позволили Алексею Андреевичу долгие годы успешно руководить балетной труппой театра. Его творчество охватило целый этап в становлении и развитии профессионального балетного искусства республики.

 

Несомненно, большую роль для становления труппы имели творческие контакты со многими деятелями российского балетного искусства. Благодаря этому,  репертуар театра пополнился такими названиями, как Ф. Шопен «Шопениана» (1977) в постановке Б. Халиулова, М. Петипа «Баядерка» (1983) в постановке Н. Маркарьянца и В. Бурцева, П. Чайковского «Франческа да Римини» (1986) в постановке А.Чичинадзе, С. Корнилова «451 градус по Фаренгейту» (1989), Ф. Амирова «Тысяча и одна ночь» (1990) в постановке Р. Ибатуллина, Л. Минкуса «Дон-Кихот» (1993) в редакции О.Розановой. Такая практика является необходимой для творческого роста артистов, раскрытия новых возможностей и открытия новых талантов, а, следовательно, и новых имен.

 

90- годы ХХ столетия для якутского балета стали новым испытанием и новым переходом на более высокий профессиональный уровень. Связано это с приглашением выпускника Санкт-Петербургской консерватории И. Ю. Паршагина. Труппу в это время возглавляла солистка театра, выпускница консерватории Екатерина Мыреева, именно  с ее приходом началось приобщение коллектива к мировой балетной классике. «Вечер старинной хореографии» - до сих пор является украшением репертуара. Могли ли первые артисты балета мечтать, что на сцене якутского театра будут поставлены шедевры великих балетмейстеров А. Бурнонвиля, Ф. Тальони, М. Петипа, М. Фокина. Якутские зрители смогли познакомиться с одноактными балетами «Свадьба Авроры», «Пахита» в редакции Н. Долгушина.

 

С 1992 по 1997 год труппой руководит народная артистка ЯАCСР и заслуженная артистка РСФСР Е. А. Степанова. С этого момента начинается тесное сотрудничество с заслуженным деятелем искусств РФ, профессором Санкт-Петербургской консерватории Александром Полубенцевым. Балетмейстер открыл для себя творческую, молодую труппу якутского балета. Постановки Полубенцева позволили артистам проявить себя с новой стороны, показать не только свои профессиональные и технические возможности, но и актерское мастерство, требующее иногда и искрометный юмор, и глубокую драматичность образов. «Приключения Чиполлино», «Классическая симфония», «Ночные танго», «Знак Солнца», «Праздники танца» - все эти постановки до сих пор в репертуаре театра и являются своего рода школой для нового поколения артистов.

 

В 1993 году впервые прошли гастроли якутского балета в г. Москве. «Бенефисы в Москве» вызвали неподдельный интерес зрителей, критиков столицы, которые отметили значительный рост и успех труппы.

 

1996 г. ознаменовался гастролями в КНР. Якутским артистам аплодировали зрители г. Пекина, Шень-Женя, Чаньша, Ухань, Чжень-Чжоу.

 

С 1997года и по настоящее время балетную труппу театра возглавляет заслуженная артистка РС (Я) Мария Васильевна Сайдыкулова, окончившая балетмейстерский факультет Российской академии театрального искусства им. А.В. Луначарского.

 

Важнейшим событием в культурной и театральной жизни республики становится сотрудничество с крупнейшим хореографом современности Ю.Н. Григоровичем, чье имя известно во всем балетном мире. В 1999 году состоялась премьера балета на музыку П.И. Чайковского «Лебединое озеро», в 2004 году «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева.

 

Несомненно, работа с таким мастером, как Григорович, это не только колоссальный опыт, но и огромная ответственность каждого члена труппы, начиная от солистов и заканчивая артистами кордебалета. Здесь необходимо отметить, что в большинстве массовых сцен были заняты учащиеся Республиканского хореографического училища (колледжа).

 

Ю.Н. Григорович так отметил участие воспитанников школы: «Ваша молодость, мечтательность, любовь к профессии сделали постановку этого балета в Якутии».

 

Открытое в 1992 году сначала, как хореографическое отделение при музыкальном училище им. М. Н. Жиркова, получившее в 1995 году статус училища и собственное здание, молодая балетная школа сейчас является единственным профессиональным хореографическим колледжем на Дальнем Востоке. Конечно, главная заслуга в этом принадлежит потомственной балерине, первому директору и художественному руководителю, заслуженному работнику РФ и РС (Я) Наталье Семеновне Посельской.

 

За это время подготовлены  и выпущены солисты и артисты балета, которые успешно работают на сцене Государственного театра оперы и балета им. Сивцева-Суоруна Омоллоона, Национального театра танца РС(Я), художественных коллективов. Срок существования совсем небольшой, но есть свои результаты, есть перспективы, есть над чем работать и к чему стремиться.

 

Наталья Семеновна не зря говорила: « Наша школа только проходит первые шаги становления, если хореографическим заведениям Центра по двести с лишним лет и меньше, то мы выпускаем только первых артистов. Но главное,  заложено - в республике  есть свое балетное училище».

 

Балет был, есть и будет одним из самых красивых, пластичных, эмоциональных видов искусства. Труд артиста балета нелегок и не каждому дан, сюда приходят по своему большинству фанатичные люди.

 

А потому, если в театр приходят зрители, аплодируют, дарят цветы - есть перспективы и дальнейшее желание двигаться вперед.

 

Список использованной литературы

  1. Бахрушин Ю.А. История русского балета М. :Просвещение, 1973.
  2. Ванслов, В.В. В мире балета. - М., 2010. - 296 с.
  3. Захарова В.А. История хореографии, курс лекций Я.: ООО «Издательство Якутский край», 2014.
  4. Энциклопедия. Балет. М., Советская энциклопедия, 1981.
  5. Энциклопедия. Русский балет. М., Согласие, 1997.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*